Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук




Скачать 290.18 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук
страница1/3
Дата12.10.2012
Размер290.18 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3


Районный конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук


Карагайское районное управление образования


История


Судьба старообрядцев на фоне российской истории


Автор: учащаяся 8 класса Воскресенской

основной общеобразовательной школы

Мазунина Мария Ивановна


Руководитель: учитель истории

I квалификационной категории

Горбунова Любовь Николаевна


Карагай- 2009


Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава I История старообрядчества в России………………………………..

Глава II Старообрядчество в Пермском крае……………………………….

Глава III Личность в истории старообрядчества…………………………….

Глава IV Из истории Воскресенской единоверческой церкви……………

Источники…………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………...

Приложение №1……………………………………………………………....

Приложение №2……………………………………………………………....

Приложение №3………………………………………………………………

Введение

О людях, живущих в любом населённом пункте, мы судим по тому, как они относятся к святым местам, памятникам истории и архитектуры. В центре нашего села есть место, ничем не застроенное и неухоженное. В период лета 2008 года группа учеников защитила проект по озеленению этого участка. Участвуя в конкурсе детских социально – культурных проектов «Живи, Земля», мы заинтересовались участком. Постепенно стали узнавать интересные факты. На этом участке хотели рыть траншею, чтобы провести водопровод для столовой. При работе экскаватора на поверхности оказались человеческие останки. Рыть траншею прекратили. Всё осталось по-прежнему. С помощью администрации, жителей села и учеников, мы облагородили землю, убрали весь мусор, посадили лиственницы. Земля, находящаяся в центре села, приобрела надлежащий вид. Но интерес к погребённым людям остался. Постепенно от историка нашей школы Горбуновой Любовь Николаевны, от старожилов мы узнали, что на этом месте была старообрядческая церковь. Построена она в начале 19 века. На её территории находилось кладбище служителей церкви. По материалам и фотографиям школьного исторического музея удалось установить, что здание просуществовало до 1977 года, но уже использовалось, как Дом культуры. Эти интересные факты стали началом моих исследований.

Почему так позабыт этот святой уголок? Ведь здесь захоронены чьи-то родственники. Почему не чтим, забываем прошлое? Мы спокойно ходим по костям, играем в футбол, и у нас не возникает ужаса от такого кощунства.

Постепенно возник интерес к старообрядчеству. Что такое старообрядчество, кто были старообрядцами?

При работе с проектом связывалась с отцом Валерием, из Верещагино. Первым его вопросом было, есть ли у нас старообрядцы, тогда я не готова была ответить на этот вопрос. Он дал нам некоторую информацию и хотел приехать и посмотреть нашу работу, в том числе на посаженные деревья, поддержал нашу идею проекта. и был рад, что мы беспокоимся о прахе погребённых. Отметил, что делаем богоугодное дело. Разговор с отцом Валерием ещё больше воодушевил меня. Как относилось государство к верующим людям. Как обстоит дело со старообрядцами в России, в Пермском крае, в Карагайском районе, в моём селе Воскресенске?

Цель моей работы:

Доказать, что судьба старообрядцев, во все времена зависела от политики государства.

Задачи:

  • Изучить историю старообрядчества.

  • Собрать материалы о личностях в истории старообрядчества.

  • Найти и обработать информацию о старообрядческой церкви в с. Воскресенске.

  • Сделать выводы на основе подлинных документов и источников поисковой системы Интернет.

Предмет исследования:

История старообрядчества.

Объект исследования:

Верующий человек – старообрядец, зависящий от государственной политики.


Глава I История старообрядчества в России


Церковные реформы предпринятые патриархом Никоном, царем Алексеем Михайловичем, продолженные при Петре Первом и других Романовых положили начало печальному расколу Русской Православной Церкви. Государственные и церковные власти руководствуясь разными внешне и внутриполитическими соображениями пошли на решительное изменение Священного Предания, хранимого на Руси семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские формы таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены или даже подвергнуты беззаконным проклятиям. Изменилось и внутреннее устройство церкви. Был упразднен провозглашенный Символом Веры соборный строй, а церковная иерархия вскоре впала в прямую зависимость от государства.

Впрочем, не вся Русская Православная Церковь приняла конъюнктурные "реформы". Часть духовенства, монашествующих и значительная часть мирян продолжали хранить верность древнему благочестию. Эти хранители древней Русской Церкви и составили основу Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Осознавая духовную правоту сторонников древнего Православия, власть предержащие развернули широкомасштабные гонения. Меры, предпринятые государственными и церковными властями, были беспрецедентны: массовые убийства, ссылки, заточения, разоренные монастыри, разрушенные храмы, сожженные нетленные мощи и конфискации имущества. К сожалению, даже в наши дни старообрядцы лишены возможности вернуть похищенные святыни. Всего же за время религиозных преследований на территории России пострадало несколько миллионов человек.

Несмотря на все это, древняя (старообрядческая) Русская Церковь не только не исчезла, но осталась важнейшей частью мирового христианства. Более того, старообрядчество стало важнейшим нациообразующим классом российского общества. По данным историков в начале ХХ века в России проживало около 15 миллионов старообрядцев. Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце XVII века стали всеобщим явлением. По остальной стране ликвидация безграмотности происходит лишь в 30-40-е годы ХХ века. В XIX веке старообрядцами была основана целая система невиданного доселе народного просвещения. Только в одной Нижегородской губернии существовало более 200 начальных домашних школ.

Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из самых прогрессивных и экономически пассионарных слоев общества. Современные исследователи уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время как Петр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море свое судоходство и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трехгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско - Глуховском, Орехово-зуевском районах принадлежали старообрядцам. По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей до 60 % российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды.

Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью еще и непосредственно. Ими основаны лучшие театры Москвы: оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

Сторонники древнего православия явились одним из самых патриотичных классов российского общества. Только в Отечественной войне 1812 года прославилось немало старообрядцев. Среди них: Матвей Иванович Платов - войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов - основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году.

Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись единственными хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались от отцов к детям. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Только благодаря старообрядцам до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки.

Сегодня Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность Священному Писанию и Священному Преданию, традиции древнехристианской и древнерусской церкви. В отличии от других православных церквей в РПСЦ ежегодно проходят церковные Соборы с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из семи архиереев во главе с высокопреосвященнейшим Алимпием (Гусевым), митрополитом Московским и всея Руси.

Всем известно огромное экономическое значение старообрядцев в развитии страны. Английский писатель Вильям Диксон, изучая социальную и религиозную жизнь русского народа, написал книгу под названием «Свободная Россия». Немалое место в книге он уделил древнеправославию, изучая не только его религиозную сторону, но и политический и экономический быт. Отмечая экономическую сторону старообрядцев, он писал: «Люди, которые владеют капиталом и наживают капиталы, двигатели промышленности и коммерции, финансовые гиганты — все это члены Народной церкви» (так он называл древнеправославную церковь).


Глава II Старообрядчество в Пермском крае


По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России - 1 682 264 человек. Наибольшей численность старообрядцев была в таких губерниях:

Губернии и области, численность в %

Пермская 218 396 7,29

Донская 130 450 5,09

Саратовская 113 710 4,73

Московская 99 825 4,11

Томская 99 055 5,14

Вятская 98 055 3,24

Самарская 97 522 3,54

Нижегородская 88 637 5,59

Тобольская 72 600 5,07

Оренбургская 49 984 3,12

Калужская 42 598 3,76

Псковская 40 475 3,61

Костромская 39 718 2,86

Владимирская 38 107 2,51

Забайкальская 36 623 5,45

Терская 34 754 3,72

Уфимская 34 011 1,55

Симбирская 31 511 2,06

Новгородская 31 150 2,28

Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области - 11,89 %. За пределами современной России в 1897 г. жило 522 332 старообрядца, из них в Царстве Польском - 9 423 (0,1 % всего населения), белорусских и прибалтийских губерниях - 207 009 (1,66 %), украинских губерниях и Бессарабии - 175 733 (0,69 %), Закавказье - 65 123 (1,32 %), Средней Азии - 65 044 (0,84 %).
  1   2   3

Похожие:

Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconПоложение о XXXII региональном конкурсе исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных и естественно-математических наук
Конкурс проводится ежегодно для выявления и поддержки одаренных детей, в целях творческого и интеллектуального развития учащихся,...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс Фестиваль рекламы и дизайна «Реклама это мы»
«Реклама – это мы» конкурс-фестиваль для учащихся. И этим определяется многое. Прежде всего, его образовательный характер. Фестиваль...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconПоложение о конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся цели конкурса и участие в нем
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся Республики Мордовия (в дальнейшем – конкурс) проводится в целях
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс научно-исследовательских работ в области социально-гуманитарных наук
К тому же в каждой школе своя особая атмосфера, влияющая на итоги исследования. Со сменой поколений меняется и отношение к школе,...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconШкольный конкурс исследовательских работ учащихся 2010 год Сборник «Школьный конкурс исследовательских работ учащихся» выпуск 4- аряж, 2010 г. Сборник содержит материалы исследовательских работ учащихся
Сборник «Школьный конкурс исследовательских работ учащихся» выпуск 4– Аряж, 2010 г
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс исследовательских работ «Пятое колесо»
Областной конкурс исследовательских работ «Пятое колесо» по техническому и декоративно-прикладному творчеству, рационализации и изобретательству...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений (далее Конкурс) проводится с целью: повышение интереса учащихся к российской науке, усвоению мировых основ научных знаний;
...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconДорогие коллеги!
«Казанский национальный исследовательский технологический университет» Министерство образования и науки Российской Федерации проводит...
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс исследовательских работ учащихся

Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально- гуманитарных наук iconКонкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования
Районный конкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница