Скачать 140.19 Kb.
|
Цели урока:
Оборудование:
Этапы урока.
Ход урока I Организационная часть.
II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками? Включается презентация. (приложение 1) III. Изучение нового материала. 1. Общие черты типа. На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6) 1.1 Среда обитания. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7) 1.2 Движение моллюсков. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7) 1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9) !Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
!Определите симметрию тела моллюсков. Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др. 1.4 Поэтапное закрепление материала. Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2) На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11) 1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков” Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков. (задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол) (приложение 3) Задание: 1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
1.6 Внутреннее строение. 1.6.1 Пищеварительная система. Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13) 1.6.2 Кровеносная система. Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14) 1.6.3 Дыхательная система. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14) 1.6.4 Выделительная система. Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14) 1.6.5 Нервная система. Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14) 1.6.6 Органы чувств. Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15) 1.6.7 Размножение. Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие) Брюхоногие – гермафродиты. Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие) Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые) 1.7 Поэтапное закрепление знаний. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18) Вопросы слайда: 1. Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. 2. Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя. 3. Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной. 4. Тело покрыто кожной складкой: Мантией. 5. Между телом и мантией находится: Мантийная полость. 6. Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, мантии, ноги, раковины. 7. Кровеносная система: Незамкнутая. 8. Органы дыхания: Лёгкое или жабры. 9. В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы. 10. Органы выделения: Почки. 11. Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы. 12. Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства. 13. По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты. 1.8 Многообразие моллюсков. 1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19) 1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20) 1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21) 1.9 Поэтапное закрепление материала. Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” (приложение 4) 2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30) !Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции.(приложение 7) IV. Общее закрепление материала. Тест – тренажёр. (слайды № 31-61) Или тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5) V. Рефлексия. Итоги урока.
VI. Выставление оценок. VII. Домашнее задание.
|
![]() | Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека К головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги – всего 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые... | ![]() | План-конспект урока по теме: «Особенности организации моллюсков, их происхождение» Моллюски (от лат molluscus – мягкий), или мягкотелые, – обособленный тип беспозвоночных животных, произошедших от древних многощетинковых... |
![]() | План-конспект урока по теме: «Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение» Изучение темы урока начнем с классификации. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и... | ![]() | «Многообразие и значение моллюсков» Учитель: Савельева Н. А. Цель урока: Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, и их роли в природе и жизни людей; обобщить, систематизировать... |
![]() | План-конспект урока " Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека" Тема и номер урока в теме «Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека» | ![]() | План-конспект занятия Разработала: п д. о. Никитина Светлана Викторовна г. Тамбов План конспект занятия Оборудование: иллюстрации, бумага, ручки, карандаши, кроссворд по данной теме, карточки с буквами, раковины моллюсков |
![]() | План-конспект урока по теме: «Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе» Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. Урок 52 | ![]() | План-конспект урока «Свержение монархии» Тема и номер урока в теме: 1-ый урок в теме «Великая российская революция. 1917-1921гг.» |
![]() | План-конспект урока «Воздухоплавание» Тема и номер урока в теме «Воздухоплавание» урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» №21 | ![]() | Многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека. Цели урока Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека |