Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень»




НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень»
Дата02.09.2012
Размер338 Kb.
ТипПояснительная записка
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МО _________/_________________/ Заместитель директора по Директор

Протокол №__от «____» _______ 2011 г. УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка МОУ-СОШ с. Звонаревка

___________/______________________/ ___________/__________________/

«____» _______ 2011 г. «____» _______ 2011 г.


Рабочая программа


Ф.И.О. учителя Литневская Елена Федоровна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Предмет Биология

Класс 11


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №___от«___»_____________2011г.


2011-2012 учебный год

Пояснительная записка


Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень», для 10-11 класса, авторы И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова, полностью отражающей содержа­ние авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм­ма для 11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к авторской программе по биологии (базовый уровень).

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - «Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2009 г.

Цели программы:

  • освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе с учетом реализации НРК.

Требования к уровню подготовки выпускников на базовом уровне направлены на реализацию деяельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо­ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) обще­го образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информа­ции в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба­рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.

Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между биологией и другими курсами.

Курс общей биологии 11 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Перечисленные науки дают для биологии следующие понятия:

Неорганическая химия:

Периодическая система Д.И. Менделеева.

Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.

Менделеева, встречающиеся в живых системах; их основные свойства.

Свойства растворов.

Теория электролитической диссоциации.

Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия:

Понятия об основных группах органических соединений.

Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Физика:

Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

История:

Культура Западной Европы конца VI – первой половины XVII в.

Культура первого периода новой истории.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.

Итоговая аттестация выпускников будет проводиться в форме ЕГЭ.

Для формирования необходимой тестовой культуры выпускников и мониторинга их обученности запланировано проведение 2 тестовых контрольных работ в формате ЕГЭ. Для формирования умений и навыков проектной деятельности применяется метод проектов.

Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов.


Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы

(базовый уровень)

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать и понимать:


основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;

особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида

и экосистем (структура);

причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний,мутаций.

мутаций.

уметь (владеть способами деятельности):


приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;

приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;

оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами Урала и Свердловской области;

правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья):


соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.


Учебно-тематический план







Разделы темы

Количество часов

Лабораторные и практические

работы

Уроки обобщения

Контрольные

работы

1

Организменный уровень организации живой материи

18

1




1

2

Клеточный уровень организации жизни

8

1




1

3

Молекулярный уровень проявления жизни.

8




1




4

Заключение

1












Итого

35

2

1

2



Календарно-тематическое планирование





Тема урока

Дата

Форма урока

Элементы содержания

Домашнее задание




I

Организменный уровень организации жизни-18 часов




1

Организменный уровень жизни и роль в природе.




Изучения нового материала

Характеристика организменного уровня жизни: компоненты, процессы, организация, значение

§1 (изучить)

Вопр.1, 3 стр.6 учебника




2

Организм как биосистема.




Комбинированный

Понятие об организации, его свойства, организм как биосистема. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

§2 (изучить)

Вопр.2 стр.10 учебника




3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.




Комбинированный

Обмен веществ и превращение энергии в организмы. Системы жизнедеятельности организма.

§3 (изучить)





4

Размножение организмов.




Комбинированный

Формы: бесполое, половое. Пол и половые признаки организма.

§4 (изучить) вопр.1 стр.24 учебника




5

Оплодотворение и его значение.




Комбинированный

Понятие оплодотворения у животных. Искусственное оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

§5

вопр.2, стр.28 учебника




6

Онтогенез.




Комбинированный

Понятие онтогенеза. Эмбрионный и постэмбрионный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, курения, наркотических веществ на развитие зародыша

§6

вопр.3, стр.33 учебника




7

Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена.




Изучения нового материала

Наследственность и изменчивость организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Работы генетика Менделя. Хромосомная теория наследственности.

§7 вопр.3 стр.37 учебника




8

Изменчивость организмов и ее типы




Комбинированный

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их материальные основы. Мутагены, их влияние на организм человека и живую природу.

§8 вопр.1-4 стр.41 учебника




9

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.




Изучения нового материала

Методы, работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя.

§9, вопр.1, стр.45 учебника




10



Дигибридное скрещивание.





Комбинированный

Опыты Г. Менделя. 3 закон Г Менделя. Анализирующее скрещивание.

§10, вопр.2, стр.48 учебника




11

Практическая работа «Решение элементарных задач по генетике»




Урок закрепления новых знаний

Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.

Повторить §9 и 10




12

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.




Изучения нового материала

Задачи селекции. Основные методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

§11, вопр.1-3, стр.56 учебника;




13

Генетика пола и наследования, сцепленное с полом.




Изучения нового материала

Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленные с полом.

§12 изучить вопр.4, стр.59 учебника;

Задание 3 стр.33 рабочая тетрадь




14

Наследственные болезни человека.




Комбинированный

Особенности генетики человека. Методы изучения человека. Генные и хромосомные болезни. Методы лечения больных.

§13 изучить вопр.1, 3,4, стр.62-63 учебника;





15

Этические аспекты медицинской генетики.




Комбинированный

Предмет и задачи медицинской генетики. Биоэтический

кодекс. Этические принципы медицинской генетики

§14 изучить

вопр. 3, стр.70 учебника; подгот. сообщения





16

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.




Изучения нового материала

Понятие биотехнологии. Генная инженерия. Современные аспекты биотехнологических исследований. Экологические аспекты клонирования.

§15 изучить

вопр. 1, 3, стр.73 учебника; прочитать §16




17

Царство Вирусы и вирусные заболевания




Изучения нового материала

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом

§17 изучить, запись в тетрадях; Проверь себя.





18

Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации жизни».




Урок проверки, контроля и оценки знаний

Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Организм»


Задания Проверь себя.

С. 95, 96




КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (8 часов)
















19

Клеточный уровень жизни и его роль в природе.




Изучения нового материала

Развитие знаний о клетке. Методы изучения клетки.

§18 изучить вопр. 1, стр.100 учебника §25 прочитать




20

Клетка – этап эволюции живого в истории Земли.




Комбинированный

Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица органов. Клеточная теория.

§19 вопр. 1,3 стр.103 учебника вопр. 4 стр.55 р/т,




21

Строение клетки.




Комбинированный


Основные части в строении клетки. Биологическая мембрана. Цитоплазма. Ядро.

§20 вопр. 2,3 стр.110-111 учебника вопр. 4 стр.60 р/т




22

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы..




Комбинированный

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

§21 вопр. 1 стр.116 учебника




23

Клеточный цикл.




Изучения нового материала

Жизнь клетки. Интерфаза – первый этап клеточного цикла. Митоз – второй этап клеточного цикла. Длительность жизни клетки.

§22 вопр. 1-3 стр.122 учебника




24

Деление клетки – митоз и мейоз.

Лабораторная работа «Исследование фаз митоза на микропрепарате кончика корня».




Комбинированный


Деление у прокариот и эукариот. Митоз. Мейоз. Биологическое значение.

§23 вопр. 3 4 стр.128 учебника




25

Структура и функции хромосом.




Комбинированный


Специфические белки хромосом. Хромосомы – комплекс и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

§24 вопр. 1- 4 стр.135 учебника

Прочитать §26






26

Контрольная работа по теме «Клеточный уровень организации жизни».




Урок проверки, контроля и оценки знаний

Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Клетка»


Проверь себя. Основные понятия. Проблема для обсуждения стр. 171-172 учебника




МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ (8 часов)
















27

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе..




Изучения нового

Характеристика молекулярного уровня жизни: структурные элементы, процессы, организация, значение.

§27 вопр. 3 стр.175 учебника




28

Основные химические соединения живой материи.




Комбинированный

Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

§28 изучить




29

Структура и функции нуклеиновых кислот.




Комбинированный

Строение и химический состав нуклеиновых кислот. Функции ДНК и РНК. Естественный код. Репликация ДНК.

§ 29 изучить




30

Процессы синтеза в живых системах.




Комбинированный

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез – уникальный процесс создания органических веществ. Световые и тепловые реакции. Роль фотосинтеза в природе.

§ 30 изучить Вопрос №4 стр 95 уч-ка




31

Процессы биосинтеза белка.




Комбинированный

Этапы биосинтеза белка. Матричное воспроизводство белков в клетке.

§31 изучить Вопрос № 3 стр 97 р/т




32

Молекулярные процессы расщепления.




Комбинированный

Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

§32 изучить, работа над проектами




33

Химическое загрязнение окружающей среды. Среды как глобальная экологическая проблема.




Комбинированный

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

§33 изучить, подготовить проекты к защите




34

Время экологической культуры.




Семинар

Правила поведения в природной среде. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни: экологическая культура – важнейшая задача человечества.

§34 изучить




35

Заключение:

структурные уровни организации живой природы.




Обобщающий урок по курсу общей биологии




Индивидуальные задания по подготовке к ЕГЭ






Список учебно-методической литературы.

Учебник

  • « Биология. Базовый уровень. 11кл. » под редакцией И.Н. Пономаревой , М. : Вентана –Граф,2009




  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.

  7. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  9. Ишкина И.Ф. Биология. 11 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

  10. Колтунов Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.

  11. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

  12. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.

  13. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.

  14. ПименовИ.Н. Лекции по общей биологии.Саратов: Лицей, 2003

  15. ФИПИ Универсальные материалы для подготовки учащихся.( ЕГЭ) Интеллект-Центр. 2009

  16. «ФИПИ. Биология.(ЕГЭ) 2009 Астель. Москва.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIAПОДДЕРЖКА КУРСА:

мультимедийные компакт- диски:

  • « Уроки биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.,

  • «Уроки биологии 11 класс», 2007г.,1С образование.

  • «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007 г.

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconПояснительная записка Данная программа разработана на основе программы авторского коллектива, по руководством И. Н. Пономаревой, «Программа по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе»
Дней (полной) школе» (2004 г.) и рекомендаций по использованию учебника «Биология» (базовый уровень) для учащихся 10 класса под ред....
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconПояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы. Базовый уровень» М., «Просвещение»,...
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconПояснительная записка к разработке комплекса мультимедийных презентаций к циклу уроков по биологии в 10 классе
Биологии в 10 классе разработан на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый...
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по физике для 11-го класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике (Касьянов В.
Касьянов В. А., «Физика-11», базовый уровень сборник нормативных документов «Дрофа»2006 год
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень)
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconРабочая учебная программа по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям
Программа разработана на основе примерной программы курса «Информатика и икт» для 10-11 классов (базовый уровень) от 2004 года, рекомендованной...
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconРабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология»
«Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природове­дение....
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconРабочая программа по обществознанию (10 класс, базовый уровень) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и, Примерной программы среднего (полного) общего образования по...
Пояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень» iconРабочая программа Учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень),2006 г.
Учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень),2006...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница