Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года




Скачать 450.83 Kb.
НазваниеРастим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года
страница1/4
Дата17.10.2012
Размер450.83 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



/home/server1/lib.znate.ru/pars_docs/refs/120/119549/119549.doc

В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями


Выпуск 7

Растим самых маленьких


В выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года


Введение


Девять месяцев в ожидании малыша. Такое счастливое, но и полное забот время. Будущая мама готовится, любовно выбирает вещи будущему человечку, читает специальную литературу, размышляет... Многие вопросы требуют ответа: где будет спать малыш? какую одежду носить? как питаться? Выслушано множество подруг советов, выбрано (а иногда и куплено) приданое — казалось бы, все готово. Приходи скорее в этот мир, Малыш! Настает долгожданный день рождения младенца, появилось на свет маленькое существо, родители получают бесконечные поздравления, пожелания здоровья, терпения.

И вот, едва научившись обращаться с новорожденным кормить, мама и малыш приезжают домой, где их ждут цветы, подарки, улыбки и ... целый ворох возникающих вопросов. Оказывается все, что казалось таким разумным на страницах книг и в советах опытных подруг, неприменимо на практике! Молодым родителям приходится самостоятельно справляться с малышом, приобретать собственный опыт, так как все дети разные. Молодая мама впадает в панику, потому что ее малыш не соблюдает установленного режима кормления и поведения, ведет себя не так как написано в трактатах по уходу и воспитании младенцев.

Не волнуйтесь, дорогие молодые мамы! Ваше состояние — неприятное, но кратковременное. Забота и ласковое отношение ближних излечат вас от чрезмерного волнения и напрасного беспокойства за своего малютку.

Предлагаемое пособие «Расти самых маленьких» поможет ответить на наиболее волнующие вас вопросы по уходу и воспитанию ребенка младенческого возраста. Тем более, что в число составителей этого издания входят молодые мамы, имеющие на момент подготовки материала в печать маленьких детей 8–10-месячного возраста.

Форма пособия — краткие тематические буклеты, которыми можно пользоваться как «шпаргалками», неоднократно обращаясь к написанному, уточнять, сравнивать с собственным опытом, с чем-то не соглашаться, что-то брать на заметку.

Выпуск 7 продолжает серию пособий «В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями», подготовленных в рамках реализации программы «Московская семья — компетентные родители».

Вышли с свет и пользуются популярностью уже шесть тематических выпусков: «Беседы психолога о возрастных особенностях детей», «Здоровье и физическое развитие ребенка», «Взаимодействие с ребенком в семье», «Подготовка ребенка к школе», «Особый ребенок — особое отношение», «Играя — обучаюсь, развиваюсь».

Эти пособия оказывают необходимую психолого-педагогическую помощь не только педагогам и воспитателям ДОУ, но и каждой семье, воспитывающей ребенка, а также гувернерам и няням дошкольников, не посещающих детские сады.

В выпуске 7 «Растим самых маленьких» вы найдете подсказки по воспитанию малышей от рождения до 1 года.

Материал пособия структурирован по следующим темам:

1. Как организовать режим дня маленького ребенка.

2. Грудное вскармливание.

3. О расширении рациона питания малыша.

4. О профилактике аллергических реакций.

5. Купание и гигиенические процедуры.

6. О закаливании самых маленьких.

7. Одежда для маленького ребенка.

8. Как организовать здоровый сон малыша.

9. Давать ли ребенку пустышку.

10. Как защитить малыша от микробов.

11. Тактильный контакт при общении с малышом.

12. О пользе выкладывания малыша на животе.

13. Как стимулировать речевое развитие ребенка.

14. Как формируется умение произносить слова.

15. О развитии мальчиков и девочек первого года жизни.

16. О кризисе первого года жизни.

17. Игрушки для самых маленьких.

18. Музыка в развитии ребенка.

Надеемся, что в этом выпуске вы найдете немало полезной информации о воспитании вашего маленького ребенка. Однако не огорчайтесь, если ваш малыш не всегда соответствует предлагаемым ориентирам и требованиям и т.д. Ведь он, хотя и маленький, но уже особенный, неповторимый человек. Руководствуясь нашими советами, прислушивайтесь к своему сердцу и родительской интуиции — только они подскажут, что подходит для вашего малыша.

Желаем вам удачи и терпения!


Составители: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор пособий по проблемам дошкольного образования;

Анастасия Жемчугова, Ольга Щапова — молодые мамы.

Авторы-составители выражают благодарность за помощь в подготовке педагогам ДОУ № 2380 «Жемчужинка, № 1556, № 80 — победителям московского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «Малыши столицы.


1. Как организовать режим дня маленького ребенка


Режим дня очень важен для ребенка, однако на первом году жизни распорядок дня полностью подчиняется питанию крохи. Сегодня большинство врачей рекомендует (и подавляющее большинство мам с ними соглашаются) так называемое кормление по требованию.

 Внимательно наблюдайте за младенцем и предлагайте ему грудь (или бутылочку со смесью), если заметите признаки беспокойства.

В первый месяц трудно установить точные часы кормления, сна и бодрствования. Однако ко второму месяцу многие малыши начинают проявлять требовательность к кормлению через определенный временной интервал и засыпать приблизительно в одно и то же время. Таким образом кроха сам задает режим дня и маме остается лишь корректировать его.

 Намечайте прогулки с малышом на улице (или на балконе) во время самого продолжительность сна; постепенно, удлиняйте интервалы между кормлением и периодом бодрствования с учетом особенностей вашего ребенка.

 Постарайтесь записывать время пробуждения, засыпания и время бодрствования ребенка, чтобы проследить закономерность этих моментов в течение дня.

 Старайтесь строго соблюдать ключевые режимные моменты в жизни младенца: совершать прогулки в одно и то же время, ежедневно купайте малыша перед ночным сном, последовательно выполняя следующие действия: раздевание ребенка; проведение воздушных ванн, массаж и гимнастику, купание, гигиенические процедуры, переодевание, кормление, сон.

Если малыш излишне возбуждается от водных процедур, то купание следует перенести на утренние или дневные часы. При этом интервал между прогулкой и купанием должен быть не меньше часа.

Помните: режим меняется по мере взросления малыша и зависит состояние его здоровья, индивидуальных особенностей.

 Не спишите переводить ребенка на другой режим, так как это может ухудшить его самочувствие из-за невысыпания, отрицательно сказаться на на его нервную систему. Если малыш продолжает активно бодрствовать к моменту укладывания, долго не засыпает, просыпает время кормления, значит, следует поэкспериментировать с режимом.

Бодрствование маленького длится от 20–25 мин в первый месяц жизни до 2,5–3 ч к концу года. Однако в этот короткий период бодрствования в начале первого месяца, родители должны решать множество важных для развития ребенка задач.

  • Проснувшегося малыша переоденьте (если это необходимо) и сразу же выложите на животик. Это очень важно, так как в такой позе тренируются детские мышцы, а также улучшается работа желудка.

  • Отметив усталость малыша, приступайте к кормлению. После его окончания подержите младенца вертикально (головкой на плече взрослого) и похлопайте его по спинке, чтобы вышел воздух, которого он наглотался при кормлении; осторожно переложите его в кроватку (чтобы не срыгнул).

После кормления наступает время бодрствования малыша.

Чем старше становится малыш, тем длительнее период его бодрствования, сложнее организация детской деятельности, включающей самостоятельное бодрствование, затем проявление активности с включением воздействий взрослого и перед сном — опять самостоятельное бодрствование.

  • Включайтесь в процесс активного бодрствования крохи, наклоняясь к нему, ласково разговаривайте с ним, пойте, меняйте ему позу, место бодрствования (переносите на широкий диван), обогащайте новыми впечатлениями, перенося малыша в другую комнату.

  • Как только малыш начинает ползать, переносите место его бодрствования на пол, предварительно позаботясь об отсутствии сквозняков, теплом ковровом покрытии, достаточном месте для его движений; организуйте игровое пространство, разложив игрушки по всей площади, где он будет учиться вставать, ходить.

  • Контролируйте самостоятельную деятельность ребенка, но без жесткого ограничения его действие, время от времени, проверяя, чем он занят, почему затих.

  • Обеспечьте относительную тишину в детской комнате, чтобы ребенок учился слышать обращенную к нему речь взрослого, а также самого себя.

  • Вступайте с малышом в эмоциональное общение, учите его подражать действию взрослого, что очень важно для детского развития; хвалите за результаты самостоятельных действий. Ваша положительная оценка способствует осознанию своей значимости и собственного «Я».

  • При организации режима дня маленького ребенка не стремитесь к созданию жестких рамок кормления, сна и бодрствования, прогулок, купания; при общей схеме режимных моментов вполне допустимы отклонения в полчаса — час.

Соблюдение режимных моментов не должно нарушать эмоционального благополучия ребенка.


 Старайтесь предупредить капризы малыша:

  • проводите перед ночным сном только спокойные игры: почитайте книжку, рассмотрите картинки, послушайте музыку;

  • придерживайтесь постоянного вечернего ритуала: спокойные игры, затем чтение книжки, воздушные ванны, купание, кормление, сон; регулярная последовательность будет настраиваться ребенка на спокойное засыпание;

  • сопровождайте общение с малышом чтением стихов или исполнением веселых песенок; собираясь на прогулку, за едой рассказывайте потешки. Малыш перестает капризничать, едва услышав знакомые слова.

2. Грудное вскармливание ребенка


О важности грудного вскармливания написано тысячи статей многими специалистами, с молоком матери в организм ребенка поступают все необходимые ему питательные вещества, причем в каждом случае индивидуальные.

Мы рассмотрим практические вопросы грудного кормления ребенка.

Следует отметить, что природа позаботилась о том, чтобы приспособить организм матери к вскармливанию ребенка грудью.

  • Помните: для налаживания лактации очень важно первое прикладывание младенца к груди. Желательно, чтобы это произошло сразу после родов (оперативных или естественных).

  • Движение губ малыша у материнской груди, помимо сильнейшего психоэмоционального эффекта, поможет организму матери запустить механизм выработки сначала молозива, а затем и молока. Малыш вместе с первыми каплями молозива получит биологически активные вещества, которые помогут ему правильно сформировать микрофлору кишечника.

  • Не волнуйтесь о том, хватает ли малышу пищи в первые дни жизни. Молозиво намного богаче питательными веществами, нежели молока, и ребенок получит необходимое если не за счет количества, то за счет качества. Организм матери будет вырабатывать столько молока, сколько крохе необходимо.

  • Избегайте по возможности слишком раннего докармливания младенца из бутылочки, хотя небольшое количество «докорма» не сможет сильно повредить малышу.

Старайтесь соблюдать правила кормления малютки, следите за тем, чтобы при сосании ребенок заглатывал сосок материнской груди вместе с ареолой. Правильный захват груди поможет избежать маме трещин на сосках и других повреждений.

  • Не освобождайте резко грудь, осторожно дотрагиваясь кончиками пальцев до уголков губ малыша, помогите ему самостоятельно отпустить сосок, затем повторите попытку.

  • Обязательно ухаживайте за грудью, соблюдайте необходимые гигиенические процедуры.

  • Дабы предотвратить застоя молока, сделайте перед кормлением легкий массаж груди круговыми движениями с легкими нажимами обеими руками (одна — сверху, вторая низу) от центра грудной клетки к периферии.

  • Осторожно подходите к сцеживанию грудного молока, так как врачи придерживаются в отношении к этому процессу полярно различных точек зрения.

На наш взгляд, сцеживание оправдано в тех случаях, когда маме нужно уйти и оставить малыша. При этом необходимо сцеживать молоко строго после кормления и в стерильную емкость. Использованию молокоотсосом следует подходить строго индивидуально только методом проб.

  • Сцеженное молоко храните строго в холодильнике не больше суток. Перед тем как дать его малышу, бутылочку встряхните и подогрейте до температуры тела; используйте пакеты для заморозки молока в которых оно не теряет полезных свойств в течение 6 месяцев.

  • Установите длительность кормления, необходимую для насыщения вашего малыша, внимательно наблюдайте за ео реакциями, не торопите кроху в первый месяц жизни, научитесь понимать его сигналы.

Оптимальное время для насыщения младенца — 20 мин, но следует учитывать, что у материнской груди малыш чувствует себя защищенным, ему комфортно и он хочет подольше оставаться рядом с мамой, не желает оторваться от ее груди, капризничает, когда кормление надо заканчивать.

  • Не поощряйте чрезмерное привыкание малыша к материнской груди, воспитывайте в нем уверенность, что мама всегда рядом, постепенно развивайте в нем навык самостоятельного существования.

  • Выберите удобную позу для грудного кормления. Голова малыша, если он н руках у мамы, должна располагаться немного выше тела. Обычно, насытившись ребенок засыпает.

При кормлении ребенка грудью следует руководствоваться следующими правилами:

  • За одно кормление давайте ребенку одну грудь. Молоко неоднородно — сначала ребенок высасывает более жидкий слой — «питье», а затем более питательный — «еду».

  • Не торопитесь с введением прикорма, так как с грудным молоком ребенок получает все необходимые ему питательные вещества, и нет необходимости дополнительно давать ему соки, пюре, каши как минимум до 4–6 месяцев. Такое решение должен принимать только педиатр

  • Каждая мама сама решает, когда заканчивать грудное вскармливание, однако считается, что наиболее полезно грудное молоко до 6 месяцев.

  • При грудном вскармливании не следует дополнительно поить ребенка водой. Это целесообразно только при высокой температуре у ребенка или при очень жаркой погоде, так как в этих случаях организм теряет много влаги и ее необходимо восполнять.

  • Не продолжайте кормление грудью, если вы простудились так как с грудным молоком ребенок получает необходимые для защиты антитела. Мама должна тщательно мыть руки и надевать маску. При более серьезном заболевании (например, при ангине) следует проконсультироваться с педиатром.

Кормящая мама должна строго следить за своим питанием!

3. О расширении рациона питания малыша


Молочное питание оптимально обеспечивает потребности ребенка в первые 4–5 месяцев жизни. Однако в дальнейшем растут потребности малыша в пищевых веществах, которые он не может получить при исключительно грудном вскармливании. Возникает необходимость в расширении рациона питания для обеспечения нормальных темпов роста и развития ребенка.

  • Начиная с возраста более 5–6 месяцев вводите в рацион питания ребенка новые группы продуктов (фрукты, овощи, злаки, мясо и др.), чтобы он получил растительные белки, растительные и животные жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна. Введение новых видов пищи необходимо также для развития и тренировки пищеварительной системы ребенка.

  • При проявлении ребенком признаков недостаточной удовлетворенности грудным молоком организуйте переходное питание малыша с включением пищи животного и растительного происхождения, которое будет постепенно вытеснять молочное питание.

Это весьма ответственный период в жизни малыша, который свидетельствует о достижении определенной степени биологической зрелости. У малыша появляются признаки неудовлетворенности ребенка исключительно грудным вскармливанием, готовности к новому рациону питания.

Специалисты выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению прикармливания:

  • Достижение возраст более 5–6 месяцев.

  • Угасание рефлекса «выталкивания» пищи языком и формирование скоординированного рефлекса продвижения пищевого комочка и его проглатывания.

  • Развитие способности жевательных движений при попадании в рот ложки, соски или других предметов.

  • Прорезывание зубов.

  • Созревание функций желудочно-кишечного тракта для усвоения небольшого количества густого продукта без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот прикорм.

Кроме этого важно, чтобы ребенок эмоционально выражал свое отношение к процедуре кормления: голодный — тянулся к ложке с едой, при насыщении — отказывался от дальнейшего кормления. Желательно, чтобы малыш ко времени введения прикармливания приобрел способность сидеть с помощью поддержки взрослого.

  • На четвертом месяце жизни ребенка начинайте вводить в его рациона питания соки.

  • Не допускайте более раннего введения «обучающего» в детский рацион питания продукта прикармливания. Это может вызвать может аллергические реакции и нарушения со стороны пищеварительной системы.

  • Начните с введения в детское питание яблочного сока из таких сортов яблок, как антоновка, семеренко.

  • После привыкания ребенка к этому соку пополните рацион его питания другими многокомпонентными соками и фруктовыми пюре, а с возраста 5 месяцев вводите поликомпонентные соки и фруктовые пюре. Максимальная суточная норма сока должна увеличиваться в зависимости от возраста малыша и определяться по формуле: 10 млn, где n — число месяцев.

  • Назначайте ребенку основное прикармливание после его привыкания к «обучающему» прикорму.

Основной прикорм — это энергоемкие блюда, заменяющие постепенно в питании ребенка одно, а затем несколько молочных кормлений.

  • В качестве первого основного прикармливания давайте малышу овощное пюре. При низкой массе тела, склонности ребенка к срыгиваниям и т.д. целесообразно первоначально ввести гречневую, рисовую кашу, а затем уже овощное пюре.

Обогащение рациона ребенка первого года жизни продуктами растительного и животного происхождения будет способствовать его сбалансированному и рациональному питанию, общему физическому и психическому развитию.

  1   2   3   4

Похожие:

Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconОбщебразовательная программа
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года)
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года icon«здоровый малыш» все о здоровье ребенка от рождения и до младшей школы специальный выпуск
Журнал «Растим ребенка» специализированное полноцветное глянцевое издание, посвященное вопросам ухода, здоровья, развития, воспитания...
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconСамостоятельная работа студентов 21 и 22 гр. Теоретические основы развития и воспитания ребёнка раннего возраста
По изучению этой темы вы должны знать особенности систем организма ребёнка и их функций; особенности высшей нервной деятельности
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconПоложение о районном конкурсе
Районный конкурс «Презентация развивающей среды в группах раннего возраста» (далее Конкурс) призван рассмотреть организацию пространства...
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconВнутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом дауна
Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики»
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconТема: «Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №13»
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconПервая республиканская конференция, где были затронуты основные вопросы, связанные с развитием электронного документооборота, была проведена в мае 2007 года.
Второй республиканской конференции «Межведомственное информационное взаимодействие: стратегия, проблемы и пути их решения»
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconД. Б. Эльконин Избранные психологические труды
Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconРука – речь – мышление
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,...
Растим самых маленьких в выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года iconЛитература по мелкой моторике
Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница