Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология»




НазваниеМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология»
страница1/9
Дата19.10.2012
Размер1.16 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета ОмГМА по дисциплине «Фармакология»


Составители: Н.А.Пеньевская, С.В.Скальский


Фармакология является фундаментальной наукой фармации и ме­дицины, которая имеет социальное значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами.


Цели и задачи изучения фармакологии


В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация», квалификационными требованиями к уровню подготовки провизора и рабочей программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов, целью изучения дисциплины является приобретение умений обобщения информации об основных характеристиках, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок, о возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме, а также приобретение навыков доведения этой информации до врачей, аптечных работников и населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:

  • Выработать понимание общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, а также принципов их классификации.

  • Выработать умение оценивать возможность использования ЛС для фармакотерапии на основе знаний об их фармакокинетических и фармакодинамических свойствах.

  • Выработать навыки сравнительной оценки ЛС по их фармакокинетическим и фармакодинамическим свойствам для определения возможности замены одного препарата другим.

  • Выработать навыки работы со справочной литературой по фармакологии, медицинской нозологии и аннотациями к лекарственным препаратам.

  • Выработать навыки исследования врачебного рецепта.


Для успешной реализации задач обучения студент должен знать:

▪ Классификацию лекарственных средств (фармакотерапевтическую, фармакологическую, химическую);

▪ Международные непатентованные и торговые названия лекарственных средств и их классификационную принадлежность;

▪ Фармакодинамические и фармакокинетические свойства лекарственных средств;

▪ Показания к применению лекарственных средств;

▪ Побочные эффекты ЛС и противопоказания к их применению;

▪ Формы выпуска и дозировка лекарственных средств.

▪ Правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей.


По окончании курса базовой фармакологии студент должен уметь:

▪ Ориентироваться в номенклатуре ЛС, определять принадлежность препаратов к фармакологической, фармакотерапевтической, химической группам;

▪ Определять по международному названию ЛС их торговые названия (синонимы), аргументировать возможности замены отсутствующего препарата другим с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью;

▪ Контролировать правильность выписывания рецепта;

▪ Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, владеть составлением и передачей фармацевтической информации врачам и населению;

▪ Давать советы населению о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.


Учебный план


В соответствии с учебным планом изучение Фармакологии студентами заочной формы обучения осуществляется на 4 курсе в объеме 210 часов с экзаменом в VII семестре. Изучение студентами дисциплины осуществляется в ходе самостоятельной работы (134 часа по учебному плану) и аудиторных занятий (32 часа лекций и 44 часа практических занятий). Предусмотрено обязательное самостоятельное выполнение трех контрольных работ по следующим темам:

1. Общая фармакология. Фармакология нервной системы.

2. Средства, влияющие на функции исполнительных органов и обмен веществ.

3. Противомикробные, противопаразитарные и противобластомные средства.


Учебно-тематический план самостоятельной работы по фармакологии для студентов заочной формы обучения


№ п/п

Темы по плану

Количество часов

1.

Рецепт как объект деятельности про­визора. Структура и виды рецептур­ных бланков. Правила оформления рецепта. Понятие о дозе и концентра­ции. Твердые и мягкие лекарственные формы.

4

2.

Жидкие лекарственные формы. Галеновые и новогаленовые препараты. Алгоритм действия провизора при получении неправильно выписанного рецепта. Названия ЛС, классификации ЛС.

4

3.

Общая фармакология. Понятие о фармакокинетике и фармакодинами­ке ЛС. Ви­ды действия лекарств. Режим дозиро­вания лекарств.

4

4.

Общая фармакология: основы фарма­кокинетики. Пути введения ЛС. Абсорбция и распределение лекарств в организме. Биотрансформация и экскреция ЛС. Математическое моделирование фармакокинетических процессов.

4

5.

Общая фармакология: основы фарма­кодинамики. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику. Фармакотерапия. Побочное и токсическое действие ЛС Нежелательные эффекты ЛС. Методы создания и оценки ЛС.

4

6.

Средства, влияющие на афферентную иннервацию

4

7.

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: средства, действующие на холинергические синапсы

5

8.

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: средства, действующие на адренергические синапсы

5

9.

Средства для наркоза, этиловый спирт и аналептики

4

10.

Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства.

4

11.

Наркотические (опиоидные) анальгетики.

Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики.

4

12.

Психотропные средства (занятие 1): нейролептики, транквилизаторы (анксиолитики), седативные.

4

13.

Психотропные средства (занятие 2): средства для лечения маний, антидепрессанты, ноотропы, психостимуляторы, аналептики, тонизирующие средства и адаптогены.

4

Контрольная работа

14.

Средства, влияющие на органы дыхания.

4

15

Средства, влияющие на систему крови.

5

16.

Средства при недостаточности коронарного кровообращения: антиангинальные, кардиопротекторы, средства при инфаркте миокарда. Антигиперлипидемические средства.

4

17.

Антигипертензивные средства. Диуретики.

4

18.

Кардиотонические средства. Антиаритмические средства.

4

19.

Средства, повышающие артериальное давление. Средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения и мигрени. Ангиопротекторы.

4

20.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

5

21.

Препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза, эпифиза. Препараты инсулина и синтетические пероральные противодиабетические средства. Препараты глюкокортикоидных гормонов.

5

22.

Препараты гормонов щитовидной и паращитовидной желез. Антитиреоидные средства. Препараты половых гормонов. Анаболические стероиды, Гормональные контрацептивы.

4

23.

Препараты витаминов и минералов.

4

24.

Противовоспалительные средства (стероидные и нестероидные – НПВС). Противоаллергические средства. Иммуносупрессоры. Иммуностимуляторы. Противоподагрические средства.

5

Контрольная работа

25.

Химиотерапевтические средства. Общие принципы применения. Дезинфицирующие и антисептические средства.

4

26.

Химиотерапевтические средства. Бета-лактамные антибиотики.

4

27.

Химиотерапевтические средства. Антибиотики: макролиды, линкозамиды, аминогликозиды, тетрациклины, хлорамфеникол, гликопептиды, антибиотики других групп.

4

28.

Химиотерапевтические средства. Синтетические антибактериальные средства.

4

29.

Химиотерапевтические средства. Противотуберкулезные и противомикозные средства.

4

30.

Химиотерапевтические средства. Противовирусные и противопаразитарные средства.

4

31.

Общие принципы терапии при острых отравлениях. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства.

4

32.

Средства для лечения злокачественных новообразований.

4

Контрольная работа

Итого: 134 часа



Программа по фармакологии


ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ

Предмет, задачи и методология фармакологии, ее место среди других медицинских и биологических наук.

Источники получения лекарственных веществ (ЛВ).

Этапы создания новых лекарственных средств (ЛС). Химический синтез ЛВ (эмпирический, направленный, рациональный дизайн на основе изучения зависимости между химической структурой и действием веществ). Получение препаратов из растительного и животного сырья. Значение биотехнологии в соз­дании лекарственных средств.

Основные принципы и методы испытания новых препаратов. Доклинические испытания, клинические испытания. Понятие о слепом и рандомизированном исследовании. Роль концепций о качестве жизни и доказательной медицине в оценке лекарств. Исследование биоэквивалентности ЛС. Регистрация ЛС. Постмаркетинговые испытания. Виды названий и классификаций ЛС.

История отечественной фармакологии. Основные этапы развития фармакологии.

Развитие лекарствоведения в России. Рукописные травники и лечебники. Первые аптеки. Учреждение Аптекарского приказа. Издание первой фармакопеи. Создание руководств по фармакологии (Н. Максимович-Амбодик, А.П. Нелюбин, А.А.Иовский). Зарождение и развитие экспери­ментальной фармакологии (Р. Бухгейм, ЕВ.Пеликан, А.М.Филомафитский, И.М.Догель, Н.И.Пирогов, А.А. Соколовский и др.). Фармакологические рабо­ты русских физиологов и клиницистов (И.М. Сеченов. И.П. Павлов, СП. Боткин, Н.И.Пирогов).

Основоположник отечественной фармакологии Н.П. Кравков. Основные научные направления школы Н.П. Кравкова.

Видные отечественные фармакологи и токсикологи XX века (B.C.Савич, А.А.Лихачев, М.П.Николаев, М.И.Граменицкий, Н.В.Вершинин, В.И.Скворцов, А.И.Черкес, С.В.Аничков, В.М.Карасик, В.В.Закусов, А.Н.Кудрин).

Названия ЛС: химическое, сеждународное непатентованное, патентованной коммерческой название.

Классификации ЛС: по алфавиту, химическая, фармакологическая (разряды, классы, группы, подгруппы), фармакотерапевтическая, классификация CAS.


ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

Фармакокинетика лекарственных средств. Энтеральные и паренте­ральные пути введения лекарственных средств. Всасывание лекарствен­ных веществ при разных путях введения. Основные механизмы всасыва­ния. Факторы, влияющие на всасывание веществ. Понятие о биодоступ­ности лекарственных веществ.

Распределение лекарственных веществ в организме, депонирование.

Биотрансформация ЛВ в организме. Значение микросомальных ферментов печени. Пути выведения лекарственных веществ. Понятие о метаболическом клиренсе, экскреторном клиренсе, периоде полуэлиминации («полужизни») веществ.

Математической моделирование фармакокинетических процессов. Значение фармакокинетических исследований в разработке оптимального режима дозирования лекарственных средств в клини­ческой практике.

Фармакодинамика лекарственных средств. Фармакологические эффекты (основные, побочные, токсиче­ские), локализация и механизмы действия ЛВ. Основные биологиче­ские субстраты («мишени»), с которыми взаимодействуют лекарствен­ные вещества. Понятие о специфических рецепторах, аффинитете, агонистах и анта­гонистах.

Виды действия лекарственных средств.

Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ. Химическая структура и физико-химические свойства лекарственных веществ. Значение стереоизомерии, липофильности, полярности, степени диссоциации.

Зависимость эффекта от дозы (концентрации) лекарственного вещества. Виды доз: средняя и высшая терапевтическая, разовая, суточная, курсовая. Токсические дозы. Широта терапевтического дей­ствия.

Значение пола и возраста для действия лекарственных веществ. Зависимость эффекта лекарственных веществ от патологического состояния организма (Н.П.Кравков, М.П. Николаев, А.Н.Кудрин). Роль генетиче­ских факторов.

Хронофармакология. Значение суточных ритмов в регуляции физиологических функций. Понятие о циркадных, ультрадианных, инфрадианных и сезонных ритмах. Значение хронофармакологического подхода к назначению ЛС.

Изменение действия лекарственных веществ при их повторных введениях. Привыкание, толерантность, материальная и функциональная кумуляция. Лекарственная зависимость (психическая, физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с наркоманиями.

Комбинированное применение лекарственных веществ. Синергизм (суммирование, потенци­рование). Антагонизм. Антидотизм. Взаимо­действие лекарственных веществ (фармацевтическое, фармакологическое).

Значение генетических факторов в развитии неблагоприятных эффектов. Идиосинкразия.

Понятие о фармакопрофилактике и фармакотерапии. Виды лекарственной терапии.

Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Ток­сическое действие лекарственных веществ. Тератогенность, эмбриотоксичность, фетотоксичность, мутагеннность, канцерогенность.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общая и неорганическая химия» Омск 2004 г
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общей...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов второго курса заочного отделения фармацевтического факультета по предмету «микробиология» омск 2004
Рудаков Н. В. – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Омгма
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «социология»
Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с основными проблемами развития общества, его состоянием, структурой; проблемами...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения направление 654700 Информационные системы
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения при изучении общеинженерного...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов очно-заочного (вечернего) отделения фармацевтического колледжа «Водные извлечения»
Экстракционные лекарственные препараты (методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов заочного отделения...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультетаОмгма по курсу «Биологической химии». Контрольная работа №1
Регуляция биосинтеза белка у эукариот может осуществляться на уровне структуры ДНК. В этом процессе принимают участие простые белки....
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов III курса заочного отделения фармацевтического факультетаОмгма по курсу «Биологической химии». Контрольная работа №1
Регуляция биосинтеза белка у эукариот может осуществляться на уровне структуры ДНК. В этом процессе принимают участие простые белки....
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине системное программное обеспечение для студентов заочного отделения 2 и 3 курсов специальности 220200
Методические указания и контрольные задания по дисциплине “Системное программное обеспечение” / Кузнецов Д. Б.; Перм гос техн ун-т....
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconМетодические указания и контрольные задания Для студентов специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и составлены в соответствии с требованиями государственного...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология» iconПрограмма по технологии лекарственных форм
И. А. Насырова. Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница