«о положении детей в волгоградской области»




Название«о положении детей в волгоградской области»
страница1/12
Дата17.10.2012
Размер2.06 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ

В

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»


( 2008-2010 годы)


г.Волгоград

2011 г.

Оглавление

Введение

стр.

3

1. Основные демографические, семейно-демографические и социальные характеристики


стр.

4

2. Изменения уровня жизни семей с детьми

и меры поддержки семьи и детей


стр.

7

3. Состояние здоровья детей


стр.

15

4. Состояние питания детей


стр.

25

5. Состояние репродуктивного здоровья женщин


стр.

28

6. Образование, воспитание и развитие детей, обеспечение дошкольного присмотра детей


стр.

30

7. Организация досуга детей и подростков,

включая отдых и оздоровление


стр.

44

8. Трудовая занятость несовершеннолетних


стр.

58

9. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей


стр.

63

10. Положение детей-инвалидов и меры их социальной поддержки


стр.

75

11. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


стр.

88

12. Положение детей мигрантов и меры по их государственной поддержки


стр.

95

13.Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних


стр.

98

14.Профилактика преступности и правонарушения несовершеннолетних


стр.

100

15.Защита прав детей с участием уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области


стр.

111

Заключение

стр.

118

Перечень ведомств, представивших материалы

стр.

120


Введение


Главные задачи государственной семейной и демографической политики в регионе отражены в Концепции демографической политики Волгоградской области на период до 2025 года, в том числе это повышение рождаемости и качества жизни семей с детьми, профилактика социального сиротства, безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, принятие мер для недопущения жестокого обращения с детьми. Приоритеты семейной политики переносятся с преодоления последствий социального неблагополучия на профилактическую работу с семьями, на сохранение семьи как основного института становления и развития личности ребенка.

Законодательство Волгоградской области насчитывает свыше 20 законов, регулирующих отношения по ряду значительных проблем, начиная с гарантий в сфере здравоохранения детей и женщин и заканчивая обеспечением семей жильем. В 2009 году приняты законы Волгоградской области «О дополнительных мерах по защите детей в Волгоградской области от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Волгоградской области», «О вознаграждении за труд, причитающемся приемным родителям, и предоставляемых им мерах социальной поддержки», в 2010 г.- «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними», «О патронатном воспитании в Волгоградской области», «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области», «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области».

В 2010 г. получило развитие применение программно-целевого метода при решении семейно-демографических и социально-экономических проблем. Принята областная программа ранней профилактики семейного неблагополучия «Счастливое детство – в родной семье», областная программа «Профилактика отказов от новорожденных детей в Волгоградской области «Вместе с мамой», долгосрочная областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Волгоградской области», «Допризывная подготовка молодежи» и др.

Продолжено сотрудничество с некоммерческими общественными организациями, в том числе представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новый импульс развития получила инновационная деятельность по разработке и применению технологий и форм оказания услуг различным категориям детей и семьям с детьми. Только государственными учреждениями системы социальной защиты населения в 2010 году реализовывались 10 проектов и программ, выигравшим гранты в различных конкурсах социальных проектов и программ, что позволило привлечь в регион на социальные нужды дополнительное внебюджетное финансирование в размере 31 млн.рублей.

Происходящие с конца 2008 года кризисные процессы в экономике не могли не отразиться на благосостоянии семей региона. Поэтому усилия власти были сосредоточены на реализации Программы антикризисных мер в Волгоградской области. Сохранены и исполнены в полном объеме все публичные обязательства областного бюджета в части выплат и мер социальной поддержки, направленных на сохранение материнства и детства, преодоление социального сиротства.

В области успешно реализуется национальный проект «Здоровье», включая окончание строительства и ввод в эксплуатацию областного клинического перинатального центра №2 в Волгограде и открытие Центров здоровья для детей; проведение скрининга детей и беременных женщин; родовые сертификаты; диспансеризацию детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации, оказание высокотехнологической специализированной помощи; вакцинопрофилактику.

Полученное по национальному проекту «Здоровье» оборудование используется в полном объёме. Активно продолжалась работа по пропаганде и поддержке грудного вскармливания, здорового образа жизни.

Основные статистические показатели, характеризующие положение детей Волгоградской области, представлены в динамике за 3 последних года (2008-2010 г.г.) в приложении № 1.

Перечень основных нормативных правовых актов по вопросам детства, принятые в регионе в 2010 году, представлен в Приложении № 2.


1. Основные демографические, семейно-демографические и социальные характеристики


Демографическая ситуация в регионе, как и в целом по России, характеризуется продолжающимся сокращением числа жителей. Численность населения Волгоградской области на 1 января 2010 г. составила 2 589,9 тыс. человек, снизившись за 2009 год на 9 тыс. человек, на 1 января 2011 г. - 2578,0 тыс.человек, снижение за 2010 год – 11,9 тыс.чел. (по данным Комитета по труду и занятости населения). Основным фактором сокращения является естественная убыль населения, которая сохраняет устойчивый и долговременный характер.

Численность несовершеннолетних на 1 января 2010 г. составляла 453,3 тыс.человек, что на 4,9 тыс.человек меньше, чем в 2008 г. Несовершеннолетних в возрасте:

  • от 0 до 6 лет – 185,4 тыс.чел., или 41 %;

  • от 7 до 14 лет – 184,4 тыс.чел., или 41 %;

  • от 15 до 17 лет – 83,5 тыс.чел., или 18 %.

Продолжает увеличиваться доля детей-дошкольников, сокращаться доля детей 15-17 лет.

Миграционный отток населения подтверждает негативные тенденции в социально-демографической сфере Волгоградской области. Усилились темпы миграционной убыли: в 2010 голу убыль составила 3475 человек, в 2009 г. – 883 человека. Тенденция превышения выбывших из региона по сравнению с прибывшими сохраняется в течение нескольких лет. Наибольший приток мигрантов наблюдается из Узбекистана, Армении и Таджикистана.

Число умерших, как и в 2009 г., превысило число родившихся в 1,28 раза. Тенденция снижения численности умерших и роста родившихся в 2010 г. сменилась на рост численности умерших и снижения числа родившихся.

За 2010 г. (по данным ЗАГСа) зарегистрировано:

  • 29,9 тыс. родившихся человек, что составляет к уровню 2009 г. 99,7 %;

  • 38,5 тыс. умерших, что составляет к уровню 2009 г. 101,3 %.

Если в 2008 г. число новорожденных к уровню 2007 г. увеличилось на 1,4 тыс. человек, в 2009 г. прирост составил чуть более 100 детей, то в 2010 г. наблюдается убыль на 0,3%.

Увеличивается диспропорция полов: если в младших возрастах численность мужчин превышает численность женщин, выравниваясь к 25-летнему возрасту, то после 25 лет численность женщин начинает превышать численность мужчин. В возрасте 60-69 лет численность женщин превышает численность мужчин в 1,6 раза и в возрасте 70 лет и старше - в 2,2 раза.

Ожидаемая продолжительность жизни населения обоего пола – 68,7 лет.

В 2010 г. в Волгоградской области основные показатели службы охраны здоровья матери и ребенка находятся на прежнем уровне. Показатель младенческой смертности стабилен - 9,8 промилле (9,8 – 2009 г.; 12,0 -2008 г., 11 - 2007 г.).

С серьезными демографическими проблемами, а именно сокращением числа женщин репродуктивного возраста в результате демографической ямы и, как следствие, - общим снижением рождаемости, Волгоградская область, как и Россия в целом, столкнется в ближайшие годы. Главными причинами низкой рождаемости остаются низкий доход и отсутствие перспектив получения отдельного жилья.

За 2010 г. (по данным ЗАГСа) зарегистрированы 20076 браков и 11072 развода.

По сравнению с 2009 г., число браков в 2010 г. несколько увеличилось, число разводов сократилось. Браков заключено почти в 2 раза больше, чем зарегистрировано разводов.

Заключение браков среди несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к снижению (2010 г. – 228, 2009 г. - 307, 2008г. – 404). Значительно сократилось число детей, рожденных несовершеннолетними матерями (2010 г. - 454, 2009 г. – 608, 2008г. – 669).

Устойчивость приобрела тенденция сокращения числа семей с несовершеннолетними, в которых родители разведены (2010 г. - 6,2 тыс.семей, 2009 г. – 7,06 тыс.семей, 2008 г. – 7,3 тыс.семей). Удельный вес семей с несовершеннолетними в общем числе разводов сохраняется на уровне 56-57 %.

Заметно снизился показатель числа детей, у которых родители лишены родительских прав (2010 г. – 1272 ребенка, 2009 г. – 1533 ребенка, 2008 г. - 1426 детей). Одновременно уменьшилось число детей, у которых оба родителя лишены родительских прав (в 2008г. – 972, в 2009 г. – 1009, в 2010 г. - 777 детей).

Около 35,8 тыс.детей воспитываются одинокими матерями (29,1 тыс.семей), 747 детей - одинокими отцами (555 семьи) со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Их численность немного снизилась к уровню 2009 г.

Численность малоимущих детей стабильна. В органах социальной защиты зарегистрировано 148 972 семьи с 212 229 детьми (в 2009 г. - 155809 семей с 218754 детьми, 2008 г. – 150488 семей с 210214 детьми).

В области растет численность детей в многодетных семьях. В 2010 г. она составила 52235 человек (2009 г. - 47933 ребенка, 2008 г.- 37978 детей). Численность многодетных семей к уровню 2008 г. возросла на 39%, хотя в течение ряда лет до 2008 г. она неуклонно снижалась, и составила 16 129 семей.

В 2010 г. увеличилось число детей-инвалидов. По данным Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, в области насчитывается 6548 детей-инвалидов (в 2009 г. – 6455, в 2008 г.- 6698 детей-инвалидов). Удельный вес детей-инвалидов в общей численности детского населения сохраняется в течение 2008 – 2010 гг. на уровне 1,4 %. Соотношение по полу среди инвалидов: 3874 мальчиков – 59,2% и 2674 девочек – 40,8%.Впервые установлена инвалидность в 2010 г. у 775 детей, что составляет 17,0 на 10000 детского населения. В 2009 году первичный выход на инвалидность составил 14,5 на 10000 детского населения, впервые была установлена инвалидность у 666 детей.

В едином банке данных Волгоградской области состоит на учете 2781 семья, находящаяся в социально опасном положении, и 5293 ребенка. Этот показатель в течение последних трех лет имеет тенденцию к снижению: в 2008 г. зарегистрировано 3164 семьи и 5873 ребенка, в 2009 г. – 3070 семей и 572 ребенка. На социальном патронаже в системе социальной защиты населения состоит 547 семей, 1200 детей.

В 2010 году выявлено 1802 ребенка, оставшегося без попечения родителей, что на 307 детей меньше, чем в 2009 г (2109) и 2008 г. (2059) Тенденция снижения выявленных детей сохраняется. В 2010 г. показатель устроенных детей в семьи (1908) впервые за несколько лет превысил показатель выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в отчетном году (1802). 1

Приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается опека и попечительство (2010 г. – 1320 детей, 2009 г. – 1735, 2008 г. – 1350). Имеет рост число усыновленных: за 2010 г. - 209 детей, 2009 г. – 198, 2008 г. – 185.


2. Изменения уровня жизни семей с детьми

и меры поддержки семьи и детей


Уровень жизни населения за последние 3 года имеет положительную динамику, о чем, в частности, свидетельствует превышение расходов населения над его доходами в суммарном объеме 5,5 млрд.рублей (в 2009 г. - 2,1 млрд.руб.). Суммарные номинальные денежные доходы в январе-октябре 2010 г., по оценке территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, составили 360,43 млрд.руб., расходы населения – 354,8 млрд.руб. Номинальные денежные доходы в среднем за месяц в расчете на одного жителя области, по оценке, составили 13948,8 рубля, и, по сравнению с 2009 г., увеличились на 15,2 % (в 2009 г. – на 13,7 %, в 2008 г. – на 15,3%). Реальные располагаемые денежные доходы, т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, и потребительские расходы увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, первые - на 7,3 % (в 2009 г. - на 3,5%, в 2007-2008 г.г. – на 9,7%), вторые - на 18,5 % (в 2009 г. – на 10,5 %, в 2008 г. – на 25,1%).

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за 2010 год, по сравнению с 2009 г., увеличилась с 4648 руб. до 5368 руб., или на 15,5 % (в 2009 г. к уровню 2008 г. этот рост был не значительным: на 7%).

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010 г. составил 13,2 % (в 2009 г. – 13,8 %, в 2008 г. - 12,9 %).

Важной характеристикой экономического потенциала семей является уровень их благосостояния, который измеряется, в том числе, величиной располагаемых ресурсов семьи. Она представляет собой сумму денежных средств, которыми располагают семьи для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Величина располагаемых ресурсов семей в 2010 г. в среднем за месяц составила 12119,7 рубля и, по сравнению с 2008 г., увеличилась в 1,2 раза. При этом отмечено увеличение денежного и натурального доходов в 1,3 и 1,2 раза соответственно и снижение привлеченных средств и израсходованных сбережений - в 2,6 раза.

В значительной степени, уровень располагаемых ресурсов семей зависит от количества иждивенцев. В 2010 г. впервые уровень располагаемых ресурсов семей с двумя детьми сложился выше, чем в семьях с одним ребенком, что обусловлено получением материнского капитала при рождении второго ребенка.

При средней величине располагаемых ресурсов, сложившейся в сумме 12119,7 рубля, в семьях с одним ребенком, по оценке за 2010 г., она составила 10221,2 рубля, в семьях с двумя детьми – 11232,5 рубля и в семьях с тремя детьми - 4748 рублей.

 Если за базу взять семью с одним ребенком в возрасте до 16 лет (как наиболее распространенную среди остальных типов домашних хозяйств с детьми), то следует отметить, что, по оценке за 2010 г., среднедушевые располагаемые ресурсы:

  • семей, имеющих двух детей, сложились на 9,9% выше, чем семей, имеющих одного ребенка (в 2008 г. - на 52,4% ниже);

  • семей с тремя детьми - сложилась на 53,5% ниже (в 2008 г. - на 49,3%).

Приведенные данные свидетельствуют об усилении разрыва в доходах семей и продолжающемся процессе формирования застойной бедности среди многодетных семей, что объясняется низким уровнем располагаемых ресурсов и высокой иждивенческой нагрузкой. Таким образом, только в семьях с одним и двумя детьми располагаемые ресурсы сложились на достаточно высоком уровне.

Величина потребительских расходов семей в 2010 г. в среднем за месяц составила, по оценке, 8247,4 рубля и, по сравнению с 2008 г., увеличилась в 1,3 раза. При этом отмечено увеличение расходов на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг соответственно в 1,5, 1,1 и 1,5 раза.

Анализ структуры потребительских расходов показал, что снизилась доля расходов на покупку непродовольственных товаров и увеличились доли на покупку продуктов питания и оплату услуг.

 Если рассматривать величину потребительских расходов в семьях с детьми, то следует отметить, что за 2008-2010 гг. она выросла только в семьях с одним и двумя детьми. Наибольший абсолютный прирост потребительских расходов сложился в семьях с двумя детьми (+2106,6 рубля), снижение - в семьях с тремя детьми (-657,2 рубля).

В структуре потребительских расходов семей с детьми за рассматриваемый период:

увеличились доли расходов на:

  • покупку непродовольственных товаров в семьях с одним и тремя детьми;

  • покупку продуктов питания в семьях с тремя детьми;

  • оплату услуг в семьях с двумя детьми;

снизились доли расходов на:

  • покупку продуктов питания в семьях с одним и двумя детьми;

  • покупку непродовольственных товаров в семьях с двумя детьми;

  • оплату услуг в семьях с одним и тремя детьми.

Поскольку увеличение доли расходов на питание свидетельствует о снижении уровня жизни, то, как негативную, следует отметить тенденцию роста доли таких расходов в семьях с тремя детьми, что чаще всего достигается за счет экономии на непродовольственных товарах и других, не менее важных расходах (на образовательные, медицинские и др. услуги), с целью достижения новых стандартов уровня жизни.

Низкий уровень располагаемых ресурсов значительной части семей является главной причиной недостатка средств на обеспечение сбалансированного питания.

По нормам Института питания Академии медицинских наук России, энергетическая ценность питания в среднем на одного члена семьи должна составлять 3000-3200 Ккал в сутки. Фактически, по оценке за 2010 г., она составила 2490 Ккал, или 80 % от норматива.

Анализ состава ежедневно потребляемого набора продуктов питания показал, что в обследуемых семьях по жирам он отстает от норм на 6 граммов, белкам – на 28-34 грамма, недостаток которых в питании приводит к нарушениям функционального состояния печени, кроветворения, функции эндокринной системы, задержке роста, расстройствам высшей нервной деятельности и т.д.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на некоторое улучшение социально-экономической ситуации, сложившейся в Волгоградской области, уровень жизни значительной части семей остается низким и не в состоянии обеспечить даже те минимальные потребности, которые предусмотрены потребительской корзиной для населения Волгоградской области.


Социальная поддержка семей с детьми


С принятием Закона Волгоградской области от 10 апреля 2007 г. № 1442-ОД «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области», который систематизировал существовавшие в регионе меры социальной поддержки, закрепил право на ряд выплат и основы предоставления социальных услуг, в области завершилось формирование основной нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки семей с детьми.

В Волгоградской области законотворческие инициативы, направленные на улучшение положения семей с детьми, находят поддержку у населения и региональной исполнительной власти.

В 2008 г. принят закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области», в 2010 г. – «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними». Из года в год растут бюджетные ассигнования, выделяемые на оказание социальной поддержки в соответствии с законодательством региона. С 2008 г. установлены фиксированные размеры ряда мер социальной поддержки с их обязательной ежегодной индексацией. В 2009 году все социальные выплаты индексированы на 10,5 %, в 2010 г. – на 10 %.

Комплексная система социальной поддержки семей с детьми, сложившаяся в Волгоградской области, направлена на решение задач снижения социальной напряженности, особенно проявившейся в период экономического кризиса и его последствий.

Для всех семей с детьми, помимо пособия на рождение, установленного федеральным законодательством (в размере: в 2008 г. - 8840,52 руб., в 2009 г. – 9592,03 руб., в 2010 г. – 10988,85 руб.), из областного бюджета выплачивается дополнительное пособие на рождение ребенка (в размере: в 2008 г. - 7155 руб., в 2009 г. – 7907 руб., в 2010 г.- 8698 руб.).

Отдельные категории семей с детьми пользуются мерами, установленными федеральным законодательством, исполняемые в системе социальной защиты населения, а именно:

- оплата жилищно-коммунальных услуг, предоставление проезда по социальным проездным детям военнослужащих, погибшим при выполнении обязанностей военной службы, а также детям-инвалидам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим и лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, студентам;

- компенсационная выплата по уходу за детьми до 3-х лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;

- ряд выплат детям, пострадавшим в результате и от последствий техногенных катастроф;

- перевозка безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних к месту жительства;

- выплата единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

- выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- организация оздоровительного отдыха детей погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих при выполнении обязанностей военной службы, а также выплата им ежемесячного пособия;

- выплата ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых органов исполнительной власти погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, получающие пенсию из Пенсионного фонда РФ.

Для отдельных категорий детей установлены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, а именно:

- ежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы;

- ежемесячное пособие детям граждан, смерть которых явилась следствием террористического акта, совершенного 24 августа 2004 года на борту самолета «ТУ-134»;

- меры социальной поддержки многодетных семей (ежеквартальная денежная выплата, ежегодная дотация на детей школьного возраста на подготовку к школе, с 2009 г. - ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг);

- ряд мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении;

- оказание бесплатной протезно-ортопедической помощи детям до 18 лет, не имеющим инвалидности.

С 2010 г. ежемесячная денежная выплата осуществляется неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними.

Задаче усиления адресной социальной помощи подчинена сложившаяся в регионе система мер социальной поддержки малоимущим семьям (семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума). На территории области выплачиваются:

- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей;

- ежемесячная денежная выплата детям от 1 года до 3 лет;

- адресное социальное пособие на ребенка;

- адресная социальная помощь малоимущим семьям с детьми, проживающим в сельской местности, в рамках технологии «Самообеспечение»;

- ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;

- социальная стипендия студентам из стипендиального фонда;

- ежеквартальная денежная выплата семьям с детьми-близнецами;

- ежегодная единовременная денежная выплата на ребенка, воспитывающегося единственным родителем-отцом;

- единовременная частичная компенсация по установке телефона семьям с детьми-инвалидами;

- единовременная компенсация затрат на газификацию жилья;

- ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и кормящим матерям;

- единовременная помощь продуктами питания (с 2009 г. – потребительские субсидии на оплату продуктов питания);

- субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищная субсидия).

Малоимущим семьям оказывается бесплатная юридическая помощь адвокатов.

За 2010 г. в системе социальной защиты населения оказано различных видов социальной поддержки и помощи 295,6 тыс. малоимущим гражданам, около 273 тыс.получателям выплат и пособий на детей из семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Почти по всем выплатам, назначаемым с учетом доходов малоимущим семьям с детьми, имелся рост числа получателей, по некоторым значительный (на потребительские субсидии на продукты питания – на 36 %; на адресное социальное пособие – на 13 %). На выплату адресного социального пособия семьям с детьми в 2010 году израсходовано 179,3 млн.руб., что в 1,2 раза превышает ассигнования 2009 года и в 1,4 раза – ассигнования 2008г. Ее получили 147,5 тыс.детей.

На выплату ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, было израсходовано 820,3 млн. руб. (в 2009 г. – 739,9 млн. руб., в 2008 г. – 548,5 млн. руб.).Ежемесячное пособие выплачивалось: базовый размер – 243 руб.; на детей одиноких матерей – 486 руб.; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву – 365 руб. Пособия выплачены 212,2 тыс.детей.

88 729 семьям предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что составляет 9,2 % от общего числа семей, проживающих в жилищном фонде области, на которых распространяется право на получение вышеуказанных субсидий. За тот же период 2009 года субсидии были предоставлены 80841 семье, что составляло 8,4 % от общего числа семей, проживающих в жилищном фонде.

Семьи, которым назначены субсидии в 2010 году, распределяются по социально-демографическим группам следующим образом: семьи пенсионеров – 55,3 %, семьи безработных – 4 %, малоимущие семьи – 40,7 %.

Общая сумма назначенных субсидий за 2010 год составила 755 988,1 тыс. руб., и по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 23,4 %, при росте численности семей-получателей на 10 %.

Среднемесячный размер субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составил в 2010 году 1121,0 руб. на одну семью, в 2009 году – 993 руб.

С начала 2010 года 35106 семей были освобождены от оплаты за жилье и коммунальные услуги, т.е. в этих семьях размер субсидии равен оплате за жилищно-коммунальные, что составляет 39,5 % от количества семей-получателей субсидий (в 2009 г. – 25205 чел.).

Отсутствие роста получателей по некоторым видам выплат, назначаемые малоимущим, безработным, говорит о постоянстве их контингента, что говорит о продолжающемся воздействии кризиса.

Отражением негативных явлений в социально-экономической сфере явилось:

- снижение численности получателей пособия на рождение ребенка (2010 г. - 27069 чел., 2009 г. – 29316 чел., 2008 г. – 28389 чел.);

- снижение численности обращений беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, за ежемесячным пособием, (2010 г.- 123 чел., 2009г. – 202 чел., 2008 г. – 121 чел.);

- сохранение примерно на одном уровне числа получателей пособия, взявших ребенка на воспитания в семью, которое выплачивается с 2008г. (2010 г. – 1122 чел., 2009 г. – 1153 чел., 2008 г. – 680 чел.);

- рост обращающихся за пособием по уходу за ребенком нетрудоустроенных женщин в связи с ликвидацией предприятий (2010 г. – 58 чел., 2009 г. – 48 чел., 2008 г. – 60 чел.);

- рост обращающихся неработающих граждан за пособием при рождении ребенка (2010 г. – 8352 чел., 2009 г. – 8131 чел., 2008 г . – 7857 чел.);

-рост обращений за жилищными субсидиями.

Как положительное следует отметить:

  • продолжающийся рост получателей мер социальной поддержки из многодетных семей (2010 г. – 15007 семей с 47625 детьми, 2009 г. -13943 семьи с 44425 детьми, 2008 г. 10991 семья с 39769 детьми), установленные Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1775-ОД «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области»;

  • введение новой меры поддержки семей с детьми-инвалидами – ежемесячная денежная выплата неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними, в соответствии с Законом Волгоградской области от 15 июля 2010 г. №2081-ОД. За 2010 год данная выплата произведена 50 родителям, имеющим двух и белее детей-инвалидов (с сентября 2010 г.).

Несмотря на возросшее число обращений граждан за социальной поддержкой в системе органов социальной защиты населения были эффективно использованы организационные, управленческие и финансовые ресурсы, в результате:

  • удельный вес получателей социальной поддержки, обратившихся в органы социальной защиты населения, в общей численности обратившихся и имеющих право на данную поддержку лиц, составил 100 %;

  • число малоимущих граждан, реализовавших свое право на получение социальной помощи, в общей численности малоимущих составило 88,3 % (2009 г. -75,9%, 2008 г – 60,3 %).

  • все меры социальной поддержки жителей региона в течение 2008-2010 годов финансировались в требуемом объеме, задержек выплат и задолженностей не было.

Важнейшим результатом деятельности системы социальной защиты населения в условиях ликвидации последствий экономического кризиса является отсутствие социальных волнений в регионе, некоторая стабилизация контингента получателей.

В подтверждении эффективности Программы антикризисных мер как федерального, так и регионального уровней система социальной защиты имеет развитие: в 2008 г. добавились 5 мер социальной поддержки, из них 2 – за счет средств областного бюджета, в 2009 г. – 3, из них 1– за счет средств областного бюджета, в 2010 г. – 4 меры, из них 2 – за счет средств областного бюджета.

На усиление адресности и эффективности государственной социальной помощи, оптимальному использованию бюджетных средств, выделяемых на поддержку населения, направлена, реализуемая в регионе с 2007 года технология «Самообеспечение». Данная технология в своем механизме реализуя принцип государственного контракта, направлена на поддержку малоимущих семей с детьми, проживающих в сельской местности. Оказывая денежную помощь в размере до 20,0 тыс.руб. селянам для организации подсобного личного хозяйства, индивидуально-трудовой или предпринимательской деятельности, технология позволяет стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности, а также собственный потенциал семьи, преодолевать иждивенческий подход к получению государственной социальной помощи. За период реализации технологии (2007-2010г.г.) в ней приняли участие 643 семьи из 12 сельских районов области, в том числе 617 семей организовывали подсобное хозяйство, 26 семей занимались индивидуально-трудовой деятельностью.

В 2010 году технология реализовывалась на территориях 5 районов с финансированием в размере 5,1 млн.руб.; денежные средства получили 250 семей.

Анализ результатов применения технологии «Самообеспечение» демонстрируют ее как результативно-ориентированную программу адресной социальной помощи малоимущему сельскому населению. Ее продолжение в 2011 году планируется на территориях 8 муниципальных районов.

Другим действенным видом государственной социальной помощи является обеспечение малоимущих семей с детьми бесплатным питанием. Поиск наиболее эффективных форм предоставления помощи заставил перейти от натуральных форм в виде продуктовых наборов к предоставлению целевых потребительских субсидии на оплату продуктов питания с использованием талонов. В 2007-2008 гг. применяемая на пилотных территориях как проект, с 2009 года зарекомендовавшая себя технология стала применяться на всей территории Волгоградской области. Ее положительные стороны заключаются в участии в процессе оказания услуг нескольких торговых организаций; сам потребитель выбирает конкретного поставщика услуги среди поставщиков, отвечающих определенным требованиям; оплата поставщику осуществляется после оказания услуги, что способствует качественному торговому обслуживанию клиентов. В 2009-2010 г. г. дети составили 70 % от общего числа получателей.

Государство выступает гарантом поддержки семей, пострадавших в результате террористических актов и военных конфликтов. Так, из областного бюджета продолжаются выплачиваться ежемесячные пособия 13 детям, граждан, погибших в террористическом акте в августе 2004 г. на борту самолета ТУ-134, следовавшего рейсом № 1303 «Москва-Волгоград», их размер составляет 1295 руб.; 167 детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - в размере 1174 руб. Из федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством детям различных категорий военнослужащих (по призыву, погибших, умерших, пропавших без вести, ставших инвалидами, ветеранов боевых действий и пр.) в полном объеме и в срок осуществлялись ежемесячные денежные выплаты, компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха.

С целью изменения уровня жизни семей с детьми необходимо проводить планомерную работу по доведению уровня среднедушевых доходов семей как минимум до уровня величины прожиточного минимума, который, в свою очередь, является минимальным потребительским бюджетом низкого стандарта. Эффективность мер государственной поддержки видится в усилении адресности оказания помощи, увеличение ее размеров, искоренении иждивенческих подходов к ее получению, стимуляции собственного потенциала семей.


3.Состояние здоровья детей


Показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 9,8‰ , т.е. на уровне 2009 г., а по сравнению с 2008 г., снизился на 17,7 %. Умерло на первом году жизни 290 детей, что на 61 меньше, чем в 2008 г. (351 – в 2008 г.; 290 - в 2009г.). В сельской местности показатель младенческой смертности составил 10,4 %0 (умерло 89 детей), что на 5,5% меньше, чем в 2009 г. (11‰), но, по-прежнему, выше областного показателя в 2010 г. на 6 %. В городской местности показатель младенческой смертности снизился на 4,4% и составил 9,6 ‰ (умер 201 ребенок).

В 2010 г. неонатальная смертность выросла с 5,3‰ до 5,6‰, на 5,7%. Рост неонатальной смертности произошел за счет роста поздней неонатальной смертности с 1,6‰ до 1,9‰, что составило 18,8%. Ранняя неонатальная смертность осталась на уровне 2009 г. и составила 3,7‰.

Показатель постнеонатальной смертности снизился с 4,5‰ до 4,2‰ ,на 6,7 % по сравнению с прошлым годом.

По возрастной структуре младенческой смертности в городской местности выросли все показатели:

- неонатальная смертность 10,0%,

- поздняя неонатальная смертность на 38,5%,

- перинатальная смертность на 16,2%,

- мертворождаемость повысилась на 32,4%.

В причинной структуре младенческой смертности неуправляемые причины, по-прежнему, занимают первые два места (71,4%). На 3 месте причин смерти – несчастные случаи. Смертность от управляемой патологии снизилась до 0,7 ‰ (на 12,5%).

В городской местности выросла смертность от перинатальных причин, от управляемых причин, от инфекционных заболеваний. Снизилась смертность от несчастных случаев на 28,6% (с 16 до 11 случаев).

В сельской местности снизилась смертность от заболеваний перинатального периода, от заболеваний органов дыхания, смертности от инфекционных заболеваний в 2010 году не было.

Сокращается смертность на дому. В 2010 г. показатель составил 1,0 %0 (10%) , в 2009 г. – 1,1 ‰, в 2008 г. - 1,2 %0 (9,7%). На 1 месте, по–прежнему, остается смертность от несчастных случаев – 14 (в 2009 г. - 15 человек, в 2008 г. – 22). Всего на дому умерло 29 человек (2009 г. - 32 ребенка; 2008 г. – 34).

Благодаря возросшим объёмам и функциям медико–генетической консультации в 2010 г. 29 500 пациентов или 99,8% (в 2009 г. - 29058; в 2008 г. - 29807 человек) на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, галактоземию, муковисцидоз и адрено-генитальный синдром, выявлен 1 больной галактоземией, 5 больных муковисцидозом, 6 больных адреногенитальным синдромом, 11 больных с диагнозом врожденный гипотиреоз, 2 случая фенилкетонурии.

Дети с фенилкетонурией обеспечены белковыми гидролизатами, что позволило предупредить развитие инвалидности у детей. Всем детям, у которых выявлено наследственное заболевание, начато своевременное лечение.

Федеральное финансирование диагностических реагентов и питания составило 6,747 тыс.руб. Из средств областного бюджета приобретено в 2010 г. диагностических реагентов на сумму 1 582 тыс. руб. и лечебное питание на сумму 695 тыс. руб.

Скрининг беременных на врожденные пороки развития плода выявил 240 случаев врожденных пороков развития, прерывание беременности по медицинским показаниям – 95, диагнозы подтверждены при патологоанатомическом исследовании в 100% случаев.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Волгоградской области продолжено проведение аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-года жизни. Впервые проведенный в 2008 г. универсальный аудиологический скрининг 2263 человек позволил диагностировать нарушения слуха у 29 детей. В 2009 году оценка слуха была проведена у 18074 детей, выявлены отклонения у 240 новорожденных. В 2010 году оценка слуха была проведена у 19461 ребенка, выявлены отклонения у 919 новорожденных. В проведении высокотехнологической медицинской помощи в виде кохлеарной имплантации нуждалось 24 ребенка, из них 16 детям проведено оперативное вмешательство в 2010 г.

В современных условиях одним из резервов снижения заболеваемости и смертности детей является сохранение грудного вскармливания младенцев. В Волгоградской области доля детей на грудном вскармливании в 2 раза выше, чем в России.

С 2007 г. исполняется приказ комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «О соблюдении Международного свода правил маркетинга заменителей грудного молока в учреждениях здравоохранения Волгоградской области». В 2008 году в Волгоградской области впервые в России принят закон «О пропаганде и поддержке грудного вскармливания». Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27.02.2010 г. № 254 «Об утверждении Концепции формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей на территории Волгоградской области» является логическим продолжением этой работы. В 27 муниципальных районах и городских округах разработаны межведомственные комплексные планы реализации Концепции. В 2010 гг. проведена Всемирная неделя грудного вскармливания, участницами которой стали 34,6 тыс. женщин фертильного возраста

Заболеваемость детей первого года жизни в 2010 г. снизилась и составила 2513,8 на 1000 детей этого возраста (2532,8-2009 г.; 2739,9-2008 г.). Отмечается снижение заболеваемости по следующим классам: травмы и отравления на 17%, инфекционные заболевания, в т.ч. кишечные, на 3,3%, болезни эндокринной системы, в т.ч. рахит, на 14%, болезни нервной системы, перинатальные состояния на 5,5%, болезни пищеварения на 5,3%.

До 2009 года снижение заболеваемости регистрировалось по следующим классам:

инфекционные заболевания (-21,6%), в том числе кишечные инфекции (-18,3%),

иммунитета (-12,8%), в том числе рахит (-41,3%),

болезни крови (-14,5%), в том числе анемия (-10,4%),

болезни уха (-13,2%), в том числе потеря слуха (-40,0%),

болезни органов дыхания (-6,9%), в том числе ОРВИ (-5,7%), пневмония (-8,5%).

Однако высокая доля больных новорожденных детей, стабильно удерживающаяся на уровне 44 %, не дает возможности прогнозировать стабильное уменьшение данного показателя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

«о положении детей в волгоградской области» iconПлан работы отдела по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, министерства образования и науки Волгоградской области
О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. №1557-од "О наделении органов местного самоуправления отдельными...
«о положении детей в волгоградской области» iconАдминистративныйрегламен т предоставления Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной услуги: «Проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Волгоградской области» Раздел I. Общие положения
«О проведении административной реформы в Волгоградской области в 2006 – 2010 годах», руководствуясь постановлением Главы Администрации...
«о положении детей в волгоградской области» iconЗакон волгоградской области об экологическом образовании в волгоградской области
...
«о положении детей в волгоградской области» iconПостановление от 31 января 2011 г n 22-п о программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда волгоградской области на 2011 год (в ред постановлений Администрации Волгоградской обл от 15.
Российской Федерации, решением комиссии по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области...
«о положении детей в волгоградской области» iconЗакон волгоградской области кодекс волгоградской области
Статья Законодательство Волгоградской области об административной ответственности
«о положении детей в волгоградской области» iconДоклад о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2011 года Характеристика Волгоградской области
Утвержден протоколом №2 заседания антинаркотической комиссии Волгоградской области от 23. 03. 2012 года
«о положении детей в волгоградской области» iconАналитические материалы подготовлены к ежегодному государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации»
Образование, воспитание и развитие детей в сахалинской области
«о положении детей в волгоградской области» iconГлавы Администрации Волгоградской области на 2011 2013 годы
Настоящее Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области подготовлено в соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской...
«о положении детей в волгоградской области» iconПо вопросу «О взаимодействии структурных подразделений Администрации Волгоградской области в части контроля за сохранностью и целевым использованием государственного имущества Волгоградской области»
Администрации Волгоградской области в части контроля за сохранностью и целевым использованием государственного имущества Волгоградской...
«о положении детей в волгоградской области» iconДоклад «О положении детей в Томской области» 2008 год
В докладе освещены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница