Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т.




Скачать 383.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т.
страница1/4
Дата18.10.2012
Размер383.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации для зав. РМК, руководителей ОМО, Р(Г)МО, ШМО при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию

Ерёмина Т. Ю. ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования КИПК и ПРО

  1. Концепция краеведческого образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувстве принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17. 12. 2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, научно-практические конференции, школьные научные общества, краеведческая работа и др. Обязательная часть программы составляет 70 %, а часть, формируемая образовательным учреждением- 30 % от общего объема основной образовательной программы.

По проекту ФГОС среднего (полного) общего образования основная образовательная программа среднего (полного) общего образования включает программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на III ступени обучения. Она включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объема основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Компонентом указанных основных образовательных программ, формируемым образовательным учреждением, может являться краеведческое образование как предметная область, направленная на формирование национальной идентичности. Становление краеведения как предметной области имеет ряд проблем. Остановимся на наиболее важных.

1. Не до конца осознается сущность краеведения и его возможности в школьном образовании. Отсюда возникают проблемы с выделением часов в учебных планах, невозможность ре­ализовать воспитательный, образовательный, развивающий потен­циал краеведения.

Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлос­ти населения», «чувства Родины». Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации.

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому челове­ку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его пробле­мы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Познание окружающего микромира как части Отечества соответ­ствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкрет­ных примерах объяснить ему достижения всего человечества, рас­крыть преемственность в комплексе научных, технических, культур­ных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знако­мом окружении незнакомого, поиск (при выполнении учебных по­знавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательное занятие, способствующее форми­рованию познавательного интереса к процессу обучения.

2. Методология научного краеведения находится в стадии станов­ления. Разногласия при определении некоторых понятий неизбеж­ны. Термины «регионоведение», «краеведение», «градоведение», а так­же «москвоведение», «петербурговедение» часто используются как синонимы. Между тем объекты изучения этих дисциплин различные.

Термин «регионоведение» подразумевает изучение обширных тер­риторий, объединенных по ряду параметров (например, Азиатский, Сибирский, Балтийский, Северо-Западный регионы). Термин «гра­доведение» сужает рамки изучения окружающего мира до города как средоточия технических, научных, культурных достижений челове­чества, а также его проблем. Термин «краеведение», возникший в на­чале XX в., имеет своим объектом изучения край — ближайшую к че­ловеку территорию, которую можно увидеть, исследовать. Именно термин «краеведение» более всего подходит к школьным курсам, ориентирующим учащихся на изучение их жизненного пространст­ва, ибо соответствует восприятию ребенка.

Термин «краеведение» с момента своего введения в научный обо­рот подразумевает комплексный подход, т. е. следует изучать и знать одновременно историю, природу, этнографию своего края. В настоящее время доминирует историко-краеведческий подход в изучении города, реже региона (например, Сибирь) и края (например, Санкт-Петербург — Ленинградская область). Комплексный подход к изуче­нию своего края распространен в меньшей степени.

3. Важнейшая проблема современного краеведения — отсутствие системы. Выработка системного подхода является сегодня важней­шей задачей.

Системный подход в краеведении

Перед педагогом, преподающим учебный курс, стоят три главных вопроса: для чего необходимо изучать этот курс? что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? каким образом надо организовать процесс обучения?

Цели краеведческого образования.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
    взаимодействовал с ним;

  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни,
    в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • осознавал проблемы окружающего его микромира;

  • интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию — о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель краеведческого образования — способство­вать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Краеведческий компонент в образовательной программе школы.

Реализация намеченной цели, а также комплексного подхода к изучению своего края возможна лишь при введении в образователь­ную программу собственно краеведческого компонента. Его структу­ра должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах и краеведческий компонент во внеклассной работе (схема 1).

Схема 1

Структура краеведческого компонента в рамках образовательной программы школы


Внешкольное краеведческое образование

Краеведческий компонент в образовательной программе



Средняя (полная) школа

Учебный курс, ориентирующий молодых людей на осознание своих жизненных перспектив в окружающем мире





Основная школа

Учебный курс, знакомящий подростков с процессом формирования наследия края, его особен­ностями и проблемами; с деятельностью знаменитых и рядовых земляков





Начальная школа

Учебный курс, знакомящий детей с их жизненным пространством




Между этими структурными единицами должна устанавливаться связь по содержанию и по де­ятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между раз­ными возрастными ступенями).

Краеведческий курс формирует и систематизирует знания о цен­ности микромира, наследия, о проблемах жизни края, о взаимосвязи человека и окружающей среды, развиваются умения самостоятель­ной познавательной деятельности по изучению края.

В рамках краеведческого компонента других предметных облас­тей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятель­ной познавательной деятельности по изучению края.

Краеведческий компонент в различных учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку: краеведческие темы и сю­жеты, которые вводятся в соответствии с программой курсов исто­рии, литературы, географии и изучаются как параллельно, так и синхронно; сюжеты, служащие исходным материалом для решения образовательных и развивающих задач этих курсов (например, мест­ный материал используется для составления упражнений по русско­му языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.).

Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласо­ван по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведче­ского курса.

В соответствии с целями краеведческого образования мероприятия подобной направленности можно условно разделить на три группы:

  • мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (традиционные классные часы, экскурсии, организован­ные экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями краевой администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.);

  • мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки-вернисажи творческих работ);

  • мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, олимпиады, конкурсы, а также те, которые позволяют на деле выразить свое отно­шение к родной деревне, городу, краю: акции по благоустройству, ис­следование состояния и охрана окружающей среды, восстановитель­ные работы, поисковые экспедиции, социологические опросы, пропа­ганда краеведческих знаний, лекции, экскурсии, публикации в газете).

Введение краеведческого материала в разные учебные дисципли­ны и во внеклассную работу следует тщательно продумать. Избыточ­ность местного материала так же неразумна, как и его недостаточ­ность. Необходим основательный анализ программ всех учебных курсов. На основании этого анализа должно быть составлено меж­предметное тематическое планирование по краеведению. В реализа­цию этого планирования должны быть вовлечены и учителя-пред­метники. Они адаптируют подготовленный учителем краеведения местный материал для решения задач собственных курсов, совмест­но разрабатывают уроки межпредметных связей, бинарные, инте­грированные уроки, интегрированные задания. Аналогично продумывается и введение краеведческого компонента в план воспита­тельной работы школы.

Возможны разные варианты введения краеведческого курса в учебный план школы.

1-й вариант. Обязательный краеведческий курс от начальной школы до 9 класса. При этом краеведческий компонент в других учебных курсах и во внеклассной работе играет вспомогательную роль. В этом случае краеведческий курс в 10—11 классах имеет до­полнительный характер, а краеведческий компонент в других учеб­ных дисциплинах и во внеклассной работе приобретает ведущую функцию.

2-й вариант. Обязательный краеведческий курс в 1—5 классах. В 6—7 классах краеведческий курс по выбору, а краеведческие ком­поненты в других учебных дисциплинах и во внеклассной работе ста­новятся главными в формировании знаний и умений. В 8—9 клас­сах — вновь обязательный учебный курс.

На территории Кировской области краеведение изучается в рамках национально-регионального компонента ФГОС ОО 2004 г. и компонента образовательного учреждения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области. Национально- региональный компонент включает в т. ч. и предметы краеведческой направленности (1 час в неделю в 6-х, 8-9-х классах). Для организации изучения учащимися в основной школе содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент были перенесены часы: в 6-м классе - 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология», в 8-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология», в 9-м классе - 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внешкольного) краеведческого образования. Поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями. Возможные направления взаимо­действия с социальной средой таковы:

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движе­ниях, экспедициях;

  • использование культурного потенциала края, города (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

  • вовлечение в процесс краеведческого образования администрации (встречи, выступления представителей краевой администрации, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств мас­совой информации;

  • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования де­тей, особенно в начальной школе (совместные классные мероприятия и занятия, выполнение творческих заданий, лекторий для родителей).

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconМетодические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо по развитию универсальных учебных действий учащихся при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Крицкая Н.
В настоящее время идет пересмотр общих подходов к определению целей образовательного процесса и выделению из них приоритетных. В...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconРоссийской федерации
Для организации работы в курсе необходимо иметь федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (утвержденные...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconПлан учебно-методической работы школы на 2010-2011 учебный год
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, СанПиН 4 1178-02, Типовое положение об общеобразовательном...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconДоклад мбоу «Обоянская средняя общеобразовательная школа №2»
Рф от 05. 2010 г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. icon05. 05. 2011 XIII всероссийская конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук»
В подраздел Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения добавлены...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconСписок литературы по теме «Государственные образовательные стандарты третьего поколения» в министерстве образования РФ : [информация о приказах Министерства образования Российской Федерации от 1 дек. 2003 г
Список литературы по теме «Государственные образовательные стандарты третьего поколения»
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconОбразования и науки российской федерации федеральное
Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения ос­новных образовательных программ, реализующих федеральные государственные...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconЭлектронные образовательные ресурсы гуманитарной составляющей
Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (фгос впо) и двухуровневую...
Методические рекомендации для зав. Рмк, руководителей омо, Р(Г)МО, шмо при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по краеведческому образованию Ерёмина Т. iconЗаседание координационного совета нмц махрова Н. Н., главный специалист отдела образования Будет сообщено дополнительно Совещания заместителей директоров по шис и руководителей цио «Использование дистанционного обучения в оу района»
Методический совет нмц «Роль районной методической службы в подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница