Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси»




Скачать 104.14 Kb.
НазваниеТворческая работа на тему: «Святые заступники Руси»
Дата12.10.2012
Размер104.14 Kb.
ТипТворческая работа


Творческая работа на тему:

« Святые заступники Руси»




Выполнила ученица 9 класса

МОУ Кирьяновской средней

общеобразовательной школы

Мышкинского МР

Ярославской области

Вильданова Виктория

Руководитель: учитель истории

МОУ Кирьяовской СОШ

Клюкина Галина Геннадьевна

Меня очень заинтересовал конкурс, о котором я узнала из рекламы по телевидению, но чтобы понять суть названия «Святые заступники Руси» пришлось обратиться к словарю В.И.Даля. Вот что я сумела понять: «святым» на Руси называли духовно и нравственно непорочного человека, достигшего обожествления, то есть состояния причастности к Богу. С точки зрения осмысления истории, святые — это исторические лица, которые ярко характеризуют ту или иную эпоху. Русский историк религии Г.П.Федотов писал, что «именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры».

«Заступник» — это защитник, покровитель, который заслоняет собой в трудную минуту, обороняет и ограждает от беды.

Значит, таким чистым и духовно богатым человеком был Савва Сторожевский, чьей светлой памяти и посвящен данный творческий конкурс.


Преподобный Савва Сторожевский. Икона 17 века.

Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира Красное Солнышко. Самым известным и почитаемым святым, на мой взгляд, является Сергий Радонежский, величайший подвижник земли русской, чью память мы отмечаем в день его кончины 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля, в день обретения его мощей. О Савве Сторожевском я не знала ничего и очень удивилась, когда прочитала о том, что он был учеником преподобного Сергия и принял постриг в Троицком монастыре. В 1380 году он стал первым игуменом монастыря на речке Дубенке, основанного по просьбе Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. Но через некоторое время ему пришлось оставить Дубенскую обитель и вернуться на прежнее место, где он начинал монашеские подвиги. В 1392 году, перед кончиной, преподобный Сергий оставил в Троицком монастыре своим преемником Никона, а на пустующее место игумена братия единодушно выбрала Савву.

Троицкий монастырь был любимым местом молитвы звенигородского князя Юрия Дмитриевича, брата великого князя Василия. Он часто беседовал с игуменом Саввой, которого считал своим духовником. Желая построить в своем уделе иноческую обитель, князь обратился с этой просьбой к преподобному Савве. Савве понравилось место недалеко от Звенигорода, на горе под названием Сторожа, возвышавшейся над Москвой-рекой при впадении в неё речек Разводни и Сторожи. Местность приобрела свое название от дозорной стражи, располагавшейся на горе во времена литовских набегов. Живописное место так полюбилось игумену Савве, что было для него, по словам самого преподобного, «якоже небесный рай, благовонными насажен цветы». Савва принес с собой икону Богородицы, поставил на горе хижину и небольшой деревянный храм в честь Рождества Божией Матери. Юрий Дмитриевич помогал вновь основанной обители, и вскоре здесь собралось достаточное число иноков.




Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.

Современное фото.

Преподобный Савва с любовью принимал желающих вступить в монастырь. Для всех монахов он был примером духовного подвига. Для уединенной молитвы святой удалялся в глубокий овраг, где выкопал пещеру.

Савва удостоился обладания даром предвидения. В 1399 году по приказу великого князя Юрий Звенигородский должен был выступить в поход против волжских болгар. Перед отправкой он пришел к преподобному за благословением. Святой Савва, помолившись и благословив князя крестом, пророчески сказал: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатью Христовой здоровым возвратишься в свое Отечество». В течение трех месяцев Юрий воевал с болгарами, взял много городов и богатую добычу. В благодарность за молитву князь щедро одарил обитель: была украшена новая каменная церковь, глава на ней обита медными позолоченными листами, устроены братские кельи, деревянная стена окружила монастырь.

Достигнув глубокой старости, преподобный Савва никогда не послаблял для себя монастырского устава и, несмотря на богатые вклады своего духовного сына, трудился наравне со всеми. Для снабжения монастыря водой к югу от обители под горой он своими руками выкопал колодец. Почувствовав приближение смерти, он призвал иноков и сделал им наставление: блюсти телесную чистоту, иметь братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве. Назначив себе преемника, святой скончался 3 декабря 1407 года в возрасте около 80 лет, 15 из которых стоял во главе Сторожевского монастыря. Тело святого было погребено в каменном соборе с правой стороны.

Вскоре после смерти преподобного Саввы, к концу второй половины 15 века, началось широкое почитание его памяти как угодника Божия. Четвертый игумен обители Дионисий (около 1430 года) был уже из тех, которые не застали наставничество преподобного. И вот однажды ночью, после обычной молитвы, Дионисий увидел явившегося ему благообразного старца, который велел ему написать его образ на иконе. Дионисий спросил старца: « Кто ты, отче, и как твое имя?» — «Я Савва, начальник места сего», — ответил благообразный старец. Дионисий призвал к себе отца Аввакума, одного из последних монахов, видевших преподобного Савву, и спросил, как выглядел основатель монастыря. Описание Аввакума полностью совпало с обликом увиденного Дионисием старца. Игумен дионисий сам был иконописцем и написал икону преподобного Саввы, которую поставили над его гробницей. С этого времени у гроба преподобного стали происходить чудеса и исцеления. При игумене Каллисте в 1505 году у мощей стали служить молебны.

Близость к Москве и дух преподобного Саввы, осенявший обитель, были причиной того, что монастырь становится местом богомолья русских самодержцев. В 1548 году Иван Грозный с супругой посещал монастырь, Великим постом 1592 года сюда приезжал царь Федр Иванович, подаривший монастырю несколько сел и пустошей. В Смутное время Саввино — Сторожевский монастырь пострадал от вражеского нападения, был разрушен. В 1607 году царь Василий Шуйский, получив от игумена челобитную, оказал пострадавшей обители помощь.

XVII век, начавшийся трагически, стал временем особенного расцвета Саввино-Сторожевской обители. В этом столетии некоторое время монастырь даже носил название Лавры. Набожный царь Алексей Михайлович часто приезжал сюда на богомолье и останавливался на несколько дней. Посреди монастырского двора для размещения высоких посетителей были сооружены нарядные Царские и Царицыны палаты. Одновременно здесь могла размещаться свита из 500 человек!

Государь Алексей Михайлович пожелал духовно украсить обитель, поэтому, посовещавшись с патриархом Иосифом, решил обрести мощи преподобного Саввы.

Великое торжество обретения мощей святого произошло 19 января 1652 года. К этому дню в обитель прибыли царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и Новгородский митрополит Никон. После 245-летнего пребывания в земле мощи были обретены нетленными и положены в новой дубовой гробнице у правого столпа перед иконостасом в Рождественском соборе. После этого усердие Алексея Михайловича к обители еще более усилилось. Он часто приходил сюда из Москвы пешком, останавливаясь по дороге в селах Хорошево и Павловское.





Царь Алексей Михайлович. Миниатюра « Титулярника» 1672 г.

Царица Мария Милославская.

После Алексея Михайловича жертвовать монастырю продолжал его сын Федор Алексеевич. Особенно благодарными монастырю были цари Иоанн и Петр Алексеевичи, поскольку за стенами Саввино-Сторожевского монастыря в 1682 году они нашли защиту во время стрелецкого бунта под предводительством князя Ивана Хованского.

К 1917 году Саввино-Сторожевский монастырь был одним из наиболее обеспеченных и благоустроенных в России. В 1917-1919 годах монастырь еще действовал как православная обитель, но постепенно лишался средств к существованию. 14 февраля 1919 года вышло постановление Наркомата о повсеместной ликвидации мощей. Монастырь был закрыт, монахи разошлись по окрестным деревням, где их приютили верующие. В опустевшем монастыре летом 1919 года был открыт концентрационный лагерь для умственно отсталых детей. В 1927-1928 годах в монастыре находилась колония для беспризорников. Было все: осквернение, разорение, утрата, но не забвение!

В 1995 году было принято решение о воссоздании Саввино-Сторожевского монастыря. Первым наместником возрожденного монастыря стал архимандрит Иероним (Карпов), высокообразованный богослов.

Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то люди начинали селиться вокруг него. В течение многих столетий они воспитывали неповторимый характер не только русского инока, но и русского человека.

Я живу в Мышкинском районе, самом маленьком в Ярославской области, но, несмотря на это, наш край гордится тем, что это родина одного из святых — Паисия Угличского и место, где провел последние годы жизни святой Кассиан Учемский. Иногда нашу местность так и называют — «Земля святого Кассиана», ведь наша Кирьяновская школа находится всего в четырех километрах от бывшей обители Кассиана.

Что мы знаем о Кассиане Учемском?




Агиографы утверждают, что он был грек, что родился в 1427 году и в миру носил имя Константин, дополненное прозвищем Мангупский по названию города в Крыму, принадлежал к династии императоров Комнинов, правивших в Византии в 11-12 веках. В 1472 году Константин в свите Софьи Палеолог прибыл в Москву, был хорошо встречен великим князем Иваном III, но почему-то отказался от его даров и был приставлен на службу к ростовскому владыке Иоасафу Оболенскому, вместе с которым в 1488 году отправился на Бело-озеро в Ферапонтову обитель. Там он принял постриг под именем старца Кассиана, а через некоторое время отправился в путь по Шексне и Волге с двумя иноками Филаретом и Ефремом, думая попасть к Андрею Угличскому, с которым подружился еще в 1472 году на бракосочетании его старшего брата Ивана Московского. Остановившись ночевать на берегу речки Учемки при впадении её в Волгу и повесив на дерево образ божьей матери, Кассиан стал усердно молиться. Под утро преподобный задремал. Внезапно сон его прервался, и он увидел пророка Иоанна Предтечу, который обратился к нему: «Встань, Кассиан, и не ужасайся меня. На сем месте поселишься ты, во имя рождества моего построишь здесь храм и после трудов твоих получишь здесь вечный покой».

Так греческий князь, а ныне преподобный Кассиан оказался в глухих лесах на берегу Волги, построил с братией обитель и обосновался в ней, назвав её Успенской. Здесь он и почил в октябре 1504 года в возрасте 103 лет. Рассказывают, что перед погребением его тело выставили в церкви для прощания. Все люди, а их было много, видели ангело-подобное лицо преподобного Кассиана и чувствовали исходящее благоухание. Весьма удивлялись и славили Бога, прославляющего угодника своего.

Так закончилась земная жизнь греческого князя Константина Мангупского, русского святого Кассиана Учемского. После погребения пастыря своего братия обители поминала усопшего как смертного человека. Но едва исполнилась година преставления учемского подвижника, как при месте его погребения стали свершаться чудные явления и знамения: больные излечивались, благоухал над могилой воздух, лампады и свечи горели ровным, тихим огнем. И молва разнесла вести о чудотворениях Кассиана.

В первой четверти 17 века было положено начало составления «Чудес» Кассиана, всего описано 26 чудес прославляющих святость учемского подвижника. Особый интерес вызывают первые два.

Вблизи Учемского монастыря проживал Дометиан с женою Гликериею, которые много раз наяву видели необычное явление: ночью на белом коне вокруг обители ездил преподобный Кассиан. От множества зажженных свечей, которые он держал в правой руке, блистал яркий свет, который даже распространялся на другой берег Волги. Когда же дивный всадник приближался к церкви, где почивают его мощи, святые врата и двери церкви перед ним сами отворялись. Дометиан поведал об этом игумену и братии, которые восприняли это как знак заступничества Кассиана в связи с опасностью, грозящей обители.

И вскоре опасность стала очевидной. В 1609 году интервенты впервые осадили монастырь, один из воинов дерзнул въехать на коне через святые врата, несмотря на уговоры пленных крестьян не делать этого. Но как только конь его вступил через подворотню, некая сила повергла его вместе с всадником на землю. Ворвавшись в монастырь, часть врагов бросилась к собору, пытаясь вышибить двери и завладеть церковным имуществом, но внезапно все они ослепли. Так, благодаря «заступлению преподобного Кассиана» монастырь уцелел.

В 1629 году ростовский митрополит Варлаам, движимый желанием возвысить духовный авторитет епархии, повелел писать изображения преподобного Кассиана на иконах и праздновать всеторжественно священную память его вместе со святыми. Так произошла «канонизация» учемского подвижника, чей высокий интеллект и судьба стали объектом внимания местных книжников еще в 16 веке.

С 1998 года ежегодно проводятся научно-практические конференции под названием «На земле Святого Кассиана», на них приезжают исследователи их Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Ростова, Углича, Мышкина, Ферапонтова.

В 1999 году открыт музей села Учма. Построена деревянная церковь Святой Анастасии и преподобного Кассиана Учемского. Годы забвения сменились годами памяти и, я думаю, в этом тоже заступничество святого Кассиана — «тонкой ветви царского дерева» византийских императоров, занесенной случайным ветром истории на угличскую землю, но не увядшей, а расцветшей «пышным цветом неизреченной святости» на тихих берегах Учмы-реки вблизи Мышкина.




Церковь Святой Анастасии и Кассиана в с. Учма.

Рассказ о КассианеУчемском и его времени хотелось бы закончить словами В.П.Выговлева, сказанными им в одной из научных статей в адрес греческого князя: «Кассиан может быть по справедливости отнесен к тем морейским грекам, выходцам из Италии, которые оказали заметное влияние на развитие культурной жизни Московской Руси последней четверти 15 века, привнеся с собой на новую родину навыки греческой книжности и образованности».

Один в поле не воин, говорят в народе. Да, конечно. Но воля, вера, стойкость духа и преданность делу только одного есть опора для многих.

Конечно, я не могу сравнивать заслуги Саввы Сторожевского и Кассиана Учемского, ведь каждый из них совершил свой духовный подвиг, перед которым мы преклоняемся и по праву можем назвать их обоих Святыми заступниками земли русской!


Отче преподобне Кассиане, умоли Христа Бога

даровати нам оставление всех наших грехов,

елико согрешихом от юности нашей во всем житии нашем…

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка», М., 2007.

  2. Горстка А.Н. «Белый всадник», Мышкин, 2001.

  3. Иеромонах Тихон (Полянский). «Путешествие в историю русских монастырей». «Русское слово», М., 2002.

  4. Православие (полная энциклопедия). Санкт-Петербург. «Весь», 2007.

  5. Третьякова Т. «Под руцей Господней». Ярославль, 2004.

  6. Учемский сборник. Выпуск 2. Мышкин, 2000.

  7. Учемский сборник. Выпуск 4,5. Мышкин, 2003.


Похожие:

Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа на тему
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа «Сборник рассказов «Чудесное лето»
Творческая работа «Ожившие небылицы или возвращаясь к истокам» (традиции устного народного творчества собственного сочинения)
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа на тему: Меры предосторожности при работе на компьютере
На какие группы можно разбить дополнительные или периферийные устройства «компьютера»?
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconУрока
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа на пк, индивидуальная работа, межпредметная...
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа на тему: «Метеоритная опасность»
Земли. С одной стороны, это вызывает естественное беспокойство и желание предвидеть возможную катастрофу, а с другой стороны – любопытство...
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа на тему: «Формы работы, повышающие эффективность урока»
Довольно часто изучение материала сводится к запоминанию и воспроизведению. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же...
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа на тему: Оползни: азбука безопасности
В природе существует такое опасное явление как оползни. Опасное, с точки зрения нанесения материального ущерба, гибели человека,...
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconТворческая работа участника vi-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции «Секреты рекламы»
Творческая работа участника vi-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconМоей исследовательской работы «Старинные меры длины». Когда мы на уроке математики рассмотрели тему «Единицы длины» у меня возник вопрос: сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? И я поставила перед собой
Проследить историю возникновения меры длины на Руси, их совершенствование от времен образования Руси до наших дней
Творческая работа на тему: «Святые заступники Руси» iconКонкурс «Святые воины земли русской» учрежден в 2011 году. Учредителем конкурса являются Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
Илии Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница