Урок обобщения по теме




Скачать 89.01 Kb.
НазваниеУрок обобщения по теме
Дата18.10.2012
Размер89.01 Kb.
ТипУрок
Тема урока:

Урок обобщения по теме

«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ЭВРИКА

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения полученных знаний.

Форма проведения: Урок путешествие.

Продолжительность урока: 45 мин

Цели урока:

Образовательная: повторение, систематизация и углубление полученных знаний, применение теоретических положений и законов на практике.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся путём внесения элемента состязательности, развитие логических умений анализировать, конкретизировать, обобщать, приводить знания в систему, использовать доказательства и обоснования, развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: формирование умений и навыков коллективной деятельности, уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитание активной позиции учащегося в учебном процессе.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, самодельная модель работы лёгких, колба, штатив, стакан с жидкостью (2), лист бумаги, тонометр, медицинская банка, шприц, ручной насос, компьютерная презентация, самодельные дидактические материалы, рисованные плакаты.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Интерактивный курс физики «Физика. 7-11 классы. Практикум», учебное электронное издание, «Физикон», 2003 г; [Пошаговая анимация «Гидростатическое давление»]

  • БЭНП «Физика 7-11 класс», «Кирилл и Мефодий», 2003 г. [Видео “Зависимость давления от площади опоры и веса тела», «Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса»]

  • Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004 г.[Видео “Атмосфера»]

  • ЭУП «Вся физика», Руссобит, 2004 г.[Видео “Магдебургские полушария»]

  • ЦОР «Электронный задачник по физике «Атмосферное давление в опытах»



Ход урока:

I. Целеполагание. Организация деятельности.

Добрый день, уважаемые ребята. Наша встреча с вами неслучайна. Дело в том, что

Вечерком у вашей школы, на поляне

Наблюдался следующий факт:

Прилетели инопланетяне

И вступили с Петькою в контакт.

Рассказал он, красок не жалея,

Про уроки, школу, двойки, но

Он Паскаля спутал с Торричелли,

Да и с фон Герике заодно.

Перепутал формулы и факты,

И сказал, что это ерунда…

Стало страшно инопланетянам, и они заплакали тогда:

-Ну, могли предположить мы разве,

Смело, отправляясь в дальний путь,

Что настолько человек неразвит,

А точнее, развит, но - чуть-чуть!

С ним ещё пока общаться рано,-

Интеллект, увы, совсем не тот…

И тарелка взмыла над поляной

И ушла бесследно в небосвод.

Неизвестно, вправо или влево

Там они свернули, в звёздной мгле…

Им бы знать, что Петька - просто неуч,

Но живёт, однако, на Земле.

Я предлагаю вам сегодня доказать инопланетянам, что мы люди очень даже развитые и умеем применять знания в различных ситуациях.

Мы совершим путешествие по Физическому Океану Знаний на остров Эврика. Вы изучили большую тему «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах» и знания, которые вы приобрели, помогут нам пройти через все препятствия, которые встретятся на пути к этому острову.

Наше путешествие покажет, насколько сильны ваши знания по данной теме.

По Физическому океану мы отправимся в плавание на трёх корабля (это три наших команды). Наша с вами задача прибыть на остров Эврика, пополнив багаж наших знаний новыми и укрепить уже имеющиеся.


II. Актуализация знаний.

Задание №1

На каждом из кораблей есть капитан, носящий имя Давление, штурман – Сила Давления, команда корабля с именами – Масса, Плотность, Объём, Сила тяжести, Площадь, Высота и совсем молодой юнга, имя которого 9,8 Н/кг. Казалось бы, как просто познакомиться с такой немногочисленной командой, но здесь то и начинается путаница. Задача каждого экипажа: навести порядок среди моряков, найти те формулы, которые связывают эти физические величины. Каждый член экипажа должен принять участие в выполнении задания.

(каждая команда получает лист с формулами и выполняет задание – 2 мин)

Задание на слайде.

III. Решение качественных и экспериментальных задач.

Задание №2

Вопрос 1 команде:

Известно, что трактор оказывает на землю, примерно такое же давление, что и человек. Почему давление одинаково, если известно, что вес человека гораздо меньше веса трактора?





Вопрос 2 команде:

Просмотреть демонстрацию и объяснить результаты опыта.




Вопрос 3 команде:

Просмотреть демонстрацию и объяснить результаты опыта.

Дополнительные вопросы

Ребята, что общее у всех предметов, изображённых на слайде? (режущие и колющие инструменты; их острые края имеют маленькую площадь соприкосновения с обрабатывающей поверхностью, благодаря чему даже при небольшой силе воздействия, создаётся весьма значительное давление на предмет)


Мы плавно перемещаемся с вами по морским волнам. Знания о давлении газов помогут нам на следующем этапе путешествия.

Вопрос:

  • ребята скажите, а чем обусловлено давление газов? (ударами беспорядочно движущихся молекул)

  • к
    ак называется воздушный океан на дне которого, мы с вами живём? (атмосфера)



Давайте посмотрим ВИДЕОФРАГМЕНТ «Атмосфера»


  • атмосфера оказывает давление на все находящиеся в ней предметы?

  • Чей опыт изумил людей,

Потребовав 16 лошадей?

Когда и кем он сделан был

И в чём людей он убедил?

(1654 год, Магдебургский бургомистр Отто фон Герике)

Видеоопыт (Посмотрите внимательно видеоопыт и постарайтесь объяснить увиденное с точки зрения физики).




Задание №3

Докажите существование атмосферного давления, используя предложенное Вам оборудование.

  • 1 команда: колба, жидкость, насос «Фонтан в разряжённом воздухе»

  • 2 команда: стакан и лист бумаги

  • 3 команда: объясните, используя предложенную вам модель работы лёгких, принцип вдоха и выдоха человека. (Модель представляет собой пластиковую бутылку с отрезанным дном; на горлышко бутылки натянут воздушный шарик и протолкнут во внутрь бутылки; отрезанная часть бутылки затянута плёнкой от другого воздушного шарика; при оттягивании плёнки объём воздуха в бутылке увеличивается, а давление уменьшается и становится меньше атмосферного: шарик надувается. При надавливании на нижнюю часть объём воздуха уменьшается, давление увеличивается и становится больше атмосферного, шарик сжимается. Периодически повторяя движение, наблюдаем «работу легких». Резиновая плёнка имитирует диафрагму, воздушный шарик - легкие. Диафрагма опускается «вдох», поднимается «выдох»)

(Учащиеся демонстрируют творческие проекты по теме «Давление»)

ЦОР «Электронный задачник по физике «Атмосферное давление в опытах»


П
родолжаем наше путешествие и, помня о том, что мы плывём по воде, вспомним, от каких физических величин зависит давление в жидкости.

Вопрос: Учёный, без которого невозможна теория давления, так как единица измерения давления в СИ носит его фамилию.

Проделав опыт с треснувшей бочкой, он показал, что одно и то же количество воды, находясь в разных сосудах, может оказывать разное давление на дно. Даже небольшим количеством воды можно создать очень большое давление. (1648 год) Кто он?

Блез Паскаль - (19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция — 19 августа 1662, Париж) — французский математик, физик, религиозный философ и писатель; основоположников гидростатики, установил ее основной закон, закон Паскаля)




Пошаговая анимация





Задание №4

На вопросы отвечают все команды: поднимают номер правильного ответа.




1 2 3


  1. В каком из сосудов давление больше?

  2. В каком из сосудов сила давления меньше?





  1. Молоко вылили из бутылки в широкую кастрюлю. Какие из следующих физических величин изменились:

1. масса молока

2. объём молока

3. давление на дно ёмкости.


Вопрос:

  • Давление - это физическое явление или физическая величина? Ответ поясните. (Величина, так как её можно измерить)

  • Н
    азовите учёного, который изобрёл ртутный барометр? Этот учёный является создателем «пустоты».

(Торричелли Эванджелиста (1608-47), итальянский физик и математик. Ученик Г. Галилея. Изобрел ртутный барометр, открыл существование атмосферного давления и вакуума (торричеллиева пустота))


Задание 5 «Убери лишнее»

Зачеркните карандашом номера лишних приборов. (Приборы, которыми нельзя измерить давление - лишние)


IV. Закрепление и углубление знаний.

Ребята, есть ещё один прибор, который тоже предназначен для измерения артериального давления – сфигмоманометр (от греч. – пульс, биение сердца) или тонометр. Он состоит из манометра, тонкостенной воздухонепроницаемой манжеты, резинового нагнетателя и регулятора давления. Фонендоскоп предназначен для прослушивания толчков крови. Измеряется верхнее давление (во время систолы - сокращения) и нижнее давления (во время диастолы - расслабления).

Измерим артериальное давление сфигмоманометром.

При накачивании воздуха манжета сдавливает руку со всех сторон. Когда давление воздуха в ней превышает максимальное значение давления крови, создаваемого сердцем, ток крови в артерии прекращается. Поворотом регулятора приоткрываем отверстие для выпуска воздуха из манжеты и давление в ней начинает снижаться. Когда давление в манжете становится меньше максимального артериального давления, кровь начинает толчками проникать в артерию. Эти толчки и регистрирует фонендоскоп. В момент начала пульсаций замечаем показания манометра. Это и будет верхнее артериальное давление, т.е. давление во время систолы. При этом можно заметить пульсации стрелки манометра. Когда давление крови снизится до минимального давления, манжета перестанет препятствовать току крови и пульсации перестают прослушиваться. Показания манометра в этот момент соответствуют нижнему артериальному давлению, т.е. давлению во время диастолы.

Нормальное давление у здоровых молодых людей должно быть около 120 мм.рт.ст. (верхнее) и 80 мм.рт.ст.(нижнее). (120/80).


Задание для учащихся: В медицинских целях используются банки, шприцы. Объясните принцип действия этих предметов.

Итак, давление в норме. Здоровье отличное. Мы успешно приблизились к острову Эврика и каждый из нас сделал какое то маленькое открытие.

Прошу ответить на вопросы анкеты и выбрать выражение лица, которое наилучшим образом отражает ваше настроение в данный момент.


1. Понравился ли тебе урок?

2. Что совсем не понравилось?

3. Что очень понравилось?

4. Какую оценку ты бы поставил себе за работу на уроке?

5. Выскажи мнение об учителе.










Желаю всем успехов в дальнейшем изучение физики. Это тот предмет, который заставляет нас видеть необычное в обычном.

В качестве домашнего задания вы можете выбрать себе одно из предложенных:

  • Составление кроссворда по теме

  • Написать сообщение «Использование давления в технике», «Давление на дне морей и океанов», «Сообщающиеся сосуды и их применение»

  • Изготовить модель фонтана.

  • Придумать задание проблемного характера по данной теме.


Спасибо за внимание. Урок окончен.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ






Похожие:

Урок обобщения по теме iconУрок по теме «Механические колебания»
Место урока в теме урок закрепления и обобщения знаний, экспериментальная работа
Урок обобщения по теме icon“Урок обобщения по теме “Местоимение”
Углубить знание по теме: “Местоимение”. Повторить правописание предлогов с местоимениями
Урок обобщения по теме iconУрок повторения по теме «Симметрия»
Продолжить формирование ряда умений осознать проблему, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения
Урок обобщения по теме iconУрок обобщения и систематизации по теме «Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника, трапеции»
Учитель физики и математики первой квалификационной категории моу сош №3 Агалец Светлана Генриховна
Урок обобщения по теме iconУрок обобщения и повторения по теме: «Кислород»
Воспитательные: Развивать логическое мышление, умение выделять главное обобщать и делать выводы. Воспитывать самостоятельное и творческое...
Урок обобщения по теме iconУрок истории» номинация «урок истории»
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок обобщения по теме iconУрок алгебры в 11 классе по теме «Методы решения уравнений»
Урок можно проводить при повторении курса алгебры и подготовки к егэ, а также как обобщающий урок по теме «Решений уравнений»
Урок обобщения по теме iconУрок на тему: «Социально-экономическое развитие Челябинской области в конце 40- начале 60 годов»
Место урока в теме: самостоятельный краеведческий урок в теме «ссср в 40-60-е гг.»
Урок обобщения по теме iconУрок систематизации и обобщения знаний и умений по теме: «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»
Умение ответить на вопрос, какие дроби называются правильными, неправильными, какие числа называются смешанными
Урок обобщения по теме iconУрок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок – обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, изучение нового материала
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница