Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная




НазваниеИнститут факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная
страница1/4
Дата13.10.2012
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ


Факультет истории и юриспруденции

Кафедра истории России и методика ее преподавания


Учебная программа


по отечественной истории

для студентов 1 курса, обучающихся по специальности

«социально-экономическое образование»

педагогических вузов


Программу составила: Утверждена на заседании

к.и.н., старший преподаватель кафедры истории и

Заева Н.И. методики ее преподавания

Протокол № 1 от 30.08.07


Зав. кафедрой____________


Славянск-на-Кубани

2007


1. Пояснительная записка


1.1. Назначение дисциплины ее место в системе подготовки специалиста

Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование» педагогических вузов. Она призвана оказать помощь в изучении истории России с древнейших времен до 1613 года в связи с новыми подходами и освещению некоторых сторон исторического процесса и появлением новых ранее неизвестных исторических источников.

В основу рабочей программы положен следующий замысел:

взгляд на исторический процесс как на сложное социально-экономическое и политическое явление;

характеристика видных государственных и общественных деятелей, которые внесли существенный вклад в развитие России;

требование жизни о возрождении лучших традиций и культуры россиян;

введение дополнительных источников и литературы по темам курса истории Отечества;

задача подготовки учителя истории, глубоко знающего курс науки и умеющего его раскрыть в необходимом методическом варианте.


1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого:

Студент должен знать:

  1. Место истории в системе гуманитарного знания.

  2. Основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей.

  3. Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, основных закономерностях и направлении развития истории человечества

Студент должен уметь:

Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.

Иметь представления об источниках исторического знания и приёмах работы с ними.

Получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению общей эрудиции; способность понять и объективно оценить достижения культуры; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.


1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины:

На первой лекции курса излагаются цели и задачи предмета, объект изучения. Далее, в проблемно-хронологическом порядке излагается материал по истории страны до 1613 года. На семинарских занятиях студенты более глубоко вникают в содержание предложенных тем, обсуждают дискуссионные вопросы. Домашняя самостоятельная работа помогает закреплять полученные знания.

Промежуточный контроль проводится в ходе тестирования. Итоговый в форме экзаменов в I и II семестрах.


1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий

Основная форма занятий – лекционная. Преподаватель и использует карты, схемы, видеофильмы. Лекции носят проблемный характер, требуя активной мыслительной деятельности от студентов.

Следующая традиционная форма занятий – семинар, когда студенты готовятся по предложенным им вопросам и литературе.

Рекомендуется проводить «круглые столы», дискуссии, конференции, побуждая студентов высказывать свое мнение, слушать чужое. Полезно заслушивать сообщения студентов по отдельным темам с их последующим обсуждением.

Очень эффективным методом работы является лабораторное занятие, на котором студенты работают с историческими источниками по новому материалу. Это будет способствовать выработки у них собственной точки зрения на исторический процесс


1.5. Методические рекомендации преподавателю

Так как основной формой занятий является лекционная, необходимо серьезно подходить к написанию конспекта своей лекции. Он должен быть написанию компонента своей лекции

Он должен быть написан простым, доступным языком на основе современных достижений неисторической науки, с использованием соответствующей исторической терминологии. Без конспекта (или тестов) лекцию проводить не рекомендуется.

Преподавателю необходимо посещать лекции ведущих специалистов, отмечая для себя все положительные моменты. Главным условием повышения уровня лекционных занятий является работа преподавателя по самообразованию.

Важными формами работы являются семинары, лабораторные занятия, «круглые столы», конференции. Необходимо, чтобы у студентов были планы занятий и литература по теме. Рекомендуется использовать хрестоматии, схемы, таблицы, настенные карты.

Контроль знаний студентов надо проводить систематически. Это могут быть конспекты первоисточников, коллоквиумы по монографиям или статьям ученых, тестирование, экзамен.


1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет» для закрепления навыков по поиску информации и получению новых сведений по изучаемым темам курса.

2. Тематический план учебной дисциплины


Отечественная история с древнейших времён до 1613 года


Тема

Всего

часов

Лекции

Семи-

нары

Сам

раб.

1. История в системе гуманитарного образования

1. Предмет и методы исторической науки

2. Исторические источники и историография.



6


6




2


2






4


4


2. Древнерусское государство

1 Образование Древнерусского государства

2. Развитие Киевской Руси в IX – X веках

3. Правление Владимира Великого

4. Эпоха Ярослава Мудрого.

5. Русские земли во второй половине X – первой трети XII века

6. Культура Киевской Руси


6

8

10

8


8

6



2

2

2

2


2

2



2

4

2


2



4

4

4

4


4

4


3. Феодальная раздробленность на Руси XII – начала XIII века.

1. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности

2. Монголо-татарское нашествие и установление монгольского ига на Руси




6


8



2


2



2


2



4


4

4. Образования централизованного государства

1. Возвышение Московского княжества

2. Феодальная война на Руси

3. Объединение русских земель в XV – первой трети XVI вв.

4. Внутренняя политика Ивана III

5. Русские земли в первой четверти XVI вв.

6. Внешняя политика Русского государства в XV – первой трети XVI века

7. Русская культура XIV – первой трети XVI века

8. Начало правления Ивана IV Грозного

9. Реформы Ивана IV

10. Опричная политика Ивана IV

11. Внешняя политика Русского государства в XVI веке

12. Русская культура XVI века



8

6


8

8

6


8


6

6

8

8


8

6



2

2


2

2

2


2


2

2

2

2


2

2



2


2


2

2


4

2



4

4


4

4

4


4


4

4

4

4


4

4


5. Россия в конце XVI века - начале XVII века

1. Правление Бориса Годунова

2. Смутное время на Руси

3. Окончание Смутного времени


ИТОГО ПО КУРСУ




8

8

6


174



2

2

2


50



2

2


32



4

4

4


92



3. Содержание учебной дисциплины


3.1. Содержание учебного материала


Тема 1. История в системе гуманитарного образования


Лекция 1. Предмет и методы исторической науки

История - наиболее общая наука, позволяющая разобраться в вопросах развития общества. Воспитание соц. памяти, патриотизма, гражданственности. Предмет истории. Типология методов. Комплексный подход к изучению темы. Принцип объективности. Историзм.


Лекция 2. Исторические источники и историография

Понятие «источники» знаний. Их виды и типы. Государственно-правовые документы. Документы внешнеполитического характера. Хозяйственные документы. Летописи. Хроники. Сочинения современников. Российские историки о событиях прошлого.


Тема 2. Древнерусское государство


Лекция 1. Образование Древнерусского государства

Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория. Возникновение государства - закономерный результат развития славянских племен. Разложение родоплеменного строя, появление соседских общин, смена родовых связей территориальными. Усложнение отношений между людьми. Непригодность родовых регуляторов отношений в обществе. Возникновение потребности в создании новых норм и правил общежития.

Участие славян в «Великом переселении народов». Походы на Византию за добычей. Выделение князей и дружинников. Возникновение племенных союзов. Постепенное огосударствление княжеской власти. Роль внешнего фактора в создании славянской государственности: хазары и варяги. Главные центры государственности славян Восточной Европы: Киев (поляне), Новгород (словене). Первоначальные функции государства - военная и судебная.


Лекция 2. Развитие Киевской Руси в IX –X веках

Экономическое развитие земель. Призвание Рюрика. Его историчность. Правление Олега. Захват Киева и походы на Византию. Путь из «варяг в греки». Договор князя с племенами. Полюдье. Договоры Игоря с Византией. Восстание древлян 945 г. Князья, дружина. Княжеский домен и вотчинное землевладение. Отношения вассалитета. Сельская община. Сход. Городская община. Вече. Народное ополчение. Административно – налоговая реформа Ольги. Крещение княгини.

Правление Святослава. Внешнеполитическая деятельность князя. Первая смута на Руси.


Лекция 3. Правление Владимира Великого

Приход Владимира к власти. Первая религиозная реформа 980 г. Оборона южных границ, расширение на западе. Принятие христианства. Значение этого события.


Лекция 4. Эпоха Ярослава Мудрого.

Вторая междоусобица на Руси между сыновьями Владимира. Охрана границ от печенегов. Киев- столица государства. Первый русский митрополит. Международное признание Руси. «Русская Правда»- свод законов Киевской державы.


Лекция 5. Русские земли во второй половине XI – первой трети XII века

Владимир Мономах. Борьба с половцами, междоусобные войны. Съезд князей в Любече. Восстание 1113 года. Устав Владимира Мономаха. Деятельность Мстислава.


Лекция 6. Культура Киевской Руси

Понятие материальной и духовной культуры. Письменность, грамотность, образование. Берестяные грамоты. Литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». «Слово о законе и благодати». Русская архитектура. София Киевская. Быт и нравы жителей Древней Руси. Формирование древнерусской народности; наличие единого языка, общей территории, близости материальной и духовной культуры.


Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси в XII – начале XIII века


Лекция 1. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества во второй четверти ХII в. Дальнейшее дробление их на удельные княжества.

Развитие русских княжеств во второй половине ХII- середине ХIII в. Южные княжества. Борьба князей с боярством в Галицко - Волынском княжестве. Обособление Северо-Восточной Руси. Первые владимиро-суздальские князья. Борьба Андрея Боголюбского с боярством, оформление княжеского самовластия. Правление Всеволода Большое Гнездо. Экономические и социально-политические особенности Новгородской земли.

Культура периода феодальной раздробленности Развитие летописания и других литературных жанров. «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника». Развитие архитектуры. Прикладное искусство. Развитие иконописания. Фрески.


Лекция 2. Монголо-татарское нашествие и установление монгольского ига на Руси

Образование державы Чингисхана. Покорение соседних народов. Вторжение монголов в Китай. Завоевательные походы монгольских туменов в страны Средней Азии и Закавказья. Битва на Калке и её уроки. Батыево нашествие на Северо- Восточную Русь. Завоевание южно - русских княжеств Последствия монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Понятие «иго», татарская перепись. Установление дани. Институт баскачества. Выдача ярлыков на княжение. Поездки в Орду. Необходимость поставлять воинов в монгольскую армию. Регулярные грабительские набеги на Русь. Было ли иго на Руси? Усиление немецкого наступления на Восток в XII веке. Организующая и направляющая роль католической церкви. Основание Риги и ордена Меченосцев. Создание Ливонского Ордена. Невская битва 1240 год. Ледовое побоище 1242 г. Александр Невский. «Житие Александра Невского». Сопротивление татарским численникам и баскакам. Восстания на Руси. Тверское восстание 1327 года.


Тема 4. Образования централизованного государства


Лекция 1. Возвышение Московского княжества

Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Присоединение новых земель. Борьба с Тверью. Иван Данилович Калита. Укрепление и расширение города. Перемещение столицы. Переезд митрополита в Москву. Восстание в Твери. Отмена баскачества. Князь Дмитрий Иванович. Куликовская битва и ее историческое значение.
Лекция 2. Феодальная война на Руси

Борьба за великокняжеский престол. Василий I. Юрий Галичский и его претензии. Василий II. Захват Москвы (1433-1434 гг.). Дмитрий Шемяка. Вассиан Косой. Дмитрий Красивый. Нашествие Улу-Мухаммеда. Пленение Василия II. Смерть Шемяки. Изменение порядка наследования.


Лекция 3. Объединение русских земель в XV – первой трети XVI веков

Личность князя Ивана Васильевича. Политика великих и удельных князей. Усиление церкви, рост ее идеологического влияния. Понятие централизованного государства. Общее и различное между единым и централизованным государствами.

Борьба с Новгородом. Битва на р. Шелони. 1471 год. Новгородские события 1478 года. Покорение Перми, Твери, Вятки.


Лекция. 4. Внутренняя политика Ивана III

Завершение объединения русских земель. Иван III как государственный и военный деятель. Присоединение Новгорода и Твери – решающий шаг в создании российского единого государства.. Первые мероприятия по созданию системы централизованного управления. Судебник 1497 г.

Княжение Василия III. Усиление деспотизма княжеской власти. Первые центральные государственные органы – Дворец и Казна. Местное управление.


Лекция 5. Русские земли в первой четверти XVI века

Развитие феодальных отношений в XIV- начале XVI веках. Положение крестьянства и его основные категории. Боярство и служилые феодалы. Развитие городов. Становление государственной идеологии. Теория «Москва – третий Рим».


Лекция 6. Внешняя политика русского государства в XV – первой трети XVI века

Ослабление Золотой Орды. Борьба с Литвой. Возвращение русских земель. Борьба с Казанским ханством.

Лекция 7. Русская культура в XIV - первой трети XVI веков

Летописание в Москве, Твери, Новгороде. Епифаний Премудрый, Пахомий Лагофет. Иконописание. Феофан Грек. Андрей Рублев, Дионисий. Развитие архитектуры.


Лекция 8. Начало правления Ивана Грозного

Экономическое развитие в первой половине ХV1 в. Сельское хозяйство. Города. Ремесло и торговля. Боярское, монастырское и поместное землевладение. Политическое развитие. Борьба боярских группировок за власть при Елене Глинской. Венчание Ивана 1V на царство.


Лекция 9. Реформы Ивана IV

Избранная рада. Реформы 50-х г.г. ХV1 в. – важный шаг на пути централизации страны. Две концепции централизованного государства: монарх делит власть с политической элитой и управляет, опираясь на закон; равное бесправие всех членов общества пред монархом, не стесненным никакими законами. А. Адашев, А. Курбский. Сильвестр. Дьяк Висковатый. Судебник 1550 г. «Стоглавый собор» 1551 г.


Лекция 10. Опричная политика Ивана IV

Разрыв Ивана 1V с Избранной радой. Причины введения опричнины и её характеристика. Эскалация насилия и опричного террора. Отмена опричнины. Последствия опричнины. Усиление деспотической власти царя. Разрушение органов централизованной власти, уничтожение квалифицированных управленцев, фактическая ликвидация законов. Хозяйственное разорение. Демографические потери.


Лекция 11. Внешняя политика русского государства во второй половине XVI века

Присоединение Казани и Астрахани к русскому государству. Освоение Сибири. Ермак. Ливонская война и причины ее неудачи. Ослабление внешнеполитических позиций России.


Лекция 12. Русская культура XVI века

Литейное дело. Книгопечатание. Иван Федоров. Литература как отражение государственной идеологии. Строительство нового Кремля в Москве. Шатровое зодчество. «Домострой». Завершение формирования великорусской народности.

Взгляды И. Пересветова, Ф.Карпова, А. Адашева, митрополита Макария. Русские вольнодумцы Матвей Башкин, Феодосий Косой и другие.


Тема 6. России в конце XVI - начале ХVII века


Лекция 1. Правление Бориса Годунова

Правление Бориса Годунова. Введение патриаршества в России. Успехи во внешней политике. Голодные годы.


Лекция 2. Смутное время на Руси

Причины смуты. Пресечение династии Рюриковичей. Недостаточная легитимность власти Бориса Годунова и его нежелание перестроить монархию в соответствии с новыми реалиями. Хозяйственный кризис. Обострение социальных противоречий.

Восстание Хлопка. Восстание Ивана Болотникова: крестьянская или гражданская война.

Поход Лжедмитрия I. Причины его успеха. Нетрадиционные методы и противоречивость его политики. Гибель Лжедмитрия.

Избрание Василия Шуйского на царство. «Крестоцелованная запись»- возможная основа создания ограниченной монархии. Лжедмитрий II.

Открытая иностранная интервенция. Свержение Шуйского. Королевич Владислав. Семибоярщина и договор с польским королём Сигизмундом.

Польские наемники на службе у самозванцев. Тушинский лагерь. Осада Троице – Сергиева монастыря (1608 г.). Договор со Швецией (1609 г.). Открытая интервенция. Призывы патриарха Гермогена. Формирование земского ополчения. Д.Т .Трубецкой, И.М. Заруцкий, П.П. Ляпунов.


Лекция 5. Окончание Смутного времени

Формирование второго ополчения. Д.М.Пожарский, К.Минин. Освобождение Москвы в октябре 1612 года.

Земский собор 1613 года. Воцарение династии Романовых. Восстановление хозяйства страны. Окончание интервенции. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание смутного времени.


3.2. Содержание семинарских занятий


Семинар 1.

Древнерусское государство

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Образование Киевской Руси: теории и гипотезы в исторической науке. Происхождение названия Русь, русский, Россия. Норманнская теория.

2. Географические факторы становления славянской государственности и их влияние на национальный характер.

3. Экономическое развитие государства в начале XII вв.

4. Политический и общественный строй древнерусского государства.


Семинар 2.

Первые князья древнерусского государства

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Деятельность и личные качества Рюрика, Олега, Игоря. Договоры с Византией.

2. Хозяйственная и внешнеполитическая деятельность Ольги. Поездка в Константинополь.

3. Принятие христианства. Замысел и ход церковной реформы. Князь Владимир – Красное Солнышко.


Семинар 3.

Правление Ярослава Мудрого

(4 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Вторая междоусобица на Руси. Борьба Ярослава за власть.

  2. Церковь и религия при Ярославе.

  3. "Русская правда" как основной источник изучаемого периода.

  4. Итоги социально – экономического и политического развития русских земель в X – первой половине XI века.



Семинар 4.

Феодализация страны в XI – XII в.в.

(2 часа)

1. Основные черты феодализма и его особенности на Руси.

2. Междукняжеские взаимоотношения на Руси и междоусобные войны в 70-х годах XI в. Роль Владимира Мономаха.


Литература:

  1. Авдусин Д.А. Современный антинорманизм (О концепции образования Древнерусского государства)//Вопросы истории. – 1988. - № 7. – С. 23-34.

  2. Вернадский Г.В. Русская история. – М., 1997.

  3. Головатенко А. Возникновение государства восточных славян. Крещение Руси//История: Материалы учебного пособия. – 1994. - № 17, 19.

  4. Горский А.А. Политические центры Восточных славян и Киевской Руси: проблемы революции//Отечественная история. – 1993. - № 6. – С. 157-162.

  5. Горский А.А. Русь в конце X – начале XII вв.: территориально – политическая структура//Отечественная история. – 1992. - № 4. – С. 154-161.

  6. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X – XII вв.)//Вопросы истории. – 1994. - № 10. – С. 43-60.

  7. Джаксон Т. Варяги – созидатели Древней Руси?//Родина. – 1993. - № 2. – С. 81-86.

  8. Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть//Вопросы философии. – 1998. - № 7. – С. 127-147.

  9. Котляр Н. Многоглавая власть (дуумвираты и триумвираты Древней Руси)//Родина. – 1998. - № 3. – С. 33-37.

  10. Котляр Н. Древняя Русь (Киевское государство)//Родина. – 1998. - № 3.

  11. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. – М., 1991. – Т.1. – С. 5-196.

  12. Ключевский О.В. Курс русской истории. Соч.: В 9 т. – М., 1987 – 1989. – Т.2.

  13. Кожинов В. Ольга и Святослав//Родина. – 1992. - № 11-12. – С. 16-31.

  14. Кожинов В. Ярослав Мудрый//Родина. – 1994. - № 1. – С. 18-24.

  15. Мельников С.А., Петрухин В.Я. Легенда о "призвании варягов" и становлении древнерусской историографии//Вопросы истории. – 1995. - № 2. – С. 44-57.

  16. Мурашова В. Была ли Древняя Русь частью Великой Швеции//Родина. – 1997. - № 10. – С. 8-11.

  17. Никон И. Век крещения//Вопросы истории. – 1990. - № 12.

  18. Никон И. Начало христианства на Руси//Вопросы истории. – 1990. - № 6.

  19. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории. – 1991. - № 2,3. – С. 3-19.

  20. Назаренко Д.В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого//Отечественная история. – 1994. - № 4-5.

  21. Плетнева С. Беспокойное соседство: Русь и степные кочевники в домонгольском времени//Родина. – 1996. - № 12. – С. 28-41.

  22. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. – М., 1993.

  23. Принятие христианства. – М., 1988. – С. 7-58.

  24. Рапов О.М. Русская церковь в X – XII века.

  25. Русь и ее южные соседи в X – XIII вв.: В помощь преподавателям и студентам//Отечественная история. – 1994. - № 6. – С. 184-202.

  26. Скрынников Р. Г. Древняя Русь//Вопросы истории. – 1997. - № 8 . – С. 3-14.

  27. Сахаров А.Н. Русь во времена Владимира Святославовича//Преподавание истории в школе. – 1997. - № 1.

  28. Седов В.В. Русский каганат IX в.//Отечественная история. – 1998. - № 4. – С. 3-14.

  29. Скрынников Р.Г. История Российская IX – XVII вв. – М., 1997.

  30. Трепавлов В.В. Россия и кочевые степи: проблема восточных заимствований в российской государственности//Восток. – 1994. – № 2. – С.49-61.

  31. Фурман Д.Е. Выборы князя Владимира//Вопросы философии. – 1988. - № 6. – С. 90-108.

  32. Фроянов И.Я. Киевская Русь. – Л., 1980.

  33. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова.


Семинар 5.

Феодальная раздробленность. Возникновение самостоятельных

русских княжеств в XII – XIII вв.

(2 часа)
  1   2   3   4

Похожие:

Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconИнститут кафедра истории и методики ее преподавания Учебная
Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconПедагогический институт учебная
Программа предназначена для студентов 3 и 4 курсов факультета истории и юриспруденции педагогического вуза. Она разработана в соответствии...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconСлавянский-на-кубани государственный педагогический институт кафедра истории и методики её преподавания Учебная
Программа курса «Российско-северокавказские отношения в XVI – XIX вв.» предусматривает изучение важнейших факторов, событий и процессов...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconРабочая программа предметного курса по истории для 9 класса
Цель: совершенствование методики преподавания курса истории, углубленное изучение отдельных периодов исторического развития России,...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная icon1. методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида как педагогическая научная
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб пособие для студ высш учеб заведений....
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная icon§ из истории дореволюционной методики физики
П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconУчебно-методический комплекс по истории. 29. Информационные технологии в обучении истории
Методы и методические приемы обучения истории. Классификация методов в дидактике и методике преподавания истории
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconМосковский энергетический институт (технический университет) кафедра истории и культурологии
Целью дисциплины является сформировать систематизированные знания о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса...
Институт факультет истории и юриспруденции Кафедра истории России и методика ее преподавания Учебная iconПетрозаводский государственный университет Кафедра истории дореволюционной России Кафедра отечественной истории Научная библиотека Петргу о евразии и евразийцах (библиографический указатель)
Это стало побудительным стимулом к созданию данного библиографического указателя
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница