Сравнительная действенность воды и воздуха




Скачать 234.29 Kb.
НазваниеСравнительная действенность воды и воздуха
Дата21.10.2012
Размер234.29 Kb.
ТипДокументы
Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

Сравнительная действенность воды и воздуха


Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

Как возникает простуда?


У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода суживаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдет в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных органах. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы - паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки. Пораженная вирусом клетка погибает и отторгается. На эту поврежденную поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.

На оглавление

Что дает закаливание?


Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

На оглавление

Что такое иммунитет?


Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета


Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

На оглавление

Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!


Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди. В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

Иммунитет и стресс


Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет, а по прошествии времени наступает вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

Осторожней с моржеванием и "проныриванием"!


Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

На оглавление

Учение о стрессе И.А.Аршавского


Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздействии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

Тугое пеленание вредно!


Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса. Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного - это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

На оглавление

Закаливание можно начинать с рождения


Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

...Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

Три варианта закаливания


Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26- градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

На оглавление

Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!


Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инструкции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

На оглавление

Как начать закаливание ребенка старше года?


Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

Ребенок не должен бояться!


Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!


Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению.

Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам. При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

На оглавление

Бегание по снегу


Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь, начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?


Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

На оглавление

О солнечных ваннах


В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

Водные процедуры на природе


Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста, страдающих рахитом, хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

На оглавление

О пользе бани


В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

Когда можно в первый раз в баню?


Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

На оглавление

Как действовать в парилке и после нее?


Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два- три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры

Используйте для закаливания все возможности!


Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

Закаливание детей




Закаливание детей надо начинать с первых дней жизни и проводить систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребенка еще функционально незрелы. При закаливании детей необходимо учитывать особенности развития детского организма. Кровеносные сосуды детского организма не достигают еще необходимой терморегуляционной способности, неэкономно отдают тепло во внешнюю среду. Поэтому дети теряют тепла значительно больше, чем взрослые, при меньшей способности восстанавливать его. При охлаждении на восстановление температуры тела девочки до 14 лет затрачивают энергии на единицу веса почти на 40 процентов больше, чем женщины. Отсутствие четкого взаимодействия между процессами теплообразования и теплоотдачи вызывает повышенную чувствительность к холоду, температурным колебаниям и влажности.

Процесс развития детей продолжается и после 14 - 15 лет. Интенсивное увеличение размеров тела, быстрое развитие всех систем и органов требуют больших энергетических затрат на единицу веса, чем у взрослого человека. Неумеренное закаливание детей, тем более зимнее плавание, тоже требует немалых затрат энергии, что может нанести ущерб развивающемуся организму.

Дети школьного возраста отличаются непостоянством настроения, их эмоции слабо контролируются рассудком. Часто они переоценивают свои силы, тянутся за взрослыми, стремятся подражать им, не отстать от них. При проведении мероприятий закаливания детей это может привести к холодовым и психическим перегрузкам.

Вместе с тем нельзя отрицать и тот очевидный положительный опыт, который накопили отдельные семьи, о которых сейчас так много пишут с удивлением и восхищением. Излишне восторженный тон некоторых журналистов создает видимость общедоступности их методики закаливания детей. Кажется, что им все нипочем, что они в состоянии перешагнуть законы природы человека, его физические и психические пределы. Каждый человек неповторим и не похож на другого. Это относится к любому возрасту. Поэтому слепое, механическое подражание может привести к нежелательным последствиям. Нельзя переносить опыт полудиких кочевников и северных народов на современных детей, изнеженных комфортом цивилизации и утративших врожденные и приобретенные свойства предков, живших в суровых природных и материальных условиях.

Методика закаливания детей сильнодействующими средствами пока еще не вышла из стадии эксперимента, который проводится в новых социальных условиях, коренным образом отличающихся от условий предков. Методика закаливания дошкольника особенно должна быть тщательно взвешенной, универсальной и вместе с тем избирательной, пригодной для закаливания детей с разным состоянием здоровья, развитием, условиями жизни, учитывающей разную степень опытности и грамотности родителей.

Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми и раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; его следует использовать во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь частичным кратковременным обнажением тела во время смены одежды. Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лежа, поворачиваясь через определенные интервалы времени. Для закаливания ослабленных детей рекомендуются слабо действующие водные процедуры, умывание, влажное обтирание, обливание.

Первичный положительный результат закаливания ледяной водой часто проявляется сразу же - дети крепнут на глазах, избавляются от простудных заболеваний, быстрее развиваются. Но не менее важны и отдаленные последствия. Возьмем, к примеру, девочку. Ее организм нежнее и восприимчивее к сильным стрессам, к температурным колебаниям внешней среды, к холоду, к кожным раздражениям. У нее повышена нервно-психическая возбудимость, недостаточна стойкость против стрессов. Ребенок по пути к расцвету женственности, зрелости и материнству должен пройти несколько стадий развития: детство, подростковый период, юность, когда происходят сложнейшие физиологические и психические процессы, гармонично развивающие все жизненные системы организма, закладывающие основы здоровья на всю жизнь, в том числе способность к материнству, как один из важнейших критериев здоровья. Вот до периода материнства и должен продлиться эксперимент, то есть 18 - 20 лет. Тогда только можно уверенно сказать, что купания в снегу и холодной воде маленьким детям, дошкольникам, детям школьного возраста полезны на всех возрастных стадиях развития, что они не имеют отдаленных отрицательных последствий.

Выше мы говорили о соблюдении осторожности при закаливании детей ледяной водой. А теперь поставим вопрос несколько иначе: нужна ли вообще детям высшая закалка, которая достигается при этом?

Форсирование и увеличение холодовых нагрузок до предельных в отношении закаливания маленьких детей и школьников, скорее всего, не вызываются необходимостью. Достаточно и других, более мягких и безопасных, процедур, способных надежно и всесторонне закалить неокрепший детский организм. Даже такие простые процедуры, как ежедневное обтирание тела ребенка влажной рукавичкой (дома или в детском садике) или обливание ног прохладной водой, приводят к сокращению простудных заболеваний детей в 3 - 4 раза. Кроме того, приучив организм детей реагировать только на сильные холодовые нагрузки, мы отучаем их систему терморегуляции реагировать на слабые и средние холодовые нагрузки, то есть ослабляем защитную реакцию организма во время переходного периода - поздней весной и ранним летом, а также и в жаркий летний период.

В вопросах закаливания детей необходимо полностью исключить ажиотаж, соревнование в том, кто раньше окунет ребенка в прорубь, установление своеобразных рекордов. Опыт нетрадиционных (сильнодействующих и недостаточно изученных медициной) способов закаливания не дает оснований игнорировать советы врачей-специалистов. Не отрицая пользы закаливания детей дошкольного возраста, как впрочем и всех возрастов холодом, думается, что не следует применять крайние меры. Высшую форму закаливания можно отложить до 16 - 18 лет, до завершения периода полового созревания, когда организм в основном сформируется.

В остальном весь комплекс закаливающих процедур, рекомендуемый взрослым, может быть успешно применен к детям и подросткам при соблюдении одного непременного условия: во избежание тяжелых последствий затраты энергии при закаливании не должны превышать компенсаторных возможностей организма.

Закаливание детей, как и взрослых, необходимо совмещать с общеразвивающими физическими упражнениями и занятиями традиционными видами спорта. Физкультура и спорт, бесспорно, способствуют гармоническому развитию детей. У мальчиков, не занимающихся физкультурой и спортом, рост с 10 до 16 лет увеличивается в среднем на 24,7 см, в то время как у занимающихся - на 32, 9 см.

Что касается методики закаливания младенцев, то она всесторонне и взвешенно разработана ученым и спортивным деятелем Захарием Павловичем Фирсовым и известна под названием "Плавать раньше, чем ходить".

Сегодня часто поднимается вопрос о закаливании детского организма, как представителей педиатрии, так и родителей. Для многих представление о закаливании сводится лишь к водным процедурам. Но подход к этому типу укрепления детского здоровья вызывает много споров, а порой и незнания подхода к правильному закаливанию, которое не только бы укрепляло и поддерживало здоровье ребенка, но и применялось бы для детей, у которых имеются ряд хронических заболеваний. На эту тему мы беседуем с руководителем Центра традиционной фито- и гирудотерапии, врачом фитотерапевтом Еленой Ивановной Мингинович.

- Елена Ивановна, могли бы Вы рассказать нашим читателям о методах закаливания детей дошкольного и школьного возраста, о пользе и принципах этого направления в укреплении здоровья подрастающего организма?

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха и давления, устойчивы, как к низким, так и высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет.

Надо отметить, что способов закаливания подрастающего организма много, оно не заключено только в принятии водных процедур с постепенным понижением температуры воды. К методам закаливания так же относят воздушные ванны, бегание по снегу в зимнее время, солнечные ванны, хождение босиком по росе, закаливание при помощи влажного и сухого пара (бани). Любое направление закаливания, либо сочетание этих методов, регулярность проведения, способствует укреплению защитно-приспособительных сил ребенка, предупреждает развитие простудных заболеваний, а так же ряда других болезней. 

- С какого возраста можно приступить к закаливанию ребенка?

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Но изначально надо проконсультироваться у врача. Если ваш ребенок здоров и педиатр не находит у него ни каких противопоказаний, то можете спокойно приступать к закаливанию.

В данном варианте, для новорожденных, можно предложить два способа закаливания.

Ребенка купаем при обычной температуре человеческого тела – 36,6 градуса. В это время готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде, температура воды в этом сосуде должна быть на десять градусов ниже, то есть примерно 26 градусов. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду вдоль позвоночника до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут ребенка надо одеть. Каждые три дня температуру обливания надо снижать на один градус, до того момента, пока температура воды не будет соответствовать температуре воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо.

Второй вариант закаливания сводится к тому, что во время туалета малыша (несколько раз в день), ему обмывают теплой водой ягодицы и ноги. При этом надо стараться, чтобы ноги оставались теплыми. Затем быстро обмыть их холодной водой из под крана. Затем так же, не вытирая, завернуть ребенка в теплые пеленки.

Следует не забывать и о воздушных ваннах. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка. При проведении общих воздушных ванн в помещении, ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды.

- Как быть, если ребенку уже больше года, а его до сих пор не закаливали?

Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша под теплую воду. Разогреваете ему ступни, ладони и спину, но в первую очередь воротниковую зону спины. Затем, уже прохладной водой, обливаете ребенку ступни, ладони и очень быстро воротниковую зону, а затем снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. После проведения процедуры, перед одеванием, не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут в махровую простынь или полотенце.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

Следует помнить и о других методах закаливания. В летний период замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются. Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в полотенце и унести в дом.

В зимний период, на фоне уже постоянных проводимых водных процедур закаливания, можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, а не бетон и не асфальтированная дорожка. Ребенка надо одевать так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть на ребенка спортивный костюм, шерстяные носки и валенки. Сначала дайте ребенку побегать, чтобы он разогрелся. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, буквально на несколько секунд. Потом быстро вытирайте ноги от снега полотенцем и обувайтесь, начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова бегайте уже в валенках. Постепенно проводите процедуры, начиная с секундного стояния на снегу до бегания по нему в течение 2-х минут.

Регулярное посещение бани, так же оказывает закаливающий и лечебный эффект на ребенка. Первый раз можно повести малыша в баню в возрасте 7-8 месяцев. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани – тяжелое поражение почек, нервной системы, повышенное внутричерепное давление, болезни сердца. С первого же раза не стоит забираться на полки. И, вообще, не надо вести ребенка наверх насильно. Может быть, после нескольких раз, он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку.

Выйдя оттуда, надо сразу же облить ребенка холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

В бане, в качестве ингаляторного и местного эффекта, хорошо применять также эфирные масла лечебных растений (эвкалипта, пихты, кедра, котовника, сосны, шалфея, базилика, лаванды, мяты и др.

- Елена Ивановна, а какие методы закаливания применимы для детей ослабленных, часто болеющих?

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же – руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

- Елена Ивановна, чтобы Вы могли бы рекомендовать для детей, страдающих хроническими заболеваниями легких и частыми простудными заболеваниями?

Чтобы ребенок полностью выздоровел от хронического заболевания легких (бронхит, пневмония, бронхиальная астма и др.), главное – предупредить обострение болезни. А для этого надо укрепить и закалить организм ребенка, - только так он перестанет подчиняться неблагоприятным внешним воздействиям. От родителей и ребенка необходимы настойчивость и самодисциплина. Процедуры приносят пользу, только если их тщательно выполнять каждый день. В комплекс процедур входят

Горячие грудные обертывания, дренаж (очищение бронхов), настои лекарственных трав, закаливание.

При горячих грудных обертываниях проводятся следующим образом. Ребенка раздевают по пояс. В таз с горячей водой (60 гр.) опускают махровое полотенце, отжимают и быстро обертывают грудную клетку ребенка. Поверх этого мокрого полотенца, обертывают сухим, а затем шерстяным одеялом. Укладывают в постель на спину и укрывают ватным или пуховым одеялом до подбородка. Через 20 минут снимают полотенце, надевают на ребенка сухое белье и оставляют его отдыхать на час в постели. Процедуру надо делать ежедневно в течение 1-2 месяцев.

Дренаж (очищение) бронхов необходим для оттока мокроты из бронхиального дерева. Ребенок свешивает туловище с кровати, упирается локтями в пол, и в таком положении хорошо откашливается в течение 15-20 секунд. Мама при этом помогает ему, энергично сжимая и поколачивая по нижнебоковым отделам грудной клетки. Проводить процедуры следует 2-3 раза в день, причем первую – сразу после утреннего пробуждения, не вставая с постели.

Для лечебного эффекта необходим прием настоев из лекарственных растений, обладающих бронхолитическим, противовоспалительным и антиаллергическим действием. Мы рекомендуем использовать следующие лекарственные растения: багульник болотный, душица обыкновенная, крапива двудомная, подорожник большой, мать-и-мачеха, листья березы.

Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом. Закаливание проводить по схеме, указанной выше, то есть с влажных обтираний, постепенно понижая температуру воды и переходя к другим, более интенсивным, методам закаливания – обливание, контрастный душ, ножные ванночки и т.д.

Без внимания не должно оставаться и занятие физкультурой, особенно таким детям полезны водные виды спорта.

Родителям всегда надо помнить, что настойчивое и добросовестное выполнение рекомендаций по закаливанию – залог успешного восстановления и укрепления здоровья их ребенка.

Похожие:

Сравнительная действенность воды и воздуха iconВода и её свойства. (4-ый урок из раздела «Свойства воздуха, воды и почвы»)
Цель урока: формировать знания об основных свойствах воды, о бережном её использовании
Сравнительная действенность воды и воздуха iconКонтрольная работа
Определите относительную влажность воздуха если при температуре +10°С при 100% влажности в воздухе содержится 9 граммов воды. Какова...
Сравнительная действенность воды и воздуха iconВ первой части введения рассматриваются исторические данные о развитии исследований процессов вихреобразования в замедляющихся потоках воды и воздуха
В первой части введения рассматриваются исторические данные о развитии исследований процессов вихреобразования в замедляющихся потоках...
Сравнительная действенность воды и воздуха iconЛабораторная работа определение влажности воздуха психрометром ассмана
Абсолютной, или объемной влажностью воздуха β называется количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха (плотность водяных...
Сравнительная действенность воды и воздуха iconНаучно-исследовательская работа «Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность человека» Акимова Мария, ученица 9 класса
Поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять её. Влажность воздуха является одним из основных параметров микроклимата...
Сравнительная действенность воды и воздуха iconКонспект по теме «Законы, правила, закономерности, принципы и аспекты охраны окружающей среды»
Щение воздуха. Нормы чистоты воздуха. Способы защиты чистоты атмосферы (ландшафтные, биологические, технические, архитектур­ные)....
Сравнительная действенность воды и воздуха iconС водяной пар имеет дав­ление 700 Па, при этом давление насыщенного пара равно 1400Па. Рассчитайте устно влажность воздуха при этих обстоятельствах и запишите
Точка росы равна 60С, а температура воздуха в комнате 130С. Найти влажность воздуха
Сравнительная действенность воды и воздуха iconИстория развития производства
Прочие же металлы, которые под действием воды и воздуха теряют металлический блеск, покрываясь налетом, а после прокаливания превращаются...
Сравнительная действенность воды и воздуха iconИсследование воздуха-распределения дымовых газов на участке кабельного туннеля при пожаре
В замкнутой системе изолированного участка, суммарные величины истоков пожарных газов и притока свежего воздуха равны, что убеждает...
Сравнительная действенность воды и воздуха icon«Относительная влажность воздуха»
Образовательные: ознакомиться с новым понятием влажности воздуха и способами её измерения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница