Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета




Скачать 472.88 Kb.
НазваниеФормирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета
страница1/4
Дата19.10.2012
Размер472.88 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


КРАСНООК ЗИНАИДА ПАВЛОВНА


Формирование гражданственности у

студенческой молодежи в образовательном

процессе технологического университета


13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования.


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп

2007


Работа выполнена в Кубанском государственном технологическом университете.


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Реутова Людмила Петровна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хакунов Нурбий Хасанбиевич



Кандидат педагогических наук, доцент

Шумахова Зарема Нурбиевна




Ведущая организация: Кубанский государственный университет.


Защита состоится «21» мая 2007 года в 13-00 часов на заседании диссертационного

совета ДМ 212.001.04. в Адыгейском государственном университете по адресу:

385 000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного

университета.


Автореферат разослан «21» апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор - М.Р.Кудаев

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. История последних десятилетий убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и другим людям.

Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса.

Данная проблема в педагогической науке и практике нашла отражение: при разработке теоретических основ гражданского воспитания (А.С.Гаязов, Н.В.Иванова, М.И.Рожков и др.); систем ценностных ориентаций личности (Е.В.Бондаревская, М.А.Дмитриева, Р.М.Рогова, В.Н.Сагатовский и др.); принципов формирования гражданственности; уровней гражданской воспитанности молодежи в целом ( И. М. Брызгалова, А. И. Кочетов, В.С.Мухина, Р. М. Нугаев, Т. А. Панкова, Н. Д. Савотина, М. И. Шилова), принципов формирования гражданской позиции ( О. И. Мартынюк, Т. А. Мерцалова, Ю. М. Рудин и др.), механизмов формирования личности ( В.Е.Гурин, А.А. Зиновьев, И.П. Иванов, И.М. Ильинский, И С. Кон, А.И. Кочетов, С.В. Кульневич, А.С. Макаренко, И.С.Марьенко, Э.Ш. Натанзон, В.П. Прохоров, Н.С.Пряжников, Л.И. Рувинский, Г. И. Филонов, В.С. Чудный, Е.А.Ямбург).

Определенное внимание в последние годы уделялось отдельным социальным и политическим аспектам гражданского воспитания молодежи и различным подходам к нему в современных условиях (Г.П.Акопов, И.С.Артюхова, Г.П. Артемов, З.И. Василевич, А.А.Иудин, А.П.Кочетков, И.Д.Лельчинский, Н.Д.Никандров, А.Ф.Никитин, Г.Н.Филонов, Г.А.Чередниченко и др.), а также проблемам эволюции идеи гражданского воспитания на разных этапах развития педагогических знаний (О.И. Волжина, В.В.Крамник, Е.Ю.Кривошеина, М.И.Шилова).

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются условия формирования гражданственности школьников (И.С. Артюхова, Е.В Бондаревская, Т.М.Иванова, Л.И.Карцев, Н.И.Лапин, Н.А.Масюков, Г.Б.Пуйман, Г.Б.Скок, Н.Д.Сорокина, В.В.Чечет); формирование гражданственности молодежи в условиях общественного молодежного объединения и организации (А. А. Зиновьев, И. М. Ильинский, В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев А.Г. Кирпичник, К. Д. Радина, Ю. П. Селиванов, В. А.Сластенин, Ю. П.Строков, Е. В. Титова).

В последние десятилетия развертываются исследования теоретического и прикладного характера по гражданскому образованию. Различные аспекты этой

проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г.Асмолов, И.Д.Фрумин, А.Н.Тубельский, В.А.Караковский, Я.В.Соколов, З.К.Шнекендорф, Е.А Ямбург).

Опыте педагогов Самарской, Тульской, Воронежской, Калужской областей по организации гражданского образования и воспитания молодежи раскрыт в трудах В.Н.Пахомова, В.В.Башева, Т.В.Болотиной, И.В.Калиш, М.Е.Жихаревича, М.Е.Жуковой, Р. П. Макейкиной, П.П. Симоненко, В.Н.Шубкина и др.

Вместе с тем, в педагогической науке остается неисследованным ряд актуальных вопросов, связанных с формированием гражданственности студенческой молодежи технологического вуза в образовательном процессе непедагогических вузов: концептуальные основы системы формирования гражданственности; содержание и структура гражданского студентов к профессиональному и личностному взаимодействию в гражданском обществе и правовом государстве.

Изучение образовательной практики в вузе показывает, что процесс формирования гражданственности студентов целенаправленно не осуществляется.

В результате сложился ряд противоречий:

- между потребностью общества в социально активной студенческой молодежи, готовой к гражданскому самоопределению, на основе гражданской позиции и гражданской компетентности и не готовностью образовательного процесса в вузе обеспечивать данный социальный запрос;

- между востребованностью данного интегрального качества у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью методических, теоретических и практических основ ее формирования в образовательном процессе не педагогического вуза;

Обозначенные противоречия определили суть проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования гражданственности студенческой молодежи в непедагогическом вузе согласно ее социально-содержательной и структурно - интегральной характеристике как личностного феномена?

Объект исследования – образовательный процесс в технологическом вузе.

Предмет исследования – педагогические условия формирование гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему эффективных педагогических условий формирования гражданственности в образовательном процессе технологического вуза.

Гипотеза исследования - процесс формирования гражданственности студенческой молодежи в технологическом вузе будет эффективным, если:

-в содержание образования включить систему педагогических, правовых, психологических, социально-политических знаний, способствующих формированию человека - гражданина демократического общества и правового государства;

- целостный образовательный процесс технологического вуза основывается на педагогической модели формирования гражданственности студенческой молодежи;

- использовать продуктивные педагогические технологии гражданского самоопределения студенческой молодежи технологического вуза.

Задачи исследования:

1.Выявить сущность, структуру и критерии сформированности гражданст-

венности как интегрального качества личности.

2. Разработать модель процесса формирования гражданственности студенческой молодежи, отражающую его концептуальную основу.

3.Теоретически обосновать систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданственности студенческой молодежи технологического вуза.

4.Технологически обеспечить формирование гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза, представив процедурно деятельность субъектов как определенную систему действий, обеспечивающую гарантированный результат.

Методологической основой исследования является гуманистический (А.С. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Б.П. Битинас), деятельностный (П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, А.А. Зиновьев, И.М. Ильинский, В.А. Сластенин) и личностно - ориентированный (В.Е. Гурин, И.С. Кон, И.П. Иванов, М.И. Шилова) подходы к формированию гражданственности в образовательном процессе, а также концепция непрерывного образования, концепция целостного подхода к организации образовательного процесса, формирования личности (Е.П. Белозерцев, А.П. Владиславлев, В.С. Ильин, Ю.П. Кулюткин); концепция оптимизации процесса обучения в высшей школе (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, В.Н. Гуров, В.И. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Д. Суханов, И.А. Сыченков); теория проблемного обучения (В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), активизации учебно-познавательной деятельности в высшей школе (М.М. Анцибор, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, П.И. Пидкасистый).

Теоретической основой исследования явились психологические теории личности, закономерности ее социализации (В.Н. Гуров, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов); концепция междисциплинарной интеграции (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Ю.С. Тюнников, И.П. Яковлев); концепция средового подхода к обеспечению целостности педагогического процесса (В.Н. Бочарова, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, Л.Я. Рубина), организации гражданского воспитания подрастающего поколения (О.С. Газман, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, О.В. Крючкова, М.И. Шилова, О.А. Хаткевич ), теоретические разработки в области педагогических технологий ( В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.А. Савотина, Л.Б. Соколова, Е.Н. Степанов, Н.Е.Щуркова); идеи по проблеме социализации молодежи (И.Д. Никандров, А.Ф. Никитин, С.А. Шмаков, Г.А. Чередниченко, Л.М. Фридман); теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования. Среди них: теоретические - анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, теоретическое обобщение, синтез теоретических положений с учетом новых фактов и конкретных условий; эмпирические - наблюдение, опрос, интервьюирование; диагностические - анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, обобщение независимых характеристик); экспериментальные - констатирующий, формирующий эксперименты, ранжирование.

Личный вклад соискателя состоит в следующем: в разработке концептуальных положений исследования, модели и программы эффективного формирования гражданственности у студентов, в организации и проведении экспериментальной работы, анализе полученных результатов.

Организация и база исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Кубанского государственного технологического университета, ГОУ «Профессиональное училище №1 , г.Краснодара », «НОУ образовательное учреждение Северо-Кавказский техникум «Знание» г.Краснодара. В опытно-исследовательском исследовании приняли участие 421 студент 1- 4 курсов различных факультетов университета, 64 преподавателя; 186 студентов 1- 5 курсов социально - гуманитарного факультета Кубанского государственного технологического университета, более 300 учащихся вышеназванных образовательных учреждений.

Основные этапы исследования: Исследование, начатое в 2001 году, складывалось из трех этапов:

На первом этапе (2001-2002 гг.) - изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, обобщался опыт формирования гражданственности студенческой молодежи, изучался опыт работы общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Определялись теоретическая база и методологическая основа исследования, исходные позиции автора, установлен объект, предмет, цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, определены основные методы исследования. Проводился констатирующий эксперимент, моделировался формирующий эксперимент.

На втором этапе ( 2002 – 2004 гг. ) - была проведена опытно- экспериментальная работа по выявлению условий и факторов изучаемого процесса, анализ и оценка ее результатов, разработка рекомендаций по эффективному осуществлению процесса формирования гражданственности. Основные методы: целенаправленное наблюдение, посещение и анализ занятий по различным дисциплинам технологического и гуманитарного цикла, анкетирование студенческой молодежи, преподавателей, беседы с кураторами, деканами и заведующими, со специалистами музея Куб ГТУ, обработка материалов, реализация программы.

На третьем этапе (2004-2007гг.) – был завершен формирующий эксперимент. Оформлены и внедрены в практику работы кураторов рекомендации по формированию гражданственности студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Уточнялись теоретико-экспериментальные выводы: обобщались, систематизировались и оформлялись полученные результаты. Использованы следующие методы исследования: педагогический эксперимент, апробация программы формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе училища, техникума, вуза, анализ результатов исследования и обобщение материала, его обработка.


Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта с учетом современных ценностных трансформаций сущность гражданственности как интегрального качества личности, выражающего единство социально заданного и субъектного императива нравственности;

- выявлены факторные возможности формируемой у студентов гражданственности в развитии их профессионализма и способов его реализации в будущей деятельности на уровне общественного долга.

- разработаны сопряженные модели гражданственности и процесса ее формирования у студенческой молодежи, включающие соответственно их структурные компоненты, уровневые критерии и показатели, основообразующие принципы и организационно-содержательные этапы, в совокупности существенно изменяющие ценностно-смысловые аспекты образовательного процесса в технологическом вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

-конкретизировано понятие «гражданственность» соответственно обозначаемому личностному феномену с позиций формирования его когнитивных, эмоциональных и нравственных характеристик как проявление сущего в отношении человека к обществу.

-обоснованы возможности проектирования педагогического процесса формирования гражданственности студентов технологического вуза.

-научно обоснована взаимосвязь профессионально значимых качеств и гражданственности будущего специалиста, в совокупности обеспечивающие высокий уровень его профессионализма и социальной эффективности в предстоящей деятельности.

-разработана модель формирования гражданственности, обогащающая содержательно, профессиографически и методически образовательный процесс в технологическом вузе.

Практическая значимость исследования выражается в разработке и апробации целевой программы формирования гражданственности студентов «РОСТ», сопровождающих ее дидактических материалов, диагностического инструментария для определения уровней ее сформированности, авторских тренинговых программ развития студентов как лидеров и организаторов молодежного общественного движения.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции 24 сентября 2004 года, на Х1 Всероссийской научно-практической конференции 23 сентября 2005 года (г.Краснодар), были опубликованы в сборнике (т. 23) «Труды Куб ГТУ». По теме исследования у автора имеется двенадцать публикаций, общим объемом 1,7 печатных листов. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседании кафедры философии, на заседании методической комиссии социально-гуманитарного факультета Куб ГТУ, на заседании кафедры педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, опытно-экспериментальной проверкой гипо


тезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, личным участием автора на всех этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гражданственность-это интегральное качество личности, которое структурно-содержательно фокусирует когнитивные (общественно-политическая и правовая компетентности), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу.

2. Модель формирования гражданственности представляет педагогическую систему, включающую объект-субъект-субъектное целеполагание, иерархию структурных компонентов, их уровневые критерии и показатели, взаимосвязь социально и профессионально-проективных принципов, гуманитарное содержание, эффективные формы и методы его реализации и прогнозируемый результат. Данная модель реализуется в контексте основных задач профессиональной подготовки будущих специалистов, а ее ведущими механизмами выступают: самоидентификация с идеалом человека - гражданина, социально - ролевые диспозиции студенческой молодежи к осуществлению гражданского долга, соуправление и самоуправление как метод самокоррекции в общественно значимой деятельности.

3. В образовательном процессе технологического вуза формирование гражданской позиции студенческой молодежи осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий:

- обеспечение интеграции гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания в содержании образовательного процесса технологического вуза;

- ориентация преподавателей технологического вуза на педагогическую модель процесса формирования гражданственности студенческой молодежи;

- мотивация гражданского, правового, общественно-политического самовоспитания;

-включение в образовательный процесс технологического вуза педагогических технологий подготовки будущих специалистов как граждан демократического общества и правового государства;

- реализация субъектной гражданской позиции студенческой молодежи через групповую и индивидуальную общественно-политическую деятельность и волонтерское движение.

4. Последовательное осуществление этапов формирования гражданственности (диагностический, организационно-педагогический, аналитико-рефлексивный, самоидентификационный и самокоррекционный) обеспечивается системой эффективных методов (убеждение, подражание, упражнение, приучение, стимулирование и контроль) и инновационных форм (молодежное движение, социально-политические клубы, волонтерские акции), инициирующих гражданские действия студентов.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Основной текст изложен на 232 страницах и включает 8 рисунков, 24 таблицы и 21 приложение. Список литературы насчитывает 229 наименований, в том числе 2 на иностранном языке.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и определен научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе» анализируются актуальные проблемы формирования гражданственности студенческой молодежи. Определены сущность, содержание и структура гражданственности, выделены компоненты и критерии ее сформированности, определены требования к организации образовательного процесса, направленного на эффективное формирование гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза. Теоретически обоснованы признаки, показатели и критерии, структурные компоненты, разработаны уровни определения степени сформированности данного качества личности, определены педагогические условия ее формирования. Рассмотрено взаимодействие общественных молодежных объединений и организаций с государственными структурами и социальными институтами в воспитании гражданственности молодежи.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза» определяются принципы моделирования процесса формирования гражданственности студенческой молодежи, анализируются результаты экспериментальной проверки программы «РОСТ», процесса формирования гражданственности студенческой молодежи в условиях технологического университета с позиции содержания, эффективных педагогических форм, средств и методов. Представлены методы диагностики и оценки результатов эффективности процесса формирования гражданственности студентов в количественных и качественных показателях.

В заключении обобщены результаты исследования и сделаны выводы.

В приложениях представлен материал, использованный для диагностики и оценки сформированности гражданственности у студентов как будущих специалистов и как граждан, а также диагностический инструментарий исследования нравственных качеств гражданина и методические рекомендации для кураторов и преподавателей по формированию гражданственности у студентов, целевая программа «РОСТ».

  1   2   3   4

Похожие:

Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconТворческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления
Работа выполнена в фгбоу впо «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconВсероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодёжи
Нности среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура» (далее – Конкурс) в рамках реализации государственной программы...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект)
Диссертация выполнена на кафедре социологии и управления социальными процессами Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconКурсовая работа Тема: Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую и проектную деятельность в образовательном процессе
Тема: Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую и проектную деятельность в образовательном процессе
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconИ программа 64-й студенческой научной конференци,посвященной 80-летию Брянского государственного технического университета
...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconТема «Формирование ключевых компетенций школьников в образовательном процессе» (на примере обучения математике)

Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconИ программа 65-й студенческой научной конференции Брянского государственного технического университета
...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconПобедители Тольяттинского государственного университета в IX городской научной студенческой конференции
Тема доклада: Мониторинг состояния межэтнических отношений в Самарском Поволжье: влияние установок на формирование феноменов фаворитизма...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconНа участие в Межрегиональном конкурсе молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства
Межрегиональный конкурс молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного...
Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета iconПояснительная записка Целью образовательной программы «рубеж»
Ж является формирование и развитие в сознании, чувствах подростков социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница