Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт




Скачать 138.26 Kb.
НазваниеОбраз россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт
Дата18.10.2012
Размер138.26 Kb.
ТипДокументы






Ж.Т. Тощенко,

Главный редактор

журнала «Социологические исследования»,

член-корреспондент РАН,

доктор философских наук,

профессор


ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


«Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами»

А. Блок (1880-1921)

русский поэт

Попытки осознать место России в мире, в семье других народов нашли отражение в нескольких ориентациях, которые преобладают в настоящее время в общественном сознании населения страны.

Во-первых, достаточно отчетливо выражено желание приобщить себя к европейской культуре, цивилизации, влиться в политическое, экономическое и социально-культурное пространство, созданное развитыми странами Западной Европы и Северной Америки. Однако это желание нередко воплощалось и воплощается в гипертрофированном виде, как это особенно наглядно произошло в период прихода к власти радикал-либералов (атлантистов) в начале 1990гг., когда были предприняты многочисленные попытки заимствовать у других стран все без разбора, без мало мальского критического анализа их достижений и завоеваний. Следствием этой ориентации стали огромные провалы в экономике и политике, заискивание и уничижительность в сфере культуры, т.е. потеря «лица» в прямом и переносном смысле слова.

В принципе, в общественном сознании нельзя обнаружить серьезного течения, которое бы противопоставляло себя европейской цивилизации. Речь скорее идет о мере, в которой воплощается объем, характер и ее влияние на развитие российской действительности. Иными словами, российское восприятие общественной жизни всегда было связано с признанием роли и значимости достижений европейской цивилизации, но это для большинства никогда не означало буквализма, копирования всего и всея без разбора, особенно в таких сферах как экономика и культура (см. табл.1).

Табл.1.

Вопрос: «По какому историческому пути должна идтиРоиия?» (N=1600, в % к числу ответивших)


Варианты ответов

2000

2008

По пути европейской цивилизации

15

21

Вернутся на путь, которым двигался Советский Союз

18

14

Идти по своему собственному, особому пути

60

58

Затрудняюсь ответить

7

7

.Источник: Общественное мнение-2008.М.: Левада-центр. 2008. с.143.

Во-вторых, скромнее, но достаточно весомо присутствует в общественном сознании «азиатское» направление, для которого образцом гармонии, благополучия и успехов являются достижения азиатских стран: Японии, «молодых тигров» в виде Сингапура, Малайзии, Южной Кореи и Тайваня, а также коммунистического Китая, добившихся впечатляющих результатов в социально-экономическом развитии. Сторонники ориентации на Восток стараются убедить общественность, что Россия скорее азиатская, чем европейская страна, что русские по менталитету ближе к восточным народам, и поэтому путь процветающих стран Востока - это наиболее приемлемый для нашей страны выход из экономического и социального кризиса. По данным Всероссийских опросов в 1990-2000-е годы к признанию будущности пути России по варианту развития таких азиатских стран как Китай и Индия склонялось от 4 до 7% людей (См. Общественное мнение-2008. С.137).

В-третьих, определенное и все возрастающее влияние приобретает ориентация на самобытное, исключительно собственное развитие, которое основано на специфике исторического пути России, особенностях русской культуры, национального менталитета (см. табл.1). Данная позиция в одинаковой степени отвергает ориентацию как на западный, так и на восточный опыт, справедливо полагая, что каждая страна имеет свой уникальный и специфический путь развития, свое место и свою роль в истории человечества. Но так как сторонники данной точки зрения нередко абсолютизируют специфику российской истории и российской действительности, то они волей-неволей, хотели бы этого или нет, ведут Россию к изоляционизму, к замкнутости, к полному и беспрекословному игнорированию чужого опыта. Радетели этой идеи забывают, что никогда ни в какой стране такая ориентация не приводила к успеху.

Наконец, представляет определенную силу так называемая евразийская ориентация, которая отражает неудовлетворенность апологией как западного, так и восточного развития, и одновременно не согласно с позицией пропагандистов русской исключительности (ее поддерживают 1-2%). Ее сутью, кстати, по-разному трактуемой, является концепция уникального пути развития России, в котором в своеобразном сплаве переплетены европейская и азиатская культуры, культуры многочисленных народов России, создавших нечто новое, неповторимое на границах соприкосновения христианства, ислама и буддизма. Однако как показывает более подробный анализ, это скорее позиция только некоторых слоев интеллигенции, чем населения, тем более что трактовка этого пути у многих людей ассоциируется с особым путем развития России.

Но так как эти логические конструкты в чистом виде затрагивают и характеризуют сознание определенных групп людей, воплощаясь в значительной мере в мировоззрении интеллигенции, в реальной жизни мы встречаемся с переплетением этих взглядов, которые рождают весьма причудливые сочетания. Будучи сдобрены противоречивыми политическими и экономическими взглядами, эти сочетания рождают парадоксы, которые оказывают серьезное влияние на общественную жизнь России. Причем эти парадоксы общественного сознания можно рассмотреть в двух основных ипостасях - оценка России и ее места в мире и оценка самих себя, россиян вообще и русских в частности в сравнении с другими народами - как с соседями, так и с народами, играющими значительную роль в современном историческом процессе.

После краха и развала СССР общественное сознание было возбуждено дискуссиями, обсуждениями и сомнениями - что же представляет собой новая Россия, каково ее подлинное место в истории, и какое будущее ожидает ее? В эти споры были вовлечены все вышеперечисленные взгляды и концепции, которые по-разному отвечали на эти вопросы (см. табл.2).

Табл.2.

Вопрос: «С каким из следующих суждений Вы в большей мере согласны?»

Варианты ответов

1994

2000

2008

Россия отстала от большинства передовых стран

41

50

29

Россия всегда была в числе первых

8

10

20

Россия развивается по особому, своему пути

31

34

46

Затрудняюсь ответить

19

6

5

Число опрошенных

3000

1600

1600

Источник: Общественное мнение-2008. М.: Левада-центр. 2008 с.137


Сопоставляя эти данные со сложившимися социально-экономическими и политическими реалиями, можно объяснить рождение и существование многочисленных парадоксов, среди которых стоит отметить следующие.

Во-первых, это парадоксальная трактовка роли России. С одной стороны, в общественном сознании постоянно присутствует (и внедряется пропагандой) мысль, что Россия была, есть и будет великой страной, без которой трудно представить развитие остального мира. С другой стороны, не менее показательным выглядит факт (что находит отражение и в массовом сознании), что Россия вступила в период увядания, в период перехода из великой державы в региональную. В рамках этого подхода существует и такая точка зрения, которая исходит из того, что имперская Россия осталась в прошлом, что сам факт существования России находится под вопросом, что Россия непременно распадется, как это произошло и с СССР, а еще ранее со всеми империями - Римской, Византийской, Австро-Венгерской, Британской.

Однако общественное сознание не может примирится с уходом России с позиций великих стран. Об этом, например, говорят социологические данные, если в 1994г. (опрос 1600 человек) только 8% граждан России относили ее к числу первых, великих, то в 2008г. уже 20% придерживались этой точки зрения, а 46% ратовали за ее особый путь, независимый от других – западных и восточных – вариантов (см табл.2). Значит, от признания скромной роли России, три четверти населения стали придерживаться великодержавных ориентаций (или амбиций?). При сравнении с оценкой роли других стран эти данные впечатляют, ибо одновременно 70% из этой группы опрошенных великой страной назвали США и 44% - Японию. Кроме того, эти данные говорят о том, что не так мало тех, кто в период жесточайшего кризиса, поразившего Россию, не теряет веру в величие своей страны (это, в самом деле, скорее вера, чем констатация существующего положения). Такая противоречивая оценка приводит к удивительному явлению, когда Россией гордятся и одновременно стыдятся того, что в ней происходит.

Обращает на себя внимание и такой парадокс, который является производным от выше проанализированного. Суть его заключается в том, что общественным сознанием одновременно признается и отрицается будущность России, ее перспективы. Особенность и специфика этой позиции состоит в том, что эти взаимоисключающие характеристики содержат противоречивые оценки и суждения по поводу реального и перспективного развития российского общества. Если будущее России мыслится в категориях в категориях повседневности, то его нынешняя оценка связывается с современным социально-экономическим и политическим положением, с уровнем и качеством жизни. Такой подход приводит к пессимистическим выводам, что уровня развития западных стран россиянам не удастся добиться в обозримом будущем. Если же перспективы России рассматривается через призму геополитики, наличия природных ресурсов, военно-стратегического потенциала, то это позволяет оценивать ее будущее более оптимистично и говорить о нем в более мажорном тоне.

Сопоставление самобытного, евразийского, «европейского» и азиатского подходов приводит к противоречивой, а иногда парадоксальной оценке российской культуры вообще и культурного наследия России. Одновременно в общественном сознании сосуществуют две точки зрения: а) русская культура - это благодатный синтез не только достижений русского, но и всех народов, населяющих Россию; б) русская культура - это эклектичное соединение всех, в том числе и мировых культур, а наличие в русской культуре великих имен - это скорее исключение из правил, чем закономерность развития. Достаточно много людей признают, что культура России не была, не является и не будет представлена в культуре как западных, так и восточных стран, и поэтому нужно не приспосабливаться к ним, а заботиться и растить уникальные плоды своей российской или евразийской культуры. (Подробнее см.: Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2004).

И наконец, стоит отметить и такой парадокс, когда новая Россия одновременно признается (или условно признается) демократической страной и по-прежнему источником угрозы и опасности. Первая точка зрения - о демократическом облике России - господствовала в конце 1980- начале 1990гг., активно пропагандировалась атлантистами (сторонниками европеизации России). Такая ориентация поддерживалась общественностью многих развитых стран Европы и Америки. Этому стремились соответствовать пришедшие к власти «младореформаторы», во многом поступаясь интересами России, но желая «соответствовать» определенным «западным» стандартам. Причем, сторонники приверженности западным демократическим ценностям были настолько усердны в своих усилиях, что шокировали наиболее трезвомыслящих людей на Западе. Как метко заметил известный публицист М. Соколов, такие атлантисты, подобные К.Боровому, лидеру партии (?!) экономической свободы (от кого и для кого?), выступающие как «неистовые пропагандисты и поклонники передовых западных ценностей», приводят в недоумение самих носителей этих ценностей, поскольку такая приверженность нарушает все правила приличия, извращает суть западной демократии, искажает меру в соотношении самостоятельности и подражании (Соколов М. Фельетон //Известия, 2000, 15 мая. 4).

Образ России нельзя оторвать от оценки людьми мыслимой ими оценки образа России со стороны других стран, и в первую очередь, со стороны развитых стран (см. табл.3).

Табл.3

Вопрос: Каким образом большинство стран мира относятся сейчас к России?» (N=1600, в % к числу опрошенных).

Варианты ответов

2007, январь

2008,январь

Как к другу

4

8

Как к партнеру

32

34

Как к конкуренту

33

33

Как к врагу

7

7

Не обращают на Россию особого внимания

15

10

Затрудняюсь ответить

8

10

Источник: Общественное мнение-2008. М.: Левада-центр. 2008.С.146.

Очевидно, что и по этому вопросу мнение людей расколото – примерно одинаковое количество людей видят в отношениях России с западным миром как привлекательные черты, так и настороженность и враждебность, а отсюда и необходимость соответствующего поведения.

Образ России неотрывно связан с оценкой личностных качеств россиян, русских при сравнении с аналогичными качествами других народов. Это противоречие буквально проявляется во всем, в том числе и в самооценке. С одной стороны, русские - самые лучшие, самые надежные, самые находчивые. С другой, русские - это воплощение инертности, лени, необязательности, непредсказуемости и даже коварства. Такие характеристики в определенной степени подтверждаются данными социально-психологических исследований, в которых эти противоположные по сути дела черты характера проявляют себя достаточно наглядно. Так, по данным И.В.Грошева, советский человек обладал, с одной стороны, добротой (мнение 38,4%), терпением (24,4%), гостеприимством (21,2%), трудолюбием (18,9%), мужеством (15,5%) и такими позитивными характеристиками как патриотизм, открытость, дружелюбие, отзывчивость, с другой - ему присуща лень (мнение 12,1%), пьянство (8,4%), безалаберность и беспечность (по 4,7%) (Грошев И.В. Гендерное представление о власти //Социол. исслед. 2000ю №12).

Мировоззрение россиян одновременно несет в себе черты повышенной лояльности к другим странам и народам и в то же время известное недоверие к ним, которое, как правило, обостряется и актуализируется в связи с экстраординарными политическими событиями. «Мы и мирные, и воинственные» - такой стереотип весьма характерен для сознания многих русских. 2400 респондентам с 1992 по 2006 год постоянно задавался вопрос: «Как Вы чаще всего относитесь к людям других национальностей?». По данным ВЦИОМ, за эти годы при характеристике отношений к представителям дальних зарубежных стран преобладала позитивная настроенность: доброжелательная оценка американцев колебалась в пределах 74-90%, немцев - от 86 до 93%, арабов - 84%, негров - 91%, японцев - 95%. Что касается представителей народов бывшего СССР, то здесь колебания более значительные. Но любопытно отметить, что к концу 1990гг. отмечается спад неприязни к азербайджанцам, грузинам, армянам и даже к чеченцам (См. Общественное мнение – 2006. М., 2006, С.154-155). По данным Института социологии РАН, наибольшие симпатии россияне испытывали к украинцам, белорусам, болгарам, сербам, татарам (как старшее, так и младшее поколение), а среди иностранцев такого позитивного отношения заслужили французы, финны, итальянцы, японцы, немцы, американцы, В то же время следует отметить вспышки конфронтационных настроений, когда по тем или иным причинам происходит ухудшение межгосударственных отношений. Это, например, наглядно проявилось в 2005-2008гг., в оценке грузин, когда дела в взаимоотношениях между Грузией и Россией обострились вплоть до самых серьезных обвинений в адрес друг друга. Иногда эта неприязнь переносится на страны, как это случилось весной 1999г., когда значительно усилилось враждебное отношение к США, вызванное реакцией на бомбардировки Сербии войсками НАТО, ответственность за которые россияне возложили на американские власти.

Среди парадоксов представления образа России обращает на себя внимание противоречивая оценка взаимоотношений Запада и России. Причем, по мнению опрошенных, позитивные оценки Запада россиянами выше, чем оценки России европейцами. Так, по данным опроса ВЦИОМ в августе 2000г., 34% населения считали, что они относятся с уважением странам Запада, в то время как только 8% полагают, что такое же аналогичное чувство испытывают люди на Западе по отношению к России. И в то же время, по мнению 21% россиян, население Запада относится к России с презрением, по мнению 12% - с тревогой и по мнению 24% - с сочувствием. Таким образом, получается, что мы их больше «уважаем», чем они нас, но зато они больше «презирают» или относятся к нам с подозрением.

В этой ситуации точка зрения об особом пути развития России получает все большую поддержку, ибо, как показывают исследования 1999-2000 гг., западные страны утратили значение образца даже для тех групп, которые в конце 1980-1990гг. считали необходимым ориентироваться на них. Реальности социально-экономической ситуации в России, оценки ее странами Запада обусловили усиление негативного отношения к ним россиян, Произошел серьезный поворот в общественном сознании: то, что раньше представлялось как образец, стало приобретать облик враждебности и недоброжелательности.

Особняком стоят данные, которые характеризую взаимоотношения славянских народов бывшего СССР. Интересные данные в 2006г. получила З.В.Сикевич, исследуя оценку друг друга русскими, украинцами и белорусами. Согласно ее анализу, украинцы и белорусы более высоко оценивают русских, чем русские украинцев и белорусов. Согласно ее анализу, украинцы и белорусы более высоко оценивают русских, чем русские украинцев и белорусов (Сикевич З.В. Русские, украинцы, белорусы: вместе или врозь? //Социол. исслед. 2007. №9).

Заметную характеристику общественного сознания составляет так называемое оборонное сознание, которое еще со времен СССР выражалось словами «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». То, что в общественном сознании преобладает ориентация на мирное сосуществование с другими странами и другими народами, еще в советское время не было пропагандистской уловкой. Нацеленность на мир, на добрососедские отношения постоянно - даже в период обострения отношений - подтверждалась достаточно уважительным, сдержанным отношением к другим странам. Энергия недоверия и подозрительности скорее адресовалась правящим кругам этих государств, чем их народам. Немалую роль в этом стремлении к миру играла и историческая память, которая постоянно оживляла и подсказывала идею о гибельности войн, вооруженного противостояния. Но вместе с этим существовало и существует недоверие ко многим странам. Так, всероссийский опрос, проведенный в 1990-2000гг, показал сложную структуру взаимоотношений Росси со странами Запада. (см. табл 4)

Табл.4.

Вопрос: Как Вы думаете, отношения между Россией и Западом…?»

Варианты ответов

1994

1999

2002

2005

2008 октябрь

Могут быть дружественными

60

52

39

44

34

Всегда будут строиться на недоверии

38

38

51

42

52

Затрудняюсь ответить

2

10

11

14

14

Число опрошенных

3000

3000

1600

1600

1600

Источник: Общественное мнение- 2008. М.: Левада-центр. 2008. С.147).


Таким образом, мы опять встречаемся с наличием в сознании людей взаимоисключающих ориентаций - доверия и подозрительности к другим странам и народам, что, конечно, не улучшает представления о русских: мы опять предстаем как малопредсказуемый народ, от которого можно ждать много непредвиденных акций.

Похожие:

Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconУрок по теме «Конфликты в современном мире»
Вопрос классу: «Какие ситуации в современном мире вы считаете конфликтными? Назовите примеры конфликтов ХХI века»
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт icon1. Русский язык в современном славянском мире. Основные проблемы этно- и глоттогенеза
Русский язык в современном славянском мире. Основные проблемы этно- и глоттогенеза
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconМеханизмы борьбы с правонарушениями в рамках обеспечения национально-государственных интересов россии в современном мире (нормативно-ценностный подход)
Механизмы борьбы с правонарушениями в рамках обеспечения национально-государственных интересов россии в современном мире
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт icon-
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов связанных с особенностями национальных отношений в мире, причин возникновения...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт icon2. Компонентный состав дисциплины
Основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconНазвание работы: Петербургский стиль в рекламе
В современном мире реклама играет множество ролей: и учителя, и проповедника, и диктатора. Она в значительной степени определяет...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconОсип Эмильевич Мандельштам, русский поэт
Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные...
Образ россии в современном мире «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами» А. Блок (1880-1921) русский поэт iconДиаметр условного прохода dn, мм
Тсп-р блок питания бп-3В, бпи-3в блок питания бп-5в блок бесперебойного питания бп-5б адаптер карт памяти «Reader км-5»Состав типового...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница