Скачать 172.11 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева” Кафедра информационных технологий в образовании ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫКомпьютерные технологии в науке и образовании Программу составила: А.И. Петрова Тобольск – 2008I. Организационно-методический раздел 1. Цель курса. Работа пользователя с программными продуктами должна по возможности быть комфортной и осуществляться в соответствующей программно-технической среде (тип процессора, объем оперативной и внешней памяти, платформа сетевой и локальной операционной системы и др.). Для работы пользователя большое значение имеет пользовательский интерфейс (вид, размер и местоположение основного экрана, функции обработки, доступные через систему меню, панели инструментов и т.п.). Прикладные программные продукты автоматизируют деятельность специалистов (экономистов, менеджеров, бухгалтеров, агентов и т.д.) предметных областей. Сформировалась тенденция на создание автоматизированных рабочих мест – АРМ, полностью поддерживающих всю профессиональную деятельность конечного пользователя в компьютерной среде. Стремительная математизация и компьютеризация практически всех областей знания требует рассматривать компьютерные технологии как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки студентов. Дисциплина должна помочь студентам получить правильное и всестороннее представление о возможностях использования компьютерных технологий в науке и образовании, научить их использовать компьютерную технику и программное обеспечение в своей профессиональной деятельности. Изучение дисциплины призвано повысить общую культуру студентов, научить их практическим навыкам использования компьютерных технологий, что позволит им стать полноценными членами уже зарождающегося информационного сообщества будущего. Предметом изучения курса являются современные информационные технологии, пакеты прикладных программ, новейшие технические средства. Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными концепциями, принципами построения и реализацией информационно-вычислительных систем и сетей; современными тенденциями их развития; с технологиями разработки приложений; функциями системного и прикладного программного обеспечения; применением сетевых технологий. Выработать практические навыки работы с компьютерными системами, включая моделирование, сбор и обработку информации, подготовку и оформление документов, представление материалов в информационных сетях. 2. Задачи курса.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Обучаемый должен знать: – основные варианты использования компьютерных технологий в научных исследованиях; – основные направления использования компьютерных технологий в образовании; – основные методы работы с сетью Интернет; – основные направления использования компьютерных технологий; – системы сбора, обработки и хранения информации. Обучаемый должен уметь: – использовать компьютер в социальных методах исследования; – пользоваться международной сетью Интернет. – уметь анализировать результаты математической обработки научных данных с целью определения их достоверности и области использования; – создавать авторские и пользоваться стандартными банками компьютерных программ и банками данных; Обучаемый должен владеть: – навыками разработки приложений как с использованием языков программирования, так и в средах конечного пользователя; – навыками работы и поиска информации в компьютерных сетях (Internet). Перечень дисциплин с указанием разделов(тем), усвоение которых необходимо для изучения дисциплины: информатика и математика (необходимо знание всей информационной составляющей этой дисциплины). II. Содержание курса 1. Разделы курса.
2. Темы и краткое содержание. 1. Новые информационные и коммуникационные технологии 1.1. Лекционный материал . Понятие и эволюция информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Влияние информатизации на сферу образования. Понятие и виды новых информационных технологий (НИТ). Применение компьютерной техники в образовании. Компьютер как средство обучения и восприятия. Роль преподавателя в процессе обучения с использованием компьютеров. Мультимедиа в обучении. Компьютерные обучающие системы. Основные принципы НИТ обучения. Типы обучающих программ. Компьютерное моделирование в обучении. Программы специального назначения для преподавателя. Конфигурации локальных сетей и организация обмена информацией. Глобальные компьютерные сети, принципы построения и организация ресурсов и служб, протоколы коммуникаций. Протокол передачи данных TCP/IP. Протокол обмена файлами FTP. Протокол передачи гипертекста HTTP. Всемирная паутина. Технология WWW. Браузеры. Особенности русскоязычной части сети Рунета. Использование электронной почты и icq. Файловые архивы. Электронная почта, электронные журналы и конференции. Программное обеспечение. Универсальные поисковые системы Internet и библиографические ресурсы Internet. Поиск научной информации в Интернет. Образовательные и научные порталы. Защита информации в Internet. Компьютерная безопасность и компьютерная преступность. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. 1.2. Лабораторно-практические занятия . Практическая работа в локальной и глобальной компьютерной сети. Электронная почта (The Bat, Outlook Express). Адресация, обмен информацией. Поиск информации в Internet. Поисковые системы. Использование электронных журналов и энциклопедий. Использование основных сервисов сети Интернет: WWW, e-mail, icq. Рунет и поиск информации в нем. 1.3. Индивидуальная и самостоятельная работа. Выполнение индивидуального домашнего задания по модулю. Поиск информации в сети Internet по своей научной работе. Ознакомление с сайтами вузов педагогического профиля. 2. Понятие и классификация сред конечного пользователя 2.1. Лекционный материал . Интегрированные пакеты, ориентированные на возможности стандартных программных средств (текстовый редактор, электронная таблица, база данных). Инструментальные средства интегрированных пакетов (макропрограммирование, языки программирования, программы-дополнения и т.п.), предназначенные для создания прикладных программных продуктов. Среда интегрированного пакета как автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ). Cостав автоматизированной системы обработки информации. Программное обеспечение профессиональной деятельности: основные понятия. Сервисные программы и операционные оболочки. Операционная оболочка MICROSOFT WINDOWS. Microsoft Office, характеристики офиса: стандартизация выполнения основных операций обработки (общность пунктов главного меню, приемов и технологий выполнения операций создания, сохранения, печати, поиска документов, файлов); единство принципов конфигурирования и настройки программ; конвертирование форматов хранимых данных; замена главного меню на меню приложения объектов при их редактировании. Среда настройки Microsoft Office. Задачи научно-методического и информационно-аналитического обеспечения информатизации сфер науки и образования. Подготовка, оформление и представление документов. Текстовые процессоры. Электронные таблицы. Подготовка научных публикаций. Подготовка документов для публикации в информационных сетях. Интеграция офисных приложений. Мультимедиа-технологии. Создание компьютерных презентаций. Система управления базами данных (СУБД). Основные функции и типовая организация СУБД. Распределенные БД. Базы знаний. Гипертекст и гиперссылки. Web-сайты и Web-страницы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта. 2.2. Лабораторно-практические занятия .
2.3. Индивидуальная и самостоятельная работа. Выполнение индивидуального домашнего задания по модулю. Разработка авторского проекта компьютерной презентации по теме своей научной работы. Разработка авторского проекта баз данных учебно-методического, поискового назначения. Подготовка к промежуточному контролю. 3. Концепция интеллектуального интерфейса 3.1. Лекционный материал . Интеллектуальные системы графического отображения. Специфика графического отображения экспериментальных данных. Компьютерная графика. Основы работы с графикой. Приемы работы с графическими пакетами. Программы, ориентированные на обработку изображений (Paint, Corel, PhotoShop) и создание анимаций (3DStudio Max). 3.2. Лабораторно-практические занятия . Использование графических редакторов. 3.3. Индивидуальная и самостоятельная работа. Выполнение индивидуального домашнего задания по модулю. Разработка проекта с графическим отображением. 4. Системы аналитических преобразований, обработки и визуализации экспериментальных данных 4.1. Лекционный материал . Пакет статистических программ STATISTICA для анализа данных, методы построения аналитических и алгоритмических прогнозных моделей, возможности визуального анализа данных, построение графиков, повсеместное применение пакета: экономика, финансы, производство, торговля, логистика, исследования, медицина, спорт и т.д. Компьютерное тестирование. Тестовые оболочки. Компьютерное тестирование как пример контролирующей программы. Технология проектирования компьютерных тестов предметной области. Перспективные исследования в области создания контролирующих программ. 4.2. Лабораторно-практические занятия . Практическая работа в тестовых и обучающих программах. Создание компьютерных тестов по различным предметам. Использование компьютерных банков данных в обучении и научной работе. Справочные системы. 4.3. Индивидуальная и самостоятельная работа. Выполнение индивидуального домашнего задания по модулю. Подбор экспериментальных данных для обработки. Подготовка тестовых заданий различных предметных областей. Подготовка научно-популярной лекции по современным проблемам психологии и мультимедийной презентации к ней. Поиск информации для подготовки сценария учебного курса. Подготовка к реферативной работе, итоговому контролю. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Примерный перечень контрольных заданий.
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. Примерный перечень рефератов
5. Примерный перечень вопросов к зачетам.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля V. Учебно-методическое обеспечение курса1. Рекомендуемая литература (основная)
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
|