Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия»




Скачать 87.45 Kb.
НазваниеПояснительная записка факультативный курс «Общая химия»
Дата30.08.2012
Размер87.45 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.


Цель факультативного курса: систематизировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии.


Задачи:

  1. сформировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии;

  2. продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал ( в том числе и в письменном виде ), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания, а также объяснять доступные обобщения диалектико-материалистического характера;

  3. развить интеллектуальные творческие способности учащихся;

  4. развить интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.


Отбор теоретического материала произведен в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал согласно дидактическим принципам.


Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.


Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар, исследование.


Практические занятия служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.


Предполагаемые результаты обучения


Учащиеся должны знать:


- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; строение комплексных солей и их номенклатуры; влияние природы лигандов на окраску комплексных соединений; значения комплексных соединений в природе.


Учащиеся должны уметь:


- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; аллотропия; электроотрицательность; степень окисления; окислительно-восстановительный процесс; валентность, химическая связь; электролитическая диссоциация.

- определять заряд ядра, атома элемента; количество протонов, нейтронов и электронов в атоме элемента; состав изотопа; формы электронного облака s-, p-, d-, f- электронов; валентные возможности атома; вид химической связи химического соединения; геометрическое строение молекулы; энтальпию реакции; энтропию реакции; тепловой эффект реакции; изменение скорости реакции в зависимости от условий; направление смещения химического равновесия в зависимости от условий; коэффициенты при составлении ОВР; восстановитель и окислитель; реакцию среды при гидролизе солей.

- решать задачи по термохимическим уравнениям; на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению; решать расчетные задачи с использованием величин: массовая доля выхода продукта реакции, массовая доля вещества в растворе; объемная доля газа в смеси газов, решать расчетные задачи методом составления системы уравнений.


СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

( 34 часа, 1 час в неделю ).


  1. Химический элемент ( 3 ч )

  2. Строение атома ( 4 ч )

  3. Виды химической связи ( 3 ч )

  4. Строение молекул ( 2 ч )

  5. Энергетика химических реакций ( 4 ч )

  6. Скорость химических реакций ( 3 ч )

  7. Свойства основных классов неорганических веществ ( 3 ч )

  8. Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч )

  9. Электрохимические процессы (3 ч )

  10. Комплексообразование ( 4 ч )



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Да-та

Коррек-ция

Последователь-ность тем

Последовательность занятий в теме







Химический элемент ( 3 ч. )

1. Классификация химических элементов.

Семейства элементов ( на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика хи-мических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изме-нения в свете электронного строения атома.







2. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрица-тельность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.







3. Изотопы. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Семинар: Уравнения ядерных реакций.








Строение атома

( 4 ч. )


1. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое.







2. Принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням: принцип Паули, принцип минимальной энергии.Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Правило В. М. Клечковского.







3. Распределение электронов по орбиталям. Правило Хунда. Электронные и графические формулы атомов элементов. Энергетическая диаграмма атома.







4. Семинар: Составление электронных и графических формул атомов, энергетических диаграмм.







Виды химической связи ( 3 ч. )

1. Валентные возможности атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.







2. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.







3. Кристаллические решетки. Аллотропия неорганических веществ. Семинар: Составление электронных и структурных формул веществ.







Строение молекул

( 2 ч. )

1. Геометрическое строение молекул. Гибридные электронные орбитали. Виды гибридизации электронных орбиталей.







2. sp-, sp2-, sp3- гибридизация на примерах органических и неорганических веществ.







Энергетика химических реакций ( 4 ч. )

1. Энергетика химических реакций. Энтальпия. Тепловой эффект химической реакции.







2. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения.







3. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций.







4. Семинар: Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.







Скорость химических реакций ( 3 ч. )

1. Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от условий протекания. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа.







2. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Значение катализа в природе и технике.










3. Семинар: Решение расчетных задач на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению







Свойства основных классов неорганических соединений ( 3 ч. )

1. Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ. Концентрация растворов.







2. Семинар: Решение задач на применение знаний о различных выражениях концентраций растворов.







3. Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза. Исследование: Определение среды раствора.







Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч. )

1- 2. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций ( ионно-электронный метод ).







3 - 4. Классификация ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования

( самоокисления, самовосстановления). Восстановители и окислители. Влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры.







5. Семинар: Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.







Электрохимические процессы ( 3 ч. )

1. Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов.







2. Гальванические элементы. Устройство гальванического элемента Даниэля-Якоби. Устройство аккумулятора.







3. Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей.







Комплексообразова-ние ( 4 ч. )

1. Комплексные соли и их строение. Комплексный катион и анион. Номенклатура комплексных солей.







2. Образование катионных аквакомплексов и анионных гидрокомплексов алюминия, хрома (III).







3. Влияние природы лигандов на окраску комплексов. Семинар: Диссоциация комплексных солей.







4. Значение комплексных соединений в природе. Исследование: образование комплексных соединений.

Похожие:

Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconПояснительная записка к элективному курсу
Элективный курс «Биологическая роль химических элементов» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. Курс...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconПояснительная записка Данный курс включает в себя 17ч (для учащихся 9 класса, в рамках предпрофильной подготовки) и 70 часов (для учащихся 9-10 классов, как факультативный курс).
Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно- восстановительных реакции. Подтверждает основные...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература [1]. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов. (Ю. А. Ершов, В. А. Попков, А. С. Берлянд...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconФакультатив по биологии 10 класс 34 часа Эволюция органического мира Пояснительная записка
Факультативный курс «Эволюция органического мира» знакомит с современным состоянием фундаментальной области биологической науки –...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconФакультативный курс «Экологическая химия» 8-10 классы Учитель химии: Фомина Е. Л
...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconПрограмма Факультативный курс «По странам и континентам» 8 класс для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 11-летним сроком обучения
Факультативный курс «По странам и континентам» — увлекательное путешествие вокруг света с помощью книг, географических карт, современных...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconПояснительная записка 4 Примерный тематический план 7 Содержание учебного материала 8 Информационная часть 11 4 пояснительная записка общая характеристика дисциплины «Моделирование технологических процессов полиграфического производства»
«Белорусский государствен­ ный технологический университет», кандидат физико-математических наук
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Пояснительная записка факультативный курс «Общая химия» iconПояснительная записка Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
Факультативный курс «Занимательная математика» рассчитан на 34 часа в год одночасовых еженедельных занятий для учащихся 5 классов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница