Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)




Скачать 205.66 Kb.
НазваниеКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Дата18.10.2012
Размер205.66 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: Химия, урок-путешествие.

Тема: Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 11 класс.

Технологии: Технология коллективного взаимообучения (КСО), ИКТ (презентация).


Аннотация

Урок- путешествие по теме « Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева» я провожу с целью ознакомления учащихся с характером и результатами творческой деятельности великого русского ученого. Постановка и решение учебных задач осуществляются в процессе их собственной поисковой и оформительской работы. Важно, чтобы учащиеся прониклись величием гения Д.И.Менделеева, который еще в прошлом веке сумел достичь таких высот в научном познании, которые были оценены как научный подвиг. Роль науки в истории материальной и духовной культуры общества, в научно-техническом прогрессе нашей страны может быть воспринята самими учащимися с учетом их интересов, возможностей и желаний, если для этого создать на уроке соответствующие условие и провести необходимую подготовку. Поэтому урок-путешествие целесообразно проводить в течение одного часа.

Выбор такой формы проведения занятия не случаен. Наличие достаточно большого числа литературных источников, доступных учащимся и освещающих по-новому вопросы школьной программы, позволяет не только организовать самостоятельную работу по нескольким разделам одновременно, но и обеспечить полноценную проработку материала темы, что особенно важно с воспитательной точки зрения. Чтобы обеспечить учащимся поиск нужной информации, в большей части собранного материала есть закладки.

В каждой группе готовящихся целесообразно иметь ученика- консультанта, с которым была проведена подготовительная работа по разделу темы. Он распределяет вопросы, помогает ориентироваться в предложенной литературе.

За неделю до начала урока учащиеся знакомятся с литературой, согласуют между собой планы выступлений, готовят стенды по теме. А затем вместе учитель с учениками- консультантам по каждому разделу готовят презентацию.

Я на этом уроке использую интерактивный метод обучения, который предполагает взаимодействие между учителем и учеником, учеником и группой, ученика – учеником. Этот метод развивает коммуникационные умения и навыки, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению остальных. В таком уроке заняты все учащиеся: те, кто увлекается естествознанием или занят техническим творчеством, кто любит гуманитарные науки и уже приобщился к искусству. Знакомство с новыми и неожиданными фактами вызывает неподдельный интерес учащихся. Регламент выступлений приучает их точно и кратко выражать свои мысли, пользоваться средствами наглядности.

Использование ИКТ дает возможность детям ощутить дух того времени, узнать труды современников Менделеева - картины из центральных музеев России: И.Н.Крамского, Н.Я.Ярошенко, И.И.Шишкина, И.Е.репина, А.И.Куинджи, В.Е.Маковского, осознать значимость научных трудов Менделеева для развития науки химии, физики, промышленности, лесного хозяйства, метрологии и географии.

Сделанные в конце урока выводы подводят детей к мысли, что Д.И.Менделеев был великим химиком, разносторонним ученым, педагогом и общественным деятелем.


Конспект урока.


Девиз урока: « Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, пробуйте еще».


Цель: Ознакомить с жизнью и результатами творческой деятельности Д. И. Менделеева.


Задачи:

- показать, в каких условиях происходила формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции;

- раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников, трудами биографов, исследователи его творчества;

- познакомиться самим и построить интересный рассказ о жизни и стиле деятельности и мышления ученого, позволивших ему осуществить немало научно-технических и экономических прогнозов, в том числе в решении глобальных проблем современности, развитии Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока.

- воспитывать у учащихся чувство гордости за научный подвиг нашего соотечественника, который еще в прошлом веке сумел достичь огромных высот в научном познании;

- выработать у учащихся стремление передать полученную информацию товарищам, воспитывать чувство ответственности перед коллективом и стремление пополнить свои знания, познакомиться с дополнительной литературой.


Оборудование: Компьютер, проектор, готовые слайды по теме «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева», карта России, Сибири, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, стенды с репродукциями работ И.Н.Крамского, Н.Я.Ярошенко, И.И.Шишкина, И.Е.Репина, А.И.Куинджи, В.Е.Маковского и др. участников

менделеевских сред, а также открытки с видами городов, где жил и работал ученый; диск с музыкальными произведениями, которые особенно любил Д.И.Менделеев (Л.Бетховен, М.И.Глинка, А.П.Бородин, А.А.Алябьев), электронные учебники « Музеи России», плакаты с высказываниями ученого: «Топить можно и ассигнациями», «Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройкой и развитие обещает».


Ход урока.

На доске цитата: « Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, пробуйте еще».


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Выступление учителя (объявление темы цели урока): Ребята, в этом году 20 января исполнилось 100 лет со дня смерти выдающегося русского химика, создателя периодического закона и периодической системы химических элементов

Д. И. Менделеева.

Сегодня мы проведем урок, посвященный Д. И. Менделееву.

Цель урока: Ознакомить с жизнью и результатами творческой деятельности Д. И. Менделеева.



Дети готовятся выступать с сообщениями о проделанной предварительной работе. Разделяются на три группы с тем , чтобы они могли видеть процесс работы друг друга ( мотивирующий эффект), но при этом не мешать друг другу. Столы для работы должны позволять членам группы сидеть лицом друг другу, должны допускать трансформацию в соответствии с условиями работы

2.Изложение нового материала.

Что вы знаете о Д.И.Менделееве?


Ученик – консультант читает стихотворение Н.Глазкова.


Теперь посмотрим на ваши знания периодической системы химических элементов.

Задания:

1. Что лишнее в этом списке? Почему?

a) K, Na, Li, B.

б) Cl, Br, I, S.

в) He, Ne, Ar, O.


2. а) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства Li, Cs, Na?

б) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I,Cl?

в) Почему свойства элементов изменяются периодически?


Теперь ознакомимся более подробно с жизнью и деятельностью ученого. Обратите внимание на девиз урока.


Формулировка заданий для групп.

  1. Тобольск- родина Д.И.Менделеева.

а) Сведение о родителях.


б) Детские годы ученого.


в) Школьные годы ученого.


г) Студенческие годы ученого.


д.) Научная деятельность ученого.


е) Семейная жизнь ученого.


ж) Открытие и достижения ученого:


з)Открытие периодической системы.


и) Участники «менделеевских сред».

«Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени как и вопросы науки» (Я.Минченков).


к) Семейное счастье Д.И.Менделеева.


л) Научные открытия ученого.


Дополнения учителя.

Высказывание Менделеева: «Нефть – продукт редкий в природе, годный для целей освещения, смазывания, химической переработки и для взрывных машин, сжигать его как топливо можно советовать только в исключительных случаях». («Топить можно и ассигнациями»- любимый афоризм ученого).


м) Заслуги ученого.

«Ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я при этом не служил, а только старался… дать плодотворное, промышленное, реальное делу своей стране».

( Д.И.Менделеев)


н.) Увлечение Д.И.Менделеева


о) Ученый и власть.


п.) Последние годы Менделеева.


3. Выводы этого урока:


Таким образом, подытоживая урок, мы можем сказать, что Д.И.Менделеев стал великим гением, разносто-роннеразвитой личностью своим упорным трудом. Не зря он говорил: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, пробуйте еще».


4. Домашнее задание:

1. Каждая группа составит кроссворд по пройденной теме.

2. Создать карту поездок и путешествий Д.И.Менделеева.


Создатель периодической системы химических элементов.


Стихотворение Н. Глазкова:

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть-

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.


а) лишний - бор, т.к. он не относиться к щелочным металлам.

б) лишняя - сера, т.к. она не относиться к галогенам

в) лишний – кислород, т.к. он не относиться к инертным газам.

а) цезий;


б) фтор;


в) потому что периодически повторяются сходное строение атомов химических элементов.


Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Учась в семина­рии, сын вышневолоцкого свя­щенника Соколова однажды ловко выменял у товарища сапо­ги и получил от однокашников прозвище в честь местного помещика Менделеева, который так же успешно менял лошадей. Прозвище стало фамилией. С ней Иван Менделеев поступил в Главный педагоги­ческий институт в Петербурге. А закон­чив его, уехал учительствовать в далекий сибирский Тобольск. Там статный попо­вич приглянулся дочке богатого купца Корнильева, и появилась семья - Иван да Марья. У Менделеевых родились 17 детей, 9 из них умерли еще в детстве.


Дмитрий был в семье младшим. Он ро­дился 27 января 1834 года. Его отец к то­му времени дослужился до директора гимназии. Иван Павлович страдал ката­рактой и практически ослеп, когда Митя был еще младенцем. Заботы о большой семье легли на плечи матери. Менделее­вы переехали в сибирское село Аремзяны. Там у брата Марии Дмитриевны, Василия Дмитриевича Корнильева, был неболь­шой стекольный завод - он отдал его сес­тре в управление.

При всей своей занятости Мария Дми­триевна уделяла много внимания воспи­танию детей. По вечерам собирала их в гостиной, играла на фортепиано или чи­тала вслух. Впрочем, Митя и сам рано вы­учился читать - в четыре года - и жадно поглощал книги из библиотеки отца. Поз­же он вспоминал «аремзянское сидение» как самое счастливое время своей жизни. Оторвавшись от чтения, мальчик бе­жал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя рас­плавленного стекла превращается в чашки и графины. Может быть, именно тогда он и увлекся химией - наукой о чудесных превращениях веществ


Когда мальчику исполнилось семь лет, се­мья вернулась в Тобольск. После операции отец снова стал видеть и вернулся на службу в гимназию. Туда же поступил и Митя, но учеба не слишком занимала его после деревенской вольницы. На уроках он считал ворон, его та­бель пестрел тройками. Особенно плохо ему давались латынь и немецкий. Успевал он толь­ко по любимым предметам - математике, фи­зике и литературе, которую преподавал Петр Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбун­ка». Митя часто бывал дома у учителя словес­ности. Там он познакомился с рослой застен­чивой девицей со странным именем Физа -так домашние называли Феозву Никитичну Лещеву, падчерицу писателя. Она была на шесть лет старше Дмитрия. Тогда он и пред­ставить себе не мог, что проведет рядом с ней больше двух десятилетий.


В 1850 году после окончания гимназии Дми­трий отправился в Петербург. Матери при­шлось изрядно похлопотать, чтобы юношу приняли на естественное отделение Главно­го педагогического института, который когда-то окончил его отец. Но волнения и непри­вычный петербургский климат подорвали здоровье Марии Дмитриевны - она умерла сразу после поступления сына в институт. Иван Павлович скончался еще раньше, в 1847 году. У старших братьев и сестер была своя жизнь, и в 17 лет Дмитрий остался один.

Забыть о потерях и одиночестве помогала учеба, и бывший троечник упорно грыз гранит науки. В институте собралась блестящая плеяда преподавателей: математик М.В. Ост­роградский, физик Э.Х. Ленц, химик А. А. Вос­кресенский, минералог

С.С. Куторга. Позже Менделеев вспоминал, что сделал выбор меж­ду физикой и химией случайно и долго еще разрывался между этими науками. Интересо­вался он и биологией: по заданию Академии наук собрал богатую коллекцию растений Петербургской губернии. Всю жизнь ему была свойственна невероятная широта научных интересов.

Петербургская сырость и напряженная уче­ба сделали свое дело - у молодого Менделеева обнаружили туберкулез. Врачи отправили его в Крым, где юношу осмотрел сам Н.И. Пиро­гов. Скоро Менделеев выздо­ровел. Окончив институт с золотой медалью в 1855 году, он сразу же взялся за диссертацию об изоморфизме - изменении свойств хими­ческих веществ. После блестящей защиты не успокоился и написал еще одну, по физике.


А потом Менделеев отправился за казен­ный счет за границу для «усовершенствова­ния в науках». Два года жил и работал в Гер­мании, в Гейдельберге. Там, устроив в своей квартире лабораторию, он совершил первое важное открытие - доказал существование температуры абсолютного кипения, при кото­рой вода мгновенно превращается в пар.

В 1861 году Менделеев вернулся в Петер­бург. Нужно было искать средства к существо­ванию. Он был вынужден много времени по­свящать педагогической деятельности: преподавал в Санкт-Петербургском универси­тете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской инженерной ака­демии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеева утвердили в должности профессора химии Технологичес­кого института. «Бегаешь, как угорелый, пра­во, - сетовал Дмитрий Иванович, - не загу­бить бы себя только.


Тоска по семейному теплу заставила его во­зобновить знакомство с падчерицей Ершова Феозвой, которая по воле случая оказалась в столице. В 1862 году состоялась свадьба. Че­рез несколько лет появились дети - сын Вла­димир и дочь Ольга. Но идеального брака не получилось. Ограниченный мирок Феозвы был тесен Менделееву. Постепенно супруги стали чужи­ми, но продолжали жить одним домом: разве­стись не позволяли церковные правила, да и детей было жалко.


От семейных неурядиц Менделеев, по своей привычке, спасался работой. Написал первый в России учебник по органической химии. За него Дмитрий Иванович по­лучил Демидовскую премию Петербургской академии наук. Глава русской химической школы Николай Николаевич Зинин высоко оценил учебник. Также особое место занимает учебник «Основы химии». Тысячи ученых, инженеров и других специалистов учились по этой книге, в том числе ученики и последователи Д.И.Менделеева: А.А.Байков, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, В.Л.Комаров и др. Этот образцовый учебник Менделеева был переведен на английский, французский и немецкие языки. В1865 году он защитил докторскую диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водой». Позже возникла легенда, что имение Менделеев первым установил 40-градусньп стандарт и чуть ли не изобрел русскую водку. На самом деле стандарт возник исторически сам по себе, а диссертация Менделеева был; посвящена другим, чисто научным вопросам. Правда, в 1895 году он вошел в комиссию по упорядочению производства крепких напит ков, которая в самом деле занималась качеством водки. Так что к «сорокаградусной» Дмитрий Иванович отношение все же имел.

Став доктором химии, Менделеев вплотную занялся важнейшей научной проблемой - сведением химических элементов в единую систему. В этой области царил полный хаос. Один и тот же элемент обозначался десятком различных формул. Французский химик А. Шанкуртуа располагал элементы по спирали, а романтичный англичанин Дж. Ньюлендс расставлял их по тонам, подобно нотам. Столь же искусственными были и другие попытки классификации.

Менделеев подошел иначе, взяв за основу единственное общее и в то же время различное для всех элементов свойства – атомный вес. Расписав все элементы по карточкам, он с утра запирался с ними в кабинете. Однажды ученый вышел из комнаты с небольшим листком бумаги и тут же отослал его в типо­графию. 17 февраля 1869 года Менделеев ра­зослал ученым-химикам разных стран печат­ную страничку, скромно озаглавленную: Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Эта да­та (1 марта по новому стилю) считается днем рождения периодического закона

Широко известна история о том, что табли­ца привиделась Менделееву во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надо­едливых журналистов. Однажды Менделеев возмутился: «Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово!». Вто время было известно всего 63 элемен­та, причем у многих атомный вес был опреде­лен весьма приблизительно. Однако Менделе­ев рискнул не только расположить их по по­рядку, но и оставить пустые места для трех по­ка неизвестных. Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилици-ем», описав их атомный вес и предполагаемые свойства. Зная консерватизм своих коллег-ученых, Менделеев был почти уверен: его от­крытие примут не сразу. Так и случилось. Только в 1875 году француз Лекок де Буабодран обнаружил новый элемент - галлий. По свойствам он в точности совпал с «экаалюми­нием» Менделеева. Потрясенный этим фак­том Буабодран стал горячим сторонником пе­риодической системы, к нему присоедини­лись и другие ученые. В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых элементов. В 1879 год шведский химик Л. Нильсон от­крыл скандий, а в 1886-м немец К. Винклер - германий («экасилиций»). Ре­зультаты этих открытий Менделеев подыто­жил в своем знаменитом учебнике «Основы химии», где предсказал существование еще 12 элементов, а также способы, с помощью кото­рых они впоследствии будут найдены. Буду­щее науки подтвердило правоту ученого.


Став в 1865 году профессором Петербургско­го университета, Менделеев с увлечением окунулся в научную работу. А в его столичной профессорской квартире кипела культурная жизнь: устраивались еженедельные собра­ния - научные и художественные «среды», на которых бывали не только ученые А. Воскре­сенский и Н. Зинин, но и живописцы И. Крам­ской, А. Куинджи, И. Репин, критик В. Стасов.


В 1877 году жена с детьми переселилась в купленное по случаю имение Боблово непода­леку от подмосковного Клина. И вот однажды в опустевшую петербургскую квартиру при­ехала погостить сестра ученого Катя с доче­рью и ее подругой Анной Поповой.У донской казачки Анюты были бездонные черные глаза и роскошные косы. Скоро до­машние с удивлением заметили, что Дмитрий Иванович не на шутку увлечен девушкой, а она отвечает ему взаимностью. Влюбленные даже получили домашнее прозвище - Фауст и Маргарита. Разразился скандал: Анне было всего 19, Менделееву - 43, к тому же он был женат и имел детей. Отец Анны отправил дочь за границу, но Менделеев устремился за ней - без возлюбленной его жизнь потеряла всякий смысл. Друзья даже испугались, что он покон­чит с собой, и ботаник Андрей Николаевич Бе­кетов, ректор Петербургского университета, отправился к Феозве Никитичне, чтобы вы­просить у нее развод для мужа. И та дала со­гласие. Будущее показало, что Бекетов старал­ся не зря - много лет спустя его внук, поэт Александр Блок, женился на дочери Менделе­ева и Анны Ивановны - Любови. Брак был расторгнут, но церковные прави­ла позволяли заключить новый только через шесть лет. Менделеев не желал ждать. В дека­бре 1881 года появилась на свет Люба - по су­ществу, девочка оказалась незаконнорожден­ной. Дмитрий Иванович заплатил огромную взятку в 10 тысяч рублей священнику, кото­рый 2 апреля 1882 года обвенчал их с Анной в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга.. В 1883 году родился сын Иван, а через три года -близнецы Василий и Мария. Наконец-то Дмитрий Иванович узнал, что такое семейное счастье. В столичной кварти­ре и бобловской усадьбе у Менделеевых по-прежнему собирались друзья и коллеги, уст­раивались домашние концерты, звучали пес­ни, слышался смех. Дмитрий Иванович обо­жал детей и жену, к которой всегда обращался с подчеркнутой нежностью: «мой ангел». За­кончив Академию художеств, Анна Ивановна стала неплохой художницей, а после смерти мужа преданно хранила память о нем. Менделеев не забывал детей от первого брака, отдавая им всю свою профессорскую зарплату. Сын Владимир стал морским офице­ром, подавал большие надежды как инженер-гидролог, но в 33 года скоропостижно умер от гриппа. Непростой была жизнь и других детей Менделеева. Люба безнадежно запута­лась в своих отношениях с Александром Бло­ком. Василий умер от тифа во время граждан­ской войны. Мария, потерявшая мужа на фронте, стала ученым-кинологом, вывела не­сколько новых пород собак.

Поздняя любовь пробудила в Менделееве незнакомые прежде чувства, в том числе неж­ность к детям. «Много испытал я в жизни, но ничего не знаю лучше детей, - говорил он. Чем бы я ни был занят, всегда радуюсь, когда кто-то из них входит ко мне». Со взрослыми Дмитрий Иванович был да­леко не так добр. Его гнев в любой момент могли испытать на себе как подчиненные, так и начальство. Он искренне считал, что раздра­жение вредно сдерживать: «Ругайся себе на­право и налево - и будешь здоров». Однажды он пришел на службу крайне возбужденным. Пока добрался до своего кабинета, накричал на всех, кого встретил по дороге. Потом бод­ро уселся в кресло, улыбнулся и весело вос­кликнул: «Вот как я сегодня в духе!»

До конца дней Менделеев продолжал рабо­тать в самых разных областях науки. В 1874 году он вывел общее уравнение состояния га­за - закон Менделеева-Клапейрона. Тринад­цать лет спустя завершил разработку гидратной теории растворов (и в том же году летал на воздушном шаре во время солнечного за­тмения). В 1890 году изобрел бездымный по­рох (пироколлодий) и наладил его производ­ство. Будучи консультантом Морского мини­стерства, разработал проект ледокола и сам собирался плыть на нем в Арктику. Немало сил Менделеев потратил на изучение нефтя­ных месторождений, ездил в Баку и в Амери­ку. Он предсказывал, что нефть со временем станет одним из главных богатств России.


В общей сложности перу Менделеева при­надлежат около 500 научных работ по физике и химии, он писал о технике и промышленно­сти, общественных и экономических вопро­сах, метрологии, географии, демографии, сельском хозяйстве и лесном деле. «Сам удив­ляюсь, чего я только не делывал на своей на­учной жизни», - записал он в дневнике. Отмечая его заслуги, пять российских уни­верситетов избрали Менделеева своим почет­ным членом, старейшие университеты Евро­пы присвоили ему почетные степени. Он был членом Лондонского королевского общества, Римской, Парижской, Берлинской и других академий, а также многих научных обществ России, Западной Европы и Америки. Вклад Менделеева в науку и производство столь ог­ромен, что и по сей день работают комиссии по изучению его наследия.

Было у Менделеева и неожиданное увлече­ние - он изготавливал чемоданы и рамки для портретов. Материалы закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая в лавке нужный то­вар, Дмитрий Иванович услышал за спиной вопрос одного из покупателей, который поин­тересовался: «Кто этот почтенный господин?» «Таких людей знать надо, - с уважением в го­лосе ответил приказчик. - Это же чемоданных дел мастер Менделеев!»

А вот власти относились к Менделееву без особого почтения. В 1890 году ему пришлось покинуть место профессора Петербургского университета. Во время студенческих беспо­рядков он пытался передать петицию минис­тру народного просвещения. Чиновник в рез­кой форме отказал ученому. Дмитрий Ивано­вич тут же составил прошение об отставке. Без работы он не остался. Его добрый знако­мый министр финансов СЮ. Витте помог ему занять место ученого хранителя Главной па­латы мер и весов. В этой должности Менделе­ев немало сделал для утверждения в России метрической системы.


В последние годы Менделеев, как и его отец, страдал глазной болезнью и на время да­же ослеп. Деловые бумаги ему зачитывали вслух, распоряжения он диктовал секретарю, а дома вслепую продолжал клеить чемоданы. Катаракту удалили, зрение вернулось, но здо­ровье было уже подорвано. 20 января 1907 года ученый умер. В последний путь на Волкова кладбище его провожали 30 тысяч человек. Впереди несли плакат с периодической табли­цей, которая стала вечным памятником Дми­трию Ивановичу. Сто первый элемент этой таблицы носит название «менделевий».

.

Для творчества Д.И.Менделеева характерны умения связывать теорию с практикой, науку с промышленностью, использовать стиль научного мышления и методы, характерные не только для естественных, но и для гуманитарных наук, а также для экономики и философии. Это позволило ему осуществить как глубокие теоретические обобщения, так и конкретные изобретения в, казалось бы, отдаленных областях техники: метрологии, агротехники, нефтехимии, металлургии, аэро- и гидродинамике и т.д. Он был ученым и педагогом, замечательным семьянином и общественным деятелем, к мнению которого прислушивались все слои общества. Это была историческая личность.









Похожие:

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно- коммуникационных технологий (икт)
Методика данного урока позволила проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий икт
...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Мультимедиа оборудование компьютер, мультимедиапроектор, экран, по: ms power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Тема: «Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида»
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Аннотация: урок проходил по программе Министерства Образования РФ. Урок связан с темой эпохи средневековья, который имеет непосредственное...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconПриложение 2 Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Предмет
Тема: Географическое положение и открытие Антарктиды. Современные исследования Антарктиды
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно коммуникативных технологий (икт)
В ходе урока достигнуты: обучающая цель – сформированы понятия: «полис», «демос», «аристократия», «долговое рабство»; развивающая...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница