“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке




Название“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке
страница1/10
Дата20.10.2012
Размер1.4 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

01/2003

===============================================================


Дорогие читатели!


“Завершить строительство Европы” - так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке.


Уже в следующем году Европейский Союз будет насчитывать 25 членов. Такое “воссоединение” нашего континента - это огромный шанс, но одновременно - беспрецедентный по своим масштабам вызов для ЕС. В настоящее время Европейский конвент разрабатывает рекомендации по глубинным институциональным реформам Евросоюза, дабы он в связи с расширением не утратил свою дееспособность. Цель Конвента - дать Европе такую конституцию, которая создает основы для более демократичного, понятного, прозрачного и дееспособного Союза. Для этого необходимо укрепить совместные и федеративные структуры. Но в силу причин историко-культурного характера успех европейской интеграции обеспечен лишь в том случае, если она будет проводиться не в ущерб национальным государствам, а с опорой на них и с активным вовлечением их в этот процесс. В этой связи Министр иностранных дел Федеративной Республики Германия Йошка Фишер говорил о “федерации национальных государств”.


Европейский Союз и Россия уже сегодня связаны Соглашением о партнерстве сотрудничестве; у них общая цель - создание единого экономического пространства. Цель, нужно признаться, весьма амбициозная! Но в настоящее время наши интересы во многих жизненно важных вопросах, прежде всего в вопросах безопасности и мира в Европе и во всем мире, совпадают или - по меньшей мере- не противоречат друг другу. Кроме того, ЕС является важнейшим (с большим отрывом от остальных) экономическим партнером Российской Федерации, он может сыграть выдающуюся роль в модернизации России.


Поэтому у Германии нет ни малейшего сомнения: тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом имеет стратегическое значение для обеих сторон. Учитывая это, необходимо осуществить расширение ЕС на Восток таким образом, чтобы Россия не просто не пострадала, но чтобы она смогла бы в полном объеме использовать шансы, открывающиеся в связи с расширением. То, что на этом пути существует немалое количество проблем, которые следует решить, например, в сфере торговли, приграничного сообщения или борьбы с преступностью, не противоречит данному тезису. Это лишь подчеркивает суть наших нынешних отношений и их интенсивность. Недавнее решение проблемы транзита из/в Калининградскую область доказывает: при наличии доброй воли всех участников разрешимы и самые сложные вопросы. Одновременно это подчеркивает, какой именно настрой необходим, чтобы действительно “завершить строительство Европы”.


Корд Майер-Клодт,

руководитель Отдела печати и связей с общественностью

Германского Посольства в Москве

анализы, Эссе, точки зрения

Стр.

РоландШтурм

Европа: какой она должна быть? 4

Расширение ЕС на Восток должно сопровождаться большей финансовой ангажированностью государств-членов, переходом к принятию решений на основе принципа большинства, снижением затрат в области аграрной политики и развитием европейской идентичности.


Удо Дидрихс, Вольфганг Вессельс

Расширенный Европейский Союз в качестве международного игрока 15

Прием в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы стал реальностью. Какой должна быть внешняя политика и политика безопасности расширенного Союза, каковы будущие задачи ЕС как международного игрока - на эти вопросы дают ответ авторы данной статьи.


Надежда Арбатова

Расширение ЕС на Восток: политические последствия для России1 25

Необходимо, чтобы расширение ЕС на Восток имело бы “российское измерение”, т.е. предусматривало бы комплекс программ и мер, направленных на сокращение разрыва между объединяющейся Европой и Россией. В противном случае цель европейской интеграции - расширение зоны стабильности и безопасности в Европе - не будет достигнута.


Пеер Х. Ланге

Страны Балтии в функции моста? 32

Вступление трех балтийских республик в НАТО и ЕС - дело решенное. Следует помнить: в экономическом плане государства Балтии слишком малы, чтобы стать большой европейской проблемой, однако с геостратегической точки зрения они, напротив, больше, чем кажутся – и опаснее всего они всегда будут в качестве мячей в играх крупных держав.


Эльке Тиль

Евро: проверка на прочность 34

Выход евро на внешнюю арену, к сожалению, не сопровождался появлением “единого голоса мистера Евро” в глобальной финансовой системе. Чтобы исправить ситуацию, государства должны согласовывать “внешнюю политику зоны евро” с ее торговой политикой, политикой развития и Общей внешней политикой и политикой безопасности.


Рудольф фон Тадден

Привилегированное партнерство 42

Подписав 40 лет назад Елисейский договор, Германия и Франция сделали тем самым решительный шаг для примирения двух народов и выстраивания привилегированного партнерства.


Элисон Дж. К. Бэйлс

Силы быстрого реагирования НАТО 47

Силы быстрого реагирования НАТО не являются альтернативой европейским силам быстрого реагирования и не упраздняют их. Задачи и функции этих структур различны, более того, инициатива Рамсфельда открывает конкретные пути для преодоления отставания ЕС в военной сфере.


Хайнрих Аугуст Винклер

Границы расширения 54

В силу социальных, экономических, политических, культурных и ментальных причин Турция не может стать полноправным членом европейского политического союза. Поэтому “ассоциация плюс” как форма взаимоотношений Турции и ЕС была бы лучше, чем “членство минус”: привилегированное партнерство удовлетворило бы обе стороны больше, чем вступление Турции в ЕС на дискриминационных условиях.


Мишель Шмигелов

Три горизонта Азии 65

Новая американская политика “баланса сил” в Азии, усилия Японии по экономической интеграции региона и непредсказуемая опасность международного терроризма - вот три вызова, перед которыми стоит сегодня Азия. Если ей удастся успешно с ними справиться, то XXI век может войти в историю как “тихоокеанское столетие”.


Эберхард Зандшнайдер

Будущее Китая 77

Представления о Китае на Западе сформировались во многом на основе впечатляющих успехов восточной части страны и искаженной статистики. На самом деле ситуация много сложнее, но даже нестабильность Китая может послужить предпосылкой политического прогресса.


Йоахим Краузе

Северная Корея и Ирак 86

В центре современной дискуссии - два государства с диктаторскими режимами, стремящиеся к обладанию ОМУ, - Ирак и Северная Корея. Но стратегия международного сообщества по отношению к ним серьезно различается: в случае с Ираком речь идет о возможной войне, в случае с Северной Кореей используются исключительно дипломатические средства. Автор анализирует причины и последствия подобного поведения и призывает к выстраиванию реалистичной, сильной и согласованной международной политики.


Книжная критика

Хеннинг Шредер

Большая Европа 94

[W.Ismayr (Hrsg.), Die politischen Systeme Osteuropas,.2002; W.Franzen/H.-P.Haarland/H.-J. Niessen (Hrsg.), Transformationsbarometer Osteuropa 2001; D.Bingen/K.Wуycicki (Hrsg.), Deutschland - Polen - Osteuropa. Deutsche und polnische Vorüberlegungen zu einer gemeinsamen Ostpolitik der erweiterten Europäischen Union, 2002; M.Brusis/J. А.Emmanouilidis (изд.). Thinking Enlarged. The Accession Countries and the Future of the European Union,2002]


Новая литература по международной политике 97

A.Rothacher, Im Wilden Osten: Hinter den Kulissen des Umbruchs in Osteuropa, 2002; K.Barysch и др. New designs for Europe, 2002; J.-P.Fitoussi/J.Creel, How to Reform the European Central Bank, 2002;Gilles Andreani, What Future for Federalism? 2002 Henry R. Nau. At Home Abroad. Identity and Power in American Foreign Policy,2002]

анализы, Эссе, точки зрения

Проф. Роланд Штурм

Институт политических наук,

Эрлангенский университет


Европа: Какой она должна быть?

Конфликт интересов в преддверии расширения


Воссоединение Европы после падения “железного занавеса” встречает всеобщие аплодисменты. Но какой должна быть эта Европа? По меньшей мере, одно ясно: необходимо, чтобы с экономической точки зрения дела в Европе обстояли хорошо и чтобы каждому отдельному государству-члену Европейского Союза и стране-кандидату на членство жилось бы лучше, чем прежде. Под поверхностным слоем риторики, по праву превозносящей демократию и права человека и подчеркивающей ответственность в отношении стран-кандидатов на вступление(1), эта надежда остается величиной постоянной.


Ожидание экономических выгод от европейской интеграции так же старо, как и сама интеграция. Помимо этого, с регулярной периодичностью раздавались обещания необратимого нового вступления в эпоху процветания. Уже почти позабыто, что, например, десять лет назад проект единого внутреннего рынка, казалось, гарантировал всем его участникам прорыв в экономическое благополучие. Из Доклада Чеккини Комиссии Европейского сообщества (1988 г.) можно было почерпнуть информацию о фундаментальных положительных экономических показателях, которых следовало ожидать в соответствии с выводами специалистов в области народнохозяйственных отношений. Еще у всех на слуху совсем не столь давние ссылки на экономическую стабильность, которая будет достигнута при помощи введения евро.


В преддверии расширения ЕС на Восток экономический успех вновь является твердо запланированным пунктом. Британский министр торговли и промышленности г-жа Патриция Хьюитт, например, исходит из того, что в ее стране будет создано 300.000 новых рабочих мест(2). Финансирование бюджета ЕС до 2006 года, в том виде, в каком по нему было принято решение на Берлинской встрече в верхах (1999 г.) в рамках переговоров о Повестке дня-2000, также делает ставку на относительно оптимистичные показатели экономического роста, причем не только в странах-кандидатах на вступление в Евросоюз. Правда, подобного рода планирования регулярно упускают из вида два момента, которые потом, однако, приобретают столь внушительный вес, что снятся в кошмарных снах потрясенным политикам.


Первый момент: желаемые экономические результаты не могут быть вызваны к жизни мановением волшебной палочки политических решений - прежде всего это относится к обычным для европейского уровня компромиссам в форме взаимного “брать и давать” (прим. пер.: так называемая “практика доноров - реципиентов”), не всегда понятным в свете экономической логики соотношения затрат и выгод. В преддверии расширения ЕС эта проблема всплыла уже при принятии решений Комиссией. Политическая воля к расширению ЕС на Восток столкнулась с жесткими экономическими фактами. Так, например, требуют политического ответа разница в уровне благосостояния между 15 государствами-членами ЕС (где доля ВВП на душу населения в 2001 году составила в среднем 23.200 евро) и странами-кандидатами (где соответствующий показатель колеблется между 7.700 евро (Латвия) и 18.500 евро (Кипр), а также результаты расследований(3) об особой склонности к коррупции в странах-кандидатах на вступление в ЕС.


Отставание как шанс


Положительная интерпретация этого состояния дел гласит: относительная экономическая отсталость стран-кандидатов - это шанс. Вступление в ЕС вызовет высокие темпы экономического роста или, соответственно, сохранит таковые, а экономическая динамика стран-кандидатов выгодна Евросоюзу в целом (4). Проблемы коррупции будут терять значение благодаря процессу общественной модернизации, который порождается экономическим подъемом. Что при таком рассмотрении выпадает из общественного восприятия, поскольку дальнейшему процветанию по умолчанию отводится подчиненное значение, это worst-case - анализ (прим. пер.: анализ развития событий по наихудшему из возможных сценариев), которого избиратель, собственно, должен бы ожидать от ответственных политиков.


Между тем, каждому ответственному лицу уже должно было стать ясно, что worst-case-анализ является не только упражнением для тех, кто скептически настроен в отношении Европы. Думали ли ведущие германские переговорщики, проводя в рамках Дублинского Договора (1996 г.) переговоры о Пакте стабильности и роста(5), о том, что они сами могут когда-либо вступить в конфликт со стабилизационными критериями? Наверняка нет. Но, исходя из сегодняшней перспективы, им следовало бы это сделать. Или можно ли было ожидать, что государства-члены Европейского Союза, вошедшие во вкус пользования Когезиционным фондом (фондом поддержки недостаточно развитых регионов ЕС в области охраны природы и транспортной инфраструктуры), целью которого было приобретение странами необходимой кондиции для участия в Европейском валютном союзе, будут и далее, после введения евро в этих государствах, предъявлять претензии на выделение для себя финансирования из этого Фонда? Это лишь один из огромного числа возможных примеров.


Второй момент, часто не учитываемый политиками при планировании экономических результатов, тесно связан с первым. Если идеальный случай экономического процветания не осуществляется, то возникают затраты, которые необходимо распределить между участниками. Они добавятся к тем затратам, которые уже существуют в связи с нынешней политикой ЕС, в частности, с центральными расходными сферами европейской политики, т.е. аграрной и структурной политикой. Критическая точка в этой чреватой большими потерями игре достигается, когда расходы увеличиваются, а экономическое процветание не наступает. Это обостряет традиционные сражения вокруг распределения финансовых средств в ЕС, поскольку новые средства могут еще быть мобилизованы только за счет перераспределения, а не за счет прироста - по меньшей мере, частично.


Примерно в такой ситуации мы сейчас находимся. Дело принимает серьезный оборот. Было бы неудивительно, если бы Федеральный канцлер Герхард Шредер в связи с сегодняшней бюджетной ситуацией повторил свое высказывание 1999 года, а именно: “В прошлом необходимые компромиссы заключались чаще, потому что немцы их оплачивали. Эта политика закончилась” (6). Из подобного анализа состояния дел могут быть сделаны двоякие выводы. Во-первых, все европейцы должны проявлять бóльшую ангажированность в финансовых вопросах, и/или во-вторых, в проблематичных областях нельзя продолжать политику в старом виде. В обоих случаях справедливо следующее: надо найти союзников, не в последнюю очередь потому, что решения ЕС по финансовым вопросам и далее должны приниматься на основе консенсуса.


Новые идеи с трудом пробивают себе дорогу, тем более что можно согласиться с общим утверждением всех задействованных сторон: после Межправительственной конференции ЕС в Ницце все еще отсутствуют инструменты для принятия решений на основе принципа большинства в вопросах аграрной и структурной политики. Поэтому принимать решения в расширенном ЕС будут труднее, чем до сих пор. Собственно, из этого вытекает непосредственный призыв к реформам. С уверенностью можно сказать, что страны-кандидаты нельзя упрекнуть в недостаточной воле к проведению инноваций. Посредством взятия на себя обязательств Acquis communautaire они доказали высокую степень своей гибкости, и упрекать их в зацикленности на Acquis было бы лицемерием.


Проблема заключается в государствах-членах ЕС и различии их интересов. Комиссар по аграрным вопросам Франц Фишлер не устает указывать 15 странам-членам Европейского Союза на ограниченность их точки зрения в области аграрной политики. Дотационная политика ЕС должна - хотят того отдельные страны или нет - измеряться масштабами ВТО. И поэтому Фишлер попытался представить на рассмотрение предложение, включающее оба момента: смягчить критические голоса в адрес европейского аграрного протекционизма, раздающиеся отовсюду, и одновременно заново определить логику аграрной политики Евросоюза. Он предлагает сокращение прямых выплат сельскохозяйственным производителям на величину до 20%, отвечая тем самым на аргументы международной критики дотирования европейского сельского хозяйства(7). Однако сэкономленные благодаря этой “модуляции” деньги не будут потеряны для государств-членов, а будут распределены между ними и могут быть потрачены ими - в духе принципа субсидиарности - в соответствии с их собственным усмотрением.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconСтрана, о которой идет речь в этом номере журнала, переживает этап «авторитарной и реакционной регрессии», как пишет один из наших авторов, эта страна
«скатилась от несовершенной либеральной демократии к своего рода популистскому авторитарному господству». Речь идет о Соединенных...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconНастоящего выпуска журнала “Internationale Politik” на русском языке приобретает особое значение и актуальность на фоне событий 9 сентября 2001 года и нынешней дискуссии о допуске военных инспекторов Совета Безопасности ООН в Ирак
Это понятие в его широком смысле можно определить как ответственные действия правительства. Авторы статей, представленных в данном...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconСодержание к читателям журнала «Россия и атр» (на русском языке) 5 к читателям журнала «Россия и атр» 8 Документы
В. Ларин, Е. Плаксен. Приморье: перспективы развития через призму общественного мнения 5
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке icon«Каспий Мунай тме» еак; на русском языке
Информация о месте нахождения акционерного общества, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconБюллетень новых поступлений
Десять уроков Европы / Паскаль Фонтен; пер с фр.; отв ред. Ю. А. Борко. – М. Право, 1994. – 72 с.; 20 см. – (Малая библиотека Европейского...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconОтрывки из редкой и любопытной книги "Дорожно-патрульная служба. Пособие для сотрудников гибдд" (Взято из майского номера журнала "Автопилот"). С помощью этого
...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconБлижний и Средний и Восток этому в высшей степени сложному комплексу проблем посвящен данный выпуск нашего журнала. Он охватывает целый клубок конфликтов
Он охватывает целый клубок конфликтов, которые сегодня находятся в центре внешнеполитических усилий как всего международного сообщества,...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconIi культура века просвещения эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света во французском языке слово «просвещение» звучит
Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет — «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме....
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconСказки по телефону
Книга предназначена для внеклассного и домашнего чтения учащихся среднего школьного возраста по литературе не только на русском языке,...
“Завершить строительство Европы” так звучит основная тема нашего первого в 2003 году сдвоенного номера журнала “Internationale Politik” на русском языке iconВ моу «Константиновская основная общеобразовательная школа» в 2010-2011 учебном году обучалось 38 уч-ся
Чебный план I ступени 1 класса составлен по базисному учебному плану фгос ноо (вариант 2) для образовательных учреждений, в которых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница