Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245




Скачать 413.43 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245
страница1/4
Дата14.10.2012
Размер413.43 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)


кафедра патологической физиологии


Утверждаю

проректор по учебной работе


профессор А.Б. Ходжаян

“___” _______________ 2012 г.

Согласовано

декан факультета


профессор Е.В. Щетинин


декан факультета

иностранных студентов

доцент С. В.Знаменская


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по патологической физиологии

для иностранных студентов

по специальности 060101 – лечебное дело


Всего часов – 245

В том числе:

Лекций – 54

Практических занятий – 108

Самостоятельных занятий - 83


Отчетность – экзамен, 6 семестр


г. Ставрополь, 2012


Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы (2003) и государственного образовательного стандарта

2-го поколения


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры патологической физиологии

“ “ _____________ 2012 года, протокол №___


Заведующий кафедрой, профессор Е.В. Щетинин


Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин

“ “ _________________ 2012 года


Председатель ЦМК, профессор А.А. Коробкеев


Организационно – методические положения

Учебная дисциплина “Патологическая физиология” изучается сту­дентами III курса лечебного факультета англоязычного отделения очной формы обучения на базе сред­него образования. Рабочая учебная программа по патологической физиологии составлена на основании требований Госу­дарственного Стандарта, предъяв­ляемым к студентам по специальности 060101 "Лечебное дело" с учётом осо­бенностей изучения дисциплины в ме­дицинской академии.

Изучение дисциплины “Патологическая физиология” проводится V-VI семестрах. Всего на учебный материал отводится 245 академических часов, аудиторных - 163 часа, в том числе: 54 часа лекций, 109 часов практи­ческих занятий и 82 часа самостоятельной подготовки. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Содержание отражает основные фундаментальные разделы и темы программы, согласно плана подготовки врача общей практики с учетом специфики работы в местности с тропическим климатом. Приоритетными направлениями при изучении предмета следует счи­тать знание причин, механизмов формирования, исходов, принципов этио­тропной и патогенетической терапии типовых патологических процессов и типовых нарушений органов и систем организма. В центре внимания находятся основные проблемы медицинской науки – сердечно-сосудистая и онкологическая патология, нарушения нервной и эндокринной систем. Ос­нову 80 % заболеваний человека составляет воспаление как типовой патоло­гический процесс, среди приоритетных направлений при изучении дисцип­лины ему уделяется особое внимание.

Учебный материал распределен между лекциями, практическими за­нятиями и самостоятельной работой студента в учебное и внеучебное время. Лекции читаются по наиболее важным проблемам патофизиологии. Преподавание ведется на английском языке. Содер­жание лекций отражает современные достижения науки и практики. К чте­нию лекций привлекаются профессора и доценты кафедры.

Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время и проведения практических занятий на основе отечественной и иностранной учебной и научной литературы разработаны пособия на английском языке со схемами, подробным описанием экспериментов и тестовыми заданиями.

На практических занятиях студенты самостоятельно под руково­дством преподавателя проводят экспериментальные исследования, протоко­лируют и анализируют полученные результаты, изучают готовые мазки крови, препараты, данные гемограмм, электрокардиограмм, результаты био­химических анализов и др., проводят патофизиологический анализ, формули­руют заключение по данным ситуационных задач.

К экспериментам студенты допускаются после ознакомления с основными требованиями, предъявляе­мыми к медико-биологическому эксперименту, которые рассматриваются на первом занятии. Студентов знакомят с приемами работы на животных и тех­никой безопасности, проведением процедур различного рода, включая ме­тоды обезболивания животных и их эвтаназии.

Продолжительность практических занятий – 3 академических часа. С целью контроля усвоения учебной дисциплины па кафедре осуще­ствляется текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний. Применяется тестовый контроль, решение ситуационных задач, проведе­ние итоговых занятий, сдача практических навыков. Студент аттестуется на каждом практическом занятии. За время обучения проводится 4 итоговых занятия. Успеваемость студентов в ходе изучения дисциплины обобщается и каждому из них определяется рейтинг успеваемости, согласно Положе­нию о рейтинговой системе оценки знаний студентов на кафедре.

Итоговая аттестация осуществляется после 6 семестра в форме экзамена. Программа и порядок проведения экзамена заблаговременно доводится до сведения студентов. Перед экзаменом проводятся консультации по гра­фику. Процедура проведения экзамена предусматривает три этапа: 1) тестовые формы контроля; 2) практические навыки; 3) устное собеседование.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому заня­тию, перечень практических навыков, тексты лекций, экзаменационные материалы, перечень информационного и материального обеспечения образова­тельного процесса. При проведении практических занятий по темам: типовые нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем использу­ется диагностическая аппаратура послед­него поколения на базе персональных компьютеров.

Учебный процесс на кафедре тесно связан с воспитанием студентов в соответствии с Концепцией воспитательной работы, принятой в академии. В ходе учебного процесса студентам прививаются навыки аккуратности, воспи­тываются дисциплинированность, обязательность, прилежание в учебе, ува­жительное отношение к сокурсникам и преподавателям, принципы деон­тологии, высокой нравственности и гражданской позиции. С учетом региона студентам прививаются навыки межнационального общения, национальной толерантности, вреде приема наркотических средств, табакокурения. Сотруд­ники кафедры читают лекции по актуальным проблемам патологии местному населению.

Ц е л и и з а д а ч и д и с ц и п л и н ы

Задачей дисциплины является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и исходов бо­лезни, патологических процессов, отдельных заболеваний, принципах их те­рапии и профилактики; обучение умению использовать полученные знания в клинике; создание методологической и методической основы клинического мышления и рационального действия врача общей практики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия общей нозологии: роль причин, условий и реактивности организма в возникновении, раз­витии и исходе болезней;

  • причины и механизмы типовых патологических процессов, их проявления и значение для организма при развитии различных заболева­ний;

  • причины, механизмы и основные (важнейшие) проявления типовых на­рушений функций органов и физиологических систем организма;

  • этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболева­ний человека, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

  • значение экспериментального метода (моделирования болезней и бо­лезненных состояний на животных) в изучении патологических процессов; его возможности, ограничения и перспективы;

  • значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.

уметь:

  • проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспе­риментальных и других данных;

  • применить полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности;

  • планировать и проводить (с соблюдением соответствующих правил) экс­перименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;

  • определять по данным ЭКГ основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда;

  • проводить анализ крови и по данным гемограммы дать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

  • дифференцировать виды гипоксий и патологические типы дыхания;

  • давать по данным анализа мочи и клиренс-тестов характеристику типо­вых нарушений функций почек;

  • дифференцировать различные виды желтух;

  • определять по данным анализа желудочного и кишечного сока типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника;

  • определять по температурной кривой тип лихорадочной реак­ции;

  • интерпретировать результаты диагностических аллергических проб;

  • обосновать принципы патогенетической терапии изучаемых наиболее распространенных заболеваний.

иметь представление:

  • об основных перспективных направлениях развития патофизиологии.

владеть:

  • расчетами величин ударного и минутного объемов сердца по формуле Старра;

  • анализом электрокардиограмм при следующих нарушениях сердеч­ного ритма: автоматизма, возбудимости, проводимости;

  • методикой определения количества эритроцитов, гемоглобина и ко­личества лейкоцитов в единице объема крови анализом гемограмм для выявления типовых нарушений красной и белой крови;

  • навыками расшифровывать анализы мочи, экскрементов, желудоч-ного сока для определения типовых нарушений органов и систем;

  • методикой для определения типов лихорадочных реакций, темпера­турных кривых, умением объяснить их особенности и охарактеризовать су­точные колебания температуры;

  • навыками по показателям газового состава крови определять тип ги­поксии.

обладать набором компетенций:

  • способность и готовность анализировать механизмы возникновения, развития, течения и прогнозировать исходы типовых патологических и про­цессов и типовых нарушений органов и систем;

  • способность и готовность планирования, проведения и анализа ре­зультатов медицинского эксперимента;

  • способность и готовность проведения патофизиологического анализа типовых форм нарушений и обоснование принципов патогенетической тера­пии;

  • способность и готовность самостоятельного проведения компьютер­ных методов: ЭКГ, спирометрии, психологического тестирования, интерпре­тация результатов и определение типовых форм нарушения данных систем;

  • способность и готовность самостоятельного проведения функцио­нальных нагрузочных проб для выявления типовых форм патологии сер­дечно-сосудистой системы;

  • способность и готовность самостоятельного проведения анализов крови, мочи, интерпретация результатов и определение вида типовой формы патологии;

  • владение методологией патофизиологического мышления, знание его общих принципов, способность в письменной и устной речи правильно (ло­гически) оформить его результаты.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература.

Раздел 1. О б щ а я н о з о л о г и я

Тема 1. Общее учение о болезни.

Основные понятия общей нозологии. Норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь). Понятие о патологи­ческом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии, типо­вом патологическом процессе. Современные представления о болезни. Пе­риоды и продолжительность болезни. Исходы. Общая этиология. Общий па­тогенез.

Тема 2. Повреждающее действие факторов внешней среды. Классификация повреждающих факторов внешней среды. Болезнетворное действие физиче­ских факторов внешней среды. Патогенное действие химиче­ских факторов на организм. Болезнетворное влияние биологических факто­ров.

Тема 3. Повреждение клетки.

Причины, общие механизмы повреждения клетки, проявления повреждения клетки. Специфические и неспецифические механизмы повреждения клетки. Реакция клетки на повреждение. Адаптивно-приспособительные механизмы защиты клеток от повреждения.

Тема 4. Реактивность организма. Стресс.

Уровни реагирования организма на повреждение. Понятие о дистрессе и бо­лезнях адаптации. Причины и механизмы развития стрессов. Реактивность и резистентность организма. Классификация реактивности. Факторы индивиду­альной реактивности. Механизмы патологической индивидуальной реактив­ности с позиций современной науки.

Тема 5. Патология наследственности.

Изменчивость наследственных признаков как основа патологии. Генетиче­ские основы гомеостаза. Этиология и патогенез наследственных болезней.

Раздел 2. Типовые патологические процессы

Тема 6. Типовые нарушения обмена веществ.

Гипогликемические и гипергликемические состояния, их виды, механизмы. Сахарный диабет I и II типа: причины, механизмы развития, патогенез основ­ных проявлений. Основные этапы нарушений белкового обмена. Положи­тельный и отрицательный азотистый баланс. Основные этапы нарушений жи­рового обмена. Ожирение, его причины и механизмы развития. Нарушения обмена холестерина. Атеросклероз, этиология и патогенез. Нарушения фос­форно-кальциевого обмена. Причины, виды, патогенез.

Тема 7. Типовые нарушения водно-солевого обмена.

Дизгидрии. Гипогидратация. Гипергидратация. Роль нарушения осмотиче­ского давления во внеклеточной жидкости. Причины, механизмы развития различных отеков. Роль общих нервных и гуморальных механизмов в разви­тии отеков. Местные механизмы в развитии отека. Нарушение обмена ионов.

Тема 8. Нарушения кислотно-основного равновесия.

Представление о буферных системах организма. Типовые нарушения ки­слотно-щелочного равновесия. Ацидозы, алкалозы, виды, этиология и пато­генез. Механизмы компенсации и декомпенсации.

Тема 9. Патофизиология периферического кровообращения

Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, стаз, тромбоз, эмболия. Их этиология и патогенез. Макро- и микроскопические признаки. Изменения и нарушения микроциркуляции при них. Последствия для организма.

Тема 10. Воспаление.

Определение. Классификация. Этиология и патогенез воспаления как типо­вого патологического процесса. Роль медиаторов воспаления. Биологическое значение воспаления. Внешние признаки воспаления и основные меха­низмы их развития у человека. Мест­ное и общее при воспалении. Тактика врача при лечении острого воспаления. Хроническое воспаление. Особенности острого и хронического воспаления.

Тема 11. Ответ острой фазы. Лихорадка.

Характеристика понятия: “Ответ острой фазы”. Медиаторы ответа острой фазы. Явления недостаточности и защитно-приспособительные реакции. Белки острой фазы. Механизмы развития ответа острой фазы.

Определение понятия “лихорадка”. Этиология. Понятие об экзогенных и эн­догенных и пирогенных веществах (первичных и вторичных). Механизмы лихорадочной реакции. Стадии. Изменения и нарушения функций органов и систем при лихорадке. Биологическое значение лихорадки. Лихорадка как компонент ответа острой фазы.

  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа по патологической физиологии по специальностям «060101 лечебное дело» И«060101- педиатрия»
Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по анатомии человека д ля специальности 060101 лечебное дело
...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по хирургии» для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 04. 01. 00 «Лечебное дело» М.,...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconПлан лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности “Лечебное дело” на V vi семестры 2011 2012 учебного года 1 лекция
План лекций по патологической анатомии для студентов III курса по специальности “Лечебное дело”
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по общей хирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» лечебного факультета и факультета иностранных учащихся кафедра общей хирургии
Рабочая учебная программа составлена на основе программы по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconПрограмма по биохимии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 277 в том числе: лекций 36 практических занятий 149 самостоятельных занятий 92 Отчетность экзамен, 4 семестр
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа по патологической физиологии бдо 2204 бакалавриат для специальности: 051103 «фармация»
А. Н. Нурмухамбетовым, доцентами Н. Н. Рыспековой, Н. В. Жуйко, ст преп. Д. М. Баймухановой на основании типовой программы по патологической...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа по внутренней медицине для студентов VI курса факультета иностранных студентов на 2012-2013 уч г. Специальность “Лечебное дело 110101
Примечание: Модуль практических навыков составляет 60% от количества часов самостоятельной роботы
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям 060101 (040100) -лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа учебной дисциплины факультетская хирургия для специальности: 060101 “ Лечебное дело ” Факультет: лечебный Кафедра: факультетской хирургии
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта для студентов высших медицинских учебных заведений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница