Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений




Скачать 468.8 Kb.
НазваниеСостояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений
страница1/3
Дата12.10.2012
Размер468.8 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


МУСОРИНА

Ирина Викторовна


СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОК

СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


14.01.08 – педиатрия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Москва 2012


Работа выполнена в ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения и социального развития РФ и ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ


Научные руководители:


Заслуженный врач

Российской Федерации, Шестакова Вера Николаевна

доктор медицинских наук, профессор


Заслуженный деятель науки

Российской Федерации, Доскин Валерий Анатольевич

доктор медицинских наук, профессор


Официальные оппоненты:

Балева Лариса Степановна, доктор медицинских наук, профессор, ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России


Кузьменко Лариса Григорьевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских болезней медицинского факультета ГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» Минобразования России


Ведущая организация:

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» Минздравсоцразвития России


Защита состоится «____» ________________ 2012 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д-208.043.01 в ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России (125412 город Москва, улица Талдомская, дом 2).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России.


Автореферат разослан «____» ____________________ 2011 года


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат медицинских наук Землянская З.К.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы

Подростковый возраст - один из важнейших этапов в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека, недаром его считают критическим, трудным периодом. В этом возрасте организм продолжает оставаться незащищенным от воздействия различных факторов среды, у подростков проявляются многие хронические заболевания. (Баранов А.А., 2009; Кучма В.Р., 2003; Максимова Т.М., Гаенко О.Н., 2003 и др.). Особую подростковую категорию составляют девочки - будущие матери. У них в этом возрасте не только сохраняются нарушения состояния здоровья, но и по мере взросления чаще возникают сочетанные заболевания (Гуркин Н.Ф., 2000; Загорельская Л.Г., 2002, Никонорова Н.М., 2004; Чижова Ж.Г., 2008). На фоне общего ухудшения здоровья старшеклассников, выраженные изменения отмечаются среди учащихся школ нового типа и средних профессиональных учебных заведений, отклонения состояния здоровья у них на первом году обучения достигают 38,0% (Фролов А.Ф., 2004; Сафонова Ж.Б., 2005; Гречко А.С., 2007). Уровень заболеваемости у учащихся средних профессиональных учебных заведений в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся школ. Вызывает тревогу то, что уходящие из школы после 9 класса подростки в большинстве своём так и не овладевают навыками учебной деятельности, у многих не сформированы приемы самоорганизации и самоконтроля, недостаточно развиты коммуникативные умения. Это затрудняет дальнейшую социальную адаптацию этих подростков, приводит к конфликтам и разочарованиям, а в некоторых случаях к аддиктивному и девиантному поведению. (Баранов А.А, Кучма В.Р., Сухарева Л.М, 2004; Малетина Е.Б., 2004; Лапина Г.А., 2004; Мазуров А.Б., 2006). Поэтому изучение состояния здоровья девочек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в условиях реформирования профессионального образования является актуальным, так как позволяет позиционировать влияние различных факторов риска на их здоровье и своевременно разработать профилактические мероприятия. Эта проблема изучена учеными недостаточно, и в настоящее время от ее решения во многом зависит состояние здоровья будущих поколений. Наиболее важным и перспективным является оптимизация управляемых факторов образа жизни, соблюдение режимов обучения, своевременное проведение оздоровительных мероприятий, оптимизация ряда показателей внутришкольной среды, совершенствование медицинского, психологического, педагогического обслуживания учащихся.

Цель исследования

На основании углубленного клинического изучения состояния здоровья, особенностей физического развития, медико-биологического и социального анамнеза сельских и городских девочек на начальном этапе обучения в среднем специальном учебном заведении оптимизировать тактические подходы по наблюдению и коррекции нарушений у данной категории учащихся.

Задачи исследования

1. Проанализировать динамику состояния здоровья студенток в течение начального адаптационного этапа обучения в среднем специальном учебном заведении с учетом возраста и места проживания.

2. Исследовать динамику физического развития и физической подготовленности студенток в течение первого года обучения в среднем специальном учебном заведении.

3. Проанализировать распространенность поведенческих факторов риска, особенностей психоэмоционального статуса у девушек в начале и в конце первого года обучения в средних специальных учебных заведениях.

3. Провести анализ медико-биологических и социально-гигиенических факторов и выявить ведущие причины изменения состояния здоровья студенток среднего специального учебного заведения.

4. Разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья студенток, обучающихся в среднем специальном учебном заведении.

Научная новизна исследования

Впервые осуществлена комплексная оценка состояния здоровья студенток ССУЗ в период первого года обучения, что дало возможность установить последовательность, частоту нарушения здоровья у данной категории детей с учетом возраста поступления, географии постоянного места жительства и обосновать необходимость проведения профилактических мероприятий.

Показано, что наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья в начале первого года обучения имеют городские девушки. Темпы прироста отклонений в состоянии здоровья более выражены у сельских девушек. Изучена структура соматических и гинекологических заболеваний у студенток средних специальных учебных заведений. Отмечено, что основные нозологические формы имеют различную частоту встречаемости.

Выявлены особенности физического развития и функциональных возможностей сельских и городских студенток средних специальных учебных заведений на начальном этапе обучения. Городские девочки достоверно чаще формируют асинхронное развитие, имеют менее развитый мышечный каркас, низкую устойчивость к гипоксии и физическим нагрузкам, более низкие функциональные возможности кардио-респираторной системы. Среди девушек обеих групп в течение всего периода наблюдения отмечаются низкие показатели физической подготовленности, уровня физического здоровья.

Изучены особенности адаптации и психоэмоционального состояния студенток. Сельские девушки достоверно чаще формируют нарушение личностной, психологической и социальной адаптации, имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, повышенную плаксивость, раздражительность, чрезмерную тревожность, выраженные чувства одиночества, быструю утомляемость. В течение первого года обучения среди сельских девушек достоверно чаще отмечается нарушения режима дня, питания и усвоение негативных поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя).

Выявлены ведущие факторы риска, приводящие к нарушению состояния здоровья студенток ССУЗ. Обозначен медико-социальный портрет сельских и городских девушек.

Разработаны прогностические критерии нарушения состояния здоровья студенток к концу первого года обучения в ССУЗ, позволяющие определить дифференцированную тактику наблюдения и разработать профилактические мероприятия в школе до поступления в учебное заведение, в условиях среднего специального образовательного учреждения и амбулаторно-поликлинического звена.

Практическая значимость работы

На основании проведенного исследования определены закономерности динамики состояния здоровья и физического развития студенток средних специальных учебных заведений, что позволяет обосновать необходимость комплексного мониторирования их состояния здоровья в школе до поступления в учебное заведение и в течение первого года обучения.

Сельские девушки, обучающиеся в среднем специальном учебном заведении, в течение первого адаптационного года обучения являются группой риска по нарушению соматического, репродуктивного, физического здоровья, возникновению психо-эмоциональных отклонений, усвоению негативных поведенческих факторов (нарушение режима дня, курение, употребление алкоголя) В связи с этим они требуют постоянного медицинского, психологического и педагогического сопровождения.

Обозначен комплекс факторов, влияющих на состояние здоровья студенток с учетом географии места жительства. Среди них лидирующую позицию занимают управляемые причины.

Полученные в результате исследования данные позволяют внедрить в практическую деятельность амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков, совершенствование системы первичной профилактики. Они могут использоваться в практике участковых педиатров, медицинских работников образовательных учреждений, педагогов, социальных педагогов, психологов. Выявленные особенности состояния здоровья, образа жизни и предрасположенности к различным формам девиантного поведения, могут быть использованы при разработке программ межведомственной работы, направленной на формирование оптимального здоровьесберегающего поведения подростков.

Внедрение результатов в практику

Результаты исследования используются в работе кафедр поликлинической педиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздравсоцразвития России и ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, педиатрами амбулаторно-поликлинической службы ОГБУЗ «Детская клиническая больница» г. Смоленска, Департамента Смоленской области по здравоохранению, в работе Смоленского областного центра диагностики и консультирования, в работе кафедры специального образования и социальной защиты детства ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования».

Апробация работы

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на заседаниях кафедры поликлинической педиатрии РМАПО (2008-2012); конференции молодых ученых ГОУ ВПО СГМА Росздрава (Смоленск, 2007, 2009); на X, XII и XV конгрессах педиатров России (Москва, 2006, 2008, 2011); на III, V и VII международных конгрессах «Экология и дети» (Анапа, 2006, 2008, 2011); на V региональной конференции «Подросток, проблемы роста и развития» (Владивосток, 2007); на I конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Москва, 2008); на международной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – основополагающий фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний» (Смоленск, 2008); на конференции, посвященной 70-летию проф. А.Ф. Виноградова «Союз опыта и молодости в науке и практике здравоохранения» (Тверь, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы здоровья и методы его сохранения» (Смоленск, 2010), на III Всероссийском конгрессе с международным участием по школной и университетской медицине (Москва, 2012).

Решение поставленных задач осуществлялось на кафедре поликлинической педиатрии (заведующий кафедрой - д.м.н., профессор Доскин В.А.) ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздравсоцразвития России (ректор – д.м.н., профессор Мошетова Р.К.), на кафедре поликлинической педиатрии (заведующая кафедрой – д.м.н., профессор Авдеева Т.Г.) ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России (ректор – д.м.н., профессор Отвагин И.В.)

Публикации по теме диссертации

По материалам диссертации опубликовано 14 научных работ, из них в рецензируемых журналах ВАК РФ – 2.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 172 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, пяти глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций. Указатель литературы включает 251 источник: 178 отечественных и 73 зарубежных. Материалы диссертации иллюстрированы 12 таблицами, 20 рисунками.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Характеристика детей и методы исследования

Объектом исследования стали девушки подросткового возраста 15-17 лет (15 – 17 лет 11 месяцев 29 дней), обучающиеся в одном из промышленно-экономических колледжей России. Дебютом исследования явилась оценка места проживания абитуриенток до поступления, профиля обучения, возраста при поступлении в колледж. Был проведен ретро - и проспективный анализ состояния здоровья 560 учащихся. Из них 45,0% (n=252) девочек до поступления в колледж проживали в сельской местности и 55,0% (n=308) в городе. В дальнейшем в исследовательской работе постоянно участвовало 300 девочек подросткового возраста. Девочки, которые до поступления в колледж проживали в сельской местности, обучались по традиционной программе, а после поступления в среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) постоянно проживали в городе и не меняли места жительства в течение четырех лет, составили основную группу наблюдения (200 человек). Эта группа была поделена на 1-ую основную, в которую вошли девочки, поступившие в колледж после окончания неполной средней школы после 9-го класса в возрасте 15 лет (100 человек) и на 2-ую основную, которую составляли девочки, окончившие полную среднюю школу и поступившие в колледж после 11 класса в возрасте 17 лет.

В группу сравнения были включены 100 девочек, постоянно проживающих в городе, 50 из них поступили в колледж после окончания неполной средней школы в возрасте 15 лет (1-ая группа сравнения) и 50 респонденток, которые поступили после окончания полной средней школы в возрасте 17 лет (2-ая группа сравнения).

Наблюдение за детьми осуществлялось совместно с участковыми педиатрами, преподавателями, психологами, социальными педагогами колледжа, детским гинекологом, неврологом, кардиологом, нефрологом, окулистом, отоларингологом, ортопедом региональной поликлиники и физкультурного диспансера. Вся работа строилась в строгом соответствии с действующими современными этическими нормами и правилами. У всех студенток было получено добровольное информированное согласие на проведение исследований. По истечении первого года обучения в колледже проводилась повторная комплексная оценка состояния здоровья каждой девочки, как в основной группе, так и в группе сравнения.

Для получения объективной информации и проведения анализа использовались клинические, функциональные, лабораторные, инструментальные, санитарно-гигиенические и психолого-педагогические методы. Применялись сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выборки первичной информации из форм 026/у, 112/у, 086/у в единую карту наблюдения, также использована разработанная нами анкета для выявления отклонений в состоянии здоровья, где оценивались жалобы девочек. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась по общепринятым критериям (приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. и № 60 от 14.03.1995 г.). Степень резистентности определялась по кратности острых заболеваний, перенесенных в течение года. Физическое развитие девочек оценивалось по основным соматометрическим и физиометрическим показателям при помощи центильного метода (Кучма В.Р., 1996 г.). Оценивался уровень физической подготовленности студенток (согласно приказу МЗ РФ № 81 от 15.03.2002 г.). Использовался комплекс морфологических и функциональных показателей, предложенный С.В. Хрущевым, С.Д. Поляковым, И.Л. Ивановым (1995), гармоничность физического развития оценивали по методике Г.Н. Сердюковской (1996). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измерялась методом спирографии. Жизненный индекс рассчитывался по формуле ЖЕЛ (мл)/масса тела (кг). Кистевая и становая динамометрия оценивались с помощью динамометра. Электрокардиографическое исследование проводилось всем девочкам в положении лежа и с физической нагрузкой, показатели оценивались с учетом возраста ребенка (Осколкова М.К. с соавт., 2004; Школьникова М.А., 2010).

Личностные особенности уточняли по психологическому паспорту школьника (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И., 1996). Для определения психоэмоционального состояния девочек были использованы диагностические тесты - опросники: личностная шкала проявления тревожности (опросник Ж. Тейлора, 1955), опросник нервно-психического напряжения (НПН), шкала определения уровня депрессии (Жмуров В.А., 1994), методика оценки социальной адаптированности и вегетативной лабильности. Диагностика утомления и астении проводилась согласно тесту И.К. Шаца (1991). Оценка умственного развития проводилась с помощью школьного теста умственного развития (ШТУР). Оценка репродуктивного здоровья и полового поведения девочек, проводилась совместно с гинекологами. Для этого оценивались степень полового созревания по Максимовой Т.М. и др. (1990) и состояние менструальной функции. Социально-гигиенические факторы, биологический анамнез и медико-социальные особенности семей детей оценивали по результатам анкетирования. В процессе исследования использовали скрининг тесты, анкеты для педагогов, родителей, детей, психологов, социальных работников. Оценка организации учебного процесса проводилась путем исследования суммарной недельной нагрузки, определения количества учебных часов за каждый день, продолжительности уроков и перемен. Для гигиенической оценки школьного расписания использовали ранговую шкалу трудности предметов (Агарков В.И., 1986). Оценка организации режима питания проводилась методом анкетирования. Оценка общей школьной успеваемости проводилась путем анализа школьной документации. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета программ Statgraphics Plus 2.1 for Windows 95 b Microsoft Exel 97 c использованием параметрических и непараметрических критериев. Доверительные интервалы для средних величин вычисляли с заданным уровнем достоверности 0,95. Использовали методы: оценки достоверности различий, t- критерий Стьюдента; χ2; коэффициенты сопряженности Пирсона, Фишера. Для детальной характеристики влияния различных факторов на состояние здоровья девушек применяли многофакторный многоальтернативный метод (Гублер Е. В.,1978), основным критерием проверки статистических и корреляционных гипотез которого являлось значение J (информативность). Данные считались достоверными при J ≥ 1,0; при p<0,05.

  1   2   3

Похожие:

Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconОтчет о работе совета директоров средних специальных учебных заведений Саратовской области за 2010 2011 учебный год
Совет директоров средних специальных учебных заведений Саратовской области общественная организация. Работа ведется на основании...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconПрограмма для студентов средних специальных и высших учебных заведений, учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы
Программа предназначена для вос­питанников современных кадетских корпусов и курсантов военных институтов, может быть использована...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Состояние здоровья и социальный портрет студенток средних специальных учебных заведений iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница