Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция»




НазваниеУчебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция»
страница1/7
Дата15.10.2012
Размер0.8 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Славянский – на – Кубани государственный педагогический институт


КАФЕДРА ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Для студентов ОДО 9 семестра факультета истории и юриспруденции

по курсу “Актуальные проблемы истории»

для специальности «юриспруденция»


Разработал:

к.и.н., ст. преподаватель

Манузин Е.В.

Переутверждена на заседании

кафедры истории и

методики ее преподавания протокол № 1 от 29.08.09

Зав. кафедрой Н.Б. Акоева


Славянск – на – Кубани

2009


Пояснительная записка


    1. 1.1. Назначение дисциплины, ее место в подготовке специалиста


Изучение истории России имеет большое значение для подготовки учителя истории. Учебный план подготовки специалиста по специальности 2108 “История” рассматривает эту учебную дисциплину как ведущую. При этом ознакомление студентов с разделами курса предполагает широкое использование документальных исторических источников, монографической литературы, научной периодики, обращение к историографии основных проблем, глубокую проработку понятийного аппарата.

Центральными вопросами изучаемого курса являются формирование и оформление абсолютизма, эволюция барщинного хозяйства и капиталистического способа производства, развитие социальной структуры общества, характер и состояние освободительного движения, борьба различных тенденций во внутренней и внешней правительственной политике, развитие русской культуры. Этот курс вооружает студентов, будущих учителей истории, конкретным эмпирическим материалом для характеристики отдельных периодов русской истории, изучаемых в курсе истории России

Курс содержит необходимый материал для воспитания личности в учебном процессе. В частности, данный курс создает широкие возможности для воспитания таких качеств личности как патриотизм, толерантность, чувство долга, ответственности, эмпатии, уважения прав человека и демократических ценностей и т.д.


1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого


Усвоение программных разделов курса в их единстве поможет осуществить основную обучающую функцию – вооружение студентов системой научных знаний по истории России IX – XX вв. Важным для нас является положение о том, что задачи курса должны быть направлены на развитие социально-политической и гуманистической культуры студентов.

Студент в результате изучения курса должен знать:

- об основных процессах и событиях отечественной истории IX – XX вв., их причинах, закономерностях и особенностях;

- основные этапы эволюции монархической формы правления в России;

- обусловленность исторических событий социальными, национальными и субъективными факторами, деятельностью народа и отдельных личностей;

- основные направления внутренней и внешней политики правительства в изучаемый период;

- этапы освободительного движения в России, его характерные черты;

- развитие социально-экономической и культурной жизни России в изучаемый период;

- понятийный аппарат курса;

- основные источники для изучения истории России IX – XX вв.;

уметь:

- соотносить конкретные факты и события прошлого;

- анализировать, критически осмысливать информацию различных исторических источников, творчески использовать исторические источники, с учетом их типологии, видовой характеристики и индивидуальных особенностей;

  • творчески работать с научными исследованиями и картографическими материалами по истории России IX – XX вв.;

  • ориентироваться в многообразии взглядов на актуальные вопросы истории России изучаемого периода и обосновывать собственную позицию;

- классифицировать исторические события и явления по определенному признаку;

- обобщать имеющийся исторический материал, делать аргументированные выводы;

- применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности учителя истории;

владеть:

- диалектическим видением истории российского государства и общества в многообразии, разнонаправленности и противоречивости событий и явлений;

- основными методами исторического исследования: историко-генетическим, историко-сравнительным, историко-системным и др.;

- историческим (профессиональным) мышлением;

- элементами научной исследовательской культуры.


1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины


Учебный курс включает в себя шесть разделов, объединяющих 30 тем в пяти разделах, нацеленных на изучение истории России в хронологической последовательности. Чтение лекций осуществляется в одном семестре: 20 часов.


1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий


Учебный план предусматривает для данного курса 10 часов лекционных занятий. Большая их часть проводится в традиционной академической форме. Из инновационных форм применяются проблемная лекция и лекция-беседа. Лекция-беседа предполагает установление активной обратной связи со студентами. В процессе чтения лекции преподаватель задает вопросы обучаемым, выясняя, как они разбираются в рассматриваемых проблемах, насколько правильно понимают значение и сущность (смысл) изучаемого материала. Это позволяет преподавателю: выбрать стиль изложения с учетом восприятия изучаемого материала и ставить вопросы аудитории, направленные на активизацию ее познавательной деятельности. В процессе чтения лекции преподаватель может предложить студентам совместно сделать выводы и обобщения или сформулировать очередной тезис. В ходе лекции-беседы преподаватель предлагает студентам обменяться мнениями по спорному или неодинаково воспринимаемому вопросу. Элементы лекции-беседы могут использоваться и в ходе традиционной академической лекции.

Семинарские занятия не предусмотрены.


1.5. Методические рекомендации преподавателю


Методологическая основа курса рассматривается как система, включающая положения диалектического материализма, исторической науки, теории государства и права, педагогики, педагогической психологии(подсистемы). Это обусловливается идеей методологического комплекса, высказанной Л.Н. Боголюбовым1 в 70-х гг. ХХ в. и не утратившей актуальности сегодня.В первую подсистему входят философские категории, понятия об источниках и законах развития и преобразования мира, о методах познания общественных явлений.

В методологии исторического познания особый интерес для курса истории России представляет положение о периодизации истории (историзм, формационный и цивилизационный подходы); о соотношении общего, особенного и единичного в истории; о закономерностях и альтернативах исторического развития; о роли личности и народа в истории; всемирная и национальная (отечественная) история; о применяемых в исторической науке принципах и методах познания (в том числе новых: методах теоретической истории, гендерном подходе и др.).

Методологической ролью наделена теория государства и права, которая выясняет законы общественного развития, отраженные в истории государства и права, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденций его развития. Теория государства и права вооружает научными понятиями как содержательными образами, в которых отражены реальные процессы из жизни государства и права, причем каждое понятие фиксирует отдельные их свойства, не допуская повторения2. В системе понятий теории государства и права применительно к курсу истории России главную теоретическую и познавательную роль выполняют категории: “сущность государства”, “тип государства”, “функции государства”, “механизм государства”, “ сущность права”, “форма (источник) права” и т.д.

Важную методологическую функцию при обосновании содержания и методов преподавания истории России выполняют положения педагогической науки:

- принципы дидактики (научность, систематичность, достаточность, доступность знаний, связь теории с практикой и др.),

- теория содержания образования (в содержание образования включаются знание фактов, теорий, законов, идей, знание о способах деятельности и методах познания, оценочные знания)3,

- теория учебной деятельности (содержание и пути формирования учебной деятельности, интерес, мотивация и т.д.).

Все рассмотренные положения сводятся в единую систему, в рамках которой имеются общие точки соприкосновения и взаимодействия названных подсистем и их элементов.

Чтение курса направлено на профессиональную подготовку учителя истории. С этой целью в его рамках предусматривается углубление знаний по истории России (ч.2), совершенствование профессиональных умений и навыков, развитие профессионального (исторического) мышления, воспитание качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности педагога. При этом курс строится на основе триединства: генерации, трансляции и ассимиляции знания. Методом генерации является наука (достоверные знания в форме теорий и законов, понятий и фактов и т.д.), методом трансляции выступает учебная деятельность (саморефлексия деятельности – каркас саморазвития личности), методом ассимиляции выступает культура (социальная, профессиональная, образовательная).

Признавая значимость создания личностно-ориентированных ситуаций в рамках курса, мы пытаемся строить их в следующих направлениях:

- гносеологическом,

- аксиологическом,

- нормативном.

Основной целью гносеологического направления является целенаправленное развитие креативности (творческих способностей) студентов. Содержанием аксиологического направления является развитие у студентов моральной саморефлексии (размышление личности над собственной деятельностью). Содержание нормативного направления предопределяется назначением для человека жить в соответствии с предписаниями действующих норм. Реализация нормативного направления предполагает сосредоточение внимания преподавателя на развитии рефлексивного потенциала (ресурса) студента, т.е. способности обучаемого самостоятельно видоизменять свои программы деятельности адекватно учебно-профессиональным задачам и условиям их выполнения.

С этой целью в рамках курса органично сочетаются аудиторные занятия в виде лекций и семинаров и самостоятельной работы студентов (выполнение курсовых и дипломных работ, чтение монографической и мемуарной литературы, решение проблемно-познавательных задач и др.).


1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения

Использование компьютерных технологий по курсу предполагает включение студентов в поиск материалов в сети “Интернет”, которые позволяют углубить знания студентов по изучаемому курсу (например, сайт фирмы “Клио-софт” (http: // history. ru/hist / htm), сайт Государственной публичной исторической библиотеки и специальный справочный сайт (http://www.history./index htm) и др.). В разделе 3.3 настоящей программы указываются сайты по отдельным разделам и темам курса.

Проводится также компьютерное тестирование студентов с целью рубежного и итогового контроля знаний и для проверки остаточных знаний по курсу.


2. Тематический план учебной дисциплины

3. Содержание учебной дисциплины

3.1 Содержание курса

3.2. Содержание практических и семинарских занятий (не предусмотрено)

3.3. Содержание и виды контролируемой самостоятельной работы студентов

4. Тематика курсовых работ (не предусмотрено)

5. Тематика контрольных работ (не предусмотрено)

6. Тематика рефератов (не предусмотрено)

7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

8. Экзаменационные вопросы

9. Критерии оценки студентов на экзамене

10. Список рекомендуемой для изучения литературы (основной и дополнительной)


Рекомендации по использованию информационных технологий


Новые информационные технологии (НИТ) дают большие возможности выбора источников информации. Безусловной значимостью обладают ресурсы сети Интернет по истории России, позволяющие углубить знания студентов по изучаемому курсу (например, сайт фирмы “Клио-софт”, (http: // history. ru / hist / htm), сайт Государственной Публичной исторической библиотеки и специальный справочный сайт (http: // wwwhistory./ index htm) и др). В разделе “Организация самостоятельной работы студентов” настоящей программы указываются сайты по конкретным разделам и темам курса.

Кроме того, НИТ используются при проведении тестирования для текущей и итоговой проверки знаний студентов, а также для выяснения объема и качества остаточных знаний по курсу.


2. Тематический план по истории России




Лекция

Всего

часов

Всего ауд.

Лек.

Сем

СРС

1

2


3

4

5

Древняя Русь

Становление и развитие единого российского государства

Россия в XVII – XIX вв.

Россия в конце XIX — 40-х гг. ХХ вв.

Россия в 40-х гг. ХХ — начале XXI вв.

4


4

4

4


4

2


2

2

2


2

2


2

2

2


2




2


2

2

2


2




ИТОГО:

20

10

10

0

10



3. 1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Лекция 1. Древня Русь


Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Киевской Руси

Занятия восточных славян. Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория. Возникновение государства - закономерный результат развития славянских племен. Роль внешнего фактора в создании славянской государственности: хазары и варяги. Экономическое развитие земель. Призвание Рюрика. Его историчность. Правление Олега. Захват Киева и походы на Византию. Путь из «варяг в греки». Договор князя с племенами. Полюдье. Договоры Игоря с Византией. Восстание древлян 945 г. Князья, дружина. Княжеский домен и вотчинное землевладение. Отношения вассалитета. Сельская община. Сход. Городская община. Вече. Народное ополчение.

Административно – налоговая реформа Ольги. Крещение княгини.

Правление Святослава. Внешнеполитическая деятельность князя. Первая смута на Руси.

Приход Владимира к власти. Первая религиозная реформа 980 г. Оборона южных границ, расширение на западе. Принятие христианства. Значение этого события.

Вторая междоусобица на Руси между сыновьями Владимира. Охрана границ от печенегов. Киев- столица государства. Первый русский митрополит. Международное признание Руси. «Русская Правда»- свод законов Киевской державы. Владимир Мономах. Борьба с половцами, междоусобные войны. Съезд князей в Любече. Восстание 1113 года. Устав Владимира Мономаха. Деятельность Мстислава.

Понятие материальной и духовной культуры. Письменность, грамотность, образование. Берестяные грамоты. Литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». «Слово о законе и благодати». Русская архитектура. София Киевская. Быт и нравы жителей Древней Руси. Формирование древнерусской народности; наличие единого языка, общей территории, близости материальной и духовной культуры.


Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия

Русские княжества в период раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Непрочность внутреннего единства, аморфность Киевской Руси, наличие сепаратизма в ряде русских земель. Временное ослабление внешней опасности в начале ХII века. Оседание княжеской дружины на землю. Рост княжеского и боярского землевладения. Возникновение вотчин. Усиление эффективности местной власти. Превращение городов в местные политические центры. Стремление местных князей к обособлению от Киева. Развитие вотчинного землевладения. Эксплуатация холопов, постепенное закабаление общинников (рядовичи, закупы).

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества во второй четверти ХII в. Дальнейшее дробление их на удельные княжества.


Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Русских земель в XII-XIII веках

Развитие русских княжеств во второй половине ХII- середине ХIII в. Южные княжества. Борьба князей с боярством в Галицко - Волынском княжестве. Обособление Северо-Восточной Руси. Первые владимиро-суздальские князья. Борьба Андрея Боголюбского с боярством, оформление княжеского самовластия. Правление Всеволода Большое Гнездо. Экономические и социально-политические особенности Новгородской земли.

Культура периода феодальной раздробленности Развитие летописания и других литературных жанров. «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника». Развитие архитектуры. Прикладное искусство. Развитие иконописания. Фрески.


Монголо-татарское нашествие и иго и его последствия для русских земель

Образование державы Чингисхана. Битва на Калке и её уроки. Батыево нашествие на Северо- Восточную Русь. Завоевание южно - русских княжеств. Последствия монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Понятие «иго», татарская перепись. Установление дани. Институт баскачества. Выдача ярлыков на княжение. Поездки в Орду. Необходимость поставлять воинов в монгольскую армию. Регулярные грабительские набеги на Русь. Усиление немецкого наступления на Восток в XII веке. Организующая и направляющая роль католической церкви. Основание Риги и ордена Меченосцев. Создание Ливонского Ордена. Невская битва 1240 год. Ледовое побоище 1242 г. Александр Невский. «Житие Александра Невского». Сопротивление татарским численникам и баскакам. Восстания на Руси. Тверское восстание 1327 года. Последствия ига для русских земель. Было ли иго на Руси?

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconИнститут факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование»...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconПедагогический институт учебная
Программа предназначена для студентов 3 и 4 курсов факультета истории и юриспруденции педагогического вуза. Она разработана в соответствии...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconПроблемы истории государства и права
Рабочая программа предназначена для студентов I курса багсу, обучающихся по специальности 030501- «Юриспруденция». Учебный курс "Проблемы...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для специальности: 030501 "Юриспруденция". Для дневной формы обучения
Программа предназначена для изучения общей естественно-научной дисциплины “Информационные технологии в юриспруденции” студентами...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное право для специальности прикладная информатика в юриспруденции + юриспруденция
...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconД. В. Кузнецов Эллинистический Египет
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса отделения истории историко-филологического факультета и имеет целью помочь усвоить...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconИсториография всеобщей истории учебная
Историография всеобщей истории: учебная программа, методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины Актуальные проблемы семейного права Цикл: Направление подготовки: «030900 Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» предназначена для магистрантов юридического факультета очной формы...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconПрограмма по специальности 030501. 65 Юриспруденция и направлению 030500. 62 Бакалавр юриспруденции
Концепции современного естествознания: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Учебная программа для студентов одо 9 семестра факультета истории и юриспруденции по курсу “Актуальные проблемы истории» для специальности «юриспруденция» iconДокументоведение и документационное обеспечение управления
Учебно-методический комплекс для студентов одо и озо института истории и политических наук специальности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница