Урок -размышление




НазваниеУрок -размышление
Дата17.10.2012
Размер58 Kb.
ТипУрок





Тип урока: Урок –размышление


Уроку предшествует предварительная самостоятельная подготовка учащихся: чтение очерка В. Лихоносова «Корни историка». Хрестоматия по литературе Кубани, где опубликован очерк , вполне доступна учащимся, так как имеется в достаточном количестве в школьной библиотеке.

Уроку присуща воспитательная акцентуализация.




Цель урока

Установить духовно-нравственные истоки становления Ф.А. Щербины как историка, опираясь на силу художественного слова и образования.




Метод

Рассказ учителя, эвристическая беседа.




Оборудование Текст очерка В. Лихоносова « Корни историка»,

Мультимедийная презентация.


17 сентября 2008 года в Свято-Троицком храме шла необычная заупокойная служба. Два патриарха: Екатеринодарский и кубанский Исидор и митрополит Пражских, Чешских и Словацких земель Христофор совместно отслужили панихиду.

Присутствовали губернатор А.Ткачев, атаман ККВ Н, Долуда, мэр Краснодара В.Евланов, руководитель Кубанского казачьего хора В.Захарченко. Почетный казачий караул замер по всей линии от входа в храм до могилы напротив.

Наконец-то, нашел последнее успокоение в родной кубанской земле прах верного сына Кубани, выдающегося историка-Федора Андреевича Щербины.

Долгим было возвращение домой. 72 года останки Ф.А. Щербины покоились на Ольшанском кладбище В Праге, городе, куда привел его путь нелегких скитаний в дали от Родины. Революция и грандиозная война разделили кубанских казаков на своих и чужих так, что он горячий патриот земли кубанской стал на долгие годы для нее чужим..

На траурном митинге губернатор А.Ткачев сказал: « В от безбожное время мы многое растеряли, а сейчас пришло время собирать камни, выстраивая все то , что было дорого для кубанцев». Вот и мы нашим сегодняшним уроком отдадим дань памяти человеку, который по крупицам собирал историю кубанского казачества, сохранил ее для нас потомков.

Ф.А. Щербина обладал ярким , многогранным талантом. Он был неординарным политиком, общественным деятелем, его справедливо почитают как одного из основателей российской статистики, но самая важная для нас кубанцев грань его таланта в том , что он был ИСТОРИКОМ! Не по образованию, не по профессии , а по велению души и сердца.

Почему это произошло с ним? Что заставило его взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу летописца? Где мы найдем истоки душевных и духовных сил, без которых успех такого труда был бы немыслимым?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет очерк В Лихоносова « Корни историка», посвященный Ф.А. Щербине.


Скажите, что В. Лихоносов вкладывает в понятие историк?




Выслушав варианты ответов, учитель обобщает:


Итак, Ф.А.Щербина действительно был членом-корреспондентом Петербургской академии наук, профессором, по мнению В Лихоносова не каждый кандидат исторических наук может быть историком. Как мы выяснили ключевое слово в историческом деле- любовь. Невыразимо высокая, поэтическая и реальная любовь к своей земле- то , что отличает настоящего историка .

Где были истоки этой любви для Щербины? Может быть в воспитании, образовании, окружении? Давайте поразмышляем…

Откуда родом Ф.А.Щербина? В какой семье рос?





Учащиеся отвечают, опираясь на знания полученные в процессе

предварительной подготовки к уроку. Обобщение учителя.


Небогатая многодетная семья скромного священника ст.Деревянковской. Рано уходит из жизни отец, без остатка отдававший себя служению Богу и своим прихожанам: « Он шел на зов каждого, на требы среди глухой ночи, в грязь и холод к умирающему, отказывался от всякого вознаграждения, если замечал в семье нужду» Великая нравственная сила личного примера… Не здесь ли истоки демократизма, обостренного чувства справедливости, так присущие Щербине?

Где еще, по выражению В.Лихоносова « выкапывылись роднички кубанского историка»?





Учащиеся говорят о запорожских корнях Щербины, о его деде, прибышим на Тамань вместе с ним Чепегой и Головатым, о прабабушке Шишчихе. Обобщение учителя.


Говорят, человек не знающий своих предков, что дерево без корней. Федор Щербина был внимательным слушателем, он пропускал через себя , впитывал душой и сердцем рассказы о запорожской старине не только от своих близких-выходцев из Переяславского куреня, но и односельчан- длинноусых стариков « рыцарей с оселедцами».

Что удивительно, у всех у нас есть бабушки, дедушки, есть старики—соседи, но всегда ли мы чутко внимаем их рассказы о прошлом? Щербина умел быть благодарным слушателем . Он воспитывался переживаниями, настроениями, духом всей станицы , родной Новодеревянковки.

Но был еще в жизненном пути восьмилетнего мальчика Федора Щербины войсковой град Екатеринодар.

Как он туда попал? Как отложились впечатления от города в его сознании?




Ответы учащихся. Обобщение учителя


Безусловно, картины старого Екатеринодара: улица Красная,

старый собор , дворец наказного атамана и опять предания, запорожско-черноморские типажи… Все это не могло не углублять

интереса к истории. Не вышло из него священника, хоть окончил духовное училище в Екатеринодаре, потом- четыре года духовной семинарии в Ставрополе. Так получилось, что он , очевидно долго искал свое место в жизни. Были еще 2 года Петровской земледельческой академии, потом неоконченная учеба в Одессе, в Новосибирском университете. Интересно .что он веде учился на казенные деньги. Общество оплачивало его образование. Приедет время, и он сполна вернет свои долги отечеству. А пока в студенческие годы он увлекается идеями народничества, сближается с народовольцами, за что и подвергается гонениям властей.

В чем Лихоносов видит причины этого увлечения Щербины , которое вылилось потом во вполне определенное социалистическое мировоззрение?


Учащиеся говорят о чувстве равенства и жажде его, приведших Щербину к Софье Перовской и Андрею Желябову.


Да, демократизм казачьей старины был очень развит в нем. «Народная казачья струнка звенела в нем стихийно и была камертоном справедливости».

Но как же он стал историком? Что послужило мотивом для написания этого грандиозного 2-х томного труда « История кубанского казачьего войска»? И как он с ним справился?





Ответы учащихся о том, как профессор истории Эварницкий отказался от предложения, как с шестью помощниками Щербина написал за 4 года 1-й том -700 страниц, через три года 2-й том -345 страниц, о том как он не только изучил, пропустил через себя тысячи архивных документов, но и объездил десятки бывших кордонов, укреплений, аулов , станиц. Обобщение учителя


Результатом этого огромного труда был выход в свет в1910 г 1-го, а в 1913 2-ого тома «Истории кубанского казачьего войска».

Верный своим политическим идеалам и демократическим ценностям, Щербина отмечает в своей « Истории» факты социального расслоения в среде черноморцев, не щадит даже казачьих любимцев – атаманов Чепегу и Головатого, при всей любви и уважении к ним . В казалось бы сухой истории он любуется черноморскими типажами и позволяет себе вставлять живые картинки характеров, и это наряду с подробным описанием кордонной жизни, постоянных стычек с черкесами, быта и образа жизни черноморцев и линейцев.

Так что же подвигло его на это труд? Как точно и емко Лихоносов определяет этот нравственный толчок?





Ответы учащихся. Обобщение учителя.


Восхищаясь трудолюбием Щербины, его шествием через тернии казачьей неграмотности к просвещению, к обязанности взвалить на себя раскопки былой истории , Лихоносов считает, что прежде всего « родственные чувства к земле своей и предкам вызвали порыв к тяжким трудам летописца.» И опять всплывает это ключевое слово-любовь. Любовь к своей земле- невыразимо высокая любовь сделала его настоящим историком!

Скажите, а как называется любовь к Родине, к родной земле?

Правильно, патриотизм. Выходит быть ИСТОРИКОМ означает быть патриотом. Таким, как Ф.А.Щербина.

Родная земля, которую он так любил приняла его наконец-то с благодарностью и упокоением. А нам в назидание остались уроки его высокого патриотизма и его «История кубанского казачьего войска» - как послание всем нам из прошлого с любовью…



Похожие:

Урок -размышление iconУрок размышление
Г. Могилев «Детство с облаками». Повесть о мальчике, детство которого выпало на суровые годы Великой Отечественной войны
Урок -размышление iconПредставляя собой размышление об ипостасях желания, наслаждения и страдания, вторая книга трилогии, “Меланхолия”, описывает медленный процесс обольщения главным
Представляя собой размышление об ипостасях желания, наслаждения и страдания, вторая книга трилогии, “Меланхолия”, описывает медленный...
Урок -размышление iconУрок «Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства»
Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (умк габриелян. О. С.). По дидактической цели – обобщающий...
Урок -размышление iconУрок теми%
Ева Лисинан “Мускав кушак сене чапа кёлартём???” калав тёрёх ирттермелли урок план. (1-м ш урок)
Урок -размышление iconУрок “Основные стадии антропогенеза”
Урок проводится при изучении темы “Антропогенез”, на которую отводится 6 часов. Это второй урок по теме
Урок -размышление iconУрок Практическая работа. ( 2 часа)
Урок в системе уроков: Данный урок проводится после завершения изучения раздела обществознания, посвящённого экономической сфере...
Урок -размышление iconВладимир Вейдле Об иллюзорности эстетики и о жизненной полноте искусства [Впервые: Опыты, 1953. № С. 41-62] 1
Размышления об искусстве приводят к сомнениям относительно искусства. С этих сомнений и начинается настоящее размышление о нем
Урок -размышление iconКонспект урока информатики в 8 классе
Тип урока: обобщающий урок (урок c игровыми элементами, в уроке участвует целый класс, урок проводят два учителя)
Урок -размышление iconСвобода и личная неприкосновенность глава Определение понятий
Как вы понимаете, что такое свобода? Ответьте сами и попросите ответить на этот вопрос своих родственников, друзей (время на размышление...
Урок -размышление icon"Мир "Лета Господня" в главе "Рождество" по одноименному циклу
Цель урока: разобраться в философском смысле произведения, вовлечь учащихся в размышление о том, что дорого и свято, каким нужно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница