Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области




Скачать 278.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области
страница1/3
Дата15.10.2012
Размер278.34 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

к проекту распоряжения Правительства Астраханской области

«О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»


Проект распоряжения Правительства Астраханской области «О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» подготовлен в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, а также задачами обозначенными в проекте Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России (на 2012-2020 гг.)", которая должна войти составной частью в Государственную программу «Охрана окружающей среды», разрабатываемую Минприроды России.

Основными целями программы является обеспечение экологически безопасным и экономически эффективным обращением с отходами на территории Астраханской области, выполнение работ и реализации мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды отходами, создание (строительство) производственных объектов, формирующих региональную индустрию переработки, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов, создание условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру.

Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения вопросов, направленных на кардинальное улучшение комплексного управления региональными отходами необходимо разработать и утвердить комплексную целевую программу «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года».

Принятие данного проекта распоряжения не потребует дополнительного выделения средств из бюджета Астраханской области, а также внесения изменений в нормативные правовые акты Астраханской области.


Министр

жилищно-коммунального хозяйства

Астраханской области В.А. Яковлев


О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»


В целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области:

  1. Одобрить и утвердить концепцию комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (прилагается).

  2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

  3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) в срок до 01.07.2011 разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области комплексную целевую программу «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года».

  4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

  5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.




Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением

Правительства

Астраханской области

от №


Концепция

комплексной целевой программы

«Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»


1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Астраханской области.

Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, ухудшение качества окружающей среды.

Как в городе Астрахани, так и в муниципальных образованиях Астраханской области в течение многих десятилетий при интенсивном развитии экономики воздействие на окружающую среду не учитывалось, в связи, с чем накопилось много нерешенных проблем. К ним относятся интенсивное загрязнение водоемов, загрязнение воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений.

Состояние окружающей среды в регионе остается напряженным, а уровень загрязнения – высоким.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе связана с отсутствием мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов, отсутствием современных очистных сооружений, а также с низким уровнем природных процессов самоочищения окружающей среды.

В настоящее время в Астраханской области вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) осуществляется в основном на санкционированные свалки, которые не имеют комплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Из 5 имеющихся в области полигонов для захоронения ТБО отвечают санитарным правилам только 2.

Кроме того, на территории Астраханской области действуют 146 зарегистрированные в установленном порядке санкционированные свалки ТБО и 131 несанкционированная свалка.

Сортировка мусора или селективный сбор ТБО в регионе не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации/переработки отходов в Астраханской области не развита.

В Астраханской области возрастает рост промышленного производства, улучшается социальная база населения области, что способствует значительному росту отходов производства и потребления. Все эти составляющие приводят к проблемам безопасного сбора, хранения, утилизации и переработки отходов производства и потребления.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:

- накопленные проблемы предшествующих периодов – имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.

Отсутствие цивилизованного решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Астраханской области, негативно влияет на здоровье жителей и природоохранную обстановку уникальных рекреационных территорий региона.

Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в области с обращениями отходов, можно путем реализации мероприятий комплексной целевой программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на стабилизацию сложившейся ситуации в области обращения с производственными и бытовыми отходами на региональном уровне.

Кроме того, данная программа является социально значимой, так как способна улучшить экологическое состояние окружающей среды.

Одним из направлений стабилизации ситуации в области обращения с отходами является формирование комплексного управления отходами обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области.

Вторым направлением является выполнение работ и реализация мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды муниципальными отходами.

Третье направление – это создание (строительство) производственных объектов, формирующих индустрию переработки, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Строительство новых инфраструктурных объектов принесет региону новые рабочие места, отчисление в бюджеты различных уровней, решение социальных вопросов. Новые объекты инфраструктуры создадут импульс для развития малого и среднего бизнеса, будут способствовать развитию рынка вторсырья и переработке отходов.


2.Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом


Для достижения указанных целей и выполнения задач в рамках разрабатываемой Программы предусматривается проведение мероприятий, включающих:

- решения проблем обращения с твердыми бытовыми отходами;

- утилизация биологических отходов путем комплексного подхода на региональном уровне;

- комплексный подход к утилизации медицинских отходов;

- решение вопроса обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп;

- комплексное решение вопроса обращения с образовавшимся на территории региона строительного мусора.

Решение вопроса с утилизацией жидких отходов (канализационных стоков) предусматривается в рамках комплексной целевой программы «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.06.2010 № 258-П.


2.1 Решение проблем обращения с твердыми бытовыми отходами


В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 277. Необходимо отметить, что только 53 процентов свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки – стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.

Малые свалки достаточно распространены в области, преимущественно вблизи некрупных сельских администраций, предприятий сельскохозяйственного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893,0 т отходов размещаются на территории 32,57 га, что составляет 23,13% от общей площади, занятой под размещение отходов в области. По количеству изъятой площади земельных ресурсов для размещения отходов, первенствует Ахтубинский район.

Твердые отходы, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения левобережной части г.Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию г.Астрахань, находящийся на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района. На полигон вывозятся отходы со всех районов областного центра и близлежащих населенных пунктов.

На данном полигоне накоплен самый значительный объем отходов

Полигон расположен на площади 37,05 га, из которых 2,9 га предназначено для хозяйственной деятельности.

Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принятые конструктивные решения, а именно, увеличение высоты земляного вала по периметру полигона, позволили дальнейшее его использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составил 76%.

Только в 2008 году в области произведено 395,4 тысячи тонн твердых бытовых отходов. Очистка территорий населенных пунктов низкая. Особенно напряженная обстановка в сельских муниципальных образованиях – здесь просто не хватает средств на покупку техники, необходимой для сбора и вывоза мусора. Заводов по переработке мусора в области нет. В огромных количествах на свалках скапливается пластик и полиэтилен. Утилизация мусора не производится, часть его сгорает.

Для сбора твердых бытовых отходов в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб.м) и специальные (до 12 куб.м).

Для вывоза твердых бытовых отходов используется малотоннажный (на базе автомобилей ГАЗ и ЗИЛ) и крупнотоннажный (на базе автомобилей МАЗ, КамАЗ, тракторов МТЗ) спецтранспорт. Парк спецтранспорта для сбора и вывоза коммунальных отходов в целом по области по состоянию на 30 декабря 2010 года составил 226 единиц, износ которых составляет порядка 50 процентов.

В настоящее время в Астраханской области существует свободная рыночная ниша в сфере утилизации ТБО.

Проблему утилизации отходов призван решить завод, строительство которого в 2009 году начато на территории Наримановского района.

Мощности завода и полигона должны составить 200 тыс. тн. ТБО/в год. Общая сумма для осуществления строительства составляет 694,7 млн. рублей. Предполагается, что на вновь создаваемый полигон будут вывозить только брикетированные отходы, которые не горят и не дымят, при этом в основании самого полигона будет установлена мембрана, с целью недопущения просачивания ядовитых веществ в почву.

В результате реализации проекта в г. Астрахани будет создана современная комплексная система обращения с отходами, поддерживающая все стадии движения отходов.

Внедряемая в Астрахани технология позволяет извлечь из твердых бытовых отходов (ТБО) вторичное сырье для дальнейшей переработки: бумага, картон, древесина, пенопласт, пластик, полиэтилен, стекло, ПЭТ-бутылки, текстиль, оргтехника, аккумуляторы, металл. После выделения отходов, подлежащих вторичной переработки, будут оставаться так называемые «хвосты» (некондиционные отходы).

«Хвосты», по новой технологии, будут прессовать до достижения высокой плотности в прямоугольные брикеты весом 1 100 кг в 1 куб. м. Таким образом, брикеты становятся негорючими, не пропускают атмосферные осадки и слабо пропускают воздух - в итоге многократно сокращается объем ядовитых стоков.

В основание полигона укладывается геомембрана, которая не пропускает фильтрат в почву, собирает его для дальнейшей очистки в специальной современной установке.

Брикетирование позволит в пять раз сэкономить место на полигоне и продлить срок его эксплуатации.

Срок реализации указанных инвестиционных проектов – 2 года.

Твердые бытовые отходы, образуемые населением частного сектора, туристических баз и домов отдыха, детских спортивных лагерей и иных удаленных мест лечения, отдыха и досуга . предлагается утилизировать по следующей схеме :

1) выделять места для устройства контейнерных площадок и установки контейнеров для сбора отходов, в том числе крупногабаритных;

2) вести постоянную разъяснительную работу с руководством мест отдыха и досуга о недопустимости бесконтрольного обращения с отходами и необходимости централизованного сбора и вывоза отходов с их территории;

3) организовать муниципальный контроль за санитарным состоянием мест лечения, отдыха и досуга;

4) для стимулирования установки мусорных контейнеров и заключения договоров на вывоз мусора снижать плату за землю;

5) дважды в год - весной и осенью - в определенные, заранее анонсированные дни организовывать массовый вывоз отходов с территорий лечения, отдыха и досуга.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПрограмма модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы
Правительства Астраханской области от 24. 02. 2010 n 54-П, а также стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Астраханской области
Министерством регионального развития Российской Федерации, и решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconГосударственное задание государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Инфраструктурный центр электронного правительства»
Правительства Астраханской области– министр экономического развития Астраханской области
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Правительства Астраханской области от 1 марта 2005 г. N 4-п "о министерстве здравоохранения Астраханской области"
Во исполнение Закона Астраханской области n 2/2005-оз от 02. 02. 2005 "О системе исполнительных органов государственной власти Астраханской...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Правительства Астраханской области от 6 сентября 2006 г. N 311-п "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области" (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 22 февраля 2008 г.)
Во исполнение требований Федерального закона от 12. 02. 98 N 28-фз "О гражданской обороне", постановления Правительства Астраханской...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Правительства Астраханской области
Российской Федерации до 2010 года" и постановлением Правительства Астраханской области от 23. 03. 2006 n 67-п "О концепции отраслевой...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Правительства Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 225-п "О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года"
В целях совершенствования системы здравоохранения Астраханской области Правительство Астраханской области постановляет
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Губернатора Астраханской области
Правительства Астраханской области от 30. 09. 2010 n 427-п "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconПостановление Правительства Астраханской области
Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Астраханской...
Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области iconОтраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы" (с изменениями от 24 октября 2008 г., 20 августа 2009 г., 13 апреля, 19 августа, 6 декабря 2010 г.)
Астраханской области на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 02. 07. 2007 n 257-П, а...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница