Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений»




Скачать 290.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений»
страница1/3
Дата18.10.2012
Размер290.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Методический центр Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы


Методические рекомендации

по проведению классных часов

«Роль классного руководителя в формировании

национального самосознания и межнациональных отношений».


Руководитель структурного подразделения

"Социально – психологическая деятельность" Тупотилова А.В.


Москва 2009 г.

Уважаемые классные руководители!

Одной из функции воспитания подрастающего поколения страны – возрождение национального самосознания. С изменением социально-экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношений между людьми и каждой личности к самому себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал, заметен в наступившем веке, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое другое. Особенно велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными. Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Она определяет качества человека, и мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политического могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и окружающей среды.

Цель работы: способствовать формированию национального самосознания и межнациональных отношений.

Задачи работы:

  • воспитание у учащихся патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

  • воспитание гуманистических качеств личности, включающих в себя уважение к другим народам, странам;

  • создание условий для формирования у учащихся коммуникативной культуры общения со сверстниками.

Патриотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.


Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Но в нашем государстве они имеют особое значение. Причины особой актуальности национального воспитания подрастающего поколения кроются в непростой исторической судьбе российского народа. Сегодня россияне имеют гармоничное стечение исторических обстоятельств для того, чтобы создать на национальном историческом фундаменте в мощной и свободной демократической стране цивилизованную жизнь для своих граждан. У нас есть объективная возможность покончить с эпохой беспрерывных войн на нашей территории.

Кроме того, гуманизация образования и воспитания, которая предусматривает обращение к личности ребенка, имеет целью научить его жить, развиваться среди людей. В этой связи формирование гражданственности – интегрального качества человека, которое характеризует его взаимоотношения с государством – нужно рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности. С другой стороны, проблемы формирования гражданина в условиях новых социальных и политических реалий становится объективным требованием современного гражданина. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются задача возрождения нашей республики как самостоятельного государства, что возможно при активном участии граждан в государственных делах. Кроме того, по мере создания в республике правового государства, роль формирования гражданских качеств подростков возрастает. Поэтому необходимо воспитать граждан, считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Еще одной причиной является задача построения гражданского общества в нашей стране, для решения которой необходимо выработка новой гражданской культуры у подрастающего поколения. Следовательно, для национальной системы воспитания возрождение национального самосознания российского народа является одной из важнейших задач. Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания, которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами. Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно способствовать тому, что российский народ сможет почувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому изучение народного искусства является базой, отправной точкой, мерилом искусства настоящего, современного. Народное искусство — это историческая память. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, печалями, радостями и обязательно в стремлении к искусству. В сказочной поэзии подростки и старшеклассники видят яркие, запоминающиеся образы и картины из жизни народа, его морально-этические устремления, жизненную мудрость, объяснение явлений природы, часто загадочных, своеобразие обычаев, традиций. Первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, деревня, город, страна, в которой он живет. Знакомить с народным искусством необходимо уже в начальной школе, в противном случае время будет упущено, в старших классах ученики будут воспринимать его как экзотику, нежизненное, чужеродное явление.

Широкое применение в процессе воспитания национального самосознания подрастающего поколения может найти клубная работа по изучению истории, культуры, обрядов россиян. Так, в последнее время широкое распространение получили исторические клубы, в которых подростки изучают историю средневекового рыцарства. Ребят привлекает возможность изготовления своими силами оружия и доспехов средневекового воинства, участия в международных рыцарских фестивалях, которые часто и повсеместно проводятся в последнее время. Вместе с тем, в процессе изготовления доспехов, подготовки к турнирам участники клубов тщательным образом изучают историю нашей родины, что значительным образом способствует формированию чувства национального самосознания.

Одной из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы является проведение классных часов. Здесь преобладает формы свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов намечается в планах классных руководителей. Традиционно они посвящались вопросам идейно-нравственного воспитания, культуры поведения, обсуждению наиболее актуальных статей из газет и журналов, обсуждению новых книг, спектаклей, кинофильмов, проведению встреч с интересными людьми и т. п. Эту традиционную форму воспитательной работы с учащимися необходимо наполнить новым содержанием, способствующим воспитанию у школьников чувства национального самосознания. Для этого возможно проведение классных часов по определенной тематике. Так, например, это могут быть тематические беседы, обсуждения недавно прочитанных книг и просмотренных кинофильмов, выступления по определенному вопросу, которые школьники приготовят по предложенной классным руководителем теме. К другим формам фронтальной воспитательной работы традиционно относятся: коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазеты, сбор материалов и оформление школьного музея, читательские конференции и диспуты, встречи с известными людьми, коллективное посещение театров, кино, музеев, туристко - краеведческие походы. И здесь существуют неограниченные возможности для того, чтобы классному руководителю наполнить эти формы национальным содержанием. Так массовые мероприятия могут быть связаны с традиционными календарно-обрядовыми праздниками российского народа. Общественно полезный труд может быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время для Родины можно своим трудом и поступками. В этой связи можно предусмотреть рейды и походы учащихся по местам важнейших событий, как в годы сражений, так и в мирное время, принять участие в охране исторических памятников, природы, в разбивке парков и скверов, в озеленении микрорайона школы; объявить конкурсы на лучшую фотографию "Родная природа"; смотр готовности к продолжению трудовых и ратных традиций "Мы растем достойной сменой", "Родину-мать умей защищать", "Операция "памяти павших"; провести викторину "Знаешь ли ты свою Родину?". Все указанные мероприятия позволяют прикоснуться учащимся к родной земле, к ратному и трудовому подвигу старшего поколения.

В школьном музее могут быть представлены материалы по истории родного края. Старшеклассникам можно предложить диспут или конференцию о прошлом и настоящем российского народа на темы: "Мы продолжаем эстафету отцовских подвигов и дел", "Что, значит, быть патриотом сегодня?", "О мужестве в бою и в мирное время", "Сердцем прикоснуться к подвигу". Известными людьми, которые придут на встречу с детьми вполне могут быть поэты и барды. Можно предусмотреть проведение совместно с учителями-предметниками и библиотечными работниками читательских конференций по литературным произведениям, на основании которых возможно раскрыть удивительное чувство патриотизма: "О любви великих людей к своей Родине", "Стран на свете много, а Родина одна", "Патриотизм российского народа в поэзии и прозе". Классный руководитель, планирующий коллективное посещение театров и кино, музеев и выставок имеет возможность планировать такие мероприятия с учетом задач формирования национального самосознания и поэтому он откажется от посещения того, что не несет ничего для дела воспитания национальной культуры.

Перспективным элементом работы по формированию у учащихся чувства национального самосознания является деятельность школьных клубных объединений. Работа таких клубов может быть сориентирована не только на проведение свободного времени и отдых школьников. В деятельности школьных клубов, как нам кажется, таятся неисчерпаемые возможности для развития познавательной активности школьников, что может способствовать активизации мировоззренческих процессов, и, как следствие, помочь делу формирования национального самосознания учащихся. Важно только так организовать работу в клубах, чтобы она отличалась новизной, внимание к потребностям детей, искренней заинтересованностью успехами детей, что возможно, если уже на первом этапе создать в клубах положительное эмоциональное отношение к работе клуба. В дальнейшем возможно уже организовывать систематическую поисковую деятельность в разносторонних творческих объединениях. При выполнении этих задач будут созданы условия для самостоятельной целенаправленной деятельности в окончательно сформированном клубе. Деятельность клуба может заключаться в организации экскурсий по музеям, поездок в другие города и населенные пункты с целью ознакомления с памятными местами Отечества. Впечатления от этих поездок могут найти отражение в самых разных формах: отзывах, сочинениях-рассуждениях, фоторепортажах и т.д. В клубе также могут быть подготовлены и проведены беседы-сообщения познавательного характера. В качестве тем таких бесед, возможно, предложить учащимся – членам клуба - подготовить всевозможные сообщения об исторических местах родного города, о жизни и деятельности известных деятелей российской культуры. В клубе можно организовать также изучение фольклорно-этнографическое наследие.

В патриотическом и интернациональном воспитании хорошо зарекомендовали заочные путешествия по России и другим странам, в процессе подготовки и проведении которых самое активное участие принимают ученики. Они готовят планшеты, иллюстративный материал, статьи из периодических изданий, выполняют роль путеводителей, проводников, экскурсоводов, капитанов дальнего плавания, начальников команд, выступают перед сверстниками и младшими.

На основе собранных материалов можно изготовить альбомы "Наш город", "Наш город прежде и теперь", объявить конкурс на лучшее сочинение, исполнение песен и танцев, на лучший рисунок фотографию или рассказ.

Деятельность школьных клубных объединений хороша еще и тем, что помогает классному руководителю избежать одностороннего подхода в деле национального воспитания. С одной стороны, деятельность клуба находит отражение в воспитательной работе всей школы: знакомит учеников с национальной культурой, пропагандирует любовь к родному краю, привлекает учащихся тем, что члены клуба заняты интересным делом. С другой стороны – добровольное, необязательное членство в клубе способствует тому, что, формируя национального самосознание, можно будет избежать проявлений национального превосходства и исключительности.

Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность, вызывают проявление национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация, как известно, есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории, экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть националистический подход к патриотизму. Такой подход ущербен не только для самой личности, но и для общества: в условиях многонациональной страны может привести не к объединению интересов людей, а к разъединению, противопоставлению. Для того чтобы добиться этого, классному руководителю необходимо поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных национальностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств, определяющих отношение человека к своей этнической общности. Поэтому наряду и одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать учащимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление к интернациональным связям и дружбе между народами.

Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут способствовать неуважительные или пренебрежительные отношения к инонациональному языку, культуре, добрым традициям. Выпячивание и обострение национального усугубляют педагогические просчеты, если допускается особое отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование исторических событий и т. д. Такие ошибочные действия могут стать причиной неуважительного отношения к людям иной национальности. Выявление причин такого особого отношения показало, что оно порождается не только стереотипами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности или возникающими на разной почве конфликтами (в школе, семье, на производстве). Недостатки одного человека или неуважительное к нему отношение подчас распространяются на всех людей данной национальности. Следовательно, классный руководитель должен помочь школьникам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, каков он человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать ученикам, убедить их в том, что нет «плохих» и «хороших» национальностей. Есть плохие и хорошие люди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культуры отношений межличностных. Поэтому классному руководителю нужно предложить ребятам небольшие сочинения на такие темы: «Круг моего знакомства», «Круг привязанностей», «Зона отчуждения», «Деловое общение». Пусть школьники определят, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются.

В плане работы каждого классного руководителя должно быть место для бесед с учащимися о том что: « Международное сообщество все ближе подходит к единению человечества в рамках экономической, идеологической и духовной интеграции: принято Хельсинское соглашение "О сотрудничестве и мерах доверия между странами", в котором зафиксированы права и обязанности в условиях единения стран и народов». Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, чувство национальной исключительности. Поэтому участие школьников в подготовке и проведении международных праздников и знаменательных дат в жизни разных народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной помощи. В прошлые годы создавались клубы интернациональной дружбы (КИД), которые хорошо помогали педагогическому коллективу школы в интернациональном воспитании учащихся. Они организовывали переписку с ребятами других стран мира, создавали комнаты и музеи, проводили встречи с учащимися разных национальностей, с людьми, побывавшими за рубежом по деловым, научным и культурным связям, с воинами армии и флота. Этот опыт, как нам кажется, можно использовать и сегодня. В плане классного руководителя можно предусмотреть литературные и музыкальные вечера на интернациональные темы, например: "Все народы, все люди, все мы Родину любим", "Музыка братских народов", "На одной планете, под одной звездой", "Планета моя по имени Земля". В каждом из названных мероприятий могут принять участие преподаватели литературы, музыки, изобразительного искусства, физкультуры и спорта, представители общественности и родители.

Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Поскольку для воспитания у учащихся интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание привлекательности и элементов неопределенности». Классный руководитель может предложить учащимся подготовить беседы по теме: «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру. Исследовательские группы школьников во главе с учителем, изучают проблемы «Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

В итоге проведенной работы, мы должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является важным звеном в деле формирования национального самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.

С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы классного руководителя с учащимися национальным содержанием, что будет способствовать знакомству учащихся с традициями, культурой, языком русского народа. Кроме того, перспективным направлением воспитательной работы классного руководителя с учащимися является привлечение учащихся к созданию и работе в клубах, чья деятельность направлена на изучение истории, культуры, традиций, обычаев и языка русского народа.

Вместе с тем, классному руководителю необходимо учитывать национальный состав учащихся. Хорошо, и даже необходимо, если работа по изучению национальной культуры будет вестись параллельно со знакомством с культурой, традициями и обрядами других народов. Это поможет преодолеть чувство национальной исключительности и позволит почувствовать учащимся место национальной культуры, как равной среди равных в ряду других культур народов мира.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconМетодические рекомендации по проведению классного часа «Избирать и избираться!» (5-7 классы). Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (8-9 классы)
Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Ремезова, 27-3 этаж, тел./факс (3456)22-66-41, tobolsk
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconПрограмма умк
Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения...
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconДоклад деятельность классного руководителя по духовно нравственному воспитанию
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconПредметом изучения в данной статье является та роль, которую в этногенезе и в формировании этнического самосознания гагаузов сыграла их конфессиональная принадлежность
Папцова А. К. К вопросу о роли конфессиональной принадлежности в формировании этнического самосознания гагаузов. В: Лукомор’я: Археология,...
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconПлан работы методического объединения классных руководителей маоу сош п. Любытино на 2011 – 2012 учебный год Цель мо классных руководителей
...
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconПрограмма индивидуального развития ученика Классного руководителя 11 класса Осиповой Альбины Димитриевны
Самосовершенствование личности немыслимо без осознания своих корней, без знания заветов своих предков, их традиций. Возникла объективная...
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории,...
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconКурсовая работа слушателя курсов повышения квалификации классных руководителей по программе «Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями»
«Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями»
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconПоложение о классном руководителе общеобразовательного учреждения рт рекомендации к организации деятельности классного руководителя в образовательном учреждении
Ход реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Татарстан
Методические рекомендации по проведению классных часов «Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и межнациональных отношений» iconРекомендации по составлению плана работы классного руководителя
Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница