Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу




Скачать 129.89 Kb.
НазваниеПрограмма курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу
Дата15.10.2012
Размер129.89 Kb.
ТипПрограмма курса
ПРОГРАММА КУРСА

ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ”, часть 1

для студентов-заочников ФИЛИАЛОВ РГГУ

(28 часов теоретических и лабораторных занятий, контрольная работа,

дифференцированный зачет)

 

Тематический план курса

Общий психологический практикум”

РАЗДЕЛ “ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТВОРЧЕСТВО”



НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов

1

Место познавательных процессов в психике.

Методологич. принципы науч. иссл-ия – Д.С. Горбатов, Хьелл, Зиглер, О.И. Мотков

Классификация психол. методов - Л.В. Тарабакина.

Метод наблюдения – Д.С. Горбатов

Построение таблиц. Подсчеты средних, процентов, коэф-тов ранговой корреляции, коэф-та знаков Z достоверности различий. Построение диаграмм

6

2

Ощущение. Виды ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности органов чувств - А.А. Крылов. Осязание: виды и особ-сти кожных ощущений - Б.А. Сосновский. Методы измерения простр. порога кожной чувствительности: метод минимал. изменений и метод постоянных раздражителей- А.А. Крылов, с. 35-39.

Лаб. работа № 1 - Измерение простр. порога кожной чувствительности по методу минимальных изменений на тыльной стороне кисти - А.В. Петровский, с.73-74 (объяснение метода)

2

3

Восприятие. Первичный образ - А.А. Крылов,с. 52-53. Типы образов - Хольт Р., с. 51-71. Эйдетические образы - Хэйбер Р.Н., с. 72-92. Восприятие времени - Петровский А.В., с. 79-80 .

Лаб. раб. № 2 - Изучение точности воспроизведения отрезка времени в 1 секунду (Определение субъективной секунды) – модификация задания А.В. Петровского, с.80 (2 серии)

Эксперимент - сущность и этапы. Виды переменных: независимая, зависимая, промежуточная, контролируемая.

Виды гипотез.

Виды экспериментов. Планы проведения Э. Квазиэксперимент. Артефакты и способы их преодоления.

Ошибки в организации психол. иссл-ия - Д.С. Горбатов, с.16-30 .

Представление и воображение. Представление - Вторичный образ. Его особенности. Методы изучения Пр-ий: субъектив. и объектив.- по А.А. Крылову,с.79-81. Воображение – Преобразование и создание образов. Здоровое и больное воображение - книга Ц.П. Короленко и Г.В. Фроловой.

Лаб. работа № 3 - Опросник Д. Маркса “Изучение яркости-четкости Представлений”- А.А. Крылов, с.81-83.

Задачи на пространственное воображение - О.И. Мотков (книга, с. 81, 5 задач)

4

4

Внимание. Виды и Свойства. Влияние содержания инструкции на особенности внимания. Методы изучения.

Лаб. работа № 4 - 1) Распределение, точность (концентрация)внимания и работоспособность (тест Бурдона – 3 мин.) - Д.С. Горбатов, с.38-42.

2) Переключение внимания (Таблицы Шульте-Платонова-Горбова, Таблицы чисел) - А.В. Петровский, с. 58-59; О.И. Мотков (книга, с.78-79) – работа в парах.

3) Колебания внимания (фигура с обратимой перспективой) - Сосновский Б.А., с. 46-48 (объяснение метода, демонстрация фигуры “лестница-карниз”)

2

5

Память. Виды и процессы П. Закономерности запоминания материала в различных условиях (по Эббингаузу). Эффект края. Методы изучения кратковременной, произвольной и непроизвольной, опосредствованной памяти.

Лаб. работа № 5 - 1) Объем кратковрем. и долговрем. памяти на слова. 2) Объем кратковрем. памяти на числа.

3) Объем ассоциативной смысловой памяти на слова - О.И. Мотков (книга, с. 75-77).

4) Влияние образности и эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание – модификация задания Б.А. Сосновского, с. 51-54.

4) Изучение опосредствованного запоминания методом пиктограмм - А.В. Петровский, с. 91.

4

6

Мышление. Виды и процессы. Операция сравнения как основная операция М. Анализ и синтез. Проблемная ситуация. Сложность задач и закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мозг как устройство сбора информации и полуавтомати-ческого расчета статистик событий жизни (их величины, частоты появления, соотношения с другими событиями и частоты связи с ними, вероятности событий и др.). Мышление как нахождение закономерностей -эвристик - В.Н. Пушкин. Интеллект. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Лаб. работа № 6 - 1) Скорость протекания мыслительных процессов - А.В. Петровский, с.115, 149.

2) Изучение особенностей оперативного мышления (4 задачи игры “5”, О.И. Мотков (книга, с. 82-83).

3)Изучение лабильности-ригидности мышления (методика “Словесный лабиринт”) - А.А. Крылов, с. 145-147.

4) Изучение оперативного планирования (Методика “Планирование маршрутов”, 3 варианта задач - О.И. Мотков, книга, с. 83-85)

6

7

Творчество. Творческие способности и черты личности. Блокада творчества. - А.Н. Лук, В.Н. Пушкин, Д.Б. Богоявленская (ред.), В.Н. Дружинин, О.И. Мотков. Творчество и интеллект (Гетцельс, Джексон). Творчество и пол. Творчество и обучение в школе (данные Е.Е. Туник).

Задания открытого типа. Показатели креативности - В.Н. Дружинин, с. 94-125, О.И. Мотков (книга, с. 66-69).

Методики изучения творческих проявлений. Тесты Торренса и Гилфорда. Тесты для детей Е.Е. Туник (Овчарова Р.В., с.102-109).

Лаб. работа № 7 - Модификации тестов Торренса (4 задания), методика “4 скрепки” - О.И. Мотков (книга, с. 69-73, и статья в ж. “Доп. образование”)

Опросник Г. Дэвиса (О.И. Мотков - книга, с. 73-74)

Тестирование: виды тестов, способы определения надежности и валидности тестов, стандартизация методики - Д.С. Горбатов, с.52-66.

Диагностика невербального интеллекта (Матрицы Д. Равена) - О.И. Мотков (книга, приложение - демонстрация задач, объяснение метода), В.Н. Дружинин, с. 30-49.

Тест ОСТ – Опросник структуры темперамента, сокращ. вариант 64 пункта, по О.Ф. Потемкиной, с. 11-16

4

Начало части 2

“Психол. практикума”

 

ИТОГО

28

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ “Общий психологический практикум”

Часть 1 - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТВОРЧЕСТВО

  1. Методологические принципы и этапы научного исследования

  2. Классификация психологических методов

  3. Экспериментальный метод: сущность, виды переменных, виды экспериментов

  4. Планы проведения экспериментов, виды гипотез, артефакты и их преодоление

  5. Ощущение. Виды ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности органов чувств

  6. Осязание. Особенности и виды кожных ощущений

  7. Измерение пространственного порога кожной чувствительности

  8. Восприятие. Типы образов восприятия

  9. Метод изучения точности восприятия времени

  10. Представления. Их виды, связь с воображением. Методы изучения представлений и пространственного воображения

  11. Виды и свойства внимания

  12. Методы изучения переключения, концентрации и распределения, устойчивости, колебания, избирательности внимания

  13. Виды и процессы памяти

  14. Методы изучения кратковременной памяти (объем памяти на числа, слова, на бессмысленный и осмысленный материал)

  15. Изучение ассоциативной смысловой памяти

  16. Влияние эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание

  17. Изучение опосредствованного запоминания методом пиктограмм

  18. Виды и процессы мышления

  19. Метод исследования оперативного мышления

  20. Исследование вербального мышления с помощью метода “Словесный лабиринт”

  21. Изучение скорости мыслительных процессов

  22. Тестирование. Виды тестов. Определение их надежности и валидности

  23. Тестирование уровня невербального интеллекта

  24. Творческие способности и черты личности. Творчество и интеллект. Блоки творчества

  25. Показатели креативности. Методики изучения творческих проявлений

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(к курсу “Общий психологический практикум” для филиалов РГГУ)

  1. Изучение характера восприятия времени у лиц с различным темпераментом и уровнем гармоничности личности (Методика определения субъективной секунды, тест Айзенка или ОСТ В.М. Русалова, методика “Базовые стремления” О.И. Моткова)

  2. Сравнительное исследование яркости зрительных представлений у лиц мужского и женского пола с разным характерологическим статусом(Опросник Д. Маркса и личностный опросник Айзенка ТФАР)

  3. Изучение связи пространственного воображения с особенностями личности взрослых (или учащихся) (5 задач на простр. Воображ-е, методики ИТО, ДМО, Психол. культура)

  4. Сравнительное исследование особенностей памяти у учащихся мужского и женского пола (файл “Изучение памяти” на РС в папке Мотков/Методики-студентам; 4 задания – объем кратковрем. памяти на слова. на числа, ассоциатиной памяти, опосредствованной памяти)

  5. Изучение особенностей оперативного мышления учащихся (взрослых) – (методики “Планирование маршрутов” О.И. Моткова – файл в папке “Мотков/Методики-студентам” и “Скорость мыслит. Процессов” А.В. Петровского)

  6. Изучение связи особенностей оперативного мышления и уровня гармоничности психологического функционирования личности (методики “Планирование маршрутов”, “Игра 5” и “Психол. культура личности” О.И. Моткова)

  7. Изучение творческих проявлений учащихся (Творческие задания – по О.И. Моткову; 4 задания; файл в папке “Мотков/Методики-студентам” )

  8. Определение связи уровня творческих проявлений с успеваемостью и уровнем гармоничности личности (учащиеся, студенты и др. группы) (Творческие задания, методика “Личностная биография” – по О.И. Моткову; файлы в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  9. Изучение связи характеристик внимания с показателями креативности (мышления) (Тест Бурдона – 5-минутное заполнение; Красно-черная таблица; Творческие задания – 3 задания – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)  

  10. Соотношение запоминания слов с различной эмоциональной окраской с уровнем гармоничности личности (модификация методики Б. Сосновского, методика “Базовые стремления” О.И. Моткова – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  11. Исследование связи пространственного воображения с уровнем конструктивности личности(задачи на простр. воображение О.И. Моткова; методика “Лмичностная биография” его же – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  12. Связь успешности решения легких и трудных задач с уровнем гармоничности и стрессоустойчивости личности (Стрессогенная методика игры “5” - из книги О.И. Моткова; методика “Психол. культура личности” О.И. Моткова, тест Айзенка ТФАР или Шкала самооценки Спилбергера, или тест Мини-мульт Зайцева)

  13. Изучение соотношения стрессоустойчивости и гармоничности личности (тест Айзенка ТФАР или Шкала самооценки Спилбергера, или тест Мини-мульт Зайцева; “Психол. культура личности” О.И. Моткова – файлы в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  14. Изучение связи особенностей внимания с уровнем гармоничности личности (Тест Бурдона – 5-минутное заполнение; Красно-черная таблица; методика “Психол. культура личности” О.И. Моткова – соответствующий файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

Требования к контрольной работе: экспериментальная работа объемом не менее 10 страниц на РС или пишущей машинке. Группа испытуемых : не менее 12 человек (если работу делают два студента, то не менее 25 человек). Титул. Цель и задачи исследования, Гипотеза, Группа испытуемых – общие данные, Место проведения исследования, Методики исследования – с описанием основных показателей. Теоретическое введение. Подробный анализ результатов со статист. обработкой: средние, проценты, корреляции и достоверность различий. Табличное представление данных. В конце работы – Выводы и рекомендации испытуемым. Список литературы по принятым правилам – не менее 5 названий.

 

ЛИТЕРАТУРА

Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1 - 2. М.: Педагогика, 1982

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001, 383 с.(тест Амтхауэра, Р. Гарднера ШТУР, САТ, УСК, тест направленности Басса, ДДО, Томас и др.)

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: Питер, 1999

Горбатов Д.С. Практикум по психол. иссл-ию. Самара: Бахрах, 2000

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна - Вита, 1995 - 150 с.

Зрительные образы: феноменология и эксперимент (сб. переводов). Ч. 1. Душанбе, 1971,с. 264 (Арнхейм Р. Визуал. мышление. Образ и мысль. Хейбер Р. Эйдетич. образы. .Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания. И др.)

Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосиб-к, 1975

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пос. для шк. психологов. М.: ИНТОР, 1995 - 48 с. (ред. Щебланова Е.И.)

Крылов А.А., Маничев С.А.(ред.) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000 - 560 с.(Разделы: Ощущение, Восприятие, Представления и воображение, Память, Внимание, Мышление – занятия 7.2 и 7.6

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971, 280 с.

Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976, с. 144

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978, с. 128

Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Чебоксары, 1996

Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. пос. М., 1993 (96 с. + 37 с.)

Мотков О.И. Развитие творчества у детей./Ж. “Дополнит. образование”, 2000, № 4 (Творческие задания)

РС – папка “Мотков/Методики-студентам”

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993; 256 с. (тесты детского творчества Е.Е. Туник – с. 102-109)

Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б Богоявленской. М.: Мол. гвардия, 1997 - 416 с. {Статьи: Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (12 теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) - С.186-213. Рензулли Д., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения - с. 214 - 242}

Павлов И.П. О художественном и мыслительном типах людей. Из стенограммы “Среды” от 9 янв. 1935. Избр. произв. М., 1949, с. 505-506

Практич. занятия по психологии./Сост.-ред. А.В. Петровский. М., 1972

Практическая психодиагностика: методики и тесты/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 - 672 с.

Психологические иссл-ия. Практикум по общей психологии…/ Сост. Т.И. Пашукова с соавт. М. – Воронеж: МОДЭК, 1996; 177 с. (внимание, память, теппинг-тест, самооценка 2 вар., моторная проба Шварцландера на УП, проект. тест ЭАТ на эгоцентризм, Лири, опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана на волевую саморегуляцию, ОСТ 105?, Айзенк взрос.)

Психология мышления. Сб. Пер. с англ. М., 1965 (Дункер и др.)

Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1972

Психологическая диагностика детей и подростков /Ред. К.М. Гуревич и др. М., 1995 - 360 с.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 (С. 165 – Очень рано наша творческость заглушается… беспощадной критикой того, что мы делаем. С. 166- Личностно-ориентир. подход (К. Роджерс) делает акцент на роли фасилитатора, кот. обладает эмпатией, конгруэнтностью, кот. открыт новому опыту и искренен, когда он слушает на глубинном личностном уровне человека или группу и этим способствует их росту. …если создать безопасный, доверительный климат, в кот. личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам чел. и выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности)

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979 - 157 с.

(задания по изучению порога тактильной чувствительности, внимания, памяти, мышления и самооценки личности; описание простых статистических процедур)

Тарабакина Л.В. Практикум по курсу “Психология человека”. М., 1998 - 112 с.

Тесты для взрослых и детей: Сб./ Сост. Л. Джонсон и М. Дефер. М.: ГИТИС, 1994 - 347 с. Гл. 2 (Способности и таланты), Ч. III - опросники - о склонности к творчеству Холмса Д. (75 ? - с 14 лет) и ГИФТ Римма С. и Девиса Д. "Творч. наклонности школьников" (GIFT - 24 ? - 6 - 11 лет). Последний - для отбора в школы для одаренных.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. М.: МГУ 1981, с. 400 ( Дункер К., Пиаже Ж., Блейлер Э., Арнхейм Р., Брунер Д., Рубинштейн С.Л., Линдсей Г. и к., Выготский Л.С., Келер В., Трик Х., Вудвортс Р., Кун Т., Пуанкаре А., Ганнушкин П.Б., Юнг К. и др.)

Хрест. по общей психологии. Вып. 3. Субъект познания. Ред. В.В. Петухов. М.: РПО, 1998, 515 с. (с.4 – Хольт Р.; с. 57 – Л.С. Выготский – Эйдетика; и др.)

 

 

 

 

Похожие:

Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconСоциально-психологический практикум учебно
С69 Социально-психологический практикум: Учеб метод пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт сост. В. В. Гриценко....
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconПрактикум по истории русского литературного языка для студентов заочного отделения
Практикум по истории русского литературного языка для студентов заочного отделения филологического факультета Волгоградского государственного...
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconПрограмма курса для специальности №020100 Философия Москва 2010 Пояснительная записка Программа курса «Английский язык»
Программа курса «Английский язык» предназначена для студентов философского факультета I – V курсов дневного и вечернего отделений...
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconВ. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов
П. Практикум: Учебное пособие для студентов социально-экономического и юридического факультетов. М.: АтиСО. 2006. 159 с
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconИстория русской философии программа курса москва 2008 программа курса истории русской философии и
Курс «История русской философии» является общепрофессиональным для студентов философского факультета рггу. Предмет курса – систематическое...
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconТесты по физике часть 1
К59 Контрольные работы для студентов-заочников. Тесты по физике. Часть 1: учеб методич пособие / Е. П. Козловская, П. Ф. Шаблий....
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconУчебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1
Методические указания и программа курса для студентов, обучающихся по специальности «История»
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconУчебная программа (для студентов юридического факультета) часть 1 (Общая)
Гражданское право Российской Федерации. Часть 1 (общая). Учебная программа курса для студентов юридического факультета / Сост.: профессор,...
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconДипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы»
Практикум по теме дипломной работы (рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» для студентов 4 курса (озо,...
Программа курса “ общий психологический практикум”, часть 1 для студентов-заочников филиалов рггу iconРабочая программа курса «Современные проблемы физики»
Общий объём курса составляет 54 часа. Из них: лекции  34 часа, семинары – 6 часов, контроль самостоятельной работы студентов  4...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница