Скачать 224.01 Kb.
|
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Цель и задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Задачи:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни создаётся в тесной связи с программой воспитания и системой внеурочной деятельности в рамках учебного плана, тем более, что здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих: физического, психического, духовного, социального. Направления реализации программы Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: ![]()
включает: • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; Усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обеспечивающих оптимальную работоспособность учащихся и педагогов. Школа и классы оснащены необходимым оборудованием в соответствии с нормами СанПиНа, созданы оптимальные условия освещения, температуры, звуковой изоляции, приобретена новая мебель. В учебных кабинетах и коридорах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат в школе. • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; В спортивном зале школы имеются все необходимые снаряды и оборудование для проведения занятий, в том числе для лыжной подготовки. Рядом со школой расположен школьный сад, футбольная и волейбольная площадки, спортивный мини городок, кроме того, силами учеников и родителей, недалеко от школы в лесной зоне проложена лыжная трасса. • наличие и необходимое оснащение школьной столовой; Школьная столовая расположена в здании пришкольного интерната, рассчитана на 42 посадочных места. Рациональная организация работы школьной столовой позволяет учащимся и учителям спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и пользой для здоровья. Большая перемена начинается после третьего урока и длится 40 мин. • организация качественного питания; В школе создана комиссия, осуществляющая контроль за гигиеническим состоянием пищеблока, ассортиментом и составом блюд. Организовано бесплатное питание для уч-ся начальных классов и детей из малоимущих семей. Теоретические основы правильного питания, культуры поведения за столом обсуждаются на классных часах и родительских собраниях. • наличие и необходимое оснащение школьной библиотеки; Приобретены комплекты учебников по ОБЖ и физической культуре, имеется подписка на периодические издания «Здоровье детей», «Спорт в школе» Систематически в школьной библиотеке действует выставка литературы, цель которой – формирование ЗОЖ и здорового гражданина 21 века. • необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися. В школе работают квалифицированные учителя физической культуры, преподаватель ОБЖ, социальный педагог. Для всех участников образовательного процесса определены должностные инструкции и содержание работы по сохранению здоровья детей.
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?». В курсе «Русский язык» - при выполнении упражнений на уроках учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. В курсе «Иностранный язык» в учебниках содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема духовного здоровья, образования, труда, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Православное учение о человеке», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе», «Зачем творить добро?» и др. В курсе «Физическая культура» весь материал программы (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике и информатике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков. Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
Большая часть занятий разработаны в форме праздников, игр, КВНов, оздоровительных минуток, театральных постановок.
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
Тематика родительских собраний 1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум). 2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день). 3-й год. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние. 4-й год. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек) Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии «Ученик года» по номинациям).
Тематика консультативных встреч Гигиенические требования к организации домашней учебной работы. Комплекс микропауз при выполнении домашней работы. От чего зависит работоспособность младших школьников. Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости. Профилактика близорукости. Профилактика нарушения осанки. Упражнения на развития внимания. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнения на развитие логического мышления. Предупреждение неврозов. Содержание программы и планируемые результаты.
Циклограмма работы класса по реализации программы
Связи, устанавливаемые для реализации программы Внутренние: учитель физкультуры, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь, руководители спортивных секций. Внешние: фельдшер, сельская библиотека, ДЮСШ. Предполагаемый результат реализации программы:
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
|
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Составители Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом... | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Паспорт программы Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее – Программа) | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Овладение культурой здорового и безопасного образа жизни происходит в совместной деятельности с учителем, педагогами дополнительного... |
![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного... | ![]() | 1. Пояснительная записка с. 2-12 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с. 175-182 |
![]() | «Гимназия №21» «Согласовано» «Утверждено» Председатель Совета Директор моу Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) |