Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска»




НазваниеИсследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска»
страница1/5
Дата18.10.2012
Размер0.65 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ




ВЫПУСКНАЯ РАБОТА





Профилактика наркозависимости в подростковом возрасте.



Выполнил (а):

слушатель ФПКиППУКО

Певкина Елена Васильевна


Научный руководитель:

кандидат пед. наук, доцент

Селюкова Екатерина Алексеевна


Дата представления_____________________

Работа допущена к защите_______________

Заведующий кафедрой__________________

Дата защиты___________________________

Оценка________________________________


Ставрополь

2007

СТРУКТУРА



Введение


3

Глава 1. Профилактика наркозависимости подростков в контексте современной образовательной парадигме


5

Глава 2. Профилактика наркозависимости в подростковом возрасте


39

2.1. Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска»


39

2.2. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте


43

Заключение


49

Литература


52

Приложение №1. Программа личностно ориентированного воспитания

“Я — личность”.


55




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования. Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров - все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Распространение наркомании среди подростков вызывает особую тревогу, ведь здоровье молодежи - и физическое и духовное - определяет будущее здоровье всей страны. Кроме того, у детей и подростков очень быстро формируется наркозависимость, а эффективность реабилитации потребителей психоактивных веществ, начавших  употребление в детском или подростковом возрасте, очень низкая.

Наркомания испытывает на прочность все общество: качество воспитания; степень общественной нравственности и уровень социальной справедливости; способность общества решать социальные проблемы. Причем эти требования предъявляются ко всем членам общества – родителям, учителям, сотрудникам органов охраны правопорядка. И поскольку наркомания имеет отчетливый молодежный характер, испытанию подвергается педагогическая и психологическая культура общества в целом.

Отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку несовершеннолетним.  

Актуальность и сложившиеся противоречия в существующей системе профилактики определили тему выпускной работы: «Профилактика наркозависимости в подростковом возрасте».

Проблема исследования заключается в потребности развития концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи, разработке и внедрении комплекса действенных мер по профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – профилактика употребления ПАВ в школе.

Предмет исследования – создание системы первичной профилактики наркотической зависимости через формирование ответственности за собственное здоровье, свою жизнь, неприятие любых форм саморазрушающего поведения, формирование здорового образа жизни.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

  1. Анализ современного состояния проблемы профилактики наркомании среди подростков;

  2. Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска».

  3. Разработка основных подходов к организации профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.

Для достижения поставленных задач исследования использовался комплекс методов:

  • теоретические: анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, моделирование;

  • эмпирические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых и программно-методических документов, метод наблюдения (уроки и внеклассные мероприятия, методические семинары, административные совещания), изучение продуктов деятельности (методические разработки педагогов, творческие отчеты, протоколы наблюдений), опросы (интервью, анкетирование), психологические методики.

Структура и объем выпускной работы.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения; изложена на 63 страницах. Список литературы включает – 34 источника.

Глава 1. Профилактика наркозависимости подростков в контексте современной образовательной парадигме


Социологи, медики, педагоги, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие 3-5 лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющих наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10 летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25 % девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. В 1999 году более 14 тысяч несовершеннолетних (их них почти 6 тысяч учащихся) состояли на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ (6).

Традиционно наркоманию определяли как заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших – одурманивание, наркотический сон. Как правило, подчеркивается, что наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированием психической (психологической) и физической зависимостью от наркотиков (Белогуров С.Б., Комиссаров Б.Г, Романенко А.А., Пятницкая И.Н., Левин Б.М., Колесников А.Н. и др.).

Однако с расширением научных исследований в этой области и с накоплением практического опыта работы с наркоманами в медицинском, психологическом, педагогическом, правовом поле становится все более очевидно, что наркомания – это не болезнь в обычном смысле этого слова. И вред, наносимый человеку наркотиками, интересует исследователей не только с точки зрения физиологических и медицинских аспектов, а как предпосылка деформации личности и искажения ее социального поведения, превращения поведения человека в девиантное, отклоняющееся от нравственных и правовых норм, бытующих в обществе.

Человек, «регулярно употребляющий наркотики, со временем утрачивает фундаментальные качества суверенной личности, и страсть к наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы, можно сказать, управляет человеком и часто во многом решает его судьбу. Человек попадает в зависимость, перестает быть способным контролировать свое поведение, у него изменяется вся система потребностей, круг интересов (5).

В исследованиях Анохина И.П,. Братуся Б.С, Бузиной Т.С, Грюнталь Н.А., Елшанского С.П., Тхостова А.Ш., Завьялова В.Ю. , Сироты Н.А., Ялтонского В.М., Рожкова М.И., Ковальчук М.А и др. выявлены причины наркомании. К ним в первую очередь относится общее ухудшение социально-экономической ситуации в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, преступности и социального сиротства, значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

При этом наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди детей и подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента: увеличение потребителей собственно наркотических веществ по сравнению с лицами, потребляющими токсикоманические вещества; рост потребителей «тяжелых» и синтетических наркотиков; увеличение среди незаконных потребителей удельного веса лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других психоактивных веществ. На этом фоне число потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных психоактивных веществ (гашиш, производные опийного мака) уменьшается (9).

Вывод о том, что синтетические наркотики будут представлять в ближайшем будущем наибольшую опасность, обусловлен следующими причинами:

-синтетические наркотики особенно опасны для здоровья, и потенциальный риск их употребления еще не в полной мере осознан;

-высокая фармакологическая активность, относительная дешевизна, возможность производства в различных лекарственных формах, простота введения (вдыхание порошка, глотание капсул, реже инъекции), легкость сокрытия ведут к чрезвычайно интенсивному распространению их среди молодежи, детей и подростков;

-существуют широкие возможности оперативного синтеза новых модификаций препаратов, имеющих более высокую активность и наркогенный потенциал;

технологии производства синтетических наркотиков активно распространяются через всемирную информационную сеть Интернет (12).

Анализируя экономические, юридические, социальные факторы широкого распространения синтетических наркотиков, исследователи выделяют и личностные факторы, к которым они относят слабую информированность молодежи о действиях таких наркотиков, подверженность давлению со стороны сверстников, феномен подростковой субкультур, простота употребления (12).

Определяя причины употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, Сирота Н.А. и Ялтонский В.М. рассматривают их как специфический феномен, представляющий собой совокупность самых разных проблем, таких, как семейное неблагополучие, а также нарушения коммуникации в семье, в среде сверстников, уходы из дома, плохая успеваемость и прогулы, ранняя беременность и др. (12). Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными нарушениями психики и поведения или с физическими недостатками (Личко А.Е, Битенский В.С., 1991). Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвращения негативных исходов и усиления позитивных результатов развития человека.

Формирование зависимости от наркотиков и алкоголя, как и других психосоциальных расстройств, связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому с точки зрения многих исследователей превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослаблении риска развития зависимости от наркотиков и алкоголя и увеличение потенциала устойчивости в определенных условиях среды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска (13).

Сирота Н.А. включает в факторы риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте факторы пре-, пери, постнатальной отягощенности; факторы наследственной отягощенности; различные нарушения отношений в семье и семейном воспитании (12). При этом особое внимание уделяется исследованию нарушений психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

-формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

-избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

-формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;

-снижение успеваемости;

-нарушение учебной дисциплины;

-неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);

-конфликтность в отношениях с учителями и администрацией школ;

-нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу»;

-уменьшение интенсивности и неустойчивости общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ним;

-отсутствие устойчивых увлечений;

-склонность к асоциальным формам поведения (12).

В научной литературе наркомания рассматривается как относительно распространенное статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении наркотических или иных токсических средств с соответствующими последствиями (Пятницкая И.Н, Блувштейн, Гилинский Я.И., Добрынин А.В., Клейберг Ю.А.).

Многие исследователи объясняют наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе. Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам лежат самые различные социальные, психологические, биологические факторы, однако в конечном счете «уход» в наркотики – результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни – «экзистенциального вакуума» (В.Франкл).

Л.Н.Рыбакова и Е.И.Панова убеждены, что наркотики помогают подростку отгородиться от непонятного, чужого или пугающего мира, с которым он не может совладать, в котором он не нашел себе места, бессилен что-либо изменить, чтобы сделать его комфортным для себя (10). С их точки зрения, это сигнал для педагогов и родителей о неудачной адаптации подростка к требованиям общества, к социально одобряемым ожиданиям окружающих. По сути дела все теории, объясняющие возникновение и развитие болезненных зависимостей, сводятся к дефицитам социализации – неблагоприятное окружение, усвоение социально неприемлемых образцов, закрепление стандартов ущербной субкультуры вместо общепризнанных, поощрение изоляции и противопоставления.

В настоящее время активно развивается новая отрасль научного знания – виктимология, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий (Руденский Е.В., Клейберг Ю.А., Мудрик А.В. и др.).

Исследователи рассматривают виктимность как психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности (3). В результате дефекта интерактивного культурогенеза и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация.

Виктимнная личность характеризуется следующими показателями:

-снижением уровня мотивации;

-заниженной самооценкой;

-дефицитом ценностных ориентаций;

-высоким конформизмом (3).

А.В.Мудрик указывает, что субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне (7). От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах, зависит, с его точки зрения, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам А.В.Мудрик относит степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

В исследованиях подчеркивается, что личность подростка с девиантными формами поведения характеризуется ростом компенсирующих тенденций, направленных на изменение своего статуса, избавление от дискомфортного состояния путем интенсификации отклоняющихся от культурного статуса ситуации социального функционирования форм поведения (3).

Негативное влияние, испытываемое подростком со стороны ближайшего социального окружения, Беличева С.А. разделяет на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы девиантного поведения, когда действуют социальные деструктивные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности девиантного типа.

Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического и социально-педагогического характера.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст – это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этого обстоятельства ряд авторов предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. МакКэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения). Вторичная девиация – подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания – от подвига до правонарушения (15; 16). И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими (Кон. 1987). На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся система отношений (Мясищев, 1960), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983).

На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях указывают Я.Л.Коломинский, А.В.Мудрик, Ю.А.Клейберг, Кое М., Реан А.А. и др.

По данным А.В.Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становится почвой для различных форм девиантного поведения, в том числе наркомании. Исследователи подчеркивают, что особенности личности подростков часто оказываются противоречивыми: потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками (3).

Н.А. Сирота изучил и выявил следующие психологические факторы возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование по программе «Социально-педагогическая поддержка различных возрастных групп, находящихся в ситуации риска»
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену магистратуру по программе «Социально-педагогическая поддержка различных...
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование по программе «Социально-педагогическая поддержка различных возрастных групп, находящихся в ситуации риска»
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе «Социально-педагогическая поддержка...
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» icon3. Исследование особенностей общения в ситуации конфликта у подростков
Проблемы общения в кризисной ситуации. Стратегии поведения в конфликте
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconПрограмма превентивной работы по формированию у подростков и студентов личностных качеств, обеспечивающих развитие трезвеннической установки Саркисян Сусанна Артуровна
Программа превентивной работы по формированию у подростков и студентов личностных качеств, обеспечивающих развитие трезвеннической...
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconМинистерство образования Российской Федерации Иркутский педагогический колледж №2 Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам (Дипломная работа)
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconРефератов тема Содержание
Классификация и значение основных групп веществ для экспертизы пищевых продуктов и выявления фальсификата
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные дети» Выявление и диагностика одаренных детей, подростков и талантливой молодежи1
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconИсследование продуктов питания
Особую тревогу вызывают показатели здоровья подростков. Отмечен рост распространенности болезней органов пищеварения среди подростков...
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconВоронин А. Н., Габриелян Н. А
Взаимосвязь интеллекта и личностных особенностей у экстравертов и интровертов в условиях группового взаимодействия
Исследование личностных особенностей подростков для выявления «групп риска» iconУчебно-методическое пособие для студентов Тематический план лекций
Организация первичной профилактики иппп на основании изучения социально-личностных особенностей и сексуального поведения больных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница