Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций




НазваниеДаниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций
страница1/14
Дата19.10.2012
Размер2.32 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Даниил Александрович Аникин

История религии : конспект лекций




www.optimum-site.ru – создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов.


www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

Введение



Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования. Религия сопровождает нас на протяжении всей жизни, ведь первые представления о существовании сверхъестественного мы получаем от родителей, бабушек и дедушек в том возрасте, когда полученные сведения усваиваются без особых усилий, накладываясь на незамутненное детское сознание и формируя то исходное представлении о религии, которое может оставаться неизменным на протяжении всей жизни, а может видоизменяться в соответствии с изменением внешних обстоятельств или душевных качеств самого человека. В конце концов, история знает много случаев разочарования верующего человека в своих убеждениях, но и не меньше случаев обратной трансформации, когда убежденный атеист становился искренне верующим человеком. И речь идет не об отказе от своих воззрений под воздействием изменившейся социально-политической обстановки (ярким примером чему стала Россия 1990-х гг.), а о радикальной переориентации сознания в результате столкновения с каким-либо явлением, не вписывающимся в односторонне рациональную картину мира. Не удивителен ли тот факт, что многие ученые, прославившие свои имена фундаментальными открытиями в области ядерной физики или нейрохирургии, были верующими людьми, сумевшими рационально оправдать для самих себя необходимость существования веры?

Предмет «История религии» сегодня преподается как в высших учебных заведениях, так и в обычных школах. При этом важно понимать, что свобода вероисповедания закреплена в Конституции России, поэтому задача данного предмета заключается не в увеличении числа верующих, а в передаче ученикам средней школы и студентам начального объема знаний, касающихся специфики религии, теорий ее происхождения и развития, места религии в современном мире. Нельзя забывать и о том, что религия представляет собой один из важнейших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека.


Тема 1

Теории происхождения религии




1.1. Истоки изучения религии



Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Так, древнегреческий философ Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) утверждал, что боги создаются людьми по своему собственному образу и подобию, поэтому «эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми...»1Другие античные философы также применяли к исследованию рационалистический подход, утверждая, что в основе поклонения богам лежит страх перед явлениями природы, например перед штормами и землетрясениями. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений. Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования.

Для одного из знаменитейших античных философов – Платона (427–347 гг. до н. э.) мифы о богах уже утеряли свой ареол недоступности и священности, став просто одним из риторических способов прояснения теоретических положений для обычного слушателя, не способного оперировать умозрительными конструкциями, состоящими из философских терминов, и постигать их на слух. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: он не просто использовал существующие мифы, придавая им иное, более философское звучание, но и сам стал сочинять мифы, которые тем самым окончательно порывали со своим религиозным происхождением, становясь элементом философских рассуждений или литературных произведений.

Ранние христианские мыслители, например Тертуллиан (III в.), весьма неприязненно относились к попыткам рационально исследовать религию, утверждая приоритет веры над разумом: «верую, чтобы понимать».2Такая позиция была господствующей на протяжении столетий. Она не позволяла научно исследовать религию и писать ее историю, не разделяя все многообразие религиозных проявлений на «ложные» (языческие) и «истинные» (христианские). И только в эпоху схоластики (совокупность религиозно-философских учений, существовавших в Западной Европе в ГХ—XIV вв.) были сделаны шаги к устранению подобных крайностей и возникновению более сбалансированной точки зрения на религию.

Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха. Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра (1079–1142) стала не слепая вера, а разум: «понимаю, чтобы верить».3Для того чтобы поверить в то, что христианство является единственной абсолютной истиной, необходимо подойти с позиций рациональности к анализу его постулатов, выявить преимущество его положений перед утверждениями других религий (в первую очередь иудаизма и мусульманства). Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения.

Наиболее развернутое объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха (1723–1789). По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы. По мере исчезновения этого страха в процессе развития познавательных способностей человека необходимость в религии постепенно отпадает. Несомненной заслугой Гольбаха является его попытка не просто зафиксировать основные черты религии, но и представить ее эволюцию, основные ступени развития: от поклонения материальным предметам и силам природы, через веру в существование духов, управляющих этими силами, к возникновению идеи единого бога.4

Следующим этапом изучения истории религии стало возникновение научных школ, которые попытались представить различные точки зрения на природу, механизм возникновения и развития религиозных воззрений. Именно с начала ХГХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconКонспект лекций по курсу «История психологии» подготовлен в соответствии с требованиями государственного стандарта, учебного плана и программы.
Борцова М. В. История психологии. Часть 1: Конспект лекций. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр сгпи, 2008. – 135 с
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconИнститут гуманитарного образования аникин Д. А. История религии
Список учебников, научной литературы, методических материалов, имеющихся в фонде электронного читального зала библиотеки гл. Корпуса...
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconИнститут гуманитарного образования аникин Д. А. История религии
Список учебников, научной литературы, методических материалов, имеющихся в фонде электронного читального зала библиотеки гл. Корпуса...
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconИстория религии тематический план заданий
Эволюция религии и возникновение национальных религий: а классовое общество и эволюции религии
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Основы лесоводства и лесной таксации»
Конспект лекций предназначен для студентов заочного отделения указанной специальности
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconКафедра электронных и квантовых приборов квантовые приборы конспект лекций
Конспект лекций предназначен для бакалавров факультета фф по направлению 5 522 200 "Телекоммуникации"
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconАлександр Мень История религии (том 2)
История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Рели­гиозный путь человечества до эпохи великих...
Даниил Александрович Аникин История религии : конспект лекций iconНавчально-методична література
Введение в религиоведение. Теория, история и современные религии: Курс лекций. Учеб пособие для студ, вузов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница