Исследование истории эстетических учений




НазваниеИсследование истории эстетических учений
страница1/152
Дата17.10.2012
Размер4.27 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   152






oчepkи по Иctopии

ЭCTETИКИ









B.П. ШECTAKOB

OЧEPKИ
ПO ИCTOPИИ
ЭCTETИKИ


MOCKBA «MbICJIb» 1979


OT COKPATA ДO ГЕГЕЛЯ




7
III 51

РЕДАКЦИИ ФИЛOCOФCKOЙ JIИTEPATУPbl


Ш 10507-079 ° B3-74-5-78. 0302060000

004(01)-79

© Издательство «Mысль», 1979









История эстетических учений пред-
ставляет собой чрезвычайно важный раздел эс-
тетики. За последнее столетие она превратилась
в специальную и самостоятельную область зна-
ния. Марксистско-ленинская философия придает
большое значение историческим исследованиям.
И этот интерес является отличительной особен-
ностью марксистской мысли, для которой харак-
терен историзм, связь с передовой, гуманистиче-
ской традицией.

Изучение истории эстетики существенным об-
разом связано с пониманием актуальных проб-
лем современности. «История эстетики,— писал
известный советский философ В. Ф. Асмус,— как
и всякая история идей, не есть только музей ис-
торических реликвий. Изучение этой истории мо-
жет быть плодотворным только при условии, ес-
ли возникшие и явившиеся в прошлом теории мо-
гут оказаться ферментом для современного обсуж-
дения эстетических проблем, для борьбы современ-
ных эстетических идей» (19, 6) *.

Исследование истории эстетических учений
может оказать большое влияние на формирование
эстетической теории, раскрыв, каким образом на
протяжении многовековой истории решались кар-
динальные проблемы эстетики: о природе искус-
ства, о сущности прекрасного, о значении различ-
ных категорий эстетики, о воздействии искусства
на человека и общественную жизнь. Такое иссле-
дование может во. многом обогатить современное
понимание этих проблем.

В этой связи следует напомнить мысль Ф. Эн-
гельса о значении истории философии для разви-
тия философской теории и теоретического мышле-
ния вообще. «...Теоретическое мышление,— писал
Энгельс,— является прирожденным свойством толь-
ко в виде способности. Эта способность должна
быть развита, усовершенствована, а для этого не су-

* Здесь и далее в круглых скобках сна-
чала дается номер источника в списке литературы, помещен-
ном в конце книги, а далее курсивом — номер тома, если из-
дание многотомное, затем — страница источника. Страницы
отделяются точкой с запятой, источники — точкой (ред.).

6

ществует до сих пор никакого иного средства,
кроме изучения всей предшествующей филосо-
фии» (1, 20, 366).

Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к исследованию эстетической мысли. Изуче-
ние истории эстетики, несомненно, способствует
развитию навыков к самостоятельному, творческо-
му анализу, к правильному использованию поня-
тий и категорий эстетики, к самостоятельной
оценке сложных проблем развития искусства, по-
ниманию сложной и диалектической природы ху-
дожественного произведения.

Как научная дисциплина, эстетика является от-
раслью философии. Это положение эстетики опреде-
ляется и ее предметом, и генезисом, и методологи-
ей исследования. Философский характер эстетики
обусловлен по крайней мере тремя причинами. Во-
первых, самим предметом исследования (эстетика
изучает наиболее общие законы искусства и худо-
жественной деятельности человека); во-вторых, ее
генезисом (происхождением и местом в общей си-
стеме философского знания) и, в-третьих, ее функ-
цией (способностью оперировать наиболее общи-
ми понятиями — эстетическими категориями).

На протяжении всей истории эстетика разви-
валась в тесной связи с философией и различны-
ми отраслями философского знания, в частности
с логикой, диалектикой, теорией познания и т. д.
Вплоть до XVIII в. не существовало даже специ-
ального названия для этой дисциплины. Лишь в
середине XVIII в. немецкий философ А. Баумгар-
тен ввел в употребление термин «эстетика», на-
звав так свое главное сочинение.

Эстетика продолжает оставаться философской
наукой и в наше время, хотя ее связи с так назы-
ваемыми позитивными дисциплинами, в частности
с психологией, лингвистикой, физикой и др., бы-
стро растут. Тем не менее по своим выводам, ме-
тодам исследования и форме изложения эстетика
по-прежнему является одной из отраслей фило-
софского знания.

В современной буржуазной эстетике существу-
ет тенденция исключить эстетику из философии,

7

растворив ее в эмпирических науках. Наиболее
отчетливо эта тенденция выражена в эстетике со-
временного неопозитивизма. Один из представи-
телей этого направления, американский эстетик
Т. Манро, пишет по этому поводу: «Со времен
XVIII в. эстетика занимает несколько неопреде-
ленное положение как член философской семьи.
Появление ее напоминает рождение позднего и
нежеланного ребенка, который явился на свет у
престарелых родителей, чьи дети давно уже вы-
росли. Неуклюжие попытки ребенка ходить и де-
лать все самостоятельно кажутся забавными, но
в то же время шокируют его хорошо воспитан-
ных братьев. Он слишком много говорит и часто
употребляет высокие слова, смысл которых сам не
понимает. Когда семья собирается на пикник или
распределяет обязанности, о его существовании
часто забывают» (211, 371).

Отрицая значение эстетики как «члена фило-
софской семьи», Манро предлагает рассматривать
ее как «натуральную дисциплину», лишенную вся-
кого мировоззренческого содержания. Этот отрыв
эстетики от философии приводит Манро, как и
многих других позитивистов, к пагубным выводам.
В частности, отрицая философское значение эстети-
ки, Манро вынужден отрицать значение всех эсте-
тических категорий, которыми оперирует эта наука.

Нет необходимости доказывать ошибочность по-
добного вывода. Значение таких категорий, как пре-
красное, трагическое, комическое, сегодня отнюдь
не уменьшается. Напротив, с расширением сферы
эстетики эти категории приобретают еще большее
значение. Это свидетельствует, что эстетика — фи-
лософская и мировоззренческая дисциплина.

Одна из наиболее важных и сложных проблем,
которая должна быть раскрыта исследователем
истории эстетических учений,— соотношение эсте-
тики и искусствознания.

Между этими дисциплинами существуют спе-
цифические отличия. Они объективны и законо-
мерны, исторически и гносеологически обусловлены.
Гносеологическая обусловленность таких различий
заключается в том, что эстетика занимается

8

наиболее общими законами художественного
творчества, характерными для всех видов искусства,
тогда как искусствознание имеет дело с конкрет-
ными, специфическими по содержанию видами
искусства — музыкой, поэзией, живописью и т. д.
Для эстетической теории главное — показать, как
общие законы художественного творчества про-
являются в разных произведениях, видах и жан-
рах искусства, для искусствознания главное — не-
повторимость художественного произведения, его
конкретность и своеобразие.

Различный подход к произведению искусства
сложился и закрепился исторически. На протяже-
нии многих веков эстетика развивалась как фи-
лософская дисциплина, использовавшая приемы,
методы и категории, выработанные в системе фи-
лософского знания. Искусствознание же развива-
лось как эмпирическая дисциплина, основанная на
анализе и обобщении конкретных фактов искусства.

Эстетика и искусствознание, таким образом,
представляют собой самостоятельные научные дис-
циплины. Существует ли между ними определенная
взаимосвязь, или же они абсолютно друг от друга
независимы и между собой никак не связаны?

История эстетической мысли убедительно сви-
детельствует о том, что такая связь существовала
и оказывала благотворное влияние на развитие
обеих дисциплин. Как известно, эстетика развива-
лась в лоне искусствознания — теории живописи,
поэзии или музыки в зависимости от того, какой
вид искусства выступал в качестве идеальной моде-
ли художественного творчества. И не секрет, что
эстетическая мысль достигала наиболее плодо-
творных результатов именно там, где существова-
ла тесная связь, взаимопроникновение эстетики и
искусствознания. Об этом свидетельствуют такие
шедевры эстетической и в то же время искусство-
ведческой мысли, как «Поэтика» Аристотеля,
«История искусства древности» Винкельмана,
«Лаокоон» Лессинга.

Однако далеко не всегда отношения между ис-
кусствознанием и эстетикой складывались гармо-
нично и непротиворечиво. Противоречия, антаго-

9

низмы и внутренние конфликты порой приводили
даже к разрыву между ними. Эти конфликты отри-
цательно сказывались как на развитии эстетики,
так и искусствознания. Эстетика, оторванная от ис-
кусствознания, тогда превращалась в абстрактную,
лишенную исторической полноты и конкретности
дисциплину, а искусствознание без связи с эстети-
кой приобретало черты эклектизма.

Наиболее выдающиеся теоретики, в частности
такие мыслители прошлого, как Аристотель, Ари-
стоксен, Витрувий, Дюрер, Винкельман, Дидро и
др., были одновременно и эстетиками, и теоре-
тиками искусства. Противоречия, существовав-
шие между эстетикой и искусствознанием, не
всегда могли быть преодолены усилиями отдель-
ных выдающихся мыслителей. В некоторые
эпохи конфликт между эстетикой и искусствоз-
нанием оказывался принципиально непреодо-
лимым.

Нельзя сказать, что антагонизм между эсте-
тикой и искусствознанием окончательно преодолен
в наше время. Усилия советских эстетиков и ис-
кусствоведов направлены на сближение этих
смежных дисциплин. Но очевидно, это трудный
процесс, который не может быть осуществлен в
короткое время.

Что же может дать союз эстетики и искусство-
знания? Прежде всего этот союз всегда был пло-
дотворен для эстетики, так как он наполнял эсте-
тику богатством конкретного знания об искусстве.
Такова, например, «Эстетика» Гегеля. Кроме того,
этот союз был плодотворен и для искусствознания,
особенно в том случае, когда оно ориентирова-
лось на передовую, гуманистическую эстетику.
Именно от эстетики искусствознание получило
определенный логический аппарат исследова-
ния, которым пользуются при анализе произ-
ведений искусства,—иначе говоря, определенные
эстетические и художественные категории, опреде-
ленные методы и приемы исследования. Эстетика
влияет не только на анализ и интерпретацию от-
дельных видов искусства, но и на понимание ис-
тории искусства и методы ее изучения.

10

Марксистско-ленинская эстетика рассматривает историю искусства и художественного разви-
тия человечества как закономерный и познавае-
мый процесс. Вместе с тем история эстетической
мысли, изучаемая с позиций диалектического и
исторического материализма, сама является ору-
дием этого познания. Она помогает понять исто-
рию художественного развития как закономерный
процесс, в котором существует момент преемст-
венности, поступательного движения человека к
познанию законов творчества «по законам красо-
ты».

В этом отношении марксистско-ленинская эсте-
тика противостоит ряду направлений современной
буржуазной эстетики, представители которых
стремятся доказать, что каждое произведение ис-
кусства— замкнутая и непознаваемая монада и
поэтому история искусства — это бесконечное мно-
жество уникальных и неповторимых явлений, ме-
жду собой никак не связанных.

В противоположность этому марксистско-ле-
нинская эстетика рассматривает развитие искусст-
ва как закономерный процесс развития, раскры-
вает в истории искусства диалектику общего и от-
дельного.

Изучение истории эстетической мысли нача-
лось фактически с момента возникновения самой
эстетики. Уже у античных авторов мы находим
попытки систематизировать взгляды предшествен-
ников в области эстетической теории, критически
оценить эстетические идеи своих противников.
В дальнейшем с развитием эстетики эти экскурсы в
историю науки становились более самостоятель-
ными, им посвящались специальные введения,
предваряющие эстетические трактаты. Классиче-
ским образцом такого рода анализа истории эсте-
тических идей является, например, знаменитое Вве-
дение к «Лекциям по эстетике» Гегеля.

Что касается специальных работ по истории эс-
тетической мысли, то они появляются лишь с се-
редины прошлого столетия, когда потребовалось
обобщить и систематизировать тот огромный исто-
рический материал, который накопила к этому вре-

11

мени эстетика. Первым сочинением по истории эс-
тетики была работа профессора Пражского
университета Р. Циммермана «История эстетики как
философская наука», вышедшая в Вене в 1858 г.
Это исследование состояло из трех книг. В первой
рассматривалась античная эстетика: учение софи-
стов, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина и Ав-
густина. Во второй книге Циммерман прослеживал
развитие эстетической мысли XVIII в., выделяя
главным образом эстетику Германии, Англии и
Франции. Наконец, в третьей книге Циммерман
анализировал эстетику немецкого классического
идеализма: Канта, Гердера, Шиллера, Шеллинга,
Зольгера, Гегеля, Руге, Фишера и др.

«История эстетики» Циммермана не была лише-
на существенных недостатков. В ней отсутствовало
освещение не только отдельных стран, но и целых
эпох, в частности эстетики средних веков, Возро-
ждения, XVII в. Она не была совершенна и в мето-
дологическом отношении. Как и большинство бур-
жуазных исследователей, Циммерман пытался до-
казать, например, что история эстетики отличается
от истории философии принципиальной незавер-
шенностью и фрагментарностью. «С III по
XVIII в.,—писал Циммерман, обосновывая струк-
туру своей работы,—история философии красоты
и искусства представляет собой не что иное, как ог-
ромный пробел» (239, 147).

Недостатки сочинения Циммермана во многом
искупаются тем, что оно было фактически первой
работой, положившей начало историко-эстетиче-
ским исследованиям. Вслед за его работой появил-
ся целый ряд исследований в этой области. В 1872г.
была опубликована «Критическая история эстети-
ки» М. Шаслера, которая во многом продолжала
исследование, начатое Циммерманом. Шаслер при-
мыкал к неогегельянской школе (не случайно его
работа посвящена гегельянцу К. Розенкранцу).
Для философской позиции Шаслера характерно
стремление дополнить рационализм философии Ге-
геля иррационализмом новейшей философии. Имен-
но поэтому в предисловии к своей книге Шаслер
говорит, что «пропасть между мыслью и словом,

12

понятием и смыслом преодолевается только через
интуитивное познание» (220, VIII).

Вместе с тем для Шаслера характерна попытка
расширить систему эстетических категорий, вывести
историю эстетики за пределы одной только «фило-
софии прекрасного» и включить в нее категорию
безобразного. «Введение безобразного как негатив-
ного элемента прекрасного, имманентного абстрак-
тной красоте, в эстетическую систему является но-
вой точкой зрения, которая отделяет мою эстетику
от всех предшествующих» (там же, IX).

По своему содержанию «Критическая история
эстетики» Шаслера распадается на две части. Пер-
вая— это эстетика античного мира: Платон, Ари-
стотель, послеаристотелевская школа, куда вклю-
чаются припатетики, стоики, эпикурейцы, эклектики
(Цицерон и Плутарх), риторики (Деметрий,
Квинтилиан). К поздней античности Шаслер отно-
сит Филострата, Лонгина, Плотина и Августина.
Во второй части своей работы Шаслер характери-
зует английскую эстетику (Шефтсбери, Хом, Бёрк,
Хогарт), эстетику Франции (Баттё, Дидро, Кузен),
немецкую эстетику (Лейбниц, Вольф, Баумгартен,
Зульцер, Мендельсон, Гердер, Гёте), эстетику Ита-
лии и Голландии.

Вслед за Циммерманом Шаслер обосновывает
идею о незавершенности и фрагментарности исто-
рии эстетической мысли. По его мнению, разрывы
в его собственном историческом исследовании не
случайны, а вполне закономерны. «Зияющая щель
в 5 веков между философскими теориями Платона
и Аристотеля, с одной стороны, и Плотином — с
другой, может показаться случайностью. Но после
Плотина и близких ему по времени философов, та-
ких, как Лонгин, Августин и другие, следует уже
не пять, а пятнадцать веков, в которых нет никако-
го следа научного интереса к миру красоты и искусства» (там же, 253).

Таким образом, в изложении Шаслера, так же
как и его предшественника Циммермана, история
эстетики оказывается не целостной системой, а со-
вокупностью фрагментарных идей и мнений, высказанных мыслителями прошлого,

13

В Германии появляется ряд исследований по
истории эстетики. Среди них — исследования Э. Гар-
тмана «Немецкая эстетика, начиная с Канта»
(1886), Р. Зоммера «Основы истории немецкой
психологии и эстетики, начиная с Вольфа — Баум-
гартена и кончая Кантом — Шиллером» (1892),
Г. Лотце «История эстетики в Германии» (1868),
Г. Шпитцера «История эстетики и философии ис-
кусства» (1914) и др.

Эти работы значительно расширили историче-
ские и географические границы исследования исто-
рии эстетики. Вместе с тем накопление фактологи-
ческого материала требовало новых методов исто-
рико-эстетического анализа. Биографический метод
исследования и изложения истории эстетики, кото-
рый использовался в первых исследованиях, ока-
зался уже недостаточным. Новые потребности и
тенденции получили отражение в «Истории эстети-
ки» (1892) известного английского философа Б. Бо-
занкета, который хотел возродить гегелевскую фи-
лософию в Англии.

Прежде всего Бозанкет попытался отказаться от
попыток изобразить историю эстетики как историю
биографии отдельных философов и их частных мне-
ний. Не случайно в предисловии к своему исследо-
ванию Бозанкет писал: «Я вижу свою задачу в том,
чтобы написать историю эстетики, а не историю
эстетиков... Поэтому в первую очередь я заботился
о такой структуре исследования, которая позволяла
бы представить определенную совокупность идей,
а уже потом говорить о месте и индивидуальных
заслугах тех авторов, с которыми я имел дело»
(166, IX—X). Отказываясь от чисто биографическо-
го принципа построения истории эстетики, Бозан-
кет предложил дополнить его историко-проблемным
методом. Поэтому в его «Истории эстетики» при-
водятся не только данные об отдельных мыслите-
лях и их учениях, но дается освещение отдельных
проблем и понятий истории эстетики.

Так, уже в первых главах своего исследования,
предваряя характеристику античных школ, Бозан-
кет приводит различные определения красоты, ана-
лизирует отношения красоты в искусстве и красоты

14

в природе и, наконец, говорит о соотношении эсте-
тики и истории искусства. Характеризуя античную
эстетику, Бозанкет выделяет три принципа, кото-
рые, по его мнению, лежали в основе греческой те-
ории искусства и эстетики: моральный, метафизи-
ческий и эстетический. В «Истории эстетики» Бо-
занкета впервые появляются разделы об эстетике
досократиков, пифагорейцев. В ней дается доволь-
но обстоятельное освещение эстетики эллинизма, в
особенности учения стоиков, эпикурейцев и нео-
платоников. Специальный раздел посвящен эстети-
ке средних веков, где анализируются эстетические
учения Иоанна Скота Эриугены, Фомы Аквинского
и Абеляра. Правда, у Бозанкета отсутствует раз-
дел, посвященный эстетике Возрождения, и все
многообразие эстетической мысли этого времени
сводится к единственной теме «Сравнение Данте и
Шекспира». Более полно представлена эстетика
Нового времени, где анализируется эстетическая
мысль XVIII в. (Бёрк, Хогарт, Готшед, Лессинг,
Винкельман). Специальный раздел посвящен эс-
тетике объективного идеализма в Германии после
Гегеля (Зольгер, Розенкранц, Шаслер, Гартман).

Таким образом, для своего времени «История
эстетики» Бозанкета носила новаторский характер.
Она расширяла границы исторического исследова-
ния искусства и, что самое главное, вносила в исто-
рико-эстетическое исследование новые методоло-
гические принципы, в результате чего история эсте-
тики оказывалась историей не только биографий
отдельных мыслителей, но и важных эстетических
проблем.

Значительный вклад в изучение истории эсте-
тической мысли внесли русские исследователи.
Одной из первых работ, содержащих обзор исто-
рии эстетических учений, было исследование ма-
гистра Московского университета И. Н. Среднего-
Камышева «О различных мнениях об изящном»
(1829), в которой рассматриваются эстетические
учения от античности до XIX в. Вслед за этой ра-
ботой появляются исследования профессора Харь-
ковского университета И. Я. Кронеберга «Истори-
ческий взгляд на эстетику» (1830) и «Материалы

15

по истории эстетики» (1831). Основу этих работ
составляет главным образом немецкая эстетика
(Баумгартен, Мендельсон, Винкельман, Зульцер,
Кант, Шиллер), хотя Кронеберг еще ничего не го-
ворит об эстетике Гегеля.

В 1913 г. выходит в свет «История эстетических
учений» А. М. Миронова, представляющая собой кон-
спект лекций, прочитанных в Казанском универси-
тете. Вслед за ней публикуется работа Н. В. Сам-
сонова «История эстетических учений» (1915),
содержащая довольно большой исторический ма-
териал. Помимо античной эстетики в ней освеща-
ется эстетика средневековья (Августин, Бонавенту-
ра, Фома Аквинский), Возрождения, эстетические
учения XVIII и XIX вв. Завершенный очерк по
истории европейской эстетики был написан Е.Анич-
ковым (11). В целом по уровню информативно-
сти, широте исторического охвата русские иссле-
дования по истории эстетики отнюдь не уступали
указанным работам зарубежных философов.

Расширение фронта работ по истории эстетики,
начавшееся по сути дела во всех европейских
странах, привело в конце концов к изменению и
усложнению методологии исследования. В резуль-
тате появились работы, в которых историко-эсте-
тический процесс рассматривается на основе ново-
го эстетического принципа — категориального.
В книге известного теоретика и историка искус-
ства Э. Пановского «Идея. История понятий ста-
рой теории искусства» (1924) и в «Истории эсте-
тики» Э. Утитца (1932) история эстетики предстает
как история определенных эстетических понятий и
категорий. На большом историческом материале
Пановский рассматривает, как, начиная с антич-
ности и кончая Ренессансом и теорией маньеризма,
развивалось и изменялось понятие «мимесиса»
(см. 210). В работе Утитца рассматривается ряд
эстетических понятий: «подражание», «катарсис»,
«форма», «единство во многообразии», «вчувство-
вание» и т. д. (234).

Попытка исследования истории основных поня-
тий и категорий эстетики на основе марксистско-
ленинской методологии предпринята А. Ф. Лосе-

16

вым и В. П. Шестаковым в книге «История эстети-
ческих категорий» (1965), где исследуется истори-
ческое развитие таких категорий, как «идеал»,
«прекрасное», «гармония», «мера», «вкус», «гра-
ция», «подражание», «аллегория», «ирония», «гро-
теск» и др. Наряду с изложением исторического
материала авторы ставили перед собой и проблемы
методологического характера, задачу выявления
новых приемов и методов анализа истории эстетики
как развивающейся системы понятий и категорий.

Параллельно с усложнением и развитием ме-
тодологии расширялись границы эстетического ис-
следования, исчезали «темные пятна» в истории
эстетики, В 1946 г. вышла трехтомная работа Э. де
Брюина «Очерки средневековой эстетики»: первый
том — от Боэция до Скота Эриугены, второй — эс-
тетика романской эпохи и третий — эстетика XIII в.
(см. 168. 169). Появились работы, посвященные
эстетическим концепциям Византии, в частности
«Эстетический подход к византийскому искусству»
П. Михелиса (1946) и «Византийская эстетика»
Дж. Мэтью (1963). Все чаще в обзоры мировой
эстетики включаются все новые периоды и стра-
ны. В этом отношении показательна «История эс-
тетики» французского исследователя Р. Байе
(1961), который наряду с традиционными разде-
лами об эстетической мысли Германии, Англии,
Франции включил в книгу и эстетические теории
России (см. 163).

Несмотря на то что в работах по истории эс-
тетики, издаваемых за рубежом, содержится боль-
шой фактологический материал, им, так же как
и вообще всем буржуазным исследованиям, свой-
ственны недостатки, характерные для методологии
буржуазной философии: объективизм, идеалисти-
ческое понимание истории, эклектизм. Такой харак-
тер носит, например, изданная на русском языке
«История эстетики» Г. Куна и К. Гилберт. Несом-
ненно, это фундаментальная работа, содержащая
огромное количество фактов. Но вместе с тем ав-
торы стоят на позициях буржуазного объективизма,
игнорируют материалистическую традицию в исто-
рии эстетики, искусственно выдвигают идеалисти-


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   152

Похожие:

Исследование истории эстетических учений iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Исследование истории эстетических учений iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Исследование истории эстетических учений iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Исследование истории эстетических учений iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Исследование истории эстетических учений iconТесты по Истории экономических учений
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья
Исследование истории эстетических учений iconI. Предмет, метод и структура курса истории
Почему изучают историю экономических учений 8 о структуре курса истории экономических учений 8
Исследование истории эстетических учений iconИстория экономических учений учебно
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников, изучающих курс истории экономических учений, составлено в соответствии...
Исследование истории эстетических учений iconПримерная программа наименование дисциплины История экономических учений
...
Исследование истории эстетических учений icon«Вопросы экономики» по проблемам экономической теории, истории экономики и истории экономических учений
Материалы журнала «Вопросы экономики» за предшествующие годы, расписанные на карточках по темам программ курсов «Экономическая теория»,...
Исследование истории эстетических учений iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ специальность 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Принята на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол №15 от 2 июля 2008 г.
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница