«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.»




Скачать 65.11 Kb.
Название«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.»
Дата30.08.2012
Размер65.11 Kb.
ТипУрок
22.10.2010г.

Тема урока: «Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.»

Цель: сформировать представление о многообразии моллюсков и их значении в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательная –расширить представление учащихся о типе моллюски; познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков разных классов к условиям жизни; познакомить со значением моллюсков в природе и в жизни человека;

Развивающая – развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности, интереса к изучаемой дисциплине, познавательной активности.

Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к природе, потребность в её сохранении, эстетические взгляды и вкусы.

Оборудование:

компьютер, презентация, меловая доска, мел, таблицы: “Тип Моллюски.», на каждой парте по 1 карточке с таблицей, индивидуальные карточки для проверки знаний, рис.32-34 стр.49-51 п.12.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, работа с книгой, таблицами, работа с экранными пособиями, демонстрация раковин моллюсков.

План и ход урока:

I. Организационный момент:

организация учебной дисциплины.

II. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос.

1. К типу Моллюски относятся около (130 тыс. видов) видов.

2 Отделы тела моллюсков:(голова, туловище, нога).

3.Чем покрыто тело животного со спинной стороны (твердая известковая. раковина),

4.Между туловищем и мантией находится (мантийная) полость.

5.Для пищеварительной системы многих видов характерно на­личие в ротовой полости (терки (радулы)), открывающихся в желу­док протоков пищеварительной железы - (печени).

6.У большинства моллюсков органами дыхания являются (жаб­ры), лежащие в мантийной полости.

7.Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной пслости - («легким»).

8.Кровеносная система у моллюсков (незамкнутая).

9.В крови некоторых моллюсков находится не железо, а (медь)

10.Тип нервной системы моллюсков (разбросанно-узлового типа)

11.Какова симметрия тела моллюсков? (Двусторонняя, часть -асимметричные.)

12.Как называется складка кожи, полностью или частично по­крывающая тело моллюсков снаружи? (Мантия).

13.Из каких слоев состоит раковина моллюсков? (У брюхоногих -рогового и перламутрового, у двустворчатых - рогового, извест­кового и перламутрового.)

14.Сколько камер в сердце у прудовика? (Две.) Сколько камер в сердце у беззубки? (Три.)

15.Чем представлены органы дыхания большого прудовика (Легким.)

16.Чем представлены органы дыхания беззубки? (жабрами.)

17.Чем представлены органы выделения моллюсков? (почками.) I

18.Можно ли утверждать, что большой прудовик гермафродит? (Да.) 1

19.Можно ли утверждать, что беззубка гермафродит? (Нет.)

20.От какой группы животных произошли моллюски? (От об­щих с кольчатыми червями предков.)

2. Индивидуальная работа 6 обучающихся работают по индивидуальным карточкам:

III.Изучение нового материала

Cообщение темы урока (Слайд 1,2):

“Многообразие моллюсков” (запись в тетрадь)

Сообщение цели и задач урока (Слайд 3)

Изучение нового материала

Какие признаки мягкотелых послужили основой для выделения в типе Моллюски трех основных классов?

Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса (Слайд 4,).

Тип Моллюски

Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие

(запись в тетрадь схемы) слайд 5

Внешнее строение и разнообразие моллюсков (слайды 6-10)

- По мере объяснения нового материала вы записываете в столбик названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на ваших партах лежат таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, заполненные частично, вам необходимо попытаться их заполнить в течение урока. В конце урока я предоставлю немного времени для того, чтобы их проверить.


Сравнительная характеристика классов моллюсков


Признаки


Классы

Брюхоногие

Двустворчатые




Внешнее строение


Голова

Туловище.




Нога. Мантия

Нога. Мантия




Туловище.







Раковина.







Особенности питания


В основном: растения и органические остатки.




Крабы, рыбы, моллюски

С помощью терки (активно)
















Органы дыхания




Жабры




Способ передвижения

Волнообразные сокращение мышц ноги

Отталкивание ногой от грунта




Представители






































Значение





Биофильтраторы









































Рассмотрим особенности класса Брюхоногих и значение.

Рис. 32, стр.49 п.12

Сообщение учащегося с презентацией.

- Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Раковина у этих моллюсков цельная, часто асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная). Представители брюхоногих — слизни раковины не имеют, тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

Движение брюхоногие моллюски осуществляют за счет волнообразных сокращений подошвы ноги; для защиты моллюск прячет все свое тело в раковину.

У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи. Эти моллюски очень чувствительны к температуре окружающей среды: от нее зависит скорость протекания процессов в их организме.

Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные или поедающие разлагающиеся донные отложения.

Рассмотрим особенности класса Двустворчатых

Видеофрагмент «Характеристика класса Двустворчатые и их значение »

Обобщение Представители класса (Слайд 11)

Заполнение таблицы

Работа с рисунками стр.49 рис 33.

Как вы думаете, почему у этого класса такое название?

Обе половинки раковины прочно закрепляются выступами и углублениями такого “замка”.

Двустворчатые исключительно водные животные. Размеры и масса тела различны. Наиболее крупный моллюск тридакна достигает до 1,5 м в длину и весит до 250 кг.

Характерная особенность строения двустворчатых — отсутствие головы. Двустворчатые могут вести как подвижный, так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или раковинам других моллюсков.

Значение Двустворчатых (слайд12-13)

Рассмотрим особенности класса Головоногих (650 видов)

Просмотр видеофрагмента о Головоногих моллюсках

Обобщение

Представители (Слайд 14 )

Характеристика и значение (9слайды 15 и 16)

Заполнение таблицы

- Какое значение имеют головоногие? (объекты промысла, ряд видов — источник фармацевтического сырья, из содержимого чернильного мешка делают акварельную краску – сепию, используются для нейрофизиологических исследований).

V. Закрепление Проверка полученных знаний на уроке( слайд 17-18 )

Проверка заполнения таблицы.

VI. Домашнее задание § 12 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок

Похожие:

«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconМногообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека
К головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги – всего 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые...
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconКонспект урока по теме «Многообразие и значение моллюсков»
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconПлан-конспект урока по теме: «Особенности организации моллюсков, их происхождение»
Моллюски (от лат molluscus – мягкий), или мягкотелые, – обособленный тип беспозвоночных животных, произошедших от древних многощетинковых...
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconНаселение моллюсков субарктической гидротермальной экосистемы в зимний период
Изучена структура населения моллюсков субарктической гидротермальной экосистемы на примере
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconЗадачи : Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными; Познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах
Задачи: Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconОткрытие нового вида опасных антропогенных воздействий в экологии животных и биосфере: ингибирование фильтрационной активности моллюсков поверхностно-активными веществами
Ингибирование фильтрационной активности моллюсков поверхностно-активными веществами
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconПримерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconКласс Брюхоногие моллюски
...
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconАммоноидеи и двустворчатые моллюски из верхнего плинсбаха средней сибири
Плинсбахский ярус установлен в Сибири одним из первых благодаря широкому распространению
«Классы моллюсков.: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.» iconПсковской области приказ от 03. 04. 2012 №354 г. Псков об утверждении итогов областного
«Юный знаток истории» (6, 7 и 8 классы), «Юный знаток русского языка» (6, 7 и 8 классы), «Юный знаток литературы» (6, 7 и 8 классы),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница