Скачать 347.21 Kb.
|
План. 1. Из истории вопроса. 2. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков. 4. Общие причины возникновения «трудновоспитуемости». 3. Современное понимание «трудновоспитуемости». Признаки и общая характеристика. 5. Общая логика и стадии проявления и закрепления «трудновоспитуемости» 6. Работа педагогов с «трудными» подростками. Педагогическая поддержка. Приёмы взаимодействия. 7. Проблема агрессивности подростков. 8. Проблема школьной дисциплины. . 1. Из истории вопроса. Проблема «трудны» подростков-школьников,- одна из сложных педагогических проблем, которая волнует не только педагогов, но и родителей, общественность, страну в целом. Термин «трудновоспитуемость» вошёл в науку в 20ые-30ые годы 20века, и в общем понимании означал невосприимчивость к педагогическому влиянию и сопротивляемость ему со стороны воспитанника. Так, Блонский П.П. писал: «…с объективной точки зрения, трудный ученик- такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик- такой ученик, с которым учителю трудно, тягостно заниматься; который требует от учителя много работы». Педагог и психолог Мясищев В.Н., определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков, перечисляет их более десятка, среди которых: -отвращение к школе; -вражда с учителем; -отсутствие всякого интереса к школьной работе; -влечение к неорганизованному досугу; -интерес к ярким впечатлениям улицы; склонность к азарту, зрелищам, и удовлетворение этой своей тяги любыми средствами; -неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их; -дезорганизация общей работы грубыми, дерзкими и циничными выходками; и пр. В.А.Сухомлинский писал: «Трудные – это не только те, кто оступился в жизни, кто встал на неправильный путь…, -это не всегда хулиганы…, - трудные- это сложная и интересная натура, иной раз неловко и больно задетая локтем в жизни. «Трудный»- это не сразу понятая, но чаще всего своеобразная личность, требующая к себе индивидуального подхода. «Трудный»- это чаще всего тот, до которого не доходят руки учителя.» Что же приводит взрослеющего подростка в категорию «трудных»? 2. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков. Проф. Мудрик А.В. считает, что в школьном возрасте,-т.е. в детстве, отрочестве и юности,- взрослеющий подросток сталкивается с определёнными опасностями, влияющими на его становление. Наиболее типичными и серьёзными источниками опасности для взрослеющего ребёнка являются: *семья, *общество сверстников, *воспитательные организации. Именно эти опасности рождают ряд индивидуальных проблем, в решении которых ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Опасности, исходящие от *семьи, порождают у ребёнка: - ощущение заброшенности, или сопротивление гиперопеке; - неприятие родителей или одного из них: либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо из-за отношениям к детям или другому родителю; - неготовность к обучению, нежелание учиться; - агрессивность к родителям и/или к окружающим: - низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; - антисоциальные и саморазрушительные способы приспособления к родителям и к жизни, друние формы компенсации. Опасности, исходящие от *общества сверстников порождают ряд вышеназванных проблем, а также: - просоциальную адаптацию в обществе сверстников; - использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников; - противоправные формы самоутверждения; - полоролевой кризис; - отвержение сверстниками, что порождает ощущение одиночества; - сексуальные и иные виды насилия. Часть этих проблем являются следствием контактов с асоциальными взрослыми. Опасности, исходящие от *воспитательных организаций как сообщества сверстников, - рождают вышеназванные проблемы, и проблемы, исходящие от специфики этих организаций. Опасности, исходящие от воспитательных организаций как учреждений, порождают проблемы: - конфликтность со взрослыми, агрессивность по отношению к ним; - агрессивное поведение в организации/учреждении; - внутриличностные конфликты, в основе которых лежит неуспех в тех или иных сферах жизнедеятельности, значимых для ребёнка или окружающих; - потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя; - отсутствие или потеря перспектив. Столкновение с этими опасностями зачастую и приводит подростка в категорию «трудных». Об этом должен знать и помнить педагог. Должен от также понимать, что на пути своего развития подросток встречается также с определёнными «рисками», которые для него самого важно прожить. Это: Физические риски. Практически каждый подросток подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску (забавы на стройках, игры на крышах и чердаках, костры и петарды, и пр.). И делают это… специально: испытывают реальный страх, преодолевают его, а потом- сладкое чувство облегчения и преодоления: доказал! Что это даёт подростку? Чувство физической опасности вызывает чувство «настоящего» себя, чувство реальности своего «Я»: «Если я могу умереть, значит Я есть!»- вот краткая формула самоутверждения, являющаяся своеобразным «топливом» его самосознания, самоощущений, его развития. Ответив себе на вопрос «А есть ли Я?», подросток дальше должен ответить на вопрос «Какой Я?». Ведь если в ситуации физического риска ты сделал что-то, то ты- такой то, а не сделал,- совсем другой. Каким то своим поступком можно похвалиться, а о каком то – лучше промолчать. Т.е. либо чем-то гордиться, либо- чего-то стыдиться. Вывод: рискованные игры, физический риск, которому подросток подвергает себя добровольно – это та цена, которую он платит за своё развитие, за «строительство» своего «Я». Социальные риски. Это риски, связанные с подростковыми сообществами и с взаимоотношениями со взрослыми. Подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самим себе. Их сообщества вырабатывают некие ценности и нормы поведения, которым нужно соответствовать. С одной стороны – это поддержка, а с другой- подчинённость группе. Негативные ценности подросткового социума могут выражаться в отрицании социально одобряемых взрослых норм (не учить уроки, не ходить в школьной форме, и пр.). Позитивные ценности могут не отрицать ценности других, но быть не всегда уместны (например, ценность юмора может приводить к высмеиванию любых ситуаций, и пр.). Отличают подростковые контактные группы и внешние поведенческие признаки (одежда, походка, сленг, и пр.). Вывод: социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям, или их отвержение,- в каждом конкретном случае являются критериями оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников. Оценка же сверстников, в силу её значимости, превращается в самооценку. И это обуславливает другие риски. Риск несоответствия. Принимая групповые ценности в качестве составной части своего идеального «Я» и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим. Например, ценностями в его группе могут быть физическая сила, спортивность, манера одеваться, фирменные кроссовки, сексуальные ценности, соответствующие анекдоты, и т.п. Исследования показывают, что приняв групповые ценности, подросток автоматически попадает в ситуацию риска: существует прямая зависимость уровня принятия себя и уровня самооценки от социометрического статуса подростка в референтной группе. Переживание несоответствия требует осознания того, в чём именно оно состоит, что в свою очередь рождает такой элемент образа «Я», как «моя черта характера». Переживания несоответствия – это одна из моделей личностного кризиса, который может быть разным по силе и по масштабу. И тогда включаются разные виды психологической защиты от этого несоответствия , которые могут стать опасными для самого подростка, если они закрепляются и в сознании, и в поведении (напр, роль шута, или дерзкой девчонки и т.п.). И только когда подросток, обретая опыт, начинает делать осознанные выборы ценностей и своего поведения, тогда это- шаг к саморазвитию. Риск выбора. Подросток оказывается перед лицом выбора в ситуациях, когда необходимо соответствовать двум или большему числу ценностей (или системам ценностей), когда внутренние критерии самооценки начинают конкурировать друг с другом, когда нужно выбирать то или иное поведение, друзей, компанию, совершать тот или иной поступок. Риск самораскрытия. Подросток становится скрытным. Это связано с открытием подростком в себе своего глубинного «Я», которое отличает его от других людей. И оно безусловно является ценностью. Раскрыться – значит предстать перед внешней оценкой. Однако при всей рискованности самораскрытия, подросток часто идёт на такой шаг. А на пороге юности самораскрытие становится одной из личностных потребностей, которая реализуется в интимной дружбе. Кроме того, самораскрытие, т.е. открытие себя другим людям, помогает человеку открыть себя себе самому. Общий итог: личностный риск является одним из необходимых условий развития и саморазвития взрослеющего подростка. Оказываясь в ситуации риска случайно или рискуя сознательно, подросток обретает опыт, необходимый для строительства своего «Я», делая своё «Я» ощутимым, настоящим. Риск также активизирует рефлексивные процессы самосознания, позволяющие подростку заниматься более осознанным и целенаправленным самостроительством. Рискуя, подросток освобождается от диктата групповых норм, других ценностей, моделей поведения и эмоционального реагирования. Он становится автономным и ответственным за своё «Я» субъектом. (Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.-Рига-Москва.: 1997. ). Однако, проживание этих рисков,- так или иначе связано с сопротивлением воспитанию, а значит, с возможностью попадания подростка в категорию «трудных». И только педагог-мастер, знающий и понимающий все опасности и риски, стоящие на пути взросления ребёнка, может помочь их обойти и с ними справиться. См. также материал о факторах (причинах) девиантного поведения в соотв.лекции. 3. Общие причины возникновения «трудновоспитуемости». Обобщим и выделим вслед за Кочетовым А.И. и Зюбиным Л.М. основные причины возникновения трудновоспитуемости. 1группа причин: недостатки семейного воспитания: - установка родителей на «золотое детство» («Всё лучшее- детям»); - переоценка истинных способностей и сил своего ребёнка («Мой ребёнок талантливее других»); - установка на то, что детство должно быть без трудностей и без постоянных обязанностей («Успеет, наработается ещё»); - ложное мнение, что главное воспитание даёт школа («Нам некогда, мы работаем, а учителя за это зарплату получают,- пусть и воспитывают»); - когда вина за все недостатки и проступки детей перекладываются на школу и на улицу («В семье плохому не научат»); - пренебрежительное отношение к окружающим, как к более низшим или никчемным, чванство и кичливость своим положением, достатком; - отношение к собственным детям как к собственности, принуждение к подчинению, рождающие страх, безволие или агрессию; либо- полное безразличие, рождающее ощущение заброшенности и ненужности, что переносится на всех взрослых, в том числе и на учителей; - отрицательные ценности семьи и отрицательные примеры поведения родителей, приводящие либо к принятию антиценностей, либо- к уходу из семьи, бродяжничеству и пр.; - неуважение к собственным детям, отказ в доверии им и их друзьям; а также- неуважение к трудностям учения и взросления; и пр. 2группа причин: возрастные и индивидуальные особенности самих детей: - возрастные особенности переходного возраста, трудности взросления и познания окружающего мира и людей (см. особенности возраста); - трудности и отклонения в поведении (упрямство, гиперактивность, замкнутость, лживость, агрессивность, грубость, воровство и пр.,). А также- возможная задержка психического развития. Всё вместе- ориентирует педагогов и родителей искать причины, выявлять мотивы, т.е пользоваться диагностикой, прибегая к помощи соответствующих специалистов; - неспособность подростков всегда правильно оценивать ситуацию и своё поведение в ней; - недостаток жизненного опыта у взрослеющих подростков, неумение предвидеть последствия своих действий и поступков; - преувеличение влияния сообщества сверстников, референтной группы; следование коллективным ценностям (которые могут быть антиценностями); - индивидуальные особенности характера и темперамента, которые могут ослаблять воспитательные воздействия, сопротивляться им. 3группа причин: неправильная, нецелесообразная работа школы, других воспитательных учреждений: - поверхностное знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - конфликтные отношения родителей и педагогов; - стремление сломать сопротивление ученика педагогическим давлением, угрозой, жалобой родителям; - злоупотребление словесными методами воздействия, неумение пользоваться активными, игровыми и коллективными методами; неумение убеждать и переубеждать без принуждения; - отсутствие единых педагогических требований; - неуважительные отношения между учащимися, а также- между учителями и учащимися; - не привлечение к коллективной деятельности в школе, способствующее уходу подростков в иные, в том числе,- уличные компании; - отсутствие в школе условий для развития способностей и удовлетворения разнообразных интересов учащихся; - антидемократичная и конфликтная атмосфера в классном и школьном коллективах; отсутствие традиций и «изюминок» в школьной жизни; - низкий профессионализм педагогов, не владеющих современными технологиями организации творческой развивающей деятельности; - отсутствие веры в ребёнка, его успех, и пр. Таковы в общих чертах причины возникновения трудновоспитуемости. Однако, нужно понимать, что нет ПРЯМОЙ зависимости между какой-либо одной причиной и о появлением отрицательных свойств личности, ведущих к сопротивлению воспитанию. Трудновоспитуемость всегда создаётся КОМПЛЕКСОМ ПРИЧИН. Перечисленное же выше- есть внешние предпосылки негативизма. К внутренним- можно отнести возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречиями между сознанием и поведением, потребностями и возможностями, между требованиями взрослых и возможностями ребёнка, и т.д. 3. Современное понимание «трудновоспитуемости». Признаки и общая характеристика. Проблема «трудных» подростков-школьников- одна из сложных педагогических проблем, которая волнует не только педагогов, но и родителей, общественность, всю страну. В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Отсюда- синомимичный термин: «трудновоспитуемость». Он означает: невосприимчивость подростка к педагогическому влиянию и активное ему сопротивление со стороны воспитанника. В словаре Ожегова С.И. под «трудновоспитуемым» понимается подросток, с трудом поддающийся воспитанию. В юридических словарях «трудное» поведение трактуется как поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В словарях по психологии- как отклоняющееся (девиантное- от deviatio=отклонение) поведение, действие, которое не соответствует тем или иным нормам, критериям, социотрадициям. В педагогической литературе «трудных» подростков называют ещё «нравственно-аномальными» (С.И.Андреев), «педагогически запущенными» (А.И.Кочетов), правонарушителями (И.А.Адемаскин), трудновоспитуемыми (А.С.Белкин). Василькова Ю.В. трактует «трудных» подростков как педагогически запущенных детей, физически здоровых, но не воспитанных и не обученных. «Они отстают от своих сверстников в учёбе, т.к.у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, зачастую бросают школу, считают себя неудачниками.» Все подобные определения имеют право на существование. Итак, «трудные» школьники- это педагогически запущенные дети, у которых: а)-не сложились правильные взаимоотношения с учителями, родителями или сверстниками; и- б)-которые не нашли своего места в школьном коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём. «Трудные» дети- это дети, «выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания». К таковым (т.е. «трудным») относятся подростки и старшеклассники, которые характеризуются: а)- определёнными отклонениями в духовно-нравственном развитии; б)- наличием закреплённых отрицательных форм поведения; в)- недисциплинированностью; г)- либо- крайней замкнутостью. Существуют различные классификации «трудновоспитуемости». Например, Умарова Э.А. выделяет: - детей с педагогической запущенностью, - детей с социальной запущенностью, - нравственно-испорченных детей. - детей с крайней социальной запущенностью. Костяшкин Э.Г. выделяет 3 группы «трудных» по типу высшей нервной деят-ти: - психоневротики; -педагогически запущенные; -с недостатками умственного развития. Зюбин Л.М. выделяет 7 групп трудновоспитуемых: - положительно ориентированные, но неустойчивые, легко попадающие под чужое влияние; - старательные, но неразвитые дети, хронически отстающие от сверстников; - пассивные, безынициативные, ленивые; - неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные; - недисциплинированные, непослушные, грубые, дезорганизаторы, нарушающие дисциплину, отрицательно влияющие на сверстников; - испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером; - импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, с трудно предсказуемым поведением, дисгармоничные. Типология «трудных» имеется в трудах А.И.Долгова, А.Г.Ковалёва, А.Б.Сахарова, Д.И.Фельдштейна и др. Остановимся на обобщённой типологии и выделим всего три основные группы «трудных» подростков: 1) «Трудные» подростки, или педагогически запущенные, трудновоспитуемые подростки, отличающиеся девиантным поведением. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть, этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Типичные проявления девиантного поведения: - демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учёбы или трудовой деятельности; - систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм; - ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; - антиобщественные действия сексуального характера; - попытки суицида. 2) Подростки-правонарушители, отличающиеся делинквентным поведением. (от delinquens =правонарушитель). Делинквентное поведение – поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушениям и асоциальным поступкам, однако- не влекущие уголовной ответственности. Типичные проявления делинквентного поведения: - агрессивно-насильственное поведение: оскорбления, побои, поджоги, садистские действия и пр., - корыстное поведение: мелкие кражи, вымогательство, угоны машин , - распространение и продажа наркотиков, и пр. Всё это приводит к деформации ценностных ориентаций, к ослаблению внутреннего контроля, к личностным изменениям. 3) Малолетние преступники, отличающиеся криминальным поведением. Криминальное поведение- противоправные проступки, нарушающие закон и ведущие к возбуждению уголовного дела по конкретным статьям уголовного кодекса. При этом, конечно, следует помнить, что дети не рождаются правонарушителями. Они становятся ими: а)под влиянием условий, в которых они живут; б)в результате недостатков и ошибок в обучении и воспитании как в семье, так и в школе, т.е. по вине родителей и педагогов; в)под влиянием отрицательной микросреды, «старших друзей» и пр. У каждой из этих трёх групп- разные причины, обстоятельства, проявления, а значит, и работать с ними нужно по-разному. Таким образом, диапазон поступков «трудных» крайне широк: от устойчивых проявлений отрицательных качеств и черт (упрямство, грубость, недисциплинированность и пр.), - до- асоциальных форм поведения и поступков. Кочетов А.И. выделяет основные признаки трудновоспитуемости: 1)- наличие эгоистической направленности личности подростка, или её крайняя неустойчивость (когда поведение ученика нередко определяют сиюминутные желания, капризы, прихоти); 2)- столкновение, конфликт положительных и негативных компонентов в структуре личности подростков (например, интерес к технике с одной стороны и склонность к воровству с другой,- могут привести к угону автомобиля, краже и пр., т.е к криминальному поведению); 3)- неадекватность поведения принятым нормам (стремление вести себя «не как все», эпатировать окружающих и пр.); 4)- наличие аномальных потребностей или аномального способа удовлетворения естественных потребностей (склонность к наркомании, токсикомании, проституции, половым извращениям); 5)- неумение и нежелание признавать свои ошибки, неспособность к самоисправлению без помощи извне; 6)- противодействие воспитательным влияниям (стремление сделать что-либо «назло» педагогу); 7)- стремление сохранить свои отрицательные привычки и нездоровый образ жизни (испытывая удовлетворение, или выражая таким образом уход от проблем); 8)- поиск оправдательных причин любого своего поступка («я не мог поступить неправильно…», «это не я…», «я не хотел, но….»). 9)- желание спрятаться за спину взрослых, или уверенность, что с их помощью всё «сойдёт с рук»; 10)- завышенная самооценка, взгляд на других «свысока», неумение считаться с другими, прислушиваться к иному мнению. Любой из этих признаков затрудняет учебно-воспитательную работу с учащимися и может стать первым шагом к т.н. трудновоспитуемости. И о таких детях сегодня всё чаще говорят: «ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации», стараясь уйти от определения «трудный». |
![]() | Урок для родителей «Психология подростков» Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние... | ![]() | Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения |
![]() | Лекция: источники химической и биологической опасности, характер формирования химической и биологической обстановки при чс, её выявление и оценка Вопросы: Источники химической и биологической опасности, характер их формирования и принцип обнаружения | ![]() | Задачи убедить подростков в важности нравственно-гигиенического поведения; способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стереотипов поведения Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой |
![]() | Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм... | ![]() | План работы методического объединения учителей биологии, географии, химии на 2011/12 учебный год Методическая тема: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития гимназии и саморазвития личности» |
![]() | Описание профессии Также этот документ предназначен для ознакомления работников с условиями труда на рабочем месте. В информационных картах перечислены... | ![]() | Создание условий для формирования у подростков мотивации к здоровому образу жизни. Новое качество образовательной системы как ожидаемый результат проекта ... |
![]() | Сегодняшней нашей встречи Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Опасности, вредные и травмирующие факторы, опасности естественного происхождения, опасности антропогенного происхождения, опасности... |