Скачать 124.15 Kb.
|
Государственный университет-Высшая школа экономикиУтверждена УМС Одобрена на заседанииСекция «Психология» кафедры организационной иПредседатель рефлексивной психологииЗав. кафедрой ______________ А.Н.Гусев _____________ С.Ю.Степанов “___” __________ 2002 г. “___” __________ 2002 г. Программа дисциплиныОрганизационная психология для направления/специальности 521000 - Психология 2-я ступень высшего профессионального образованияМосква, 2002 г. I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента). Курс факультативный. II. Пояснительная записка Автор программы: кандидат психологических наук, доцент, Варламова Евгения Петровна, доктор психологических наук, профессор Степанов Сергей Юрьевич Требования к студентам: знания в объеме курсов «введение в психологию», «введение в специальность». Аннотация: Данная дисциплина является вводным курсом для дальнейшего изучения тем, связанных с психологией в организации: организационное развитие, управленческое консультирование, управление персоналом, создание корпоративной культуры, деловое общение. Объем программы – 54 часа. Из них 27 – самостоятельная работа, 9 часов – лекции, 7 – семинары, 11 – тренинг. В теоретическом блоке будут рассмотрены история психологии организаций и основные подходы к ее изучению. Семинарский блок посвящен психологическому анализу бизнес кейсов. В трениговой части курса в ходе деловых игр студенты будут моделировать и решать бизнес задачи. В ходе курса предусматривается сдача монографии по выбору из списка дополнительной литературы и написание эссе. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля: Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля 1 . При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценка за эссе Оэс, оценка за отзыв на эссе Оот оценка за сдачу монографии Омн и оценка за ответ на вопросы зачета Овз.
После округления Оср= 7 4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, «хорошо (7)». III. Содержание программы Раздел 1. Теоретические и методологические проблемы организационной психологии. История развития организационной психологии и основные подходы к ее изучению.
Раздел 2. Прикладные аспекты организационной психологии: психологический анализ бизнес-кейсов.
Раздел 3. Практические аспекты организационной психологии: моделирование и решение психологических бизнес задач
1. Литература: Базовый учебник Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб., 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии») Основная Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. М., 1998. Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1999. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М., 2000. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом. М., 1996. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. Дополнительная Абульханова К.А., Семенов И.Н. Акмеологическое понимание субъекта управления // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты. – М., 1996. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. – Пг., 1921. Бойделл Т. Как улучшить организацию. Пособие для руководителей. – М., 1995. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002. Власова Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. В 3-х частях. – Новосибирск, 1994. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск. 1995. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. – М., 1996. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. РАГС. – 1998. – 250 с. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психолотехнологии. – М., 1993. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию. – М., 1996. Кабаченко Т.С. Психология управления. Ч.1. Управленческая деятельность. – М., 1996. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… - М., 1994. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. – Архангельск. 1996. Личная технология руководителя. – М., 1994. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. – М., 1998. Психология и этика делового общения. – М., 1997. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве. – М., 2002, 320 с. Ягер Д. Деловой этикет. – М., 1994. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник. М., 1999. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. М., 1999. Карпов А. В. Психология менеджмента. М., 2000. Карташова Л.В., Никонова Т.В. , Соломанидина Т.О. Поведение в организации Рон Рубин, Стюарт Эвери Гоулд Бизнес в стиле дзен. Практическое руководство для дзен-предпринимателя. М., 2002. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2002. С. Н.Паркинсон, Бизнес - это люди. М., 1997. Джим Коллинз, От хорошего к великому. СПб., 2001. 21st Century Business: Managing and Working in the New Digital Economy James W. Cortada Prentice Hall, 2000, 284 стр. Effective Project Management, 2nd Ed Robert K. Wysocki, Robert Beck Jr., David B. Crane Издательство Wiley&Sons, 2000, 359 стр. Management Consulting: A Complete Guide to the Industry Sugata Biswas John Wiley & Sons Inc Hardcover - 9 November, 2001 Management Consulting Philip Wickham FT Prentice Hall Paperback - 31 March, 1999 Management Consulting: a Guide to the Profession Milan Kubr (Editor) International Labour Office/ ILO/ International Labour Organisation Hardcover - January 1996 Management Consultancy in the 21st Century Fiona Czerniawska Purdue Univ Pr Hardcover - April 2000 Consulting Engineering: Constructing the Future Peter M. Hartley Research Studies Press Hardcover - 4 August, 2000 Knowledge and Value Development in Management Consulting Anthony F. Buono (Editor) Information Age Publishing Hardcover - March 2002 Management Consulting Matthias Kipping (Editor), Lars Engwall (Editor) Oxford University Press Hardcover - 31 May, 2002 Process Reengineering in Action: A Practical Guide to Achieving Breakthrough Results Richard Y. Chang 107 pages (February 1996) Richard Chang Assoc Inc; Reengineering for Results: A Step-By-Step Guide Robert Janson, Dennis Attenello, John A. Uzzi 195 pages (September 1995) Quality Resources Best Practices in Reengineering : What Works and What Doesn't in the Reengineering Process David K. Carr, Henry J. Johansson (Contributor) 235 pages (April 1995) McGraw-Hill; ISBN: 007011224X Organization and Management Problem Solving: A Systems and Consulting Approach James T. Ziegenfuss Sage Pubns Paperback - 15 December, 2001 International Management Consultancy Barry Curnow (Editor), Jonathan Reuvid (Editor) Kogan Page Paperback - 1 November, 2001 Current Trends in Management Consulting Anthony F. Buono (Editor) Information Age Publishing Paperback - December 2001 15 Questions: More Practice to Help You Ace Your Consulting Case Wet Feet Press, et al Wetfeet.Com Paperback - March 1997 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: В ходе анализа публикаций деловых журналов выбрать бизнес кейс (на примере русской организации) с проблемой из сферы организационной психологии и на его основе раскрыть одну из следующих тем: Роль психологического фактора в выработке стратегии организации. Значение человеческих ресурсов в бизнесе. Специфика управления и структуры современных организаций. Особенность корпоративной культуры в малом, среднем и крупном бизнесе. Управление персоналом в госструктуре. Психологическое обеспечение инноваций в организации. Вопросы к зачету:
3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Для семинарских и тренинговых занятий необходимо специальное помещение, позволяющее применять активные формы обучения, подразумевающее работу в минигруппах. 4. Методические указания студентам: Основная часть учебного процесса состоит из активных форм обучения (66% курса). Главная нагрузка ложится на анализ бизнес-кейсов и моделирование бизнес ситуаций в тренинге, поэтому их посещение является обязательным. Каждое практическое занятие сопровождается выполнением письменного домашнего задания с его последующим обсуждением в группе. Дополнительную информацию по курсу можно получать на сайте. Там же можно продолжать обсуждение поднятых в аудитории тем. 5. Рекомендации по использованию информационных технологий. Для повышения интенсивности занятий возможна организация сайта, на котором студенты будут иметь возможность получать дополнительную теоретическую информацию по курсу и обсуждать текущую практическую работу. V. Тематический расчет часов.
Авторы программы: ____________________________Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Требования к программе учебной дисциплины для модульной системы |
![]() | Программа дисциплины «Организационная психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Организационная психология», учебных ассистентов и студентов направления... | ![]() | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000 Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... |
![]() | Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000 Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ![]() | Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа дисциплины Психология бизнеса для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»... | ![]() | Программа дисциплины «Кросс-культурная психология» для направления 03300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() | Программа дисциплины «Кросс-культурная психология» для направления 03300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ![]() | Программа дисциплины психофизиология для направления 521000 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология» Обязательный минимум по гос. Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) Индекс опд. Ф. 18. Психофизиология... |
![]() | Социальная психология конспект лекций Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного... | ![]() | Программа дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»... |