Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»




НазваниеПрограмма государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
страница1/4
Дата17.10.2012
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Сочинский государственный университет»

Факультет физической культуры

Кафедра адаптивной физической культуры


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА


для студентов факультета физической культуры специальностей

032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

(адаптивная физическая культура) квалификации «специалист»;

034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

(адаптивная физическая культура) степени «бакалавр»


Сочи — РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ» — 2012

УДК 796.011.3(075)

ББК 75.09

П71


Рекомендовано к печати на заседании Учебно-методического совета

факультета физической культуры ФГБОУ ВПО

«Сочинский государственный университет»

(протокол № 2 от 28 декабря 2011 г.).


Составлено

коллективом кафедры адаптивной физической культуры СГУ:

к.б.н., доц. Н.А. Пилосян, д.м.н., проф. В.Д. Остапишин,

к.м.н., доц. Л.Д. Попов, к.п.н., доц. И.Л. Удовенко,

к.п.н., доц. А.В. Добежин


Рецензент

к.п.н., доц. СГУ С.В Кочеткова


Изложена программа подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, включающая теорию и методику физической культуры и спорта, теорию и организацию адаптивной физической культуры, основы лечебной физической культуры.

Для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) квалификации «специалист»; 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) степени «бакалавр», а также преподавателям вузов физической культуры.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА…………6

1.1. История становления общей теории и методики физической культуры

и спорта, ее интегрирующая роль и место в дисциплинах……………………………….6

1.2. Основные направления ТМФКиС, понятийный аппарат теории и методики

физической культуры и спорта……………………………………………………………..6

1.3. Система физической культуры в обществе…………………………………………...7

1.4. Систематика средств, методов и форм физического воспитания…………………...7

1.5. Технология обучения двигательным действиям индивида в физическом

воспитании…………………………………………………………………………………...8

1.6. Развитие физических качеств индивида в процессе физического

воспитания…………………………………………………………………………………...9

1.7. Физическая культура в системе воспитания детей раннего

и дошкольного возраста…………………………………………………………………...10

1.8. Основы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста………..10

1.9. Физическая культура в средних учебных заведениях разного типа……………….11

1.10. Физическая культура в системе высшего образования и в быту

студенческой молодежи…………………………………………………………………....11

1.11. Физическая культура в системе рациональной организации труда

и в быту основных контингентов трудящихся…………………………………………...12

1.12. Особенности использования факторов физической культуры

в жизни людей пожилого и старшего возраста…………………………………………..12

1.13. Сущность спорта, его функции, формы и условия функционирования

в обществе; тенденции развития…………………………………………………………..12

1.14. Спортивное движение………………………………………………………………..13

1.15. Система подготовки спортсмена…………………………………………………….13

1.16. Основные стороны подготовки спортсмена………………………………………...13

1.17. Спортивная тренировка как многолетний процесс………………………………...14

1.18. Технология планирования и контроля………………………………………………14

1.19. Физкультурно-кондиционная тренировка и другие формы

системного использования факторов физической культуры

в оздоровительных и иных социально важных целях…………………………………....14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………16

2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………..18

2.1. Часть I. Введение в специальность. Историко-организационные основы

адаптивной физической культуры………………………………………………………...18

2.1.1. Специальность адаптивная физическая культура……………………………..18

2.1.2. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры…………..18

2.1.3. Теория и организация адаптивной физической культуры

как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область

социальной практики…………………………………………………………………..19

2.1.4. Основные виды адаптивной физической культуры…………………………...19

2.1.5. Характеристика объекта педагогических воздействий

в адаптивной физической культуре…………………………………………………...20

2.1.6. История адаптивной физической культуры……………………………………20

2.1.7. Организация адаптивной физической культуры

в Российской Федерации и мировом сообществе……………………………………21

2.2. Часть II. Общая характеристика адаптивной физической культуры………………23

2.2.1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации

и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(включая инвалидов)…………………………………………………………………...23

2.2.2. Воспитание личности средствами и методами адаптивной

физической культуры…………………………………………………………………..24

2.2.3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры………25

2.2.4. Функции адаптивной физической культуры…………………………………..25

2.2.5. Принципы адаптивной физической культуры…………………………………26

2.2.6. Задачи и средства адаптивной физической культуры………………………....26

2.2.7. Методы адаптивной физической культуры……………………………………27

2.2.8. Обучение двигательным действиям в адаптивной

физической культуре…………………………………………………………………..28

2.2.9. Развитие физических качеств и способностей у лиц

с отклонениями в состоянии здоровья………………………………………………..28

2.2.10. Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический)

контроль за состоянием занимающихся………………………………………………29

2.3. Часть III. Общая характеристика основных видов адаптивной

физической культуры………………………………………………………………………29

2.3.1. Адаптивное физическое воспитание……………………………………………29

2.3.2. Адаптивная двигательная рекреация…………………………………………...31

2.3.3.Адаптивный спорт………………………………………………………………..32

2.3.4. Креативные (художественно-музыкальные)

телесно-ориентированные практики и экстремальные виды

двигательной активности………………………………………………………………34

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………37

3. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………….39

3.1. Общие основы лечебной физической культуры……………………………………..39

3.2. Систематизация средств лечебной физической культуры………………………….39

3.3. Организация лечебной физической культуры

в лечебно-профилактических учреждениях………………………………………………39

3.4. Анатомо-физиологические особенности детского организма……………………...40

3.5. Лечебная физическая культура и массаж детей

грудного и раннего возраста……………………………………………………………….40

3.6. Лечебная физическая культура при заболеваниях

сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………….41

3.7. Лечебная физическая культура при нарушениях

костно-мышечной системы у детей……………………………………………………….41

3.8. Лечебная физическая культура со студентами высших

учебных заведений, школьниками общеобразовательных учреждений

специальных медицинских групп…………………………………………………………41

3.9. Лечебная физическая культура в комплексном

санаторно-курортном лечении…………………………………………………………….42

3.10. Лечебная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста…………42

3.11. Лечебная физическая культура при заболевании суставов………………………..42

3.12. Лечебная физическая культура и массаж

при гипоксически-травматических поражениях нервной системы

у детей грудного и раннего возраста, при детском церебральном параличе…………..42

3.13. Лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях

нервной системы……………………………………………………………………………43

3.14. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения………..43

3.15. Лечебная физическая культура при нарушении обмена веществ,

заболеваниях мочевыделительной системы………………………………………………43

3.16. Лечебная физическая культура при травмах

опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………...43

3.17. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания……………..44

3.18. Лечебная физическая культура в пред- и послеоперационном периоде

восстановительного лечения хирургии…………………………………………………...44

3.19. Лечебная физическая культура при некоторых заболеваниях

детей и подростков…………………………………………………………………………44

3.20. Лечебная физическая культура в акушерстве и гинекологии……………………..45

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………45


1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


1.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА,

ЕЕ ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ И МЕСТО В ДИСЦИПЛИНАХ


История становления и развития общей теории и методики физической культуры и спорта. Место курса ТМФКиС в государственных образовательных стандартах по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт».

Связь курса ТМФКиС с научной специальностью 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной физической культуры и адаптивной физической культуры.

Ведущая роль курса ТМФКиС в процессе интеграции профилирующих дисциплин в решении важной проблемы - формирование у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Необходимость связи учебной и научно-методической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры

Деятельность в физической культуре и спорте как средство нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания, воспитания патриотизма, интернационализма и гуманизма, сознательной дисциплины и всестороннего формирования личности.

Место и роль курса ТМФКиС в системе профилирующих дисциплин, интегрирующая роль курса.


1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТМФКиС, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


Двигательная деятельность как необходимость, компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека.

Двигательная деятельность в жизни человека: в обеспечении нормальной жизнедеятельности, эффективного освоения профессии, продуктивности трудовой деятельности.

Физическая активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для обеспечения и поддержания оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья. Понятие физической активности как отражение активного отношения, понимания и участия личности в системе явлений, свойственных физической культуре и спорту. Физическая активность человека на основе двигательной деятельности как результат формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, физическая активность, физическая культура.


1.3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ


Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни. Связь физического воспитания и спорта с образованием и воспитанием. Структура системы физического воспитания, ее составные части или подсистемы.

Цель, задачи /образовательные воспитательные, оздоровительные/; основы /идеологические, научные методические, программные, нормативные, управленческие/, принципы /гармоничного развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленностью/; направления /общая физическая подготовка, профессиональная физическая подготовка, спортивная подготовка, реабилитационно-лечебная физкультура/; организационные формы /дошкольные учреждения, учебные заведения, внешкольные учреждения, спортивные клубы и объединения на предприятиях/.

Принципы системы, основы системы: социально-экономическая, научно-методическая, программно-нормативная, организационно-управленческая.


1.4. СИСТЕМАТИКА СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ФОРМ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Физические упражнения, двигательные действия, движения как главные компоненты физической активности, как основа достижения цели и решения задач физического воспитания всех слоев населения, каждого отдельного человека.

Характеристика средств физического воспитания, физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Образцовая /эталонная/ техника, индивидуальная техника, фазы техники: подготовительная, основная /ведущая/, заключительная /завершающая/.

Использование биомеханических характеристик двигательного действия в физическом воспитании. Критерии оценки эффективности техники. Эволюция развития техники.

Классификация физических упражнений. Использование «искусственной» управляющей среды /специальные сооружения/ для повышения эффективности физических упражнений.

Единство средств физического воспитания как необходимое условий успешного решения задач физического воспитания.

Понятия: метод, методический прием, методика, классификация методов. Характеристика методов обучения в физическом воспитании и спорте. Методы словесного воздействия; средства и методы обеспечения наглядности. Метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные Требования к методам. Признаки.

Нагрузка и отдых – взаимосвязанные компоненты процесса упражнения, регламентация нагрузки и отдыха. Классификация нагрузок, типы отдыха.

Характеристика форм физического воспитания, разнообразие форм. Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дошкольного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий.

Динамика работоспособности на занятиях, характеристика структур занятий.

Урочные и неурочные формы. Урок - основная форма организации занятий, характеристика, требования к методике проведения урока. Виды уроков. Структура урока. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самостоятельные занятия, игры и состязания.

Значение и задачи внеклассной работы (ВР) в школе. Педагогическое руководство ВР. Формы организации ВР в школе. Задачи, организация, содержание и методика проведения занятий в кружках физической культуры, спортивных секциях. Задачи, организация и основы методики проведения занятий в группах ОФП. Значение и формы пропаганды физической культуры в школе. Проведение общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Планирование работы по внеклассным формам занятий.

Организация физического воспитания детей школьного возраста во внешкольных учреждениях различного типа. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах, в культурно-оздоровительных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних и зимних оздоровительных лагерях. Формы физического воспитания в семье. Индивидуальные занятия различными упражнениями в домашних условиях: 1) силовая гимнастика; 2) оздоровительная аэробика; 3) стретчинг, калланетика.


1.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ИНДИВИДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Формирование двигательных умений, навыков, и специальных знаний обучения в физическом воспитании. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.

Принципы сознательности и активности: П.Ф. Лесгафт о принципе; осмысление сущности двигательной активности; психофизиологический механизм принципа; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; особенность реализации при обучении детей. Принцип наглядности: П.Ф. Лесгафт о наглядности при обучении детей; анатомико-синтетическая деятельность коры головного мозга как объективное условие реализации принципа; значение обратной связи; комплексный подход в использовании разработанных форм наглядности.

Принцип систематичности: использование эффекта сверхвосстановления для развития функциональных возможностей; непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузки и отдыха.

Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности методические правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», реализация путем усложнения и расширения объема двигательных и тактических умений.

Принцип постепенности постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, определение меры доступного, увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Значение принципа прочности приобретаемых специальных знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуализации: учет возрастных и индивидуальных особенностей при обучении, индивидуализация как необходимое условие для развития способностей личности.

Уровни овладения двигательным действием в процессе обучения двигательные умение, двигательное навык, двигательное умение высшего порядка /суперумение/.

Структура обучения как этапы обучения отдельному двигательному действию. Характеристика связи формирования двигательного навыка и этапы обучения:

I этап: ознакомление, создание представления: задачи, средства, методы.

II этап: начальное разучивание: задачи, средства, методы. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления. Освоение двигательного действия на уровне умения.

III этап: закрепление: и совершенствование: задачи средства, методы освоение двигательного действия на уровне навыка.

IV этап: интегральное совершенствование навыков и качеств; задачи, средства, методы.

Умение применять комплекс двигательных действий в вариантных условиях на основе высокого уровня физических качеств и специальных знаний на уровне умений высокого порядка / суперумения/

Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом Воспитании. Содержание знаний сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека.


1.6. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Определение понятия физических /двигательных/ качеств, их характеристика.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconПрограмма государственного экзамена «Теория и практика адаптивной физической культуры»
Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconПрограмма Итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и практика адаптивной физической культуры»
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconМетодические рекомендации к прохождению практики по специальности для студентов 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconМетодические рекомендации к прохождению практики по специализации для студентов 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconГрафик учебного процесса на 2011/2012 уч год Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (афк)» Заочная форма обучения, 2006 год набора, 6 курс (11, 12 семестры)
Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (афк)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconГрафик учебного процесса на 2011/2012 уч год Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (афк)» Очно-заочная форма обучения, 2009 год набора, 7,8,9 семестры
Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (афк)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconМетодические указания по выполнению программы педагогической практики для студентов III курса специальности 032102 «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
Обсуждено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры физической культуры
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconБиология с основами экологии учебно-методические рекомендации
Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая...
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconСургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта
Психология, 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование, 034400. 62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» iconОтчет о степени готовности
Подготовка по специальностям 032102. 65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница