Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики




Скачать 180.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики
Дата21.10.2012
Размер180.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН



Политический

дизайн СМИ

и

Политическая

журналистика


Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика



Москва

2010

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом


С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. А.В. Груша


Учебно-методический комплекс дисциплин «Политический дизайн СМИ» и «Политическая журналистика» / сост. А.В. Груша. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – 11 с.


Подготовлен на кафедре теории и практики периодической печати
факультета журналистики.


© Груша А.В., 2010

Политический дизайн СМИ

Цель изучения дисциплины состоит во всестороннем исследовании информационного взаимодействия субъектов политики, его структурно-функциональных особенностей. В условиях быстро меняющегося мира (как политики, так и индустрии), роли и функции СМИ в России имеют свои особенности, хотя находятся вполне в русле мировых трендов в области политической коммуникации.

Под «политическим дизайном СМИ» в данном контексте понимается конструкция национальной политической и медиасистемы, обусловленная различными факторами, среди которых – действующий политический режим, политическая культура конкретного общества.

Задачи дисциплины: ознакомление с основными коммуникационными процессами в обществе, оказывающими влияние на политику; рассмотрение российской модели системы СМИ и организации публичного политического, а также информационного, пространства; определение степени субъектности СМИ в разные периоды недавней российской истории; исследование возможностей участия СМИ в политическом процессе, их политических функций; изучение российских коммуникационных практик в глобальном контексте.

Освоение материалов курса предполагает основательное владение студентами знаниями по политологии в объеме университетской программы. Помимо лекционного материала студентам следует изучить тексты из предложенного списка литературы. Часть текстов существует в электронном виде, то есть доступна через Интернет. Предполагается возможность доступа студентов к онлайн СМИ и базам данных материалов СМИ (например Интегрум).

Важным дополнением следует считать знакомство студентов с источниками самообразования: научной литературой, периодикой, базами данных, документами, политическими и политологическими сайтами,– необходимыми для пролонгированного эффекта курса. Компаративный анализ, предусмотренный в качестве одного из методов освоения материала, позволяет студентам расширить свое представление о мире, что, несомненно, способствует развитию навыков критического осмысления действительности, столь необходимого журналистам.

Раздел I. СМИ, политика и демократия

Тема 1


Массовая политическая коммуникация: сущность и функции. СМИ как элемент политической коммуникации. Основные теории: «волшебная пуля» Г. Лассуэлла и другие. Информация как особый политический ресурс. Политика как способ организации публичной власти. Политическое пространство – публичная сфера, публичная политика. Парламент, партии, масс-медиа в системе представительства интересов граждан. Политическое взаимодействие элит и неэлитарных групп. Публичность без публики? Функции СМИ и эффективность их реализации. Мишень для СМИ – общественное мнение или мнение элиты. Политический спектакль и демократия. Медиакратия вместо демократии. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи.

Тема 2


Политический процесс и способы его анализа. СМИ и другие акторы в структуре политического процесса. Информационные ресурсы и «удельный вес» субъектов политики. Гласность, открытость, транспарентность, гарантированные возможности широкого доступа к информации. СМИ как инструмент демократической делиберации. Политический генезис Интернета. Электронная демократия, электронное правительство: информационная открытость власти.

Тема 3


Политические изменения и СМИ. Диверсификация политического развития. Модернизация, демократизация, демократический транзит: концепты, постулаты, гипотезы. Границы применимости транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций. СМИ и политика в России в 80-е, 90-е годы и в начале XXI века. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства. Достаточное развитие СМИ как необходимое условие демократии.

Тема 4


Политика в эпоху медиатизации. Профессионализация политической коммуникации. Популизм в политике (Сильвио Берлускони, Тони Блэр, Николя Саркози, Уго Чавес, Барак Обама): закономерности существования и разнообразие практик. Персонификация политики. Коммуникативные стратегии политиков («прямые линии», блоги, фейсбук, твиттер и пр.). Руководитель государства – самый публичный политик. Режимы Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева: информационное отражение. Законодательство о СМИ: противоречия. Кто контролирует прессу? СМИ и их хозяева: амбивалентность отношений. Федеральный закон от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами»: уникальность российского опыта.

Раздел II. Политическая топология СМИ

Тема 5


Роль СМИ в формировании политического поведения граждан. Политическая мобилизация вместо политической социализации: опасность дисфункциональных эффектов. Проблемы политического участия. Понятие политического рынка. Политический лидер: управление имиджем. Информационные кампании и информационные войны. Псевдособытия. Маркетинговые (реклама, пиар, информационный лоббизм, информационный терроризм) и немаркетинговые (пропаганда, агитация) способы организации политического дискурса. Манипулятивные технологии. Терроризм и «воздух публичности». Место мифа и символа в политической идеологии. Смеховая коммуникация в политике: форматы, жанры, задачи.

Тема 6


Политические СМИ и политическая информация. Партийная принадлежность и идеологическая приверженность. Плюрализм источников информации и разнообразие точек зрения. Формулирование повестки дня, тематизация, навешивание ярлыков, редукция сложности, запуск пробного шара как приемы конструирования реальности. Формирование климата мнений и производство смыслов. Символическая природа политических текстов.

Тема 7


СМИ как фактор электорального выбора. Электоральные циклы в России. Анализ выборных кампаний федерального уровня. Президентские выборы в РФ (1996, 2000, 2004, 2008 годы) и роль СМИ. Иные избирательные кампании. Контент-аналитические исследования текстов масс-медиа в период избирательных кампаний: отечественные и зарубежные подходы. СМИ в избирательной кампании: модели поведения. Опасности электорального дефолта в условиях деинституционализации политического рынка.

Тема 8


Политическая и медиасистема России: актуальные особенности национальной модели. Политико-правовые аспекты субъектности СМИ: тенденции и перспективы. Нарушения информационного обмена: станет ли аудитория гражданами? Глобализация или глокализация СМИ. СМИ в политической культуре российского общества. Постмодерн в традиционалистском пространстве.

Тема 9


Политические журналисты о времени и о себе. Старая и новая «агиографическая» литература. СМИ о президентах и президенты о СМИ. Институт президентства в России как индикатор процесса политической трансформации. Символическая власть главы государства и ее влияние на реальные события. Ежегодные послания президента Федеральному Собранию, открытые пресс-конференции и прочие выступления: реакция СМИ. Политологи и социологи о действующем главе государства, реальной политике и об общественном мнении.

Тема 10


Внутрироссийская политическая проблематика: экспортный вариант. Международная информация в российских СМИ. Проблемы рапрезентации образа России в иностранных СМИ и других государств – в отечественных СМИ. Соотношение «своих» и «чужих» в реализации геополитических интересов государства: элементы внешнеполитической пропаганды. К вопросу об информационно-психологической безопасности страны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


  1. СМИ как элемент политической коммуникации.

  2. Демократия и СМИ: условия сосуществования.

  3. Медиакратия: политические проблемы информационной эпохи.

  4. Публичная политика как информационное взаимодействие субъектов политики: условия осуществления.

  5. СМИ в структуре политического процесса.

  6. Интернет в политике.

  7. Информационные ресурсы субъектов политики.

  8. Роль СМИ в процессе посткоммунистической трансформации.

  9. Медиатизация политики.

  1. Функции СМИ в политике.

  2. Маркетинговые и немаркетинговые способы организации политического дискурса.

  3. Техники и технологии организации информационной поддержки цели.

  4. Терроризм и воздух публичности.

  5. Символический характер политической информации.

  6. Анализ участия СМИ в выборных кампаниях федерального (или любого другого) уровня.

  7. Политический рынок: перспективы развития.

  8. Медиасистема России: основные черты.

  9. Политический журналист как профессиональный политик.

  10. Журналистика и геополитика.

  11. Образ президента в системе политической коммуникации.



литература

Основная


Политические коммуникации : учеб. пособие / под ред. А.И. Соловьева. – М. : Аспект Пресс, 2004.

Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. –
4-е изд. – М.: Издательский дом Международного ун-та в Москве, 2009.

Манчини, Паоло «В России нет традиции журналисткого профессионализма» Три модели СМИ. Интервью итальянского ученого (доступен на http://library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=692&c_id=9076).

Сиберт, Ф.-С. Четыре теории прессы / Ф.-С. Сиберт, У. Шрам, Т. Питерсон. – М. : Вагриус, 1998.

Брайант, Дженнигз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ / Дженнигз Брайант, Сузан Томпсон. – М. : Вильямс, 2004 (или Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М., 2000).

Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье ; пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой ; отв. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М. : Фонд «Прагматика культуры», 2002 (доступен на http://bourdieu.name/content/o-televidenii-i-zhurnalistike).

Козина, Е.С. Комплексы любимых политиков / Е.С. Козина. – М. : Алгоритм, 2007.

Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – 2-е изд., испр. – М., 2002 (или Основы теории коммуникации : Хрестоматия / под ред. М. Василика. – М., 2003).

Засурский, Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2004 / Я.Н. Засурский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Засурский, И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы / Я.Н. Засурский. – М., 2001.

Шерель, П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений / П.-И. Шерель // ПОЛИС. – 1993. – № 6.

Дополнительная


Груша, А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. Пресса и политический диалог : учеб. пособие / А.В. Груша. – М. : Пульс, 2001.

Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. – М. : Изд-во Фонда «Общественное мнение», 2004.

Морозова, Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг / Е.Г. Морозова. – М., 1999.

Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М. : Прогресс-Академия, 1996.

Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шампань. – М., 1997.

Шестопал, Е.Б. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан / Е.Б. Шестопал, Т.Н. Пищева, Е.М. Гикавый, В.А. Зорин // ПОЛИС. – 2004. – № 3.

Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А.Р. Тузиков // ПОЛИС. – 2002. – № 5.

Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избр. – М., 1993.

Политология : учеб. / под ред. А.Ю. Мельвиля. – М. : МГИМО (У), 2004.

Интернет-источники


www.president.kremlin.ru

www.gov.ru

www.kreml.org

www.levada.ru

www.carnegie.ru

www.politcom.ru

www.politstudies.ru

www.cikrf.ru

www.youtube.com

www.twitter.com

www.facebook.com

www.inosmi.ru

www.inopressa.ru

www.gipp.ru

www.rian.ru

www.medialaw.ru

www.osce.org/odihr-elections/14520.html

http://vladimir.vladimirovich.ru/

Политическая журналистика


Цель дисциплины – изучить место и роль журналистики в политическом процессе современной России, формы и методы отражения политической жизни в СМИ и выработать у студентов навыки анализа политических текстов.

Задачи дисциплины:

  • проанализировать доктринальный и актуальный уровни современной политической журналистики;

  • рассмотреть взаимодействие основных субъектов политики в информационном пространстве;

  • охарактеризовать издания с высокой долей политической проблематики в системе российских СМИ;

  • выявить особенности использования приемов и методов отражения реального политического процесса в СМИ.

Результаты выполненных практических заданий необходимо обсуждать на занятиях.

Тема 1. СМИ как элемент политической коммуникации


Деятельность СМИ как посредника в информационном процессе. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом. СМИ – организатор диалога между всеми субъектами политики.

Политическая дискуссия в СМИ. Выявление взглядов, разнополярных мнений участников политического процесса по актуальным проблемам. Публичная политика как информационное взаимодействие субъектов политики. «Медиатизация» политики как искажение представления реального политического процесса. Театрализация политического процесса и сакрализация власти.

Гражданин как действительный (полноценный) участник взаимодействия субъектов политики: иллюзия или реальность? Модель демократического гражданина и помехи на пути ее реализации. Активные граждане и демократический контракт. Экономия усилий по добыче и переработке политической информации. Отличие политической коммуникации посредством СМИ от межличностной коммуникации или от основанной на партийной принадлежности.

Задание

Наблюдение в течение семестра за поведением конкретного СМИ (по выбору студента). Наиболее продуктивным является компаративный анализ изданий, который организуется путем распределения отдельных изданий среди студентов.

Тема 2. Структура информационных ресурсов


Типология СМИ (телевидение, радиовещание, печатная пресса, информационные агентства; ежедневные и еженедельные, качественные и массовые издания). Политические СМИ.

Основные медиа-холдинги. Государственный холдинг (ВГТРК, канал «Культура», канал «Спорт», региональные ТРК, радиостанция «Маяк», ИТАР-ТАСС, «Российская газета» и пр.).

Специфика освещения политической проблематики в СМИ в зависимости от типа издания. Разнообразие жанров в политической журналистике. Новостные и аналитические телепередачи («Времена», «Вести», «Вести недели», «Постскриптум» и т. д.). «Эхо Москвы» – политическое радио. «НГ», «МК», «Русский Newsweek», «Коммерсантъ», «Власть». Телевизионное информационное меню – основной рацион политического обывателя. Изменение структуры потребления СМИ после выборов 2000 года.

Интернет на службе политических технологий.

Важнейшие источники политической информации. Принцип информационной открытости властных структур. Законодательная база и реальная практика. Пресс-служба как фильтр политически значимой информации и пресс-секретарь как «эхо» политического лидера или партии.

Корреспондент, аккредитованный при органе государственной власти. Корпус парламентских корреспондентов, «президентский пул», журналисты при Белом доме.

Варианты аккредитации как способ добиться лояльности журналиста. Борьба за доступ к информации или за доступ к источнику информации? Понятие «общественного интереса». «Слив информации», компромат, бэкграундные встречи с чиновниками («не для записи»). Гласность и открытость органов публичной власти в демократическом обществе. Общезначимые вопросы, согласование позиций и информирование общественности.

Задания

1. Сопоставить несколько источников политической информации. Объяснить, в чем различия с медийной точки зрения.

2. Поговорить с пресс-секретарем политика или чиновника. Договориться о встрече в качестве корреспондента учебного СМИ.

3. Выяснить требования к аккредитации любого органа государственной или муниципальной власти. Попробовать аккредитоваться на какое-либо мероприятие. Написать материал.

Тема 3. Политическая проблематика СМИ


Отражение в СМИ деятельности основных субъектов политического процесса. Властные структуры: правительство, верхняя и нижняя палаты парламента; структура судебной власти; руководители государства в зеркале СМИ. Масс-медиа о политических партиях, их парламентских фракциях, политических лидерах. Взаимодействие субъектов политического руководства и управления.

Отношения федерального центра с российскими регионами. Проблема взаимодействия политических структур субъектов Федерации с региональными СМИ.

Место и роль СМИ в формировании и реализации политического курса, во внутриполитических и внешнеполитических конфликтах. Политическая журналистика как фактор регулирования политических конфликтов.

Специфика отношений власти и общества в переходный период.

СМИ о СМИ: медиакритика, медиалогия.

Задания

1. Подбор и анализ опубликованных в СМИ материалов по определенной политической теме либо по освещению деятельности политического лидера (например Президента РФ или интересного, активного депутата) с целью развить навыки «качественного чтения».

2. Найти в СМИ программы или рубрики, посвященные анализу СМИ. Выделить основные направления критики.

Тема 4. Роль СМИ в формировании политического поведения граждан


Организация и проведение политических информационно-пропагандистских кампаний, мифотворчество как элемент таких кампаний. Модель «минимальных эффектов», эффект «предварительной накачки», «микромодель молчания». Политический спектакль.

Роль СМИ в электоральном процессе: функции мобилизации и ориентации, формы и методы влияния на политический выбор.

Политическая реклама и пиар. Имидж политика, технологии формирования образов.

Политическая экспертиза в прессе и формы ее организации. Независимость экспертного сообщества: миф или реальность. От беспристрастной экспертизы к интеллектуальному обеспечению пропаганды.

Информационные поводы как фактор селектирования политической проблематики. Формирование ангажированной «повестки дня» и проблема адекватного представления политической реальности.

Задания

  1. Определить текущую информационную кампанию, отмечать информационные поводы, а также приемы ее ведения. Постараться выделить пиаровские методы.

  2. Сделать список наиболее авторитетных для СМИ экспертов по двум-трем темам. Найти в Интернете альтернативные мнения. Кто имеет право на высказывание компетентного мнения?

  3. Сравнить «повестку дня» в качественном и массовом издании в течение недели.



Тема 5. Политический лидер и СМИ


Формы освещения деятельности политических лидеров; политический портрет. Кто такие публичные политики. Доступ к СМИ – необходимое условие существования политика в информационном пространстве. Взаимоотношения политиков и журналистов. «Они для нас – только информационный повод…». Политики как селебритиз: скандал, компромат vs общественный интерес.

Задания

  1. Кто из политических лидеров является самым упоминаемым? Выбрать две-три персоны и сравнить, в каких изданиях и по какому поводу упоминаются.

  2. Какие еще ньюзмейкеры часто встречаются в материалах СМИ?



Тема 6. Журналист в политическом пространстве


Политический журналист: профессия и призвание. Особенности авторских аналитических программ, деятельность колумнистов, главных редакторов и обозревателей. Авторский корпус и типы текстов. Отличие блоггера от журналиста.

Влиятельная политическая пресса. «Индекс цитирования» как реальный показатель влиятельности издания. Самопозиционирование и рефлексия политических журналистов. Перспективы политической журналистики.

Задания

  1. Составить профайл на выбранного политического журналиста. Объяснить, почему он является влиятельным или популярным.

  2. Составить top-10 самых важных политических СМИ (программ). Обосновать свой выбор.

  3. Сравнить двух колумнистов по выбору студента.


Требования на зачете

Студент должен уметь:

  • проанализировать особенности того или иного издания либо сравнить два издания по нескольким категориям: средний объем политической информации, ее характер, основные темы (актуальные), жанры публикаций (информационный, аналитический и т. д.), состав авторов и типы текстов;

  • обратить внимание на присутствие среди авторов экспертов и рядовых граждан, наличие или отсутствие эмоциональной оценки в материалах и др.;

  • обобщить формы и методы информационной поддержки;

  • охарактеризовать политическую позицию конкретного издания;

  • аргументировать свое мнение, используя полученные в ходе семинарских занятий теоретические знания и практические навыки.



ЛИТЕРАТУРА


Трегубова, Е. Байки кремлевского диггера / Е. Трегубова – М., 2003.

Колесников, А.И. Я Путина видел! / А.И. Колесников. – М. : Эксмо, 2005.

Колесников, А.И. Меня Путин видел! / А.И. Колесников. – М. : Эксмо, 2005.

Четыре года с Путиным. – М. : Время, 2004.


http://vladimir.vladimirovich.ru/

www.regnum.ru/news/medialogy


Издания на выбор: «Газета», «Известия», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Новая газета», еженедельник «ВЛАСТЬ», «Русский Newsweek», www.gzt.ru, www.slon.ru, www.chaskor.ru и другие по согласованию с преподавателем.

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Расследовательская журналистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Расследовательская журналистика» / сост. А. А. Тертычный. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт сост....
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплин современные коммуникативные технологии для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные коммуникативные технологии» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост....
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. –...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины блоггинг новый вид интернет-журналистики Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Блоггинг – новый вид интернет-журналистики» / сост. А. А. Семин. — М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплин политический дизайн сми и Политическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница