Скачать 334.88 Kb.
|
На правах рукописи Гринь Галина Валентиновна Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва 2012 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Гладилина Ирина Петровна Официальные оппоненты: Легостаев Иван Иванович доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательного и гуманитарного сервиса ФГБОУ ВПО «РГУТиС» Белогуров Анатолий Юльевич руководитель Центра профессионального развития и подготовки кадров ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Защита состоится «24» октября 2012 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18. Автореферат разослан «___»_____________2012 г. Учёный секретарь диссертационного совета, д ![]() профессор Сенатор С.Ю. I. Общая характеристика работы Одно из основных направлений современной высшей школы - формирование и развитие будущего профессионала как «высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам, самодостраиваясь, осуществлять своё человеческое и социальное предназначение». В соответствии с запросами общества, государства, рынка труда система высшего профессионального образования призвана обеспечить воспитание молодежи, способной к творческому профессиональному росту в условиях информации и развития современных наукоемких технологий. Анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что молодые люди на вузовском этапе профессионального становления не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью профессионального выбора. Творческое развитие студентов в процессе профессионального становления позволит эффективно решить задачу воспроизводства и развития кадрового потенциала страны. Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в творческих личностях, готовых к нестандартному решению жизненных и профессиональных задач и существующей системой высшего профессионального образования, не вполне реализующей возможности высшей школы по творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления. Растет противоречие между востребованностью творчества молодежи, важностью уже в студенческие годы самостоятельно развивать и проявлять творческие качества и ограничением творческой самостоятельности студентов в процессе профессионального становления в учебно-воспитательном пространстве высшей школы. Преодоление противоречий между востребованностью творческой профессиональной деятельности и нереализованностью потенциала творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления является актуальной научно - практической задачей. Степень научной разработанности проблемы Отдельные вопросы профессионального становления личности, её профессионального самоопределения и профессиональной готовности изучались в рамках разных дисциплин (философия образования, педагогика, психология, социология и др.) и нашли своё отражение в трудах многих отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин и др.).Сущностные подходы к проблеме профессионального становления личности изучали Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина и др. Вопросы профессиональной направленности и готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности рассматриваются в трудах С.И.Архангельского, М.И.Дьяченко, Н.С.Пряжникова, В.А.Сластенина и др. Исследовались проблемы целостности и непрерывности профессионального развития, непрерывного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Г.П. Скамницкая, И.С. Якиманская и др.). В современной психолого-педагогической науке фундаментальные разработки общетеоретических проблем творчества представлены трудами А.В. Брушинского, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др. Интерес представляют исследования эффективных средств и методов развития творческого мышления (Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Н.М.Сокольникова, С.Ю. Сенатор и др.); принципов возрастной периодизации творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес и др.). При этом возрастные особенности развития творчества, в целом, рассматриваются, в основном, на нескольких возрастных периодах: дошкольный, младший школьный возраст и зрелый. Особенности творчества юношества остаются малоизученными. На логику проведенного исследования существенное влияние оказали фундаментальные труды в области специфики юношеского возраста как сензитивного периода для творческого саморазвития студентов (Д.И.Фельдштейн). Проблемам творческого развития, профессионального становления студентов последние десять лет посвящен ряд диссертационных исследований: Г.А.Артемовой (общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов), Е.В.Желтовой( психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза), Е.Е.Адакина(теория и методика развития творческого потенциала студентов) и др. Вышеперечисленные аспекты профессионального становления и творческого развития студентов изучались и анализировались достаточно изолированно, что затрудняет понимание роли творческого развития студентов в их успешном профессиональном становлении на этапе вузовского обучения. Таким образом, анализ научной литературы, диссертационных исследований показал, что в настоящее время существует значительное число научных трудов в области профессионального становления студентов, но творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления рассматривается впервые. Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления. Объект исследования: профессиональное становление студенческой молодежи. Предмет исследования: творческое развитие студентов как основа их профессионального становления. Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональное становление студентов будет эффективно при их творческом развитии, если:
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
Методы исследования: анализ первоисточников по педагогике, психологии, философии, раскрывающих имеющиеся наработки по проблеме исследования (ретроспективный анализ, логико-исторический анализ); прямое и косвенное наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, интервью; естественный педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение; математические и статистические методы обработки эмпирических данных. Теоретико-методологическая база исследования:
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью исходных предпосылок исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидного инструментария; качественной обработкой экспериментальных данных с последующей их интерпретацией. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования: - на основе анализа научной литературы и диссертационных материалов была обоснована необходимость целенаправленного подхода к творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления; - уточнены понятия «творческое развитие личности» и «профессиональное становление»; - внесен вклад в развитие теории педагогики творчества в профессиональной подготовке студентов. Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2007 по 2012 год. Основной базой эмпирического исследования и педагогического эксперимента выступил Московский городской университет управления Правительства Москвы. Общая выборочная совокупность респондентов исследования составила 185 педагогов и 2800 студентов. Апробация и внедрение в практику результатов исследования Основные результаты исследования опубликованы в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, в статьях и тезисах. Результаты диссертационной работы были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях (2003-2012 г.г.), в Москве, Екатеринбурге, Иркутске и др. Результаты исследования внедрены в ходе преподавания авторских курсов, проведения тренингов в Московском городском университете управления Правительства Москвы; распространения педагогического опыта в различных формах повышения квалификации педагогических кадров в Москве, Московской области. Во всех случаях внедрения получены положительные результаты. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет - источников, приложений. |