МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ А.М. КАЛИМУЛЛИН ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Москва 2006 ББК 63.3 Содержание К17 Введение ............................................................................. 4 Печатается по решению Ученого совета Глава I. Предмет, задачи и историография Елабужского государственного педагогического университета экологической истории ................................................... 24 § 1. Место и роль экологической истории Рецензенты: в структуре современного исторического знания ................ 24 В.Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор § 2. Исторический анализ промышленного воздействия К.И. Корепанов, доктор исторических наук, профессор на природу в отечественных и зарубежных исследованиях .... 52 Глава II. Эволюция и сущность взаимодействия Калимуллин А.М. производительных сил общества и природной среды ......... 96 К17 Историческое исследование региональных экологических § 1. Основные этапы техногенного воздействия проблем. Монография. – М.: Прометей, 2006. – 368 с. на природу .................................................................... 96 § 2. Современное промышленное производство ISBN 5 7042 1684 6 и его влияние на окружающую среду ............................... 132 Глава III. Экологические проблемы индустриально развитых регионов Среднего Поволжья .......................... 161 В условиях глобального экологического кризиса изучение по § 1. Промышленное развитие Республики Татарстан следствий хозяйственной деятельности человека на окружающую и Самарской области во второй половине XX века ............. 161 среду в прошлых эпохах становится важнейшей задачей истори § 2. Техногенное загрязнение природной среды ческой науки. Специальные исследования в этом направлении по и формирование экологически напряженных территорий ..... 191 зволяют не только изучить экологические кризисы прошлого, но Глава IV. Содержание, реализация и приоритеты и предоставляют возможность получить исторические знания об экологической политики в 1950–1990 е гг. ..................... 227 истоках и эволюции противоречий между человечеством и природой. § 1. Промышленные аспекты государственной Исследование предназначено представителям различных наук – гуманитарных, общественных, естественных, технических, экологической политики ................................................ 227 решающих задачу формирования глобального экологического знания. § 2. Состояние окружающей среды в индустриально развитых центрах Среднего Поволжья в конце XX века ББК 63.3 и основные направления ее оптимизации ......................... 264 Заключение ..................................................................... 299 Список использованных источников и литературы .............. 306 © Калимуллин А.М., 2006 ISBN 5 7042 1684 6 © Оформление ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006 3 ВВЕДЕНИЕ существовали в реальном мире между человеком и природой, но и в формировании отдельного направления исторической науки – В начале XXI века, который уже начали называть «столетием экологической истории1 . окружающей среды», представители различных наук получили Закономерность взаимодействия естественных и гуманитарных новые возможности для всестороннего исследования экологичес наук в исследовании экологических проблем заключена в самой ких проблем. Это стремление к сотрудничеству актуализируется теории исторической науки, подлинные понятия которой возник всемирным кризисом окружающей среды, простирающимся от ли в XVII веке именно в естественных науках, отличавшихся бо загрязненных вод индустриальных стран к беднейшим государ лее высоким методическим уровнем исследования причинных фак ствам мира. Кризис состоит из двух основных составляющих, пер тов и закономерностей. Одно из положений философии истории вой из которых является надвигающееся исчезновение миллионов (методологической и теоретической основы исторического знания) разновидностей растений и животных, тысяч экосистем, полнос доказывает, что основное понятие исторического мировоззрения тью изменяющее достижения эволюционного развития. Вторая – учение о развитии – впервые было серьезно осмыслено и глубоко часть – возрастающая угроза безопасности человеческих культур, исследовано на материале фактов, относящихся не к социальной неотвратимо приближающаяся к кульминационной точке, бли истории общества, а к истории природы. Первыми подлинными зость которой определяется лишь тем, насколько долго общество творцами исторической теории в XVII веке были не социологи и может продержаться в деградирующей и исчерпанной окружаю не историки гражданского общества, а физики, математики и фи щей среде. зиологи. Так, первая широко разработанная теория развития, ох Поиски путей решения экологических проблем повлекли за ватывающая возникновение и развитие солнечной системы, воз собой своеобразную экологизацию современной науки, наполнив никновение и развитие земли и, наконец, появление на ней и раз понятие «экология» новым смыслом и содержанием. Первоначаль витие организмов – растительных и животных – принадлежит ное, чисто биологическое значение экологии, являвшейся ветвью Р. Декарту, ученому и философу, который дальше всех отстоял от наук социальных. Вторая после Декарта теория естественно исто биологии и исследовавшей взаимоотношения и взаимодействие рического развития солнечной системы, основывавшаяся на прин между различными живыми объектами и окружающей средой, ципах механики и натурфилософии Ньютона, была сформулиро уступило место более широкому толкованию, определившему вана И. Кантом в труде «Всеобщая естественная история и теория объектом изучения не только популяции организмов, виды, сооб неба»2 . щества, экосистемы, но и биосферу в целом. Экология представля Это своеобразное лидерство естествознания в разработке поня ет сейчас собой сложнейший конгломерат различных научных тия развития оказало существенное влияние на все дальнейшее направлений, объединенных между собой общей целью – «обеспе развитие западной исторической науки, находившейся в XVII– чить сохранение на Земле человечества»1 . XVIII столетиях под влиянием натуралистического историзма, В ряду многочисленных естественных, технических, гумани тарных и общественных наук, сформировавших свой исследова 1 Альтшулер И.А., Мнацаканян Р.А. К вопросу об экологической исто тельский сегмент глобальной экологической проблемы, все более рии СССР // Русский космизм и ноосфера: Тезисы докладов Всероссийс заметной во второй половине ХХ века стала роль исторического кой конференции, Москва, 1989. Ч. I. –М., 1989. С. 99–101; Бондарев Л.Г. знания, призванного показать истоки и эволюцию противоречий Палеоэкология и историческая экология: Учеб. пособие. М., 1998; Он же. в системе «человек–природа». Это нашло отражение не только в История природопользования (Историческая экология): Учеб. пособие для традиционных исторических концепциях, не уделявших ранее студ. геогр. фак. вузов. М., 1999; Зверев А.Т. Историческая экология: Учеб ник. М., 1999; Ravi Rajan S. The Ends of Environmental History: Some должного внимания взаимосвязям и взаимовлияниям, которые Questions // Environment and History, 1997. Vol. 3. n. 2. Р. 245–254; Worster D. The Two Cultures Revisited: Environmental History and the Environmental 1 Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разло Sciences // Environment and History, 1996. Vol. 2. n. 1. Р. 3–14. мы. Эколого полититологический анализ. М, 1994. С. 44. 2 Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. II. М., 1971. С. 216–217. 4 5 |