Кодекс Республики Казахстан




НазваниеКодекс Республики Казахстан
страница1/6
Дата18.10.2012
Размер1.04 Mb.
ТипКодекс
  1   2   3   4   5   6
ПРОЕКТ

Кодекс Республики Казахстан

О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ


Настоящий Кодекс устанавливает правовые и организационные положения (основы) технического регулирования в Республике Казахстан, меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества и безопасности продукции, процессов (работ) и услуг, и направлен на обеспечение единой политики в этой сфере.


1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения


Статья 1. Сфера применения


1. Действие настоящего кодекса распространяется на объекты и субъекты технического регулирования на территории Республики Казахстан, независимо от юридического статуса, ведомственной и территориальной принадлежности.

2. Действие настоящего Кодекса не распространяется на государственные образовательные стандарты и правила (стандарты) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и их проспектов эмиссии.

Требования к использованию и управлению радиочастотным спектром устанавливаются и регулируются законодательством Республики Казахстан в области связи.


Статья 2. Объекты технического регулирования


Объектами технического регулирования являются продукция, услуга, процессы (работа), в результате которых она создается, эксплуатируется, хранится, перевозится, реализуется и утилизируется, средства и методы ее оценки и подтверждения соответствия.


Статья 3. Субъекты технического регулирования


Субъектами технического регулирования являются органы государственного управления, физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Казахстан.

Статья 4. Законодательство о техническом регулировании


1. Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании состоит из настоящего кодекса, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Положения законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, касающиеся сферы применения настоящего кодекса (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему кодексу.

3. Техническое регулирование осуществляется через технические регламенты, принимаемые в виде законов Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан или иных нормативных правовых актов, разработанных органами государственного управления, в компетенцию которых входит установление обязательных требований и норм, и зарегистрированных в органах юстиции.

4. Государственные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера за исключением случаев, установленных статьей 7 настоящего кодекса.

5. Если международным договором Республики Казахстан в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятые на его основе нормативные правовые акты Республики Казахстан.

 

Статья 5. Основные понятия


В настоящем Кодексе применяются следующие основные понятия:

1) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом по техническому регулированию компетентности организации выполнять работы в определенной сфере деятельности;

2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый в соответствии с правилами системы аккредитации, удостоверяющий право организации выполнять работы в определенной сфере деятельности;

3) аудит (проверка) – независимый анализ деятельности аккредитованных организаций, а также проводимый по инициативе заявителя контроль соответствия установленным требованиям сертифицированной продукции, процессов и услуг;

4) безопасность продукции, процессов (работ), услуг (далее - безопасность) – состояние продукции, процессов (работ), услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде;

5) государственный классификатор технико-экономической информации -документ, который представляет систематизированные своды кодов и наименований классификационных группировок объектов технико-экономической информации продукции, процессов (работ), услуг;

6) государственный стандарт - стандарт, утвержденный уполномоченным органом по техническому регулированию Республики Казахстан и доступный широкому кругу потребителей;

7) государственный фонд технических регламентов и стандартов Республики Казахстан - совокупность специализированных фондов технических регламентов, стандартов и иных нормативных документов органов государственного управления, формируемых в пределах их компетенции;

8) государственная система технического регулирования - совокупность систем стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации и учета технических регламентов в Республике Казахстан;

9) государственный реестр системы технического регулирования - совокупность реестров учета технических регламентов, систем стандартизации, подтверждения соответствия, обеспечения единства измерений на электронных или бумажных носителях;

10) государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения физическим или юридическим лицом требований технических регламентов, проводимая уполномоченным органом, и принятие мер по результатам проверки;

11) государственная система стандартизации Республики Казахстан - совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области стандартизации в пределах их компетенции, и нормативных документов, устанавливающих порядок проведения работ по стандартизации в Республике Казахстан

12) государственная система подтверждения соответствия Республики Казахстан - совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области подтверждения соответствия в пределах их компетенции, и нормативных документов, устанавливающих порядок проведения работ по подтверждению соответствия в Республике Казахстан.

13) декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия, посредством которой изготовитель документально удостоверяет, что продукция, процесс, услуга соответствует требованиям технических регламентов;

14) декларация о соответствии – документ, которым изготовитель на основе имеющихся у него собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны, удостоверяет соответствие выпускаемой им в обращение продукции, процесса, услуги установленным требованиям;

15) добровольная сертификация – сертификация продукции, процессов, услуг, проводимая по инициативе изготовителя, исполнителя, продавца на соответствие стандарту и/или иному нормативному документу и специальных требований потребителя;

16) заявитель - физическое или юридическое лицо, представившее продукцию, процесс, услугу для подтверждения соответствия;

17) заинтересованные стороны - физические и юридические лица, объединения юридических и физических лиц (союзы, ассоциации), чья деятельность непосредственно будет связана со сферой применения разрабатываемых технических регламентов, а также иные лица, участие которых прямо предусмотрено международными договорами Республики Казахстан, а в случае разработки технического регламента, устанавливающего требования к новой, не имеющей аналогов и заменителей продукции;

18) знак соответствия - защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы оценки соответствия, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс (работа) или услуга соответствуют конкретному техническому регламенту или стандарту.

19) идентификация продукции – процедура, обеспечивающая в сфере производства, обращения, эксплуатации однозначное распознавания определенной продукции среди подобной ей по отличительным признакам;

20) изготовитель – физическое или юридическое лицо, производящие продукцию для последующего отчуждения по возмездному и (или) безвозмездному договору или собственного потребления в производственных целях;

21) исполнитель – физическое или юридическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги на основании возмездного или безвозмездного договора;

22) испытательная лаборатория (центр) – лаборатория (центр), проводящая испытания продукции на соответствие требованиям технических регламентов или нормативных документов.

23) издание технических регламентов и стандартов - официальное издание технических регламентов и стандартов на государственном и русском языках;

24) международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

25) международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран;

26) межгосударственный стандарт - стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации метрологии и сертификации;

27) нормативный документ - документ, устанавливающий нормы, правила, порядок, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или их результатов, утвержденный и доступный широкому кругу потребителей;

28) обязательное подтверждение соответствия - процедуры, посредством которых осуществляется подтверждение соответствия продукции и услуг, включенных в перечень, подлежащих обязательной сертификации, на соответствие требованиям технических регламентов или нормативных документов, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды;

29) орган по подтверждению соответствия - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по подтверждению соответствия;

30) орган государственного управления - орган, устанавливающий в пределах своей компетенции обязательные требования к характеристикам продукции или связанным с ними процессам и методам испытаний, разрабатывающий технические регламенты;

31) оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

32) продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной и иной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

33) подтверждение соответствия - процедуры, результатом которых является документальное удостоверение (в виде декларации о соответствии или сертификата соответствия) того, что продукция, процессы, услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов;

34) риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде;

35) реестр государственной системы стандартизации - документ учета нормативных документов, технических комитетов по стандартизации, экспертов-аудиторов по стандартизации;

36) реестр государственной системы подтверждения соответствия - документ учета регистрации сертификатов соответствия, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), экспертов-аудиторов по сертификации и аккредитации, нормативных документов по сертификации и аккредитации;

37) реестр государственной системы технического регулирования – документ учета (в т.ч. электронный) регистрации технических регламентов и объектов систем стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации;

38) региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией;

39) региональная организация по стандартизации - организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для соответствующих органов по стандартизации только одного региона: географического, политического или экономического;

40) сертификация - процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс (работа) или услуга соответствуют заданным требованиям;

41) сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции, процесса (работы), услуги требованиям технических регламентов, положениям стандартов или иных нормативных документов;

42) система аккредитации Республики Казахстан – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации;

43) система каталогизации продукции - организационно-техническая система, обеспечивающая сбор и представление в определенном порядке информации о производимой продукции, ее характеристиках и изготовителях.

44) стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию;

45) стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией, осуществляющей деятельность в области производства продукции, выполнения процессов (работ), оказания услуг;

46) стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, процессов (работ) или услуг;

47) техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

48) технический регламент - нормативный правовой акт, принятый международным договором, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан или постановление Правительства Республики Казахстан, устанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, процессам (методам) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации), а также устанавливающий в случае необходимости процедуры оценки соответствия обязательным требованиям и (или) требования к терминологии, упаковке, способу исполнения, маркировке или этикетированию, если это необходимо для достижения целей принятия технических регламентов, а также правила, принятые органами государственного управления, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм и зарегистрированные в установленном порядке в органах юстиции;

49) технические условия – нормативный документ по стандартизации, содержащий комплекс требований, включая правила приемки и методы контроля, к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции (услуге), утвержденный физическим или юридическим лицом;

50) технический комитет по стандартизации – рабочий орган, созданный на добровольной основе заинтересованными в стандартизации продукции, процессов (работ) и услуг субъектами стандартизации в составе их полномочных представителей и утвержденный уполномоченным органом по техническому регулированию, целью которого является разработка государственных стандартов;

51) уполномоченный орган по техническому регулированию - орган государственного управления, уполномоченный в соответствии с законодательством управлять работами по техническому регулированию и представлять Республику Казахстан в международных и региональных организациях по вопросам технического регулирования.

52) форма подтверждения соответствия - установленная совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции, процесса (работы), производства или услуги установленным требованиям технических регламентов или стандартов;

53) эксперт-аудитор по сертификации (аккредитации) - специалист, аттестованный в установленном порядке для проведения работ по сертификации ( аккредитации) в определенной области деятельности;

54) ýêñïåðò-àóäèòîð ïî ñòàíäàðòèçàöèè - ôèçè÷åñêîå ëèöî, àòòåñòîâàííîå â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì óïîëíîìî÷åííûì îðãàíîì ïî ñòàíäàðòèçàöèè, ìåòðîëîãèè è ñåðòèôèêàöèè, íà ïðàâî ïðîâåäåíèÿ ðàáîò â îáëàñòè ñòàíäàðòèçàöèè.

Статья 6. Основные цели и принципы технического регулирования


1. Основными целями технического регулирования являются:

1) обеспечение безопасности для жизни, здоровья граждан, животных, растений, защиты имущества и охраны окружающей среды;

2) обеспечение национальной безопасности;

3) устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках;

4) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;

5) рациональное использование всех видов ресурсов.

2. Техническое регулирование основывается на принципах:

1) доступности технических регламентов, стандартов, иных нормативных документов и информации о них, о порядке их разработки, утверждения (принятия), опубликования для пользователей и заинтересованных сторон;

2) приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) технических регламентов и стандартов;

3) использования современных достижений науки, техники и технологий ;

4) обеспечения права участия субъектов технического регулирования в разработке технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов;

5) добровольного применения государственных стандартов и нормативных документов субъектами стандартизации, если иное не предусмотрено техническим регламентом;

6) единства правил и методов измерений (испытаний) при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

7) единой системы и правил аккредитации, независимости органов по аккредитации, органов по сертификации, испытательных, измерительных и поверочных лабораторий (центров) от изготовителей и потребителей;

8) недопустимости ограничения конкуренции;

9) единства применения обязательных требований независимо от вида или особенностей сделок;

10) единства правил установления требований к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, работам или услугам;

11) недопустимости совмещения в одной организации функций органа государственного контроля (надзора) и органа сертификации;

12) недопустимости совмещения одним органом функций по аккредитации и сертификации.

13) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора).


Статья 7. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, процессов (работ), услуг и продукции, процессов (работ), услуг, сведения о которых составляют государственную тайну



1. В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции, процессов (работ), услуг, поставляемых для государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции, процессов (работ), услуг, используемых в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к информации ограниченного доступа, охраняемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан, продукции, процессов (работ), услуг, сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

2. Порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении продукции, процессов (работ) и услуг, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

3. Оценка соответствия (в том числе государственный надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции, процессам (работам) и услугам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

4. Обязательные требования к продукции, процессам (работам) и услугам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не должны противоречить требованиям технических регламентов.


Статья 8. Государственное управление работами по техническому регулированию


Государственное управление в области технического регулирования включает:

1) установление единого порядка разработки, утверждения (принятия) технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов

2) координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов;

3) утверждение (принятие) технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов;

4) установление порядка формирования государственного фонда технических регламентов, международных, межгосударственных (региональных), государственных стандартов и иных нормативных документов;

5) установление единого порядка опубликования технических регламентов, государственных стандартов, иных нормативных документов и информации о них;

6) установление порядка официального разъяснения по вопросам применения технических регламентов.


Статья 9. Организационная структура государственной системы технического регулирования

Организационную структуру государственной системы технического регулирования составляют:

1) Правительство Республики Казахстан;

2) уполномоченный орган по техническому регулированию;

3) органы государственного управления, в компетенцию которых входит техническое регулирование;

4) технические комитеты по стандартизации;

5) эксперты-аудиторы по стандартизации, сертификации, аккредитации;

6) физические и юридические лица, осуществляющие работы в области технического регулирования;

7) государственный фонд технических регламентов, стандартов и иных нормативных документов.


Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан


Правительство Республики Казахстан в области технического регулирования:

1) определяет государственную политику в области технического регулирования;

2) обеспечивает создание и функционирование системы технического регулирования;

3) устанавливает и утверждает порядок разработки, утверждения (принятия), регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, уведомления, опубликования технических регламентов, порядок формирования государственного фонда технических регламентов и опубликования информации о них;

4) утверждает (принимает) технические регламенты.

5) утверждает программу разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.


Статья 11. Компетенция уполномоченного органа по техническому регулированию


Уполномоченный орган по техническому регулированию:

1) осуществляет реализацию единой государственной политики в области технического регулирования;

2) создает государственную систему технического регулирования;

3) координирует разработку технических регламентов;

4) организует систематическую проверку действующих технических регламентов с целью их обновления или отмены;

5) осуществляет надзор за выполнением требований технических регламентов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

6) организует профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в области технического регулирования;

7) устанавливает порядок применения международных, региональных, национальных технических регламентов;

8) взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;

9) принимает меры воздействия к физическим и юридическим лицам, нарушившим требования технических регламентов;

10) устанавливает требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим надзор за выполнением требований технических регламентов;

11) участвует в работах в области технического регулирования на международном и межгосударственном (региональном) уровнях;

12) дает официальные разъяснения по вопросам применения технических регламентов;

13) организует формирование и ведение государственного фонда технических регламентов.



Статья 12. Компетенция органов государственного управления



Органы государственного управления в области технического регулирования осуществляют:

1) проведение анализа научно-технического уровня действующих технических регламентов по вопросам, входящим в их компетенцию;

2) подготовку и внесение в установленном порядке в уполномоченный орган по техническому регулированию предложений о разработке необходимых технических регламентов или изменений к действующим техническим регламентам;

3) разработку технических регламентов по вопросам, входящим в компетенцию органа государственного управления и отвечающим целям, изложенным в п.1 статьи 13 настоящего кодекса;

4) ведение фондов технических регламентов по вопросам, входящим в их компетенцию.


Раздел 2. Специальные положения

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Кодекс Республики Казахстан iconКодекс республики казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения
См.: перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Кодекса, утвержденный распоряжением Премьер-Министра...
Кодекс Республики Казахстан iconКодекс республики казахстан
Введен в действие Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года №168-1 с 1 января 1998 года
Кодекс Республики Казахстан iconПравила пользования автомобильными дорогами и дорожными сооружениями на территории Республики Казахстан
Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., n 23, ст. 151; n 24, ст. 159) и Законом Республики Казахстан от 15 июля...
Кодекс Республики Казахстан iconКодекс республики казахстан
Республики Казахстан порядке оплачиваемую штатную должность в казенных предприятиях, государственных учреждениях и осуществляющее...
Кодекс Республики Казахстан iconКодекс республики казахстан об административных правонарушениях
...
Кодекс Республики Казахстан iconКодекс Республики Казахстан о таможенном деле в Республике Казахстан
См. Закон рк от 30 июня 2010 года №298-iv о введении в действие настоящего Кодекса
Кодекс Республики Казахстан iconОб утверждении Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы" Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года n 162
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года n 1241 "о концепции экологической безопасности Республики...
Кодекс Республики Казахстан iconКодекс Республики Казахстан
Примечание рцпи. Порядок введения в действие Уголовного кодекса рк см. Закон рк от 16. 07. 1997 n 168 "О введении в действие Уголовного...
Кодекс Республики Казахстан iconЗакон Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного Правительства»...
Кодекс Республики Казахстан iconЗакон Республики Казахстан
Республики Казахстан, формирование, хранение и использование государственного материального резерва Республики Казахстан, организацию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница