Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее комментируемый Закон)




НазваниеТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее комментируемый Закон)
страница1/20
Дата02.09.2012
Размер3.23 Mb.
ТипТехнический регламент
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"





Введение


Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - комментируемый Закон) разработан и принят во исполнение прямого указания в п. 7 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(1), согласно которому технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу названного Закона, т.е. до 1 июля 2010 г. С принятием Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"*(2) пункт 1 ст. 9 данного Закона также дополнен перечнем первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г., в этом перечне указано и на технический регламент о безопасности зданий и сооружений (названные положения Федерального закона "О техническом регулировании" исключены из него с внесением изменений Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ*(3)). Разработка проекта Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривалась также Программой разработки технических регламентов, которая утверждена на основании предписания п. 12 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р*(4) (в последующем в названную Программу вносились изменения).

Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, внесен в Государственную Думу группой ее депутатов. При этом в качестве обоснования необходимости принятия законопроекта указывалось следующее:

действующая нормативная база в области безопасности зданий и сооружений, содержащая обязательные требования, отвечающие целям принятия технического регламента о безопасности зданий и сооружений, состоит в основном из следующих документов: строительные нормы и правила (СНИПы), государственные стандарты РФ в области строительства (ГОСТы), своды правил по проектированию и строительству (СП). Эти документы утверждены ведомственными нормативными актами и в силу ч. 7 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" должны утратить силу в 2010 г. До этого времени обязательные требования в области безопасности зданий и сооружений должны быть закреплены в соответствующем техническом регламенте;

в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О техническом регулировании" в число первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г., входит технический регламент о безопасности зданий и сооружений;

в проекте технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" объектами технического регулирования являются объекты капитального строительства (здания, сооружения) на всех стадиях их жизненного цикла, но не процессы изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, сноса;

законопроект не содержит требований безопасности, отличающихся от предъявляемых в настоящее время в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами к рассматриваемым объектам технического регулирования. Вместе с тем предлагается новая упорядоченная система оценки соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям безопасности;

законопроект направлен на создание условий для обеспечения безопасности зданий и сооружений и тем самым обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей в отношении безопасности зданий и сооружений.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, при разработке проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕС - основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции. Речь идет о Директиве 89/106/ЕС о тождественности законов, правил и административных документов государств-членов ЕС в области строительной продукции, принятой Европейским парламентом 21 декабря 1988 г. В пояснительной записке также отмечалось следующее.

Структура технического регламента соответствует требованиям Федерального закона "О техническом регулировании" и включает в себя три основные части:

требования к безопасности зданий и сооружений;

требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;

формы оценки соответствия.

В проекте технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" объектами технического регулирования являются объекты капитального строительства (здания, сооружения) на всех стадиях их жизненного цикла, но не процессы изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, сноса.

Идентификация объекта технического регулирования проводится по трем признакам:

1) по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т.д.);

2) по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный) - от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ;

3) применительно к формам оценки соответствия, где объекты разделены на три группы: объекты, подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору; объекты, не подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору; объекты индивидуального жилищного строительства.

Формы оценки соответствия подразделяются на две группы: осуществляемые государственными органами власти и осуществляемые негосударственными организациями. К формам оценки соответствия, осуществляемым государственными органами власти, относятся государственная экспертиза, государственный строительный надзор, ввод в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. К формам оценки соответствия, осуществляемым негосударственными организациями, относятся негосударственная экспертиза, строительный контроль, авторский надзор, испытания, эксплуатационный контроль, заключение о соответствии.

Технический регламент устанавливает требования по шести видам безопасности строительной продукции:

1) механическая безопасность;

2) пожарная безопасность;

3) безопасность в сложных природных и техногенных условиях;

4) требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);

5) требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность);

6) требования безопасного воздействия на окружающую среду.

Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом. При этом каждое из этих требований безопасности к продукции более детально сформулировано во втором разделе проекта технического регламента применительно ко всем этапам жизненного цикла строительной продукции. Особенностью строительной продукции является то, что элементы безопасности будущего здания или сооружения закладываются на всех стадиях от инженерных изысканий до вывода из эксплуатации. Поэтому в проекте технического регламента все требования к безопасности зданий и сооружений прописаны применительно к каждому этапу жизненного цикла строительной продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" проект технического регламента прошел публичное обсуждение. Уведомление о начале публичного обсуждения проекта технического регламента было опубликовано 13 декабря 2007 г., а о завершении публичного обсуждения - 6 марта 2008 г. в журнале национального органа по техническому регулированию "Вестник технического регулирования". За это время было получено более 1500 замечаний и предложений от более чем 100 юридических и физических лиц.

Проект технического регламента прошел обсуждение на общественных площадках: дважды - в Межотраслевом совете комитета по техническому регулированию РСПП; в комитете по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ; в Экспертном совете по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям; в Экспертной комиссии по техническому регулированию при федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромторг России). По результатам обсуждения в указанных организациях были получены положительные заключения по проекту технического регламента.




Глава 1. Общие положения




Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

Комментируемая статья определяет цели, в которых принят комментируемый Закон, т.е. обозначены те жизненно важные интересы личности, общества и государства, на обеспечение защищенности которых направлены требования этого Закона. Данная статья почти в точности воспроизводит положения п. 1 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которым (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 189-ФЗ*(5)) технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности.

Комментируемая статья также учитывает п. 2 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании", устанавливающую, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в п. 1 ст. 6 названного Закона. В этой связи следует отметить, что согласно п. 1 ст. 7 данного Закона (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ) технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

промышленную безопасность;

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6 названного Закона.

Соответствующие этому перечню требования видов безопасности к зданиям и сооружениям (в т.ч. к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), определены в ч. 6 ст. 3 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

"Безопасность" в Федеральном законе "О техническом регулировании" - это юридико-техническое сокращение понятия "безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации", определенного в ст. 2 названного Закона (там же и введено указанное сокращение) как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.




Статья 2. Основные понятия

1. В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Комментируемую статью открывает часть 1, определяющая, что для целей комментируемого Закона используются основные понятия, установленные законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о градостроительной деятельности и законодательством РФ о пожарной безопасности. В отношении таких основных понятий необходимо отметить следующее.

Основные понятия, установленные законодательством РФ о техническом регулировании.

Для целей Федерального закона "О техническом регулировании" согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ) используются следующие основные понятия:

аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в т.ч. с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений
Федеральный закон от 30. 12. 2009 n 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (за исключением статьи 43)*(1)....
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconЗакон от 30. 12. 2009 n 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Федеральный закон от 30. 12. 2009 n 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconВведение основополагающие документы для настоящего стандарта: Федеральный
Федеральный закон от 23 декабря 2009г. №384-фз «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconПриложение а (справочное) Нормативные документы Федеральный
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconЗакон кыргызской республики технический
Безопасность зданий и сооружений (далее Технический регламент) принимается в целях защиты жизни и здоровья людей, растительного и...
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconВносится Правительством Российской Федерации Проект федеральный закон технический регламент
Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к магистральному трубопроводу на всех этапах...
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconЗаключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"»
Й в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части совершенствования правового регулирования...
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconПриказ от 01 Июня 2010 г. №2079 Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384 фз
В целях обеспечения выполнения положений пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании"...
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconРоссийская федерация федеральный закон технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом...
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" Введение Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-фз \"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений\" (далее комментируемый Закон) iconРоссийская федерация федеральный закон технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница