Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение»




Скачать 181.52 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение»
Дата17.10.2012
Размер181.52 Kb.
ТипУрок
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Видение»

Учитель русского языка и литературы: Баланда Ольга Николаевна

Цели:

создать условия для

  • творческого мышления

  • развития навыков критического мышления, памяти и речи

  • освоения учащимися новых технологий работы с текстом и словом в тексте

Тип урока: технология: РКМЧП

Приём: чтение с остановками

Оборудование: иллюстрации (храмы), толковый словарь, рисунки учащихся, презентация по биографии Астафьева.

Ход урока

I. Организационный момент сейчас выберите цветные полоски, соответствующие вашему настрою.

а). Вступительное слово учителя

Ребята, на этом уроке вы освоите новые приемы работы с текстом, узнаете, как проявляет слово свои значения в художественном произведении.

Мы продолжим работу по выявлению ключевых слов текста и выражаемую ими информацию.

Объектом нашего анализа станет небольшое по объему, но необъятное по содержанию произведение Астафьева Виктора Петровича “Видение”.

б). Беседа:

- Какие его тексты вы уже читали?

(“Конь с розовой гривой”, “Васюткино озеро”, “Фотография,на которой меня нет”)

Небольшая биография (Приложение 1)

- А сейчас нам Алёна расскажет биографию В. П.Астафьева.

Параллельно идёт презентация в фотографиях.

- Что вы выделили для себя важного из этого сообщения? (Астафьева с детства окружали замечательные люди, поэтому и он не сломался, а стал достойным человеком).

- Как вы считаете, какие задачи сегодня стоят перед нами? Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы:

1. Мы должны активно работать на уроке

2. Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивая его

3. Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника)

II. Работа с текстом

1. Чтение стихотворения Григорьева

Ребята, а начать урок я хочу со стихотворения Григорьева, а в конце урока вы постараетесь ответить “Почему?”

- Бог, ты где?
- Я везде.
- И в листочке?
- И в листочке.
- И в водичке?
- И в водичке.
- И в кувшинке?
- И в кувшинке.
- И во мне?
- И в тебе.
- Где?
- Да в самой серединке!
- Бог, а где же нет тебя?
- Нет меня в душе холодной
И в смоковнице бесплодной.
Там, где двери для Меня
Наглухо закрыты.
Где и солнце, и любовь
Навсегда забыты!


2. Подготовительная работа с текстом.

- Как вы понимаете лексическое значение слова “видение”?

(что-то привиделось, во сне, что-то кажется, мираж)

- Толковый словарь (заранее приготовить)

(Видение - видеть, способность воспринимать окружающее: видение — призрак, привидение, что-нибудь возникшее в воображении)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте? (Каждый ученик записывает свою версию в черновике; можно в парах)

(что-то сверхъестественное, Бог, давно умерший человек, необычное,

появление чего-то, церковь, храм, лес, сказка)

3. Чтение текста.

Прослушайте начало текста. (1-й абзац)

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское.Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.

Скажите, как-то название текста связано с первой частью? Обсудите в парах, запишите ответ.

(видение - что-то должно появиться, а пока: не видать берегов, не видать бела света - ничего не видно)

- А почему ничего не было видно? (туман)

- Туман исчез в первой части, а герой рассказа этого не заметил. Почему? (чем-то был занят)

- Чем именно? (может быть, рыбачил)

- Как мы можем назвать этот кусочек текста?

1. (Туман исчез, Незаметное исчезновение тумана)

- Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше?

(сложно, что-то должно появиться, туман мешал что-то увидеть)

Читаю текст до второй части.

И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкое, сделанное из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.

- Кто был прав, о чем шла речь? (появление храма)

- Как вы понимаете лексическое значение слова “храм”? (священное место, монастырь, сооружение)

- А почему он колыхался, подпрыгивал, парил в воздухе? (туман поднимался, рассеивался, сам двигался и приводил в движение храм, покачивал его)

- С чем сравнивается храм? (легкая игрушка, игрушка из папье-маше)

Давайте запишем название абзаца

2. (Появление храма, Парящий в воздухе храм, Легкая игрушка)

Читаю текст дальше.

Храм этот плыл на встречу мне, легкий белый, сказочно-прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним.

- Вспомните описание храма. Какие эпитеты употребляет автор? (“легкий”, “белый”, “сказочно-прекрасный”) Запишите.

- Что автор говорит о своем состоянии, когда увидел эту картину? (“картина его заворожила”, “отложил удочку, завороженный”).

- Когда человек находится в таком состоянии? (что-то сильно привлекает внимание, очень нравится; необычно красивое).

- Что еще стало видно за туманом? (“крыши домишек”, “заводская труба”).

- Как вы думаете, откуда на этом месте храм? Напишите мини- сочинение. (Храм - это памятник, значит, его поставили в честь кого-то, на этом месте когда-то давно произошло важное событие).

- Сейчас мы проверять мини-сочинения не будем, а вернемся к нему позже.

- Предложите название для прочитанного отрывка.

3. (Сказочно- прекрасный храм, Состояние завороженности)

Продолжаю чтение до 4 остановки.

Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

- Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень.

А тут Спас — камень — храм! Монастырь!

- Что дальше происходит с храмом? (“опустился”, “утвердился”).

- А с героем рассказа? (“он, подумал, что ему все пригрезилось”, “он заснул, и ему явилось видение из тумана”).

- Как автор называет храм? (Монастырь, Спас -камень, памятник)

- Какова основная мысль этого фрагмента?

4. (Видение из тумана).

Запишите

Движение по тексту дальше.

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского воина —князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту. Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.

Давайте прочитаем ваши мини – сочинения.

- Чья версия была верной?

- Как вы думаете, храм сохранил свой первоначальный вид?

(многое сохранилось, остался почти такой же, кое-какие проводились изменения внутри и снаружи; его разрушили).

- Какое название дадим этому отрывку?

5. (Чудо-камень, Камень-спаситель)

Знакомимся с текстом дальше.

Однако уже в наше время, в начале 30-х годов в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки. . .

- Что осталось от монастыря? (“одна колоколенка и жилое помещение”, “груда развалин”).

- Кто-нибудь храм посещает в настоящее время? (в нем укрываются от непогоды рыбаки).

- Думали ли монахи о таком предназначении храма, когда строили его?
(конечно, нет, они строили его навечно).

- Как можно этот отрывок озаглавить?

Название этого абзаца, предложенное ребятами.

6. (Храм, спустя столетия).

Читаю последний отрывок.

Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.

Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!

- Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо.

- Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим.

Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.

- Какими словами автор теперь называет храм? (“словно бы хрустальный”, “чудо, созданное руками и умом человеческим”).

- Что он хотел показать этими словами? (красоту храма, даже разрушенный храм красив, забываешь про все на свете от такой красоты).

Что на этот счёт вы можете сказать о герое рассказа? (“все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что это не во сне, не миражное видение”),

-То, что это не сон, мы хорошо понимаем, но герой рассказа находится в каком-то возвышенном состоянии от картины увиденного.

- В каком? (“у него дух захватывает”, “забывает про все на свете”).

- Давайте озаглавим отрывок.

Название отрывка

7. “Чудо, созданное руками и умом человеческим”, “Хрустальный храм”.

- Послушайте теперь весь текст полностью.

IV. Итог урока:

- А теперь скажите, почему я начала урок со стихотворения Григорьева?

(Люди должны беречь исторические памятники, их нельзя разрушать, а нужно оставлять для потомков. Люди стали жестокими. )


V. Самостоятельная работа.

Построение “Смысловой пирамиды”(синквейн)

Храм-

Легкий, белый, сказочно-прекрасный;

Двигался, парил, опустился;

Храм этот плыл навстречу мне,

Видение.

РЕФЛЕКСИЯ: сейчас выберите также цветные полоски, соответствующие вашему настрою.

VI. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение - рассуждение.

- Много ли человеку надо?

- Где спрятана душа человека?

За основу взять текст В. П. Астафьева “Видение”.

2. Написать изложение по плану.

Один человек в начале и в конце урока выбрал черный цвет; жёлтый 10 / 13; синий 6 /6;

красный 2 / 2; зелёный 6 / 3;

Приложение 1

Биография В.П. Астафьева

Родился В.П. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска.

Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.

Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушка и деда - был Василий Иванович Соколов воспитатель в детдоме. Василий Иванович, будто угадав, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

Витя любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом.

На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, он частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов он впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.

Он преподавал русский язык и литературу.

Впервые за все время существования 5-Б даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки - это было тогда редкостью - и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно.

Дети очень полюбили самостоятельною работу - не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять , творить самим .

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П. Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал “Октябрь”.

В.П. Астафьев закончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город - Чусовой. В.П. Астафьев вспоминает: « Работал я сначала, где придется, затем попал в горячий цех.

Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная.

Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши - для колбасного завода». Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки - труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом поручено было вахтерить на заводе по ночам.

Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети, он писал рассказы, собранные в книгу ”До будущей весны”, они положили начало его литературному пути.

В1959 году он поступил в Москве на Высшие литературные курсы.

Писательский труд - беспрестанный поиск, сложный, изнурительный.

И если Астафьев не запутался в жизни, к чему имелось множество предпосылок, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии, вынес все трудности послевоенной жизни и с достоинством человека, который добросовестно выполняет свою работу, блюдя гражданскую опрятность и уважая собственное имя, делает свое дело - причина тому тот самый стрежневой корень, уходящий в людскую поросль. Нет страшнее доли - остаться человеку наедине с собою, заблудиться в потемках своей души, окаменеть в самом себе.


Приложение 2.

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как - будто плыл и качался. И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкое, сделанное из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих. Храм этот плыл на встречу мне, легкий белый, сказочно - прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним.

Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

-Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень.

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского война — князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Придание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту.

Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.

Однако уже в наше время, в начале 30-х годов в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки...

Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм-белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.

Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!

-Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо.

-Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим.

Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.


Марево –

призрачное видение; туманная дымка, непрозрачность воздуха


Маковка –

купол церкви


Монолит –

цельная каменная глыба


Латы –

металлические доспехи


Папье-маше –

легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги, гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления предметов путём прессования


Мираж –

мнимое изображение отдалённых предметов; нечто кажущееся


Гряда –

ряд последовательно расположенных друг за другом предметов


Текст для анализа

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.


И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.


Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно - прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним.


Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

-Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень. А тут Спас – камень – храм! Монастырь!


Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского война — князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту.

Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.


Однако уже в наше время, в начале 30-х годов, в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки...


Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм-белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.

Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!

-Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо.

-Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим.

Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.


Порядок написания синквейна


Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Существительное (синоним)


Порядок написания синквейна


Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Существительное (синоним)


Порядок написания синквейна


Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Существительное (синоним)


Порядок написания синквейна


Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Существительное (синоним)


Порядок написания синквейна


Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Существительное (синоним)

Похожие:

Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconПрезентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». ( Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе)
...
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconМетодическая разработка урока в 9 классе
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к гиа по русскому языку в 9 классе. Урок проводился 19. 11. 2011г в 9 «Б»...
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок внеклассного чтения по рассказам В. П. Астафьева
Проанализировать рассказы В. П. Астафьева: «Белогрудка», «Капалуха», «Васюткино озеро»
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок развития речи в 6 классе
Просмотр слайдов-пейзажей И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи (презентация «Пейзаж», слайды 1-4)
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок развития речи в 6 классе
Учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок развития речи в 8 (общеобразовательном) классе
Технология урока – комплексная работа по созданию собственного текста на основе анализа данного
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок развития речи по русскому языку в 6 а классе
Венецианова, Меркурьева, Сейссо Ренне, запись песен «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, отрывок из повести
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок развития речи в 5 классе при изучении темы “Существительное”
Оборудование: костюмы цветов, рисунки с изображением луговых цветов, корзинка плетенная, арм учителя, презентация «Цветы луга»
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок русского языка в 3 классе
Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков...
Урок развития речи в 7-м классе по рассказу В. П. Астафьева «Видение» iconУрок-суд в 11 «А» классе Урок изо в 6 «А» классе у рок презентация для 5-х классов квн в 8 классе «Мы против курения!»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница