Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология




Скачать 124.15 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология
Дата20.10.2012
Размер124.15 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Министерство

экономического развития

и торговли

Российской Федерации

Министерство

образования

Российской Федерации










Государственный университет-

Высшая школа экономики



Утверждена УМС Одобрена на заседании

Секция «Психология» кафедры организационной и
Председатель рефлексивной психологии

Зав. кафедрой

______________ А.Н.Гусев _____________ С.Ю.Степанов

“___” __________ 2002 г. “___” __________ 2002 г.


Программа дисциплины


Организационная психология

для направления/специальности 521000 - Психология

2-я ступень высшего профессионального образования




Москва, 2002 г.

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента).


Курс факультативный.


II. Пояснительная записка


Автор программы: кандидат психологических наук, доцент, Варламова Евгения Петровна, доктор психологических наук, профессор Степанов Сергей Юрьевич


Требования к студентам: знания в объеме курсов «введение в психологию», «введение в специальность».


Аннотация:

Данная дисциплина является вводным курсом для дальнейшего изучения тем, связанных с психологией в организации: организационное развитие, управленческое консультирование, управление персоналом, создание корпоративной культуры, деловое общение. Объем программы – 54 часа. Из них 27 – самостоятельная работа, 9 часов – лекции, 7 – семинары, 11 – тренинг. В теоретическом блоке будут рассмотрены история психологии организаций и основные подходы к ее изучению. Семинарский блок посвящен психологическому анализу бизнес кейсов. В трениговой части курса в ходе деловых игр студенты будут моделировать и решать бизнес задачи. В ходе курса предусматривается сдача монографии по выбору из списка дополнительной литературы и написание эссе.


Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать историю и основные подходы к изучению организационной психологии.

  • уметь анализировать бизнес задачи с точки зрения психологии организаций

  • иметь представление о конкретных областях организационной психологии

  • обладать навыками психологического анализа бизнес кейсов



Формы контроля:

Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля

1 . При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценка за эссе Оэс, оценка за отзыв на эссе Оот оценка за сдачу монографии Омн и оценка за ответ на вопросы зачета Овз.

2. Оценки относительной важности:

Wзн

Wэс

Wот

Wмн

Wмн

 

 

0.2

0.3

0.1

0.2

0.2

 

3. Если у студента

Озн

Оэс

0от

Омн

Овз

 

 

5

7

9

5

8

 

Ocp=Oзн*Wзн+Oэс*Wэс+Oот*Wот+Oмн*Wмн=5*0,2+7*0,3+9*0,3+5*0,2+8*0,2 =

6.6

После округления Оср= 7

4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, «хорошо (7)».


III. Содержание программы


Раздел 1. Теоретические и методологические проблемы организационной психологии. История развития организационной психологии и основные подходы к ее изучению.


  1. Актуальность изучения организационной психологии, основные ее понятия и сферы практического применения. Цели организации. Организационная структура и организационная культура. Внутренняя и внешняя среда. Организационные ресурсы. Человеческие ресурсы организации и управление ими. (3 часов лк.)

  2. Организационная психология в исторической перспективе. История развития зарубежной организационной психологии. История развития отечественной организационной психологии. Влияние информационных технологий и глобализации на развитие организации. Психологические составляющие успеха в современных корпорациях. (3 часов лк.)

  3. Основные подходы к изучению психологии организаций. Основные концепции и модели. Модель ситуативного руководства. Модель стратегического анализа организационного развития. Основные принципы построения целостной системы управления персоналом. Создание корпоративной культуры. (3 часов лк.)


Раздел 2. Прикладные аспекты организационной психологии: психологический анализ бизнес-кейсов.

  1. Анализ бизнес кейса, связанного с проблемой стратегического развития организации. Прогнозирование стратегических альтернатив. Психологические факторы, влияющие на будущее организации. (1 часа семинар).

  2. Анализ бизнес кейса, связанного с проблемой структуры организации. Обсуждение достоинств и проблем разных типов организационных структур. (1 часа семинар).

  3. Анализ бизнес кейса, связанного с проблемой психологии управления. Обсуждение основных типов управления, их ресурсов и ограничений (1 часа семинар).

  4. Анализ бизнес кейса, связанного с проблемой управления персоналом. Обсуждение роли человеческих ресурсов в стратегическом развитии организации (1 часа семинар).

  5. Анализ бизнес кейса, связанного с проблемой корпоративной культуры. Типы корпоративных культур и их связь со стратегией бизнеса (1 часа семинар).

  6. Анализ бизнес кейса, связанного с организационным развитием структур госслужбы. (1 часа семинар).

  7. Анализ бизнес кейса, связанного с инновационными проектами в управлении территориями (1 часа семинар).


Раздел 3. Практические аспекты организационной психологии: моделирование и решение психологических бизнес задач


  1. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с проблемой стратегического развития организации (2 часа тренинг).

  2. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с проблемой структуры организации (2 часа тренинг).

  3. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с проблемой психологии управления (2 часа тренинг).

  4. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с проблемой управления персоналом (2 часа тренинг).

  5. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с проблемой корпоративной культуры (2 часа тренинг).

  6. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с организационным развитием структур госслужбы (1 часа семинар).

  7. Моделирование и решение бизнес задачи, связанной с инновационными проектами в управлении территориями (1 часа семинар).




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


1. Литература:

Базовый учебник

Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб., 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»)


Основная


Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. М., 1998.

Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1999.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М., 2000.

Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом. М., 1996.

Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000.


Дополнительная


Абульханова К.А., Семенов И.Н. Акмеологическое понимание субъекта управления // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты. – М., 1996.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992.

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. – Пг., 1921.

Бойделл Т. Как улучшить организацию. Пособие для руководителей. – М., 1995.

Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002.

Власова Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. В 3-х частях. – Новосибирск, 1994.

Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск. 1995.

Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. – М., 1996.

Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. РАГС. – 1998. – 250 с.

Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психолотехнологии. – М., 1993.

Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию. – М., 1996.

Кабаченко Т.С. Психология управления. Ч.1. Управленческая деятельность. – М., 1996.

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… - М., 1994.

Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. – Архангельск. 1996.

Личная технология руководителя. – М., 1994.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. – М., 1998.

Психология и этика делового общения. – М., 1997.

Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве. – М., 2002, 320 с.

Ягер Д. Деловой этикет. – М., 1994.

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник. М., 1999.

Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. М., 1999.

Карпов А. В. Психология менеджмента. М., 2000.

Карташова Л.В., Никонова Т.В. , Соломанидина Т.О. Поведение в организации

Рон Рубин, Стюарт Эвери Гоулд Бизнес в стиле дзен. Практическое руководство для дзен-предпринимателя. М., 2002.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2002.

С. Н.Паркинсон, Бизнес - это люди. М., 1997.

Джим Коллинз, От хорошего к великому. СПб., 2001.

21st Century Business: Managing and Working in the New Digital Economy

James W. Cortada Prentice Hall, 2000, 284 стр.

Effective Project Management, 2nd Ed Robert K. Wysocki, Robert Beck Jr., David B. Crane Издательство Wiley&Sons, 2000, 359 стр.

Management Consulting: A Complete Guide to the Industry

Sugata Biswas John Wiley & Sons Inc Hardcover - 9 November, 2001

Management Consulting Philip Wickham FT Prentice Hall Paperback - 31 March, 1999

Management Consulting: a Guide to the Profession Milan Kubr (Editor) International Labour Office/ ILO/ International Labour Organisation
Hardcover - January 1996

Management Consultancy in the 21st Century Fiona Czerniawska Purdue Univ Pr Hardcover - April 2000

Consulting Engineering: Constructing the Future Peter M. Hartley Research Studies Press Hardcover - 4 August, 2000

Knowledge and Value Development in Management Consulting Anthony F. Buono (Editor) Information Age Publishing Hardcover - March 2002

Management Consulting Matthias Kipping (Editor), Lars Engwall (Editor) Oxford University Press Hardcover - 31 May, 2002

Process Reengineering in Action: A Practical Guide to Achieving Breakthrough Results Richard Y. Chang 107 pages (February 1996) Richard Chang Assoc Inc; Reengineering for Results: A Step-By-Step Guide Robert Janson, Dennis Attenello, John A. Uzzi 195 pages (September 1995) Quality Resources

Best Practices in Reengineering : What Works and What Doesn't in the Reengineering Process David K. Carr, Henry J. Johansson (Contributor) 235 pages (April 1995) McGraw-Hill; ISBN: 007011224X

Organization and Management Problem Solving: A Systems and Consulting Approach James T. Ziegenfuss Sage Pubns Paperback - 15 December, 2001

International Management Consultancy Barry Curnow (Editor), Jonathan Reuvid (Editor) Kogan Page Paperback - 1 November, 2001

Current Trends in Management Consulting Anthony F. Buono (Editor) Information Age Publishing Paperback - December 2001

15 Questions: More Practice to Help You Ace Your Consulting Case Wet Feet Press, et al Wetfeet.Com Paperback - March 1997


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:


В ходе анализа публикаций деловых журналов выбрать бизнес кейс (на примере русской организации) с проблемой из сферы организационной психологии и на его основе раскрыть одну из следующих тем:

Роль психологического фактора в выработке стратегии организации.

Значение человеческих ресурсов в бизнесе.

Специфика управления и структуры современных организаций.

Особенность корпоративной культуры в малом, среднем и крупном бизнесе.

Управление персоналом в госструктуре.

Психологическое обеспечение инноваций в организации.


Вопросы к зачету:

  • Актуальность изучения организационной психологии,

  • Основные понятия и сферы практического применения организационной психологии.

  • История развития зарубежной организационной психологии.

  • История развития отечественной организационной психологии.

  • Основные подходы к изучению психологии организаций.

  • Основные концептуальные модели организационной психологии.

  • Понятие о стратегии организации.

  • Понятие о структуре организации и ее типах.

  • Основные типы управления.

  • Принципы развития корпоративной культуры.

  • Человеческий фактор. Управление персоналом в организации.

  • Психологическое обеспечение инноваций в организации.

  • Госструктуры и проекты управления территориями.



3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:


Для семинарских и тренинговых занятий необходимо специальное помещение, позволяющее применять активные формы обучения, подразумевающее работу в минигруппах.


4. Методические указания студентам:


Основная часть учебного процесса состоит из активных форм обучения (66% курса). Главная нагрузка ложится на анализ бизнес-кейсов и моделирование бизнес ситуаций в тренинге, поэтому их посещение является обязательным. Каждое практическое занятие сопровождается выполнением письменного домашнего задания с его последующим обсуждением в группе. Дополнительную информацию по курсу можно получать на сайте. Там же можно продолжать обсуждение поднятых в аудитории тем.


5. Рекомендации по использованию информационных технологий.


Для повышения интенсивности занятий возможна организация сайта, на котором студенты будут иметь возможность получать дополнительную теоретическую информацию по курсу и обсуждать текущую практическую работу.


V. Тематический расчет часов.


№ п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самосто-ятельная работа

Всего часов

лекции

Сем.или практ. занятия

Всего

1.

Теоретические и методологические проблемы организационной психологии. История развития организационной психологии и основные подходы к ее изучению.

9




9

Сдача моногра-фии

9


Чтение литературы

18

2.

Прикладные аспекты организационной психологии: психологический анализ бизнес-кейсов.




7

7

Обсужде-ние эссе

7


Написание эссе

14

3.

Практические аспекты организационной психологии: моделирование и решение психологических бизнес задач




11

11




11

22



Авторы программы: ____________________________Варламова Е.П., Степанов С.Ю.



 Требования к программе учебной дисциплины для модульной системы

Похожие:

Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины «Организационная психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Организационная психология», учебных ассистентов и студентов направления...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины «Кросс-культурная психология»  для направления 03300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины «Кросс-культурная психология»  для направления 03300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины психофизиология для направления 521000 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Обязательный минимум по гос. Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) Индекс опд. Ф. 18. Психо­физиология...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Программа дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница