Исследование моделей корпоративной социальной




Скачать 105.46 Kb.
НазваниеИсследование моделей корпоративной социальной
Дата20.10.2012
Размер105.46 Kb.
ТипИсследование


Вестник Брянского государственного технического университета. 2006. № 4 (12)


УДК 330.341

Е.Н. Скляр, И.О. Зверкович


Исследование моделей корпоративной социальной

ответственности, используемых в мировой практике


Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской, американской, российской, британской), анализируются основные различия моделей.


Корпоративная социальная ответственность (КСО) это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры [1]:

  1. производство качественной продукции и услуг для потребителей;

  2. создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

  3. неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

  4. построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

  5. эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

  6. учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

  7. вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО, каждая из которых отражает тот общественно-экономический уклад, который исторически сложился в той или иной стране, то устройство общества, которое сформировалось в усло­виях развитой демократии, понятной и открытой государственной машины, функционирующих гражданских институтов, системы разрешения споров и свободы слова и выбора и т.д. [2].

Анализ существующих в мировой практике моделей КСО (европейской, американской, российской и т.д.) показал, что участие бизнеса в жизни общества может либо жестко регулироваться действующим коммерческим, налоговым, трудовым и экологическим законодательством, либо осуществляться самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Таким образом, достигается работоспособная конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

Начнем обзор современных форм КСО с американской модели. Считается, что эта модель наиболее богата своими традициями. Из-за природы американского предпринимательства, зиждущегося на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми [1].

Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это, Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в фи­нансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, об этом свидетельствует немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Всем известно, что в Америке профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира (разумеется, мы исключаем из сравнения страны, где образование, здравоохранение, иные социально значимые области существования общества финансируются государством). Ответственное перед обществом поведение корпора­ций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне [3].

Таким образом, американская модель КСО инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально.

Модель КСО Континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования данной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих странах Континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, госрегулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему [5].

В последнее время даже появился новый термин для обозначения европейского варианта КСО - корпоративная способность к социальному реагированию. Несмотря на существенные различия стран Континента в применении концепции КСО, схожего между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в области КСО. Европейская Комиссия определила КСО как «концепцию, в рамках которой компании на добровольных началах объединяют свои усилия со стейкхолдерами для решения социальных вопросов и реализации природоохранных мероприятий». Таким образом, европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования [4].

КСО в Великобритании сочетает элементы американской и континентальной моделей. В целом для британской модели характерны следующие признаки:

  • пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов);

  • повышенный интерес СМИ (так, «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в еженедельном разделе «Профиль компании»);

  • широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО;

  • система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит Континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО;

  • участие правительства в развитии КСО проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговые льготы и др.

Общей тенденцией как для британской, так и для европейской моделей является их скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. Таким образом, британская модель КСО сочетает элементы моделей США и Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.

КСО в России характеризуется наличием трех этапов:

1. 1991-1998 гг. – реструктуризация социальной инфраструктуры компаний в ходе приватизации, возрождение традиций дореволюционной благотворительности и меценатства. «Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы». Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный. Параллельно с этим в стране процветала «филантропия по-советски», основанная на оставшихся в наследство советских представлениях о социальной помощи и работающая по принципу «латания дыр» в рухнувшей государственной социальной системе.

2. 1999 - 2001 гг. - постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ; формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде и обществе в целом.

3. С 2002 г. по настоящее время – начало институционализации корпоративной филантропии, выделение корпоративных и частных фондов, привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ, профессионализация; активные дискуссии по вопросам социальной ответственности.

Потребность российского бизнеса в получении общественного признания и закреплении на внутреннем и внешнем рынках является стимулом для изменений в подходе компаний к взаимодействию с обществом. В среде крупных российских корпораций начинается широкое обсуждение темы КСО, инициаторами которого являются профессиональные объединения предпринимателей. В ряде корпораций происходит реструктуризация деятельности и органов управления в области корпоративной социальной политики. Появляются первые корпоративные программы, использующие новые социальные технологии. Характеристиками новых подходов компаний к развитию социальной сферы являются наличие продуманных приоритетов в корпоративной социальной политике и ясного обращения к аудиториям; сочетание политики и обращения с продуктом или бизнесом компаний; конкурсный отбор программ для социальных инвестиций; связь корпоративных социальных программ с имиджем и брэндами компаний.

В этом процессе было два переломных момента:

1. 1998 г. - вследствие дефолта российские компании резко сократили вложения в социальную сферу, столь же значительно возросло их внимание к эффективности вложений.

2. 2003 г. - российское деловое сообщество публично заявило о своем стремлении быть социально ответственным. «Дело ЮКОСа» привлекло большое общественное внимание к ответственности компаний, вызвало открытую дискуссию по формированию правил ведения бизнеса и стимулировало интерес самого бизнеса к взаимодействию с гражданским обществом.

Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому - за редкими исключениями - заметно недопонимание чисто практической ценности КСО. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию КСО на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности.

Таким образом, по источникам регулирования, практике и драйверам российский вариант КСО представляет собой смесь британской модели (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемы (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО).

О развитии социальной ответственности бизнеса в России свидетельствуют следующие цифры: по ВВП на душу населения Россия уступает только 35 развитым и 20 развивающимся странам. Однако по социальным показателям, к которым относятся индекс социального развития, а также средняя продолжительность жизни, Россия не входит даже в сотню! А по некоторым отдельным направлениям социальной политики государства, например здравоохранению, ситуация просто критическая. Поэтому из-за начальной стадии развития КСО в РФ наблюдается недопонимание ее целостной концепции, апробированных практик и полезности.

Оценивая текущую ситуацию в области КСО в России, можно отметить следующее:

  • государство осознало себя как идеальное олицетворение социальной и исторической миссии своего народа;

  • бизнес до конца не осознал себя как носителя положительной социальной миссии;

  • деловая элита России не сформировалась до сих пор как влиятельная общественная сила;

  • государство не создало условие, при котором деловые круги инициировали бы, формировали и интегрировали в систему зарождающихся цивилизованных гражданских, общественных, государственных, экономических отношений механизм осуществления взаимной правообязанности, гражданской ответственности и социального корпоративизма;

  • демократия в формальном, западном понимании устойчива и эффективна, когда вырастает из массового благополучия [3].

Сегодня в России существует три взгляда на реформу социальной сферы:

1. Резкое ограничение роли государства без развития общественного (некоммерческого) сектора социальных услуг:

  • акцент на личную ответственность за благосостояние граждан, на восстановление роли семьи как основы социальной поддержки;

  • переход к адресной помощи отдельным категориям малообеспеченных граждан, т.е. сокращение социальной защиты до помощи гражданам, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума;

  • ускорение приватизации культурных и образовательных учреждений, других объектов социальной сферы;

  • постепенный отказ от федеральных социальных стандартов, перенос ответственности за социальную сферу на региональный и городской уровень.

Этот курс, хотя и начатый де-факто представлением пакета социальных законов в Государственную думу, отвечает задачам экономического роста, но требует изменения Конституции РФ, согласно которой Россия является социальным государством (ст. 7).

2. Восстановление патернализма государства в социальной сфере до масштаба, свойственного советскому периоду. Это популистский курс левой оппозиции, для его действительной реализации требуется национализация собственности и восстановление социальной инфраструктуры предприятий.

3. Перераспределение социальной ответственности между государством, общественным некоммерческим сектором и бизнесом:

  • дальнейшее разделение систем социального обеспечения и социального страхования, политика роста заработанных доходов населения;

  • переход к адресной помощи в индивидуальных трудных жизненных ситуациях;

  • формирование сектора социальной экономики путем разгосударствления социального обслуживания, развития малого бизнеса и благотворительных организаций, переход от нормативного регулирования в социальной сфере к опоре на социальные инициативы граждан;

  • введение механизма социального заказа, переход от непосредственного распределения бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды к социальному инвестированию с широким привлечением негосударственных ресурсов;

  • децентрализация при сохранении федеральных социальных стандартов.

Именно этот курс отстаивает общественность. До сих пор основными, общими задачами для общественных и некоммерческих организаций были налаживание социального партнерства, введение механизмов взаимодействия и др. Общественная кампания по продвижению проекта законов о социальном заказе приобрела поистине всероссийский масштаб. Это движение порождает региональные и местные условия реализации новой, государственно-общественной модели социальной сферы. Но начатые Правительством РФ масштабные социальные реформы (пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальная реформа) поставили новые проблемы. Возникла масса специальных вопросов, жизненно важных для клиентов некоммерческих организаций: последствия тех или иных предложений по реформе пенсионной системы, медицинского страхования и т.д. для повседневной жизни людей и каждой из групп клиентов благотворительных организаций - беженцев и вынужденных переселенцев, бездомных, инвалидов, многодетных семей и др. Появилась потребность в новых знаниях по общим и специальным вопросам устройства социальной сферы. В комплексе это позволит создать новую модель распределения социальной ответственности между государством, обществом, семьей и работодателями [6].

Таким образом, КСО сегодня становится современным стилем деловой активности, который значительно влияет на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.


Список литературы


  1. Corporate Social Responsibility the WBC SD's Journey, 2002. - Р. 5.

  2. Бачинская, Т. Бизнес готов платить больше, но ждет от государства ясных правил игры / Т. Бачинская // Бизнес и общество. – 2004. - 3. – С. 1-4.

  3. Вepнep, П. Социальное конструирование реальности / П. Вернер, Т. Лукман. - М., 1995. - 368 с.

  4. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / под общей ред. С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004. – 2000 с.

  5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Экономика, 1997. - 230 с.

  6. Перегудов, С.П. Тэтчер и тэтчеризм / С.П. Перегудов. - М., 1996. - С. 230-259.

  7. Соболева, И. Социальная ответственность: глобальный контекст и российские реалии / И. Соболева // Вопросы экономики. – 2005. - № 10. - С. 90-102.

  8. Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха. – М.: Ассоциация менеджеров, 2003. – 20 с.

  9. Социальный менеджмент: учебник /под ред. Д.В. Валового. – М.: Бизнес школа «Интел – Синтез»; Акад. труда и социальных отношений, 1999. - 384 с.



Материал поступил в редколлегию 21.12.05.






Похожие:

Исследование моделей корпоративной социальной iconС местным сообществом. Ответственность градообразующих; предприятий 108 Анализ некоторых исследований в области социальной ответственности бизнеса и корпоративной благотворительности
Вопрос взаимной социальной ответственности принципиально важен: медлительность и неэффективность реформ первого постсоветского десятилетия...
Исследование моделей корпоративной социальной iconЧем могут помочь в решении этических проблем, возникающих в бизнесе и сообществе, этические комитеты и комиссии?
Проведения диагностики корпоративной культуры; оценки и реализации установленных и принятых норм, стандартов, ценностей, принципов...
Исследование моделей корпоративной социальной iconОтчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «огк-6» за 2006 год

Исследование моделей корпоративной социальной iconИсследование операций это раздел прикладной математики, который занимается построением математических моделей реальных задач и процессов (экономических, социальных, технических, военных и др.
Большинство этих моделей связано с выработкой рекомендаций по принятию «оптимальных» решений
Исследование моделей корпоративной социальной iconПрограмма дисциплины история социальной работы
Целью курса является формирование системных представлений у слушателей о путях развития основных исторических форм, моделей, институтов...
Исследование моделей корпоративной социальной iconПроект направлен на решение фундаментальной проблемы – разработку математических моделей переходных процессов в сложных физических системах, на создание вычислительных методов и комплексов программ для их численного исследования, а также на численное исследование этих моделей
Ми результатами с целью проверки применимости математических моделей, их уточнения и развития, а также построения методов численного...
Исследование моделей корпоративной социальной iconЗакон есть закон в отношении нп «Амурское войсковое казачье общество»
«Ведомости» и Pricewaterhousecoopers Россия проведут исследование по вопросам корпоративной благотворительности в России
Исследование моделей корпоративной социальной iconОтчет «Исследование экономической (стоимостной) эффективности 2-х моделей терапии опиоидной зависимости в Украине»
«Исследование экономической (стоимостной) эффективности 2-х моделей терапии опиоидной зависимости в Украине»
Исследование моделей корпоративной социальной iconМодель однородной распределенной нейроноподобной среды в ряду известных нейроморфных моделей
Ей физиологических систем и функциональных состояний на единой базовой платформе – наборе моделей однородных распределенных нейроноподобных...
Исследование моделей корпоративной социальной iconЗаключение по итогам общественных слушаний
Оао «Территориальная генерирующая компания №-2» провела общественные слушания «Отчета о социальной ответственности и корпоративной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница