Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления




Скачать 334.88 Kb.
НазваниеТворческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления
страница1/2
Дата12.10.2012
Размер334.88 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


Гринь Галина Валентиновна


Творческое развитие студенческой молодёжи

в процессе профессионального становления


Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Москва

2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Гладилина Ирина Петровна


Официальные оппоненты: Легостаев Иван Иванович

доктор педагогических наук, профессор

кафедры образовательного и гуманитарного

сервиса ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

Белогуров Анатолий Юльевич

руководитель Центра профессионального развития и подготовки кадров ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, доктор педагогических наук, профессор


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»


Защита состоится «24» октября 2012 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.


Автореферат разослан «___»_____________2012 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Сенатор С.Ю.


I. Общая характеристика работы

Одно из основных направлений современной высшей школы - формирование и развитие будущего профессионала как «высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам, самодостраиваясь, осуществлять своё человеческое и социальное предназначение». В соответствии с запросами общества, государства, рынка труда система высшего профессионального образования призвана обеспечить воспитание молодежи, способной к творческому профессиональному росту в условиях информации и развития современных наукоемких технологий.

Анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что молодые люди на вузовском этапе профессионального становления не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью профессионального выбора. Творческое развитие студентов в процессе профессионального становления позволит эффективно решить задачу воспроизводства и развития кадрового потенциала страны.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в творческих личностях, готовых к нестандартному решению жизненных и профессиональных задач и существующей системой высшего профессионального образования, не вполне реализующей возможности высшей школы по творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления. Растет противоречие между востребованностью творчества молодежи, важностью уже в студенческие годы самостоятельно развивать и проявлять творческие качества и ограничением творческой самостоятельности студентов в процессе профессионального становления в учебно-воспитательном пространстве высшей школы. Преодоление противоречий между востребованностью творческой профессиональной деятельности и нереализованностью потенциала творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления является актуальной научно - практической задачей.

Степень научной разработанности проблемы

Отдельные вопросы профессионального становления личности, её профессионального самоопределения и профессиональной готовности изучались в рамках разных дисциплин (философия образования, педагогика, психология, социология и др.) и нашли своё отражение в трудах многих отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин и др.).Сущностные подходы к проблеме профессионального становления личности изучали Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина и др. Вопросы профессиональной направленности и готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности рассматриваются в трудах С.И.Архангельского, М.И.Дьяченко, Н.С.Пряжникова, В.А.Сластенина и др. Исследовались проблемы целостности и непрерывности профессионального развития, непрерывного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Г.П. Скамницкая, И.С. Якиманская и др.). В современной психолого-педагогической науке фундаментальные разработки общетеоретических проблем творчества представлены трудами А.В. Брушинского, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др. Интерес представляют исследования эффективных средств и методов развития творческого мышления (Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Н.М.Сокольникова, С.Ю. Сенатор и др.); принципов возрастной периодизации творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес и др.). При этом возрастные особенности развития творчества, в целом, рассматриваются, в основном, на нескольких возрастных периодах: дошкольный, младший школьный возраст и зрелый. Особенности творчества юношества остаются малоизученными. На логику проведенного исследования существенное влияние оказали фундаментальные труды в области специфики юношеского возраста как сензитивного периода для творческого саморазвития студентов (Д.И.Фельдштейн). Проблемам творческого развития, профессионального становления студентов последние десять лет посвящен ряд диссертационных исследований: Г.А.Артемовой (общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов), Е.В.Желтовой( психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза), Е.Е.Адакина(теория и методика развития творческого потенциала студентов) и др. Вышеперечисленные аспекты профессионального становления и творческого развития студентов изучались и анализировались достаточно изолированно, что затрудняет понимание роли творческого развития студентов в их успешном профессиональном становлении на этапе вузовского обучения.

Таким образом, анализ научной литературы, диссертационных исследований показал, что в настоящее время существует значительное число научных трудов в области профессионального становления студентов, но творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления рассматривается впервые.

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления.

Объект исследования: профессиональное становление студенческой молодежи.

Предмет исследования: творческое развитие студентов как основа их профессионального становления.

Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональное становление студентов будет эффективно при их творческом развитии, если:

  • будет разработана и внедрена модель творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления;

  • будут гипотетически представлены психолого-педагогические условия реализации предложенной модели, которые будут способствовать созданию в вузе возможности для проявления каждым студентом его творчества на максимально определенном уровне и последовательное изменение содержания, организации профессионального становления с целью дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на современном рынке труда;

  • будет осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций студенческой молодежи с целью их творческого развития в процессе профессионального становления;

  • будут использованы надежные и валидные диагностические психолого-педагогические методики для объективного и оперативного мониторинга творческого развития студентов.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. Раскрыть сущность понятий «творческое развитие личности» и «профессиональное становление» применительно к студентам учреждений высшего профессионального образования.

  2. Провести теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам профессионального становления и развития творчества студенческой молодежи.

  3. Разработать и обосновать основные принципы, структуру, компоненты, формы и методы модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления.

  4. Исследовать эффективность внедрения данной модели с использованием комплекса взаимосвязанных диагностических методов и процедур.

  5. Сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов высшей школы по повышению роли творческого развития студентов в их профессиональном становлении на основе разработанной модели.

Методы исследования: анализ первоисточников по педагогике, психологии, философии, раскрывающих имеющиеся наработки по проблеме исследования (ретроспективный анализ, логико-исторический анализ); прямое и косвенное наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, интервью; естественный педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение; математические и статистические методы обработки эмпирических данных.

Теоретико-методологическая база исследования:

  • философско-антропологический подход (Н.А. Бердяев, В.Франк, Э.Фромм, М. Мамардашвили и др.), определяющий творчество в философско-антропологической интерпретации ценностных ориентаций современной молодежи, в том числе и профессиональных ориентаций;

  • концепции творчества отечественных и зарубежных авторов (Д.Б.Богоявленкая, Дж. Гилфорд, И.П. Гладилина, В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова, Е. Торренс, Р. Стенберг, В.Д. Ушаков и др.);

  • аксиологический подход ( Н.А. Бердяев, В.И.Загвязинский, Н.Д.Никандров, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский и др.), обуславливающий творческое развитие студенчества в профессиональном становлении с точки зрения духовно-нравственных ценностей отечественной и мировой культуры;

  • системный подход (В.П. Беспалько,Г.К. Селевко и др.), позволяющий анализировать творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления как самодостаточный процесс, в котором взаимосвязаны все его компоненты (цель, задачи, содержание, формы и методы);

  • компетентностный подход (А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, И.И.Легостаев и др.), предполагающий освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, общественной и личной жизни.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью исходных предпосылок исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидного инструментария; качественной обработкой экспериментальных данных с последующей их интерпретацией.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Раскрыты сущность и инновационный потенциал творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления.

  2. Разработана научно обоснованная модель творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления, способствующая эффективному кадровому развитию страны.

  3. Определены уровни проявления творческого развития студентов на этапе профессионального становления: потенциальный (очень низкий) – отсутствует или почти не выражена потребность в творчестве; ситуативный (средний) – потребность в творчестве носит низкоустойчивый характер; устойчивый (высокий, очень высокий) – актуализирована потребность в творчестве.

  4. Выявлены основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное творческое развитие студентов в процессе профессионального становления:

  • осуществление целенаправленного педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентаций современной студенческой молодежи;

  • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза дисциплин, курсов по выбору, тренингов по обучению студентов законам творчества, способствующих эффективному овладению содержанием будущей профессиональной деятельности ;

  • широкое внедрение в учебную и внеаудиторную деятельность комплекса методов и средств развития творческой деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов в современных социокультурных, экономико-политических условиях;

  • приобретение опыта реализации продуктов творческой деятельности профессиональной направленности;

  • реализация непрерывного педагогического мониторинга творческого развития студентов в процессе профессионального становления.

  1. Разработаны научно-методические и практические рекомендации по организации творческого развития студентов в процессе профессионального становления.

Теоретическая значимость исследования:

- на основе анализа научной литературы и диссертационных материалов была обоснована необходимость целенаправленного подхода к творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления;

- уточнены понятия «творческое развитие личности» и «профессиональное становление»;

- внесен вклад в развитие теории педагогики творчества в профессиональной подготовке студентов.

Практическая значимость исследования:

  • экспериментально проверена и внедрена в практику модель творческого развития молодежи в процессе профессионального становления;

  • разработаны и реализованы на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы программа дисциплины по выбору «Основы профессионального становления молодежи»; тренинги «Развитие творческих способностей личности»; методические рекомендации «Технология развития профессионально важных качеств у студентов МГУУ Правительства Москвы»;

  • на основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для преподавателей и кураторов учебных групп по применению модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления;

  • опубликованы методические материалы, которые нашли широкое применение в практике вузов, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов высшей школы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Между профессиональным становлением и творческим развитием студентов вуза существует взаимодействие: выраженность профессиональной составляющей личности возрастает с ростом творческого развития студента в процессе овладения будущей профессиональной деятельностью.

  2. Уточненная и дополненная авторская трактовка понятий: «творческое развитие личности»- это психолого-педагогическая категория, заключающаяся в обосновании процесса проявления творческой природы психики; «профессиональное становление»-это процесс структурно-динамического развития субъекта в его профессиональной траектории, в ходе которой формируются и развиваются профессионально ориентированные, важные качества личности, формы проявления ее профессиональной активности в соответствии с социальными и профессиональными требованиями, основывающимися на возможностях и притязаниях индивида.

  3. Структурная модель творческого развития студенчества в процессе профессионального становления, позволяющая интегрировать ресурсы творческого потенциала личности и образовательно – воспитательной среды вуза. Применение данной модели позволяет наиболее полно выявить совокупность компонентов творческого развития студенческой молодежи на вузовском этапе профессионального становления, что рождает социально и педагогически обусловленную потребность развития конкурентоспособной, профессионально мобильной, профессионально компетентной личности выпускника вуза, востребованную на современном рынке труда.

  4. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления:

  • осуществление целенаправленного педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентаций современной студенческой молодежи;

  • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза дисциплин, курсов по выбору, тренингов по обучению студентов законам творчества, способствующим эффективному овладению содержанием будущей профессиональной деятельности;

  • широкое внедрение в учебную и внеаудиторную деятельность комплекса методов и средств развития творческой деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов в современных социокультурных, экономико-политических условиях;

  • приобретение опыта реализации продуктов творческой деятельности профессиональной направленности;

  • реализация непрерывного педагогического мониторинга творческого развития студентов в процессе профессионального становления.

  1. Авторская Программа творческого развития студентов в процессе профессионального становления и рекомендации по её выполнению, способствующие эффективному овладению содержанием профессиональной деятельности.

Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2007 по 2012 год. Основной базой эмпирического исследования и педагогического эксперимента выступил Московский городской университет управления Правительства Москвы. Общая выборочная совокупность респондентов исследования составила 185 педагогов и 2800 студентов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования

Основные результаты исследования опубликованы в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, в статьях и тезисах. Результаты диссертационной работы были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях (2003-2012 г.г.), в Москве, Екатеринбурге, Иркутске и др. Результаты исследования внедрены в ходе преподавания авторских курсов, проведения тренингов в Московском городском университете управления Правительства Москвы; распространения педагогического опыта в различных формах повышения квалификации педагогических кадров в Москве, Московской области. Во всех случаях внедрения получены положительные результаты.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет - источников, приложений.
  1   2

Похожие:

Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconТворческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей

Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconЗакон Орловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области»
Зарубежный опыт становления института омбудсмана и его творческое развитие в условиях новой России
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconВсероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодёжи
Нности среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура» (далее – Конкурс) в рамках реализации государственной программы...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconФормирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета
Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconНа участие в Межрегиональном конкурсе молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства
Межрегиональный конкурс молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект)
Диссертация выполнена на кафедре социологии и управления социальными процессами Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconСтуденческой конференции «православие в жизни современной молодежи»
Вовлечение молодежи в церковную жизнь является частью миссионерской и пастырской деятельности. Свидетельство Церкви о спасении обращено...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconСтановление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе
Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества. Рассматриваются...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconКонкурс творческих работ патриотической направленности среди студенческой молодежи нгту им. Р. Е. Алексеева «События. Даты. Личность»
...
Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления iconЖанровое своебразие корпоративной газеты юургу «технополис»
История создания и становления студенческой прессы в России
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница