Конспект урока русского языка в 8 классе




НазваниеКонспект урока русского языка в 8 классе
страница1/6
Дата19.10.2012
Размер0.73 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ













Конспект урока русского языка в 8 классе на тему « Подготовка к сочинению-рассуждению».

Цели урока: познакомить с работами писателей, посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Доброе утро всем, кто собрался сегодня здесь, в этом классе. Дорогие ребята, день у вас сегодня необычный! Почему? Потому что вместо одного учителя у вас их несколько. В гостях у нас учителя русского языка и литературы Янтиковского района – люди добрые, внимательные, отзывчивые. Мы единая команда. А объединяет нас и тема, которой посвящён урок. Мы будем говорить о русском языке. И не случайно. Заканчивается 2007 год – год русского языка. Мы должны подвести итоги и подумать, порассуждать над тем, что значит для каждого из нас русский язык.

Итак, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? Что он значит для вас?

2. Составление кластера.

3. Знакомство с работами писателей, посвящённых русскому языку.

- А что значит русский язык для выдающихся людей России. Давайте вспомним «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, одно из которых так и называется «Русский язык».

а) чтение стихотворения

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Какие слова из этого произведения мы выписываем в кластер?

У Ивана Сергеевича Тургенева есть хорошо известное вам высказывание. Давайте вспомним его.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

- Задумались ли вы над содержанием высказывания? Как вы, восьмиклассники, можете беречь русский язык? (Ответы учащихся).

б) чтение письма из книги «Заветное» Д. С. Лихачёва

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

- Что значит русский язык в жизни человека по мнению великого академика? Согласны ли вы с тем, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры? (Ответы учащихся).

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

- О русском языке пишет и рассуждает и Николай Рерих.

в) Чтение текста «Русский язык».

РУССКИЙ ЯЗЫК

(1) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.

(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего. (9) Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (12) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.

(13) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (14) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (15) Нужно знать иностранные языки. (16) Чем больше, тем лучше. (17) Познавай их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (18) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(19) Язык видоизменяется с каждым поколением. (20) Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (21) Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (22) Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (23) Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (24) В стонах и воплях нарушается песнь. (25) Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи. (26) Прекрасен русский язык. (27) И на нем скажут лучшие мысли о будущем.

г) Работа по тексту (словарная работа), задания к тексту:

1. Определить основную тему и главную мысль текста.

2. Тип речи данного текста.

3. В каком стиле написан текст?

4. Из предложения 20 выписать словосочетание со связью примыкание.

5. Определить способ образования слова пришелец.

- Что объединяет все прослушанные тексты и фрагменты. Выскажите свою точку зрения. Как же вы поняли, какую роль играет русский язык в жизни человека? Что значит для вас русский язык?

4. Письменная работа.

5. «Гимнастика для ума».

- Как связаны между собой слова ЯЗЫК и ЛЮБОВЬ? (Ответы учащихся)

« Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку. Я живу в великой и необъятной стране – в России, у которой самый меткий, «могучий и прекрасный» язык. Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку». (Из сочинения выпускницы).

6. Заочная экскурсия по родным и милым сердцу местам.

7. Вывод по теме.

8. Домашнее задание.

 




планирование и конспекты уроков русского языка в 11 классе


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе
Новосёлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка в 8 классе iconУрок русского языка в 9 «б» классе
Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием эор
Игнатьева С. С. Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием эор
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 6 классе учитель русского языка
«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные....
Конспект урока русского языка в 8 классе iconПлан-конспект урока в 4а классе
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга Прохоровой Т. Н. Методические материалы 2012
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга...
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонтрольная работа по литературе учителя русского языка и литературы
Конспект урока по литературе в 10-а классе. (Программа В. Я. Коровиной, учебник Ю. В. Лебедева.)
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе по теме «Дискуссия «Нужно ли говорить правильно?»
Обучающие: выяснить разные точки зрения, столкновение которых поможет найти истину
Конспект урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 11 классе
Программа. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница