Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология»




Скачать 417.02 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология»
страница1/4
Дата13.10.2012
Размер417.02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
высшего профессионального образования Московской области

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»

(Университет «Дубна»)


Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра социологии и гуманитарных наук


УТВЕРЖДАЮ


Ректор _____________ Д.В. Фурсаев


«_____»___________2011 г.


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

НАПРАВЛЕНИЕ 040100.68 — СОЦИОЛОГИЯ


г. Дубна,

2011 г.

Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» (направление 040100.68 «Социология») – Дубна: Университет «Дубна», 2011.


Разработана на кафедре Социологии и гуманитарных наук.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению 040100.68 – «Социология»


Программа рассмотрена на заседании кафедры Социологии и гуманитарных наук

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2011 г.


Заведующий кафедрой, профессор ________________ /Багдасарьян Н. Г./


ОДОБРЕНО

И. о. декана факультета

социальных и гуманитарных наук,

кандидат философских наук ___________ /Боклагов Е. Н./


«____» ______________ 2011 г.



  1. Требования к вступительному экзамену в магистратуру по дисциплине «Социология» (направление 040100.68 — Социология)

На вступительном экзамене поступающий в магистратуру должен продемонстрировать владение компетенциями, соответствующими требованиям к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению 040200.62 Социология:


общекультурными компетенциями (ОК):


- способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

- владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);


профессиональными компетенциями (ПК):


в научно-исследовательской деятельности:

- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

- умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

- способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).


  1. Содержание экзамена


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Предмет истории социологии. История социологии как процесс и как специальная научная дисциплина. Место истории социологии в системе социологического знания. История социологии и история общественной мысли: предметное размежевание. Основные этапы развития социологии как науки: российские и зарубежные подходы. История социологии как базовая, основополагающая учебная дисциплина в системе профессионального социологического образования, её связь с другими учебными предметами. Современная учебная и монографическая литература по истории социологии: достоинства и недостатки.

Предыстория и социально-философские истоки социологии. Первобытное сознание как первоначальная форма социального мышления. Социальная мысль Древней Индии и Древнего Китая. Античные учения об обществе. Социально-политические идеи Платона и Аристотеля. Социально – политические идеи и концепции в Древнем Риме. Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения. Теологическая идеология об общественном развитии. Зарождение светской общественной идеологии: Н.Макиавелли. Первые коммунистические утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла, Дж.Уинстенли. Обществоведение в эпоху Нового времени. Теории «естественного права» и «общественного договора» в трудах английских философов Т.Гоббса и Дж.Локка. Французские просветители Ш.Л.Монтескье, Ф.М.Аруэ (Вольтер), Ж.-Ж.Руссо о человеке, обществе, государстве. Утопический социализм ХVIII – начала ХIХ вв. Социальная философия И.Канта. Учение Г.В.Ф.Гегеля о гражданском обществе и его развитии. Антропологический взгляд Л.Фейрбаха на общество. Основные направления развития социально-политической теории в ХIХ в.: либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, антидемократизм.

Общее и особенное в развитии мировой социальной мысли. Национальные «школы» (английская, французская, немецкая и др.) социально-философской мысли: общая характеристика основных направлений исследовательской деятельности, традиции в выборе исследовательских ориентиров и концептуально-методологических приоритетов. Особенности развития социально-философских учений в России: оценочный характер, интерес к историософской проблематике, центральная тема – спор о судьбах России, тесная связь с политическими и идеологическими движениями, публицистичность и эмоциональность, поздняя институционализация, слабая проблемно-тематическая дифференциация. Периоды эволюции российской общественной мысли: древнерусская социальная мысль; социально – философская мысль в эпоху Московского государства XV – XVI вв.; социологические идеи в России ХVII – начала ХIХ вв.; основные направления социально-политической теории и практики ХIХ в. в России: консерватизм, славянофильство, западничество, дворянское просветительство, революционный демократизм, народничество, гуманизм, антидемократизм, марксизм. Рецепция западной мысли в российской социальной теории. Особенности восприятия западных идей в России.

Объективные (социально-институциональные) предпосылки возникновения социологии. Субъективные (социокультурные, ментальные, интеллектуальные) предпосылки возникновения социологии. Общая характеристика интеллектуальной атмосферы, сложившейся в западноевропейском обществознании в конце XVIII – начале XIX вв.

Начальный этап развития социологии как самостоятельной области научного знания. О.Конт: вехи жизненного пути и творческая судьба мыслителя. Контовская классификация наук и место в ней социологии. Социология как «социальная физика»: социальная статика и социальная динамика. Закон трёх стадий как основной динамический закон исторической эволюции форм человеческого мышления и соответствующих им форм общественной организации. Судьбы идейно-теоретического наследия О.Конта.

Гносеологические и мировоззренческие основания позитивистского парадигмального проекта. Британская позитивистская традиция: социологический органицизм Г.Спенсера и экономический утилитаризм Дж. С. Милля. Э.Дюркгейм: апология социологии и социологического метода.

Редукционизм в социологии. Вульгарный позитивистко-натуралистический подход к изучению общественных явлений как разновидность социологического редукционизма. Социал-дарвинизм и органицизм. Географическое направление в западной социальной мысли XIX – нач. ХХ вв. Расово-антропологическая школа в социологии: основные направления исследований и их идеологический контекст. Механистическое направление в социологии.

Формальная социология и её основные представители: Г.Зиммель и Ф.Тённис. Основные категории формальной социологии Г.Зиммеля. Разработка Зиммелем принципов «понимающей методологии». Теория социальной дифференциации Г.Зиммеля. Социально-конфликтологическая проблематика в работах Г.Зиммеля; его теории рационализации и культуры. Формально-аналитическая теория общества Ф.Тённиса.

М.Вебер: жизнь, творчество, основные труды. Философские основания веберовской методологии: кантианские корни научного мировоззрения М.Вебера. Социологическая методология М.Вебера. Определение понятий «ценность», «отнесение к ценности». Понимающая социология М.Вебера. «Идеальные типы» М.Вебера и их использование в социологическом исследовании. Основные категории социологической теории действия. Типы социальных действий по М.Веберу. Веберовская традиция в социологической теории и её влияние на развитие мировой социологии.

К.Маркс как социальный теоретик: его место в истории мировой общественной мысли. Материалистическое понимание истории: учение об общественно-экономических формациях; теория классов и классовой борьбы. Ф.Энгельс о развитии семьи и государства. Социологическая критика системы теоретических построений К.Маркса Э.Бернштейном, К.Каутским, Дж.Лукачем, А.Грамши. Зарождение «западного марксизма» (неомарксизма) и его эволюция в ХХ в. Социологические идеи в творчестве представителей Франкфуртской школы: М.Хоркхаймера, Т.Адорно, Ю.Хабермаса, Э.Фромма и др.

Психологическая традиция в социологической теории. Наука о человеческом обществе и наука о человеке: споры об онтологическом и методологическом первенстве. Социологизм и психологизм. Дисциплинарный статус социальной психологии. Концепции массового общества и массового поведения в западной социальной мысли конца XIX –начала ХХ вв. (Г.Тард, Г.Лебон). Социологический аспект творчества З.Фрейда. Фрейдизм и западная теоретическая социология: основные параметры интеллектуального взаимодействия. Неофрейдизм в социологии. Психологически ориентированная социологическая мысль в США (психологический эволюционизм Л.Ф.Уорда, Ф.Г.Гиддингса). Критика вульгарного психологизма и радикального методологического индивидуализма В.Вундтом.

Антропологическая школа в британской социологии: Э. Вестермарк, А. Р. Редклиф – Браун, Б. К. Малиновский.

США – центр развития социологической науки в ХХ в. Особенности становления социологической науки в США. Начальный этап развития американской социологии. Основополагающие методологические принципы, базисные теоретические постулаты, основные направления научно-практической исследовательской деятельности Чикагской социологической школы (А.Смолл, Р.Парк, У.Томас, Ф.Знанецкий). Творчество социологов Колумбийской школы (Р.М.Мак-Айвер, Я.(Дж.)Л.Морено, П.Ф.Лазарсфельд, Р.К.Мертон). Американский период научной деятельности П.А.Сорокина: «Социология революции», теория социальной мобильности, «Социальная и культурная динамика», концепция конвергенции социалистического и капиталистического типов обществ.

Символический интеракционизм и драматургическая социология. Идейные основания интеракционистской теории: философия прагматизма, теория «зеркального Я». Структура личности в концепции Дж.Г.Мида, его антропология коммуникации и социальная психология. Драматургическая социология И.Гофмана. Символический интеракционизм и драматургическая социология: сравнительный анализ теоретических подходов.

Структурный функционализм в социологии. Идейные истоки и формирование функциональных представлений в социологии. Функционалистские мотивы в творчестве классиков западноевропейской социологии (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). Функционализм в культурной (социальной) антропологии. Структурный функционализм и общая теория систем. Современный функционализм и его концептуальный аппарат. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса: теория социального действия, теория социальной системы, теория модернизации и общественного развития. Идеологическая и теоретико-содержательная критика структурного функционализма.

Феноменологическая социология. Базовые парадигмальные установки «феноменологически ориентированного» знания: философская феноменология Э.Гуссерля. «Мир повседневности» - центральная тема социологов, работающих в рамках феноменологической традиции научного знания (А.Шютц и др.). Теория социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана. Новейшие течения в феноменологически ориентированной социологии (Г.Гарфинкель, А.Сикурел).

Социологическая теория конфликта. Классики социологии о конфликте и его роли в общественной жизни. «Объективистская» и «субъективистская» трактовки проблемы генезиса социальных конфликтов: подходы К.Маркса и Г.Зиммеля. Теория социального конфликта в её «диалектической» версии (Р.Дарендорф). Функционалисткая теория социального конфликта Л.Козера.

Бихевиористская социология и теория социального обмена. Бихевиористская социология как результат преобразования идей В.Ф.Скинера в социологические принципы. «Подкрепление» - основное понятие поведенческой социологии. Основные постулаты теории обмена Дж.Хоманса. Теория интегративного обмена П.Блау.

Современные направления и теории в социологии. Теории общества в постнеклассической социологии. Концепция постиндустриального общества Д.Белла. Понятие общества и социального действия в концепции А.Турена. Туреновская версия теории постиндустриального общества. Теоретико-методологическая рефлексия на рубеже ХХ – XXI в.в.: от неофункционализма к социологии «глобального общества». Модернизация и глобализация. Современная социологическая теория глобального общества. Глобальное общество и социальные системы. Глобализация капитализма как проблема  социологии  И.Уоллерстайна. Уоллерстайн и критика концепций глобализации. Э.Гидденс: попытки нового теоретического синтеза в социологии как современный тип социологического теоретизирования. Теория структурации как теория действия, модерн и будущее социологии. У истоков социологического постмодернизма. От Т.Адорно к М.Фуко: неомарксистские истоки агрессивного антисциентизма. Постмодернистская радикализация идеи «сексуальной революции». «Фукоизм» и социологический постмодернизм. Новые отрасли современной социологии: визуальная социология, киберсоциология.

Социология в России. Теоретико-методологические основы развития социологии в России: натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); особенности развития марксистской социологии в России. Крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский). Социология в России и СССР после событий 1917г., процесс её институционализации. История российского социологического образования. Состояние, проблемы и перспективы социологии в России.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению
Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе государственного образовательного стандарта магистерской...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по магистерским программам: Психология развития Психологическое консультирование Дубна, 2011 г. Программа «Вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру»
Программа «Вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру» по направлению «Психология»: Учебная программа. Авторы: проф....
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки
Цель вступительного экзамена в магистратуру по направлению 022000. 68 Экология и природопользование – проведение конкурсного отбора...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности
...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-49 80 01 технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства
Для сдачи вступительного экзамена в магистратуру по специальности помимо приведенной в программе литературы необходимо обстоятельное...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности
Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин госо рк 09. 060-2008, по специальности (6М072600...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма и задания для вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072900 «строительство»
Перечень дисциплин вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072900 – «строительство»
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру «Лингвистика»
Программа вступительных испытаний и критерии оценки при поступлении в магистратуру
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Общая психология и социология как дисциплины – “прародительницы” социальной психологии. Отсутствие единой трактовки предмета социальной...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
Классификация социологических наук. Социологический анализ. Уровни познания. Обыденное, философское и социологическое познание. Социология...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница