Конспект урока (с использованием цор)




НазваниеКонспект урока (с использованием цор)
Дата03.09.2012
Размер92.3 Kb.
ТипКонспект
План - конспект урока (с использованием ЦОР).

Тема: « Ядерный реактор-источник энергии или угроза для человечества».

Цели урока: 1) показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика; 2)формировать и развивать творческие способности ученика;

3) доказать необходимость защиты от излучения;

4) проверка качества усвоенного материала;

5) прививать любовь к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Данный урок является комбинированным, ведется совместная работа ученика с учителем. Проводится он в виде беседы, в которой каждый может высказать свое мнение и ответить на вопрос: «Достаточно ли человеку знаний, чтобы безопасно для себя и окружающего мира использовать атомную энергию?». Чтобы на него ответить учащиеся должны знать и хорошо ориентироваться в физических терминах и явлениях, таких как: « Ядерный реактор», «Источники энергии», «Ядерное оружие», «Цепная ядерная реакция», а также знать принцип действия ядерного реактора.

Тема данного урока актуальна на сегодняшний день, так как перед человечеством стоят вопросы: «Где взять дополнительные источники энергии?», «Как сохранить экологию на Земле?». На уроке осуществляются межпредметные связи: физика-экология, физика-биология. В ходе урока ученики узнают о том, что помимо искусственной радиации есть и естественная радиация. Что человек сам того, не зная, испытывает на себе ее действие. Также затрагивается вопрос как на практике обезопасить себя от вредного воздействия радиации.

Использование ИКТ позволяет учащимся увидеть то, что нельзя показать на опыте, дает возможность провести лабораторную работу. Использование коллекции ЦОР позволяет учащимся более глубоко разобраться в данной теме. За данный урок предполагается оценить каждого ученика минимум один раз ( тестирование с использованием ИКТ, работа на уроке). Такая возможность появляется потому, что проверка выбранного мной тестирования из коллекции ЦОР проверяется программой, что значительно облегчает работу учителя, а ученик тут же может увидеть свои пробелы в знаниях.

Урок проводится как заключительный и обобщает весь изученный материал по теме: «Строение атома и атомного ядра».

  1. Фронтальная беседа с целью активизации знаний учащихся и проверки усвоения домашнего материала: а) рассказать о механизме протекания цепной ядерной реакции; б) что называется критической массой урана; в) как идет цепная ядерная реакция в уране, если его масса больше критической; г) за счет, каких факторов можно увеличить число свободных нейтронов в куске урана, обеспечив тем самым возможность протекания в нем реакции?; д) дать формулировку ядерному реактору; е) в чем заключается управление ядерной реакцией?; ж) Назовите основные части реактора; и) что находится в активной зоне?; й) Для чего нужны регулирующие стержни. Как ими пользуются?; к) какую вторую функцию помимо замедления нейтронов выполняет вода?; л) какие преобразования энергии происходят при получении электрического тока на атомных электростанциях?

Предыдущий параграф не спрашивается, так как в конце урока будет проведено проверочное тестирование, в котором содержаться вопросы по пройденному материалу.

  1. Работа с мультимедиа проектором. На экране учителем проектируется презентация, с помощью которой можно проверить изученный материал и закрепить его, а также акцентируется внимание на экологической проблеме связанной с использованием ядерных реакторов. Выясняется, какая опасность грозит человеку и природе в случае аварии на АЭС.

Слайд 1.Ядерный реактор, его устройство и принцип действия. Один ученик по данной схеме отвечает принцип действия ядерного реактора. Остальные следят за ответом и в случае ошибки могут исправить и дополнить ответ.

Слайд 2. Помогает в обсуждении о преимуществах нейтронного излучения. Вопрос: Какие виды излучения вы знаете?

Слайд 3. Содержит дополнительную информацию о ядерных реакторах в России и за границей. Заслушивание короткого доклада о развитии атомной энергетики в России.

Слайд 4. Фотография реакторов с описанием.

Слайд 5. Новейший реактор в Гапчине.

Слайд 6. Топливо для ядерных реакторов. Дополнительная информация о том, что помимо урана можно использовать другое топливо.

Слайд 7. Сравнение критической массы делящихся материалов используемых в качестве топлива ядерного реактора.

Далее демонстрируется пошаговая работа ядерного реактора. Учащиеся могут наблюдать не только работу отдельно взятых частей реактора, но и рассмотреть, как происходит преобразование одного вида энергии в другой. А именно преобразование ядерной энергии радиоактивного топлива в тепловую энергию и, преобразование тепловой энергии в электрическую.

Использование материала из коллекции ЦОР специально для показа как происходит управление ядерной реакцией: «Слайд-шоу управление ядерным реактором».

Демонстрация ядерного реактора в действии. Ученик самостоятельно проводит исследование на качественном уровне, выделяет главное из увиденного, дают объяснение протекания цепной ядерной реакции.

Ответить на вопросы после просмотра: Почему реакция стала неуправляемой? Как кроме регулирующих стержней можно контролировать ядерную реакцию?

На этом этапе урока можно рассмотреть понятие коэффициента размножения нейтронов.

  1. После просмотра модели взрыва на Чернобыльской АЭС демонстрируется продолжение презентации и обращается внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с использованием атомной энергии.

Слайд 8. Таблица « Биологическое действие ионизирующих излучений, в которой приводятся дозы облучения и последствия.

Слайд 9. Таблица «Защита от ионизирующих излучений».

6. Заслушивание доклада на тему: «Ядерное оружие»

7. Обобщение данного этапа урока проводится с помощью беседы. Учитель задает вопросы для того, чтобы закрепить увиденное и услышанное учащимися и подвести к заключительной части урока.

А) В связи, с чем в середине 20 века возникла необходимость нахождения новых источников энергии?

Б) Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики?

В) Приведите пример решения проблем атомной энергетики.

Г) В чем причина негативного воздействия радиации на живые существа?

Д) Что такое поглощенная доза излучения?

Е) Кратко рассказать о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения.

Ж) Что используют для защиты от нейтронов?

И) С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения?

Й) Как зависит интенсивность радиации от расстояния до источника радиоактивного излучения?

8. Далее класс делится на две группы для того, чтобы можно было работать индивидуально каждому за компьютером. Первая группа отвечает на вопросы тестирования, которое предлагается в коллекции ЦОР. Тестовая работа «Атомное ядро. Вторая группа работает с карточками на оценку. Затем, по истечении 15 минут группы меняются местами.

Для экономии времени во время тестирования некоторые задачи, требующие дополнительных вычислений, были предварительно заданы на дом. И теперь ученик только вводит ответ, и программа его проверяет. Это необходимо в упражнениях № 6, 7, 8, 11, 12. Это удобно для учителя, так как позволяет решить две проблемы: нет необходимости проверять дополнительно домашнюю работу и экономия времени на уроке, которое можно использовать для дополнительного закрепления материала.

Учащиеся, при работе с карточками решают вычислительные задачи с подробной записью формул, дано, делают действия с наименованиями. Также в карточку включены простые задания: составление ядерной реакции, что позволяет проверить знание закона сохранения зарядовых и массовых чисел. Если позволяет время можно обратить внимание учеников на то, что помимо деления ядер есть еще и другие реакции. Здесь же можно ввести первое понятие о термоядерной реакции, которое будет изучено на следующем уроке. Простые задания включены специально, чтобы каждый ученик мог выбрать доступную для себя задачу, что может повысить его самооценку и вызвать интерес к предмету.

Как правило, уроки с использованием ИКТ отличаются повышенным интересом: учащиеся более внимательны к происходящему на уроке, и активность их тоже выше.

9. Подводиться итог урока. Выставляются оценки: за активную работу, за доклады, за тестирование (количество правильных ответов выводится на экран). Учитель проверяет только карточки и оценки выставляются на следующий урок.

10. Домашнее задание записано на доске: параграф №72. Ответить на вопросы к параграфу. Также можно предложить написать сочинение на тему прошедшего урока: «Ядерный реактор-источник энергии или угроза для человечества», что позволить высказать свое мнение по данному вопросу практически всем кто этого не сделал на уроке. Средний объем сочинения страница.


Дополнительные материалы.

Презентация: «Ядерный реактор. Радиация». В презентации использованы материалы из коллекции ЦОР.

Раздаточный материал:


Самостоятельная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра».

Вариант 1.

1. Каков состав ядра 2311Na?

2. Напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке изотопа 10 5 В нейтронами, при которой из образовавшегося ядра выбрасывается α - частица.

3. Рассчитайте энергию связи ядра атома 73 Li. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса изотопа лития 7,01601 а. е. м.


Вариант 2.

  1. Определите состав ядра 63 Li.

  2. Напишите ядерную реакцию α распада изотопа плутония 23994Pu.

  3. Рассчитайте энергию связи ядра атома гелия 42He. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса изотопа гелия 4,00260 а. е. м.


Вариант 3.

1. Каков состав ядра126С?

2. При бомбардировке изотопа алюминия2713Al α – частицами образуется изотоп фосфора 3015Р. Напишите ядерную реакцию.

3. Рассчитайте энергию связи ядра атома берилия94Ве. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса изотопа бериллия 9,01219 а. е. м.


Вариант 4.

  1. Каков состав ядра 2713А1?

  2. При бомбардировке изотопа азота147N нейтронами образуется изотоп бора115В. Какая при этом испускается частица? Напишите ядерную реакцию.

  3. Рассчитайте энергию связи ядра атома изотопа 105В. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса изотопа бора 10,01294 а. е. м.


Вариант 5.

  1. Каков состав ядра 168О?

  2. При обстреле атома лития73Li протонами получается гелий. Напишите атомную реакцию.

  3. Рассчитайте энергию связи ядра атома изотопа21Н. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса ядра дейтерия 2,0141а.е.м.



Вариант 6.

  1. Каков состав ядра 21084Ро?

  2. Допишите ядерную реакцию: 199F+…→168О+42Не.

  3. Рассчитайте энергию связи ядра атома изотопа31Н. Масса протона 1,0073 а. е. м., масса покоя нейтрона 1,0087 а. е. м., масса ядра трития 3,017 а. е. м.



Аннотация работы.


Урок на тему: «Ядерный реактор-источник энергии или опасность для человечества?» проводится в компьютерном классе с использованием мультимедиапроектора для демонстрации презентации: «Виды ядерных реакторов. Радиация», а также с использованием ПК для закрепления и проверки качества знаний учащихся по данной теме.(тестирование с использованием ресурса из коллекции ЦОР, демонстрация модели ядерного реактора в действии). При проведении этого урока использование компьютера позволяет учащимся увидеть и смоделировать процесс протекания цепной ядерной реакции, тем самым более эффективно закрепить изученный материал. На данном этапе формируется научно-исследовательская деятельность ученика. Эти упражнения рассчитаны на то, что ученик уже знает изученный материал, а с помощью ИКТ проводит его закрепление.


Описание разработки.


ающего мира использовать атомную энергию"ние знаний цчащихся; блллллллл

Учитель: Галигузова Евгения Вячеславовна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №18» г Изобильного Ставропольского края

Предмет: физика

Краткая аннотация урока: Заключительный урок по теме: « Строение атома и атомного ядра». Проводится в виде беседы. На уроке используются: ИКТ, материал из коллекции ЦОР. Проводятся межпредметные связи: физика-экология, физика-биология.




Класс, профиль: 9 класс, общеобразовательный




Тема: Строение атома и атомного ядра.




Тема урока: Ядерный реактор-источник энергии или опасность для человечества?




Тип урока: комбинированный




Цели: 1) показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика; 2)формировать и развивать творческие способности ученика;

3) доказать необходимость защиты от излучения;

4) проверка качества усвоенного материала;

5) прививать любовь к природе.




Задачи:1) повысить интерес к изучаемой теме; 2) стимулирование научно-исследовательской деятельности ученика; 3) формирование познавательной активности личности; 4) систематизация и обобщение знаний учащихся;




Приобретаемые навыки детей: 1) формирование навыков используемых в реальных условиях (защита от радиации); 2)навыки в работе с ПК.

Формы организации работы детей: фронтальная работа, работа с наглядностью, самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с ПК.

Формы организации работы учителя

Технологические особенности




Технические условия




Используемое оборудование: проектор, экран, ПК




Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:




Используемые ресурсы из других общедоступных источников

Похожие:

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор
Тема урока по учебно-тематическому плану: Способы передвижения животных. Полости тела
Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий икт
...
Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект модульного урока по географии с использованием цор по теме «География черной металлургии России»
Усвоить знания о факторах размещения металлургии и районах размещения металлургических баз на территории России
Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) по окружающему миру

Конспект урока (с использованием цор) iconКонспект учебного занятия по теме «Калейдоскоп искусств» по мировой художественной культуре с использованием цор

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница