Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным




НазваниеРуководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным
страница1/10
Дата17.10.2012
Размер1.18 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЧАСТНОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ


Учебное пособие


Владивосток, 2004 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЧАСТНОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ


Учебное пособие

«Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специальностей 040100 «Лечебное дело», 040200 «Педиатрия», 040300 «Медико-профилактическое дело»,

040400 «Стоматология» медицинских вузов ДВ региона


Владивосток, 2004 г.


УДК 616-092 (075)

ББК 52.5

Р - 851


Авторы: Маркелова Е.В. – д.м.н., профессор; Шаронов А.С. – д.м.н., профессор, Красников В.Е. – к.м.н., доцент; Ишпахтин Г.Ю. – к.м.н., доцент; Костюшко А.В. – к.м.н., ассистент; Мисюра О.А. – к.м.н., ассистент; Чагина Е.А. – ассистент, Дурнева М.А. – ассистент, Турмова Е.П. – ассистент.

/ Под редакцией Маркеловой Е.В. – д.м.н., профессора; Красникова В.Е. – к.м.н., доцента.


Рецензенты:

Иванов Е.М., д.м.н., профессор, директор НИИ Медицинской климатологии и восстановительного лечения РАМН.

Лапардин М.П., д.м.н. профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Военного института ДВГУ.


Учебное пособие подготовлено согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 040100 (лечебное дело), 040200 (педиатрия), 040300 (медико-профилактическое дело), 040400 (стоматология) и на основании типовой программы по патофизиологии.

В нем представлены содержание и объем знаний, необходимые современному специалисту для успешного усвоения вопросов частной патофизиологии – типовых форм патологии органов и физиологических систем организма.

Пособие предназначено для студентов третьего курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и 2 курса стоматологического факультета медицинских ВУЗов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. П/ф свертывающей и антисвертывающей системы крови (САССК).

2. П/ф объема циркулирующей крови и ее физико-химических свойств.

3. П/ф системы крови: анемии

4. П/ф лейкоцитозов, лейкопений.

5. П/ф лейкозов.

6. П/ф сердечной недостаточности.

7. П/Ф нарушения ритма и коронарного кровообращения сердца.

8. П/ф сосудистой формы недостаточности кровообращения. Гипо- и гипертензии.

9. П/ф недостаточности внешнего дыхания.

10. П/ф острой и хронической недостаточности внешнего дыхания.

11. П/ф ЖКТ.

12. П/ф печени.

13. П/ф почек.

14. П/ф эндокринной системы

15. П/ф нервной системы.

16. Первичные и вторичные иммунодефициты.

17. Аллергические и аутоиммунные заболевания.


ВВЕДЕНИЕ


В связи с утверждением новой программы, появлением современных учебников и руководств по нашей дисциплине (Адо А.Д., Адо М.А., Пыцкий В.Н. и др., 2000; Михайлов В.В., 2001; Литвицкий П.Ф., 2002 и др.) возникла необходимость в создании настоящего учебного пособия, которое бы способствовало обучению будущих специалистов современным знаниям патофизиологической науки.

Учебное пособие представляет собой содержание и необходимый объем знаний по изучению учебных тем частной патофизиологии (типовых форм патологии органов и физиологических систем). Структура тематических занятий предусматривает учебное задание (содержание и объем) как внеаудиторной (самостоятельной), так и аудиторной работы студентов.

Приступая к внеаудиторному изучению той или иной темы занятия необходимо руководствоваться следующим:

  1. Изучение учебного материала следует начинать с уяснения актуальности и цели занятий. В которых отражены направленность его, элементы профилизации (п/ф, мпф, ст/ф).

  2. Для успешного усвоения учебного материала необходимо первоначально восстановить исходные знания (истоки), которые Вы получили на предыдущих кафедрах I-II курсов: анатомии, биологии, биохимии, гистологии, физиологии и др., и содержание учебного материала уже изученного на нашей кафедре, а также на кафедре фармакологии, пат. анатомии и др.(см. раздел «Студент должен знать», вопросы под римской цифрой I).

  3. Содержание и объем изучаемой темы представлен в разделе «Студент должен знать» под римской цифрой II в виде таблицы: п.2. содержание – (вопросы для самоподготовки) и п.3. – объем (целевая установка ответа на вопрос). Целевая установка ответа на вопрос – это своеобразный план ответа, руководствуясь которым, Вы имеете возможность отобрать нужный объем знаний по изучаемому вопросу.

Содержание и объем аудиторной работы студентов представлены в хронокарте занятия. Для контроля знаний на кафедре широко используется решение ситуационных задач, примеры которых (с эталонами ответов) приведены в конце каждой изучаемой темы.


Тема занятия: № 1 «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СВЕРТЫВАЮЩЕЙ И АНТИСВЕРТЫВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КРОВИ (САССК)».

Нарушение физиологического равновесия свертывающей и антисвертывающей системы крови (САССК) является ведущим механизмом возникновения гемокоагуляционных синдромов и заболеваний. Они могут быть следствием как генетических дефектов, так и приобретенных заболеваний. Учитывая большую распространенность нарушений САССК, их изучение является необходимым для врачей всех специальностей.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить этиологию, патогенез, клинические проявления различных видов патологии САССК. Уметь дифференцировать основные виды нарушений САССК. Овладеть основными диагностическими тестами для оценки состояния свертывающей системы крови. Знать особенности данной патологии у детей (п/ф), значение факторов внешней среды в развитии патологии свертывающей системы крови (мпф), проявление нарушений САССК в челюстно-ротовой полости (ст/ф). Знать принципы коррекции патологии гемостаза.


ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Студент должен знать:

  1. Вопросы для повторения (истоки знаний).

1. Плазменные и тромбоцитарные факторы свертывания крови.

2. Клеточную структуру, функции тромбоцитов. Особенности адгезивно-агрегационной функции тромбоцитов.

3. Механизмы трансформации протромбина в тромбин, фибриногена в фибрин.

4. Физиологические антикоогулянты.

5. Функциональные характеристики свертывающей и противосвертывающей систем.

6. Показатели коагулограммы здорового человека. Ее особенности у разных возрастных групп.

7. Механизмы нейро-гуморальной регуляции гемостаза.


  1. Объем учебного материала по изучаемой теме:

№ п/п

Вопросы для самоподготовки

Целевая установка ответа на вопрос

1.

Нарушение механизмов регуляции свертывающей системы крови. Роль свертывающей и антисвертывающей системы.

Дать определение понятия гемостаз, охарактеризовать 3 основных компонента (сосудистый, тромбоцитарный, плазменные ферментные системы – свертывающая, фибринолитическая, калликреин-кининовая). Раскрыть роль генетических факторов и факторов внешней среды вызывающих нарушения свертывающей и антисвертывающей систем крови

2.

Тромбоцитопении: определение, классификация, патогенез.

Знать наследственные и приобретенные формы тромбоцитопений. Охарактеризовать основные механизмы развития тромбоцитопений (подавление тромбоцитарного ростка гемопоэза, повышенное разрушение тромбоцитов, повышенное «потребление» тромбоцитов повышенное депонирование тромбоцитов в селезенке). Объяснить особенности иммунных и неиммунных тромбоцитопений. Выяснить роль факторов внешней среды и внутренней среды, провоцирующих развитие аутоиммунных тромбоцитопений. Изменения в системе гемостаза (снижение концентрации и/или активности тромбоцитарных факторов свертывания, увеличение длительности кровотечения, снижение степени ретракции сгустка). Диагностика данной патологии. Принципы патогенетической терапии.

3.


1

Тромбоцитопатии: виды, этиология, патогенез.

2

Охарактеризовать причины и механизмы развития первичных (врожденных) тромбоцитопатий (генетические дефекты мембранных гликопротеинов (тромбостения Глянцмана), врожденные аномалии

3







белков плазмы (болезнь Виллебранда), недостаточность гранул и процессов их высвобождения). Объяснить причины и механизмы развития вторичных (приобретенных) томбоцитопатий (нарушение синтеза и накопления в гранулах тромбоцитов БАВ, расстройства процессов дегрануляции и высвобождения тромбоцитарных факторов, нарушение структуры и свойств мембран тромбоцитов). Знать диагностику тромбоцитопатий, основные лабораторные показатели этих заболеваний. Перечислить отличия тромбоцитопатий от тромбоцитопений.

4.

Коагулопатии: виды, этиология, патогенез.

Охарактеризовать виды коагулопатий: гиперкоагуляция, гипокоагуляция, коагулопатия потребления. Перечислить причины и основные механизмы гиперкоагуляции и тромботического синдрома (чрезмерная активация прокоагулянтов и проагрегантов при гиперлипидемии, травмах, ожогах и д.т.; увеличение концентрации прокоагулянтов при гиперкатехоламинемии, гиперкортицизме, атеросклерозе, септицемии; снижение содержания и/или активности антикоагулянтов и антиагрегантов при дефиците антитромбина, протеинов С и S; уменьшении уровня и /или снижении активности фибринолитиков). Перечислить причины гипокоагуляции и их проявлений. Геморрагические заболевания и геморрагический синдром (дефекты сосудистой стенки, недостаток факторов свертывающей системы, избыток факторов и/или эффектов антикоагулянтов и фибринолитиков). Охарактеризовать основные механизмы гипокоагуляциии и геморрагического синдрома.

1

2

3

5.

Вазопатии: виды, этиология, патогенез.

Раскрыть роль иммунокомплексных, инфекционно-токсических факторов, отравлений, аллергии, гиповитаминоза С и Р.

6.

Синдром диссемированного внутрисо-

судистого свертывания (ДВС). Этиология, патогенез, проявления.

Знать причины ДВС синдрома (повреждение тканей с высвобождением факторов, активирующих внешний механизм свертывания; повреждение эндотелия сосудов, в результате чего запускается внутренний механизм свертывания; инфекции с развитием сепсис-синдрома). Объяснить, что пусковым механизмом развития ДВС-синдрома является массивное повреждение клеток. Охарактеризовать стадии ДВС-синдрома (гиперкоагуляция, коагулопатия потребления, гипокоагуляции или патологического фибринолиза и восстановительная), основные механизмы их развития и последствия. Перечислить клинические проявления разных стадий ДВС. Охарактеризовать принципы патогенетической терапии.



Студент должен уметь: Дифференцировать основные формы нарушений гемостаза.

Студент должен иметь представления: О механизмах формирования заболеваний, связанных с нарушением функции свертывающей системы крови.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – М.: ГОЭТАР-МЕД., 2002. – т.2. – с. 56-80.

2. Адо А.Д. – Патологическая физиология. – М.: Триада, 2000 – с. 486-502

3. Лекционный материал

Дополнительная:

1. Адо А.Д., Новицкий В.В. – Патологическая физиология. Томск.: Изд-во Томского Университета, 1994. с.288-292.

2. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПБ.: Бином., 2000. – с.161-281.

3. Зайко Н.А. с соавт. Патофизиология. Киев.: Логос, 1996. с. 389-393.

4. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов. – СПБ.: ЭЛБИ – СПБ., 2002. с. 398-456.


АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

1.

Введение

5 мин

2.

Программированный контроль знаний II уровня

15 мин

3.

Определение цели и методики выполнения самостоятельной работы

10 мин

4.

Разбор основных теоретических вопросов

20 мин

5.

Самостоятельное выполнение эксперимента и решение ситуационных задач

25 мин

6.

Итоговый контроль знаний, умений

а) обсуждение полученных результатов

б) обсуждение ситуационных задач

10 мин

7.

Заключение

5 мин


Пример ситуационной задачи предлагаемой студентам для проведения итогового контроля знаний и умений.

ЗАДАЧА. Пациент А. был доставлен в хирургическую клинику в реанимационное отделение с места автокатастрофы с множественными повреждениями грудной клетки, живота, ног и потерей большого количества крови. Пациенту перелито 1200 мл донорской крови (срок хранения от 2 до 17 дней) и 2000 мл кровезаменителей. Состояние пациента тяжелое, тахикардия, артериальная гипотензия, одышка, суточный диурез значительно меньше нормы; возникло кровотечение из мелких сосудов поврежденных тканей. Данные лабораторных исследований свидетельствуют о понижении свертываемости крови, гипопротромбинемии, гипофибриногенемии и тромбоцитопении. Смерть наступила от прогрессирующей почечной и сердечно-сосудистой недостаточности. На вскрытии обнаружены признаки множественного тромбоза мелких сосудов внутренних органов.

Какой патологический процесс развился у пациента? Назовите причину. Охарактеризуйте патогенез.

ЭТАЛОН ОТВЕТА. У пациента развился ДВС-синдром, который вызван массивным повреждением тканей и переливанием большого количества крови (гемолиз), что привело к образованию большого количества активного тромбопластина в циркулирующей крови. Патогенез ДВС-синдрома: гиперкоагуляция белков, гиперагрегация тромбоцитов и других форменных элементов крови – коагулопатия потребления и как следствие – понижение свертывания белков крови, гипопротромбинемия, гипофибриногенемия и тромбоцитопения.


Тема занятия: № 2 « ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБЪЕМА ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ И ЕЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ».

Кровь являясь внутренней средой организма, обеспечивает его жизнедеятельность. Для этого необходимо постоянство объема циркулирующей крови (ОЦК) как клеточного, так и плазмы; немаловажное значение так же имеют и физико-химические свойства крови (изменения онкотического и осмотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, осмотической резистентности эритроцитов). Одной из причин уменьшения ОЦК является острая кровопотеря, которая существенно нарушает жизнедеятельность организма, вплоть до гибели. Определение патофизиологических изменений в организме при кровопотере имеет прямое отношение к объективной оценке состояния больного и определению объема неотложной помощи.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Знать этиологию и патогенез различных форм нарушений ОЦК. Изучить стадии развития острой кровопотери, знать динамику изменения периферической крови. Знать особенности этиологии развития острой кровопотери у детей(п/ф). Изучить особенности этиологии и патогенеза острой кровопотери при патологии зубочелюстной системы(ст/ф).Знать роль профессионального травматизма в развитии острых кровопотерь (мпф). Знать причины и механизмы развития изменений физико-химических свойств крови.


ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


Студент должен знать:

  1. Вопросы для повторения ( истоки знаний ).

1.Количество, состав крови. Показатель гематокрита.

2.Типы кроветворения и регуляция системы красной крови (эритрон).

3.Физико-химические свойства крови.

4.Нормативные показатели красной крови. Особенности детского возраста (п/ф).


  1. Объем учебного материала по изучаемой теме:






п/п

Вопросы для самоподготовки

Целевая установка ответа на вопрос

1.

ОЦК, его изменения, виды.



Охарактеризовать понятие – объем циркулирующей крови, гематокрит. Отразить роль механизмов поддержания ОЦК (клеточной и жидкой части) и их значение в возникновении различных видов нарушений объема циркулирующей крови – значение антидиуретической и антинатрийуремической систем, эритропоэза.

2.

Типовые формы нарушения ОЦК: опреде-

ление, этиология, патогенез, проявления. Последствия.

Дать определение понятия – нормоволемия. Охарактеризовать виды нормоволемии: олигоцитемическая, полицитемическая. Привести примеры. Раскрыть основные причины развития и проявления олигоцитемической и полицитемической нормоволемии. Дать определение понятия – гиповолемии. Охарактеризовать виды

гиповолемии: нормоцитемическая ( простая), олигоцитемическая, полицитемическая; привести прмеры. Раскрыть основные причины

развития и проявления нормоцитемической, олигоцитемической и

полицитемической гиповолемии.

Дать определение понятия – гиперволемии. Охарактеризовать виды гиперволемии: нормоцитемическая, олигоцитемическая, полицитемическая; привести примеры. Раскрыть основные причины и проявления нормоцитемической, олигоцитемической и полицитемической гиперволемии.

3


1

Острая кровопотеря: определение, причины, патогенез. Принципы коррекции. Особенности течения у детей (п/ф).


2

Причины и условия влияющие на течение и исход кровопотери. Роль профессионального травматизма (мпф). Раскрыть основные

звенья патогенеза постгеморрагических состояний. Охарактеризовать особенности острой кровопотери у детей(п/ф). Знать особенности и патогенеза острых кровопотерь в патологии зубочелюстной системы(ст/ф).

3







Охарактеризовать основные принципы лечения (этиотропный, патогенетический, симптоматический).

4.

Адаптивные механизмы компенсации кровопотери. Стадии развития процессов компенсации. Особенности адаптации у детей(п/ф).

Объяснить основные адаптивные механизмы срочной и долговременной компенсации организма ( активация свертывающей системы и тромбообразования, реакция сердечно-сосудистой системы, реакция белковой компенсации, активация временной и долговременной адаптации к гипоксии).

Охарактеризовать стадии развития процессов компенсации: сердечно-сосудистая, гидремическая, белковая , костномозговая.

5.

Изменения физико-химических свойств крови.

Охарактеризовать основные изменения физико-химических свойств крови: осмотического и онкотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, осмотической резистентности эритроцитов.

6.

Эритроцитозы: определение причины, патогенез, виды , проявления.

Эритремии.

Дать определение понятия – эритроцитоз. Охарактеризовать виды эритроцитозов : первичные (эритремия, семейные) и вторичные (абсолютные и относительные). Раскрыть основные механизмы развития эритроцитозов. Перечислить проявления эритроцитозов (костный мозг, периферическая кровь, системы и органы).

Охарактеризовать понятие –эритремии. Виды эритремий.



Студент должен уметь: На основании клинико-лабораторных данных определять стадии постгеморрагического синдрома, положительные и отрицательные стороны этих стадий.

Студент должен иметь представление: о патогенетических принципах терапии и профилактики нарушений ОЦК и кровопотери.


ЛИТЕРАТУРА


Основная:

1. Патологическая физиология/Под.ред. П.Ф.Литвикого.-М.: Медиина, 2002. -С.26-45.

2. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо – М.: Триада Х, 2000.- С.1-14

3. Лекционный материал.

Дополнительная:

1.Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Механизмы развития болезней и синдромов .- «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 2002,. 507 с.

2.Зайко Н.Н. Патофизиология.- Киев.: «Лотос», -1996 г.- 644с.

3. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПб.: Бином, 2000. – с. 379-441


АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.


1.

Введение

5 мин.

2.

Программированный контроль знаний II уровня

15мин.

3.

Определение цели и методики выполнения самостоятельной работы

10 мин.

4.

Разбор основных теоретических вопросов

20мин.

5.

Самостоятельное выполнение эксперимента и решение ситуационных задач

15 мин.

6.

Итоговый контроль знаний, умений

А) обсуждение полученных результатов

Б) обсуждение ситуационных задач

10 мин.


7.

Заключение

5 мин.
Пример ситуационной задачи предлагаемой студентам для проведения итогового контроля знаний и умений.

ЗАДАЧА. Охарактеризовать состояние эритропоэза если известно, что содержание гемоглобина 90 г/л, эритроцитов 3,1 х 10/12 в л. В мазке: полихроматофилия, единичные нормобласты, умеренный анизоцитоз, повышено содержание макро- и микроцитов, пойкилоцитоз и анизохромия выражены незначительно. Гематокрит 35%. В дополнение к данным задачи описать количество ретикулоцитов, лейкоцитов. Объективно: слабость, головокружение, бледность, тахикардия, тахипноэ.

ЭТАЛОН ОТВЕТА. Картина крови соответствует 4 суткам после острой кровопотери. Гидремическая стадия ПГС переход в костоно-мозговую. Количество ретикулоцитов 1,3%, лейкоцитов 12х10/9/л. Тахикардия и тахипноэ относится к срочной компенсации после кровопотери и способствуют улучшунию снабжения кислородом жизненно-важных органов. ОЦК увеличивается за счет поступления в сосуды межтканевой жидкости. Как несрочную меру компенсации мы наблюдаем стимуляцию кроветворения в результате гипоксии, которая приводит к увеличению выработки эритропоэтинов в юкстагломерулярном аппарате почек. Об этом свидетельствует повышение количества ретикулоцитов в периферической крови.

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Смотри «Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии» под ред. Н.И.Лосева, М.;Медиина,1985 г., с.121 учебное издание №1.


Тема занятия: № 3 « ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРАСНОЙ КРОВИ: АНЕМИИ.»

Нарушение взаимоотношения процессов эритропоэза и эритродиэреза может привести к часто встречающемуся в лечебной практике симптомы уменьшения числа гемоглобина и эритроцитов в крови – анемии.

Причинами анемии могут быть токсические вещества химического и биологического происхождения, возбудители инфекционных, паразитарных заболеваний, иммунные реакции, механическое повреждение эритроцитов, генетические дефекты структуры мембраны, обмена веществ, синтеза гемоглобина и т.д. При анемии в организме нарушаются окислительные процессы и развивается гипоксия гемического типа. Изучение причин и механизмов развития данного патологического процесса имеет прикладное значение в медицине.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить этиологию, патогенез и критерии классификации анемий. Изучить морфологические изменения в периферической крови у больных с различными видами анемий, особенности развития и течения у детей(п/ф). Ознакомиться с методами лабораторной диагностики системы красной крови, уметь дифференцировать различные виды анемий. Знать роль профессиональных факторов в развитии гемолитических и постгеморрагических анемий (мпф). Знать особенности проявления анемий в челюстно-лицевой области (ст/ф).


ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


Студент должен знать:

I. Вопросы для повторения ( истоки знаний ).

1. Знать количественную и морфологическую характеристику эритроцитов в норме. Функции эритроцитов.

2. Типы эритропоэза и регуляция системы крови.

3. Нормативные показатели красной крови. Особенности гемограммы детского возраста (п/ф).


  1. Объем учебного материала по изучаемой теме:




№ п/п

Вопросы для самоподготовки

Целевая установка ответа на вопрос

1.

Типы эритропоэза. Количествен-ные и качественные изменения красной крови

Охарактеризовать типы эритропоэза (нормоцитарный : эффективный, неэффективный, терминальный ; мегалоцитарный).

Методы лабораторной диагностики красной крови. Указать изменение эритроцитов по величине, форме, окраске. Знать показатели физиологической регенерации костного мозга, признаки дегенерации.

2.

Анемии. Определение понятия.

Основные классификационные критерии (по частным признакам, по механизму возникновения)



Охарактеризовать понятие – анемия. Знать основные классификационные критерии анемии: 1. По частным признакам: по причине (первичные, вторичные), по остроте развития (острые, хронические), по типу кроветворения (нормоцитарные, мегалоцитарные), по регенераторной способности эритроцитов (регенераторные, гипорегенераторные, арегенераторные, апластические), по размеру эритроцитов, по степени насы- щения эритроцитов гемоглобином, по концентрации гемоглобина . 2. По механизму развития: постгеморрагические (острые и хронические); Гемолитические (наследственные и приобретенные); дизэритропоэтические анемии вызванные нарушением синтеза гемма (железодефицитные и связанные с нарушением синтеза и утилизаци порфиринов); вызванные нарушением синтеза глобина(таласемия, гемоглобинопатии), дефицитные.

3

Постгеморрагические анемии: определение, причины, виды,

Охарактеризовать понятие - постгеморрагическая анемия. Знать виды данных анемий(острая, хроническая). Раскрыть причины приводящие к развитию данной анемии. Описать общие признаки анемии: общие, периферическая

1

2

3




проявления, принципы терапии.

кровь. Охарактеризовать по основным классификационным критериям. Отметить основные принципы терапии.

4.



Гемолитические анемии: опреде-ление, причины, классификация, проявления, принципы терапии.

Охарактеризовать понятие – гемолитическая анемия. Классификация: по этиологическому фактору(идиопатические, вторичные), по форме течения, по типу дефекта: наследственные(мембранный дефект, метаболический дефект, гемоглобинопатии), приобретенные(иммунные дефекты, механические причины, внутрисосудистые коагулопатии, инфекции, мембранный дефект). Раскрыть этиологические факторы (внеклеточные, внутриклеточные), физические, химические, биологические агенты. Знать механизм лизиса эритроцитов. Знать особенности развития гемолитических анемий у новорожденных и детей первого года жизни (п/ф). Роль профессиональных

факторов в развитии гемолитических анемий (мпф). Описать основные гематологические проявления: периферическая кровь, костный мозг. Принципы медикаментозной терапии.

5

Дизэритропоэтические анемии: определение, виды. Дефицитные анемии (В12- фолиево- и железодефицитные): патогенез,

проявления. Особенности развития у новорожденных и детей(п/ф).

Дать определение понятия – дизэритропоэтическая анемия. Виды в зависимости от происхождения: обусловленные преимущественным поражением стволовых клеток(гипо- и апластические), обусловленные преимущественным поражением клеток-предшественниц миелопоэза и эритропоэтинчувствительных клеток(вследствие нарушения нуклеиновых кислот, витамина В12- и фолиеводефицитные), вследствие нарушения синтеза

глобинов (талассемии), в результате нарушения регуляции деления и созревания эритроцитов. Охарактеризовать основные звенья патогенеза. Описать основные гематологические проявления: периферическая кровь, костный мозг. Знать причины развития дефицитных анемий у новорожденных и детей. Знать особенности проявления анемий в полости рта (ст/ф).

Студент должен уметь: дифференцировать различные виды анемий по данным клинико-лабораторным исследований.

Студент должен иметь представление: о диагностике, патогенетической терапии и профилактике анемий.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Патологическая физиология/Под.ред. П.Ф.Литвикого.-М.: Медиина, 2002. -С.26-45.

2. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо – М.: Триада Х, 2000.- С. 459-467

3. Лекционный материал.

Дополнительная:

1. Зайчик А.Ш.,Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов . - «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 2002г., С. 624

2. Зайко Н.Н. Патофизиология.- Киев.: «Лотос», -1996 г.- 644с.

3. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПб.: Бином, 2000. – с.283-306.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.


1.

Введение

5 мин.

2.

Программированный контроль знаний II уровня

15 мин.

3.

Определение цели и методики выполнения самостоятельной работы

10 мин.

4.

Разбор основных теоретических вопросов

20 мин.

5.

Самостоятельное выполнение эксперимента и решение ситуационных задач

15 мин.

6.

Итоговый контроль знаний, умений

А) обсуждение полученных результатов

Б) обсуждение ситуационных задач

10 мин.


7.

Заключение

5 мин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по общей патофизиологии для студентов медицинских вузов
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconУчебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для специальности 250403 «Технология деревообработки»
Т 38 Технологический расчет лесопильных потоков: учеб пособие
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconПрактикум Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методиче- ским центром (дв румц) в качестве учебного пособия для студентов
«Филология», специальностей 050301. 65 «Русский язык и литература», 031001. 65 «Филология» вузов региона
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии «витамины» Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии «гормоны» Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconУчебное пособие Якутск 2011 Рекомендовано дв румц в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов региона
Рекомендовано дв румц в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов региона
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и юридических вузов, слушателям системы послевузовского профессионального образований врачей психиатров,
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и юридических вузов, слушателям системы послевузовского профессионального образований врачей психиатров,
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconМетодические разработки к практическим занятиям и самостоятельной подготовке для студентов
Учебное пособие предназначено для студентов стоматологического факультета медицинских вузов для самостоятельной работы на практических...
Руководство к вне- и аудиторным занятиям по частной патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным  iconУчебное пособие для студентов вузов к практическим и семинарским занятиям красноярск 2009 удк[591. 1+591. 5](075,8)
Физиология в тестах: учебное пособие для студентов вузов /Ю. М. Степанов; Красноярский государственный аграрный университет. – Красноярск,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница