Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос




Скачать 84.02 Kb.
НазваниеКомпетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос
Дата19.10.2012
Размер84.02 Kb.
ТипДокументы
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС


«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени обучения.

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях». В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением федеральных государственных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»   к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств личности, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».   Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей. Итогом освоения образовательной программы  дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.

Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач  согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов, средств и форм она практически отсутствует.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

Важным показателем преемственности является информация об уровне готовности ребенка к школе.

Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно принять обоснованные управленческие решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

В каждом образовательном учреждении Кольского района в начале учебного года традиционно проводится мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе.

Так, в Мурмашинской СОШ № 1 для определения готовности первоклассников к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе проводилось на основе единых методик и инструментария, разработанного и рекомендованного Отделом оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, под научным руководством Галины Сергеевны Ковалевой. Указанный диагностический материал был апробирован в 2008/2009 учебном году в 8 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Мурманской области. В апробации предложенных методик принимали участие общеобразовательные учреждения Кольского района: Мурмашинская СОШ № 1, Кольская СОШ № 2, Междуреченская СОШ, Шонгуйская СОШ, Молочненская СОШ, Туломская СОШ).

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

Инструментарий включал:

1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.

2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).

3. Таблицы для фиксации результатов обследования.

4. Анкету для учителя начальной школы (в электронном виде)

5. Анкету для родителей.

6. Карту первоклассника.

7. Формы для списков школ, учителей и учащихся.

8. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся.

Проведенные обследования в школе п.г.т. Мурмаши показали, что 80%-85% детей готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении испытывают 15%-20% первоклассников в основном в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.

Важная информация для обсуждения и учета в работе учителей начальной школы была получена при сравнении оценок учителей и родителей относительно общей готовности первоклассников к обучению в школе, а также их готовности по чтению, письму и счету.

Уровень готовности

Оценка учителей

Оценка родителей

Высокий и средний общий уровень готовности первоклассников к обучению в школе

75,4 %;

91,3 %

Высокий и средний уровень готовности первоклассников по чтению

57 %

67 %

Высокий и средний уровень готовности первоклассников по письму

47,3 %

54 %

Высокий и средний уровень готовности первоклассников по счету

74,3%

92%


Результаты опроса учителей и родителей обследованных первоклассников свидетельствуют о том, что существуют расхождения в оценках учителей и родителей обследуемых первоклассников. При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдаются более высокие оценки родителей уровня готовности своих детей, чем оценки учителей.

На основе проведенных обследований были сделаны выводы о необходимости определения единых критериев оценки сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработки единой системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


С целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях и в школах на ступени начального общего образования в Кольском районе разработан и реализуется план работы по вопросам преемственности дошкольного начального общего образования, направлениями которого являются:

- методическое сопровождение деятельности педагогов (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

- организация работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

- организация работы с родителями (законными представителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

С целью методического сопровождения деятельности учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий младших школьников в апреле 2012 года на базе МОУ Пушновской СОШ проведен семинар на тему «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО». Активное участие приняли педагогические работники дошкольных образовательных учреждений и учителя начальных классов в семинаре на тему «Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования», который состоялся в мае 2012 года на базе Мурмашинской СОШ № 1.


В результате проведенных мероприятий и на основании данных обследований выявлены следующие проблемы:

Первая связана с тем, что реализуемые в ДОУ программы не обеспечивают достаточного развития необходимых компетенций для успешного обучения на 1 ступени. Уже сейчас программа, выбранная ДОУ, не всегда определяет его реальную деятельность.  

Вторая проблема сложнее, так как для осуществления преемственности и разворота системы дошкольного образования нужна и другая методика работы с детьми дошкольниками и другая дидактика, чем та, что сегодня используется в большинстве детских садов.  

Третья проблема это кадры, которые будут способны этими методиками и этой новой дидактикой пользоваться и получать иной, чем сегодня результат.

   Четвертая проблема это адекватная диагностика этих новых результатов.

Исходя из важности выявленных проблем в новом учебном году в Кольском районе будет продолжена работа по обеспечению преемственности образования.

МОУ Пушновская СОШ включена в федеральный эксперимент по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – Начальная школа – соредняя школа».

Планируется открытие  муниципальной экспериментальной площадки на базе Мурмашинской СОШ №1 и МДОУ д/с №18 по теме «Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в ДОУ и школе 1 ступени в целях формирования УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ».

Определена цель данной работы - обоснование, разработка и экспериментальная апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ.

Предстоит в процессе именно совместной деятельности прийти не только к декларируемому, но действительно конструктивному взаимодействию педагогов дошкольного и начального образования.


30.05.2012 г. И.В. Непеина

Похожие:

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и воспитании»
Челябинск. Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconРоль музейной педагогики в духовно – нравственном воспитании младших школьников
Школа организует свою работу в рамках фгос во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности. Центр музейной педагогики – составляющая...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconРабочая учебная программа «Экология для младших школьников» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) к внеурочной деятельности,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) к внеурочной деятельности, программы...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconКомпетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников
Научный доктор педагогических наук, профессор Петьков Валерий Анатольевич
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconВ соответствии со ст. 29 п. 17 Закона РФ «Об образовании», в целях реализации «Образовательной программы» школы, отслеживания динамики качества обученности
Обеспечение преемственности дошкольного и начального, начального и основного, основного и среднего образования
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconСодержание ключевые слова Компетентностный подход на
Компетентностный подход на уроках биологии, средства реализации компетентностного подхода, методы и приемы формирования ключевых...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос icon“Формирование читательской грамотности у младших школьников как условие повы-шения качества начального образования”, организованном Институтом развития образования рт г. Казани
Образовательное учреждение: моу иж-Бобьинская средняя общеобразова-тельная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconДоклад «Основные формы работы мастера производственного обучения по воспитанию дисциплины и ответственности обучающихся»
Компетентностный подход в обучении и воспитании обучающихся невозможен без воспитания сознательной дисциплины
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconИнститут новых технологий образования компетентностный подход
Материалы подготовлены в рамках реализации Программы «Модернизация образования: перспективные разработки» (координатор программы...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации фгос iconМежпредметная интеграция как условие развития целостной картины мира у младших школьников
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница