Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина




Скачать 208.71 Kb.
НазваниеМассовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина
Дата12.10.2012
Размер208.71 Kb.
ТипИсследование

Марина Валентиновна Субботина

Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева

Чебоксары, Россия


Массовая коммуникация –

новый этап в развитии социального семиозиса


М.В. Субботина


В настоящее время резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация является предметом исследования многих наук: социологии, кибернетики, политологии, философии, психологии, лингвистики, культурологии.

Самый высокий индекс цитирования в области коммуникационных исследований у американских ученых; среди наиболее цитируемых публикаций – имена Пола Лазарсфельда, Роберта Мертона, Чарльза Кули, Джорджа Герберта Мида, Даниеля Белла, Збигнева Бжезинского, Гарольда Лассуэлла, Олвина Тоффлера, Айви Ли, Эдварда Л. Бернейза.

В России исследования в этой области знаний не только никогда со времен М.В. Ломоносова не прерывались, но в силу культурологического базиса характеризуются надежной степенью обобщенности для применения их в условиях мирового сообщества.

В частности, примером могут служить более чем двадцатилетние семинарские курсы профессора, академика РАО Ю.В. Рождественского на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета Московского Университета им. М.В. Ломоносова. Результаты исследований феномена коммуникации представлены в посмертном издании ученого- энциклопедиста «Философия языка. Культуроведение и дидактика. (Современные проблемы науки о языке)», вышедшем в издательстве «Грантъ» в 2003.

Исследование феномена коммуникации в школе Ю.В. Рождественского строится в области социальной семиотики и восходит к исконным направлениям в деятельности Российской Академии Наук; когда выгодою или пользою всякого общества, согласно Н.М. Карамзину, признается свободное, взаимное сообщение мыслей, которое зависит от успехов общежития и словесности; и самые правила общения не изобретаются, а уже существуют в языке: надо только открыть или показать оные [Н.М. Карамзин Речь, произнесенная в собрании Российской Академии, Декабря 5-го 1818 года].

По Джону Локку, английскому философу XVII-XVIII веков, автору эмпирической теории познания, мыслительную и предметную деятельность человека определяет особое окружение. Это особое окружение выражается так называемым треугольником Джона Локка. Вершинами треугольника являются три компонента: природа, техника, семиотика.


Схема 1


Семиотика




Природа Техника


Семиотика – это совокупность необходимых для умственных операций знаков, «заместителей» объектов природы и техники.

По данным фольклористики и этнографии выделяют 16 знаковых систем, необходимых для становления и первоначальной жизни общества:

Схема 2









1. Язык
















11.

Дизайн имущества

10.

Изображения

(и орнамент)
















12.

Костюм

(и татуировка)

9.

Танец










3.

Обряды

13.

Архитектура

8.

Музыка

4.

Игры










14.

Меры

7.

Знамения
















15.

Ориентиры

6.

Гадания
















16.

Команды

(и сигналы)

5.

Приметы
















2. Средства счета















В совокупности системы семиотической деятельности образуют социальный интеллект, или социальный семиозис.

Общественная мысль течет от прогноза (системы 5, 6, 7) через образы искусств и техники (системы 8, 9, 10, 11, 12, 13) к управлению разделением труда (системы 14, 15, 16); одновременно осуществляется передача знаний путем обучения и воспитания (системы 1, 2, 3, 4). Предметное наполнение социального семиозиса раскрывает систему отношений, устанавливаемых между человеком и миром, систему, которая регламентирует поведение человека: определяет то, как ему надлежит действовать в тех или иных ситуациях (которые признаются вообще потенциально возможными); и вместе с тем, эта система показывает, как человек моделирует мир и самого себя.

Все семиотические системы имеют две общие функции:

  1. каждая система выполняет коммуникативную функцию и

  2. каждая система выполняет функцию хранения информации.

Однако у языка есть особая функция, которую не может выполнить ни одна другая система. Это функция – распределительная. Она состоит в том, чтобы назначать тому или иному знаку его содержание, объяснять это содержание и распределять знаки внутри знаковых систем и сами системы между собой. Например, языком иконе назначено быть видимым образом невидимого мира, объяснено содержание иконы и указано место иконы среди других знаковых систем: архитектуры, пластики тела, костюма, обряда,..

Вследствие наличия особой распределительной функции, язык признается культурообразующей знаковой системой.

Единицей языка в семиотическом аспекте принимается текст. Рассмотрение текста в семиотическом аспекте предполагает обязательный учет материала, на котором выполнен текст и способа обработки данного материала (или инструмента, с помощью которого создан текст). Соединение материала со способом обработки с целью создания текста называется фактурой речи.


Схема 3



Роды

словесности

Виды словесности






1.

Устная речь

1.1.

Дописьменная

устная речь

1.1.1. Фольклор







1.1.2. Молва




1.1.3. Диалог





1.2.

Литературная

устная речь


1.2.1. Ораторика

1.2.1.1.

Судебная речь




1.2.1.2.

Совещательная речь




1.2.1.3.

Показательная речь




1.2.2.

Гомилетика

1.2.2.1.

Проповедь




1.2.2.2.

Пропаганда




1.2.2.3.

Учебная речь




1.2.3.

Сценическая речь








2.

Письменная речь

2.1.

Палео- и

неография

2.1.1. Письма







2.1.2. Документы




2.1.3. Сочинения




2.2.Сфрагистика







2.3.Нумизматика




2.4.Эпиграфика





3.

Печатная речь

3.1.

Художественная

литература










3.2.

Научная

литература




3.3.

Журнальная

литература





4.

Массовая коммуникация

4.1.

Массовая

информация

4.1.1. Газеты







4.1.2. Радио




4.1.3. Телевидение




4.1.4. Кино




4.2.

Реклама







4.3.

Информатика

4.3.1

Информационные системы






Видим, по фактуре речи выделяются четыре текстовых инварианта: 1) устная словесность, 2) письменная словесность, 3) печатная словесность, 4) массовая коммуникация. Каждый инвариант реализуется в соответствующих ему вариантах. Например, массовая коммуникация реализуется в массовой информации, информатике и новой рекламе; устная словесность – в диалогах практических, молве, фольклоре.

По фактуре речи тексты бывают мгновенные и длящиеся, единичные и тиражные, хранимые и нехранимые. Например, диалог практический в устной словесности – мгновенный, единичный, нехранимый текст.

Фактура речи, будучи культурообразующим центром социального семиозиса (социального интеллекта), связана со структурой общества. От развития фактуры речи зависит развитие структуры общества: существует прямая связь между фактурой речи и структурой общества.

Прямая связь между фактурой речи и структурой общества проявляется в коммуникативном строении общества. Под коммуникативным строением общества понимаем разделение общества на классы коммуникантов.

Классы коммуникантов это разделение людей по характеру производства, передачи и получения текстовых инвариантов. Правила производства, передачи и получения того или иного текстового инварианта есть правила речевого поведения.

Первичным текстовым инвариантом является устная речь – мгновенный единичный текст.

Если мгновенный текст не подвергается репродукции (например, диалог практический), он выделяет в составе социального коллектива только участников данной коммуникации. Участники диалога практического составляют элементарный класс коммуникантов, который заведомо ýже, чем весь коллектив, объединенный данным языком. Элементарных классов коммуникантов много, поскольку много диалогов практических. Эти элементарные классы коммуникантов возникают и распадаются в зависимости от того, сколько и кем создано таких диалогов, и каковы участники коммуникации. Войти в этот класс может потенциально любой член коллектива, но не бывает такого члена коллектива, который входил бы только в один класс.

Мгновенный единичный нехранимый текст не может объединить целый коллектив, если его не подвергнуть репродукции.

Множественная репродукция текста, при которой каждый член коллектива имеет дело с текстом и как говорящий и как слушающий не один, а много раз, называется фольклором. Например, диалог народной свадебной песни:

Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня-матушка, что во поле пыльно?

Дитятко милое, кони разыгралися!

Элементарные классы коммуникантов, объединенные общим фольклором, составляют фольклорный класс коммуникантов.

Введение в жизненную практику новой фактуры речи, – письменной (длящийся текст), – создает возможность создания новых структур в обществе. Появляется новый класс коммуникантов – класс грамотных. Кроме того, общество создает особый класс людей, специально ведающих доставкой единичных длящихся текстов. Этот класс коммуникантов принято называть классом гонцов. Гонцы с развитием языкового семиозиса преобразуются в соответствующие социальные институты, с присущей им денежной, геральдической и другой семиотикой. Гонцы есть особый формальный класс общества. Члены класса гонцов могут входить в класс грамотных, но могут и не входить в него.

Общество, обладающее длящимся текстом, помимо класса неграмотных, класса грамотных, класса гонцов (может входить в оба класса) образует еще специальный институт людей, ведающих установлением единичности и подлинности текста, хранением единичных текстов, обязательным и принудительным ознакомлением с текстом людей, к которым эти тексты относятся. Этот класс коммуникантов называется канцелярией. Канцелярия есть формальная группа лиц, обладающих соответствующими семиотическими атрибутами (должностями, званиями, регалиями и т.п.). В состав канцелярии могут входить только грамотные люди.

В целом, коммуникативное строение социума письменной речи имеет такой вид:


Схема 4


Класс неграмотных Интерпретаторы Класс грамотных


Класс

канцелярии


Класс гонцов

Потребность общества в новых структурах может быть реализована только введением новых фактур речи. Но для правильного развития речи и общества введение новой фактуры речи и отвечающих ей новых видов речи, должно быть обеспечено развитие и смысловая трансформация тех видов речи, которые сложились до того, как была введена новая фактура речи. Необходимо выдержать смысловую преемственность между новым видом речи и имеющимися ранее видами.

Относительно фактуры, массовая коммуникация – это новый вид текста, в создании и распространении которого используются новейшие технические средства. Тексты массовой коммуникации представляют собой результат использования, систематизации, сокращения, переработки и специфического оформления всех других видов текстов, которые считаются «первичными». Существо самих текстов массовой коммуникации в их особом назначении – сделать общедоступным самое важное для общества в содержании документов, книг, в происходящих событиях и т.п.

Массовая коммуникация это смешанный текст,

  • в образовании которого необходимо совокупное координированное действие всех семиотических систем;

  • включает в себя длящуюся и мгновенную части;

  • представляет собой симбиоз информации и искусства.

Например, в телевизионной передаче «Прожектор Перес Хилтон» изображение газетного сообщения (длящаяся часть) сопровождается чтением этого сообщения (мгновенная часть). Сюжет передачи строится на возможности построения понятного высказывания путем вычленения цитируемого отрывка – чтения не всей статьи, а ее фрагмента. Способность газетного текста к членению – свойство информации; как и возможность свободного перехода к вычленяемому фрагменту материалов другого издания. Возможность членения длящегося текста и возможность свободного перехода от одного длящегося текста к другому сочетаются с отсутствием возможности подобного членения, – свойство искусства, – самой передачи «ПрожекторПересХилтон» для подобного ее цитирования в другой передаче.

Вообще, массовая коммуникация – сложное семиотическое образование, в котором быстрее остальных семиотических инвариантов новизна сменяет новизну.

Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) появилось в русском языке в XVIII веке в значении «сообщение».

Термин коммуникация с валентностью – массовая – появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули (1864 – 1929) писал: «…Под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени» [5: 379].

Термин связи с общественностью первоначально возник как окказиональный синоним к термину коммуникация: его употребление связывается с необходимостью отобразить коммуникации между социальными субъектами с целью выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания. Принято считать, что термин «public relations» родился в США в 1807 году. Автор термина – Томас Джефферсон, третий американский президент, употребивший данное словосочетание в черновике своего обращения к конгрессу. (Практически параллельно с высказанными рассуждениями Н.М. Карамзина во время юбилейных торжеств Российской Академии Наук) В настоящее время черновая рукопись обращения американского президента хранится в Библиотеке Конгресса США (основана Джефферсоном). Третий американский президент рассматривал связи с общественностью как деятельность политических институтов по созданию атмосферы доверия народа к этим институтам и государству в целом. В начале PR-деятельность была преимущественно политическая, бизнесменов данная проблема начала волновать с начала XX века.

Текст массовой коммуникации служит, главным образом, нуждам общественного управления, связан с развитием, регулированием и устройством современного массового производства, а также сферы потребления. Поэтому филологически массовая коммуникация может рассматриваться только как дискурсное образование – связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами.

Коммуникативным условием реализации управляющей функции массовой коммуникации является доведение некоторого единого контента, непосредственно, одновременно и без репродукции до каждого члена общества.

Распространение текстов прочих родов: устной, рукописной, печатной речи с доведением до всех и каждого члена общества обязательно предполагает репродукцию текстов. Но репродукция образует новые семиотические варианты текста и изменяет классы коммуникантов. Стремление избежать сопутствующих репродукции текста последствий, при сохранении глобальности охвата общества, приводит к необходимости создания смешанного текста. Единый контент должен достичь каждого члена общества. Поэтому создать текст массовой коммуникации может только специальная служба – служба информации. В службе информации выделяются следующие подразделения:

1) подразделение, создающее текстовый контент; в данное подразделение входят

  • лица, занимающиеся сбором и подготовкой материала,

  • лица, занимающиеся подбором и комплектованием сообщений,

  • лица, занимающиеся семантическим переводом контента из длящейся в мгновенную форму и наоборот;

2) подразделение, занимающееся передачей сообщений, где выделяются

  • лица, передающие текст в длящейся форме,

  • лица, передающие текст в мгновенной форме,

  • лица, ведающие согласованием содержания обеих форм текста и доведением текста до получателя.

3) административное подразделение, ведающее согласованием действий разных подразделений.

Все подразделения представлены целыми корпорациями. Корпорации связаны между собой определенными отношениями. Поэтому служба информации есть трест, специализирующийся на создании речи. В настоящее время российская медиаиндустрия представлена 12 участниками, среди которых Балтийская медиа-группа, ВГТРК, Волжская Медиакомпания, РИА Новости, Система Масс-Медиа.

С точки зрения коммуникативного состава общества, смешанный текст упрощает ранее существовавшие структуры. Коммуникативное строение социума в условиях действия смешанного текста представлено только двумя классами:

а) классом производителей текста,

б) классом получателей текста.

Каждый член класса производителей текста может быть членом класса получателей, но не наоборот.

Поскольку служба информации создает смешанный текст, от получателя не требуется никакой специальной подготовки. Получатель должен быть оснащен технически. Эта техника всегда неразрывна с получателем, является как бы его продолжением. Чтобы стать получателем текста массовой коммуникации, необязательно быть грамотным.

Объем деятельности службы информации, по сути, тот же, что у журналистов. Поэтому представители службы информации наследуют их имя. Однако существенно меняется, в сравнении с журналистами, характер связи службы информации с получателем текста. У журналистов получателями текста были только лица класса грамотных. Смешанный текст объединяет всех получателей в один класс. У службы информации получателями текста являются все члены социума: и лица, которые являются теми или иными производителями текста, и неграмотные. Поэтому функционально служба информации совершенно не то, что журналисты.

Функциональная цель массовой коммуникации – охватить все общество в одном акте создания текста, без его репродукции.

Запрет на репродукцию возмещается широким спектром идентичных текстов. Под идентификацией текстов понимается объединение синонимических вариантов длящейся и мгновенной форм в инвариантный контент. При этом длящаяся и мгновенная части могут быть в разных отношениях друг к другу. Эти части могут дополнять друг друга или даже контрастировать друг с другом (например, TV-передачи 1-го канала: «Большая разница», «Закрытый показ с Александром Гордоном»). Поскольку число синонимических текстов может быть достаточно большим, и поскольку границы в вариациях смысла синонимичных текстов достаточно расплывчаты, создается возможность воспроизводить принципиально один и тот же смысл в разных текстах массовой коммуникации, не стоящих в отношении репродукции один к другому.

Благодаря широкому семиотическому спектру идентичных текстов контентного инварианта, образуется одновременное (без репродукции) эффективное воздействие на каждого получателя в социуме (от высокообразованного сотрудника службы информации до неграмотного индивидуума) эмоциями, задаваемыми службой информации. К описанию создаваемой службой информации панкультурной симфонии эмоций вполне применимы слова Гамлета:

О, что за дрянь я, что за жалкий раб!

Не стыдно ли, что этот вот актер

В воображенье, в вымышленной страсти

Так поднял дух свой до своей мечты,

……………………………………………………………..

Ну и осел же я!..

Как шлюха отвожу словами душу

И упражняюсь в ругани, как баба,

Как судомойка!

Фу, гадость! К делу, мозг!

…………………........................

……………… Мне нужна

Верней опора. Зрелище – петля,

Чтоб заарканить совесть короля.


Массовая коммуникация составляет постоянный семиотический фон, на котором развертывается психическая жизнь людей. Люди ощущают массовую коммуникацию как особую постоянно присутствующую действительность. Населению подаются материалы для ориентирования на каждый день, чем создается возможность массового управления разнородной профессиональной и бытовой деятельностью, сообщая ей определенную направленность.

Совокупность сообщений, объединенных коллажем, и структура отдельных сообщений, содержащих факты, их описание, комментарий и художественное сопровождение, не позволяет применить логику к критике, как отдельных сообщений, так и коллажей, т.к. подобная подача материала оказывает образно-эмоциональное воздействие, к которому логика не применима. Логической критике можно подвергнуть только направленность сообщений – стратегию информирования. Об этом впервые заявил основоположник изучения массовой коммуникации как социального явления и теории социального действия Макс Вебер (1864-1920). Ученый обосновал необходимость изучения прессы в со­циологическом аспекте, обосновал метод анализа прессы, обратив внимание на ориентацию пери­одической печати. Выделить и описать стратегию информирования можно только специальными аналитическими средствами.

Важнейшим средством анализа стратегии является контент-анализ, представляющий собой надежную статистическую оценку содержания текстов. Понимаемость текстов массовой коммуникации обеспечивается специальным обучением тому, что американские контент-аналитики назвали символическим зонтиком. Символический зонтик – это набор слов, имеющих символическое оценочное значение. Например, «демократия – хорошо», «тоталитаризм – плохо». Символы и их значения не обсуждаются, а закрепляются в сознании, во-первых, в виде примеров в процессе обучения предметам общего и специального образования, и, во-вторых, путем укрепления в сознании этих символов за счет их воспроизведения в массовой информации.

Стратегия информирования в массовой информации постоянно эволюционирует. Это объективный закон, вызванный явлением так называемой сатиации значений1 у получателя массовой информации, когда предлагаемые массовой информацией темы и комментарии вызывают негативную реакцию отталкивания. Это происходит тогда, когда темы и комментарии повторяются за пределами уже усвоенного читателем и потому уже успевшего надоесть ему. Поэтому необходима смена тем, а вместе с этим и постоянная смена стратегий информирования.

Будучи ориентирующим текстом, массовая коммуникация, оказывает влияние на стиль и методы образования. Средством влияния на стиль и методы образования являются массовая культура, массовая реклама, массовые игры. Стратегическая цель этого семиотического комплекса – создать оптимистические ощущения, которые не осознаются, но чувствуются и переживаются как ощущения свободы, раскрепощенности и самодостаточности своей личности.

В матрице это можно представить так:

Схема 5


Разновидности массовой коммуникации

Дифференциальные признаки


Ощущение свободы принятия решений

по интуиции

Ощущение широты выбора путей и средств

для приобретений


Ощущение предвкушения нечаянных успехов

Массовая культура


+

+



Массовая реклама




+

+

Массовые игры


+



+


В целом, эти ощущения составляют фон, на котором жизненный успех представляется как нечто необходимое. У получателя массовой культуры, массовой рекламы и массовых игр складывается отношение к жизни как к игре, где существует множество вариантов решений и выигрышей, где главное зависит от удачных интуитивных решений. Складывается новая семантика и новая семиотика частной жизни, в которой самими информационными системами отрицается секретность этой частной жизни человека: денежные траты индивидуума, его состояние здоровья, служебное положение, образовательный статус, контакты с правоохранительными органами, органами страхования, земельными органами и т.п. фиксируются информационными системами. В частной жизни утрачивается безопасность. Быстрота и глобальность средств связи могут быстро локализовать человека в его действиях и помышлениях. Это состояние порождает новые проблемы межличностных и социальных коммуникаций:

1) деление людей по уровню и характеру владения ими семиотическими операциями и создание новых общественных классов по уровню и характеру усваиваемой для оперирования информацией;

2) конкуренция в области секретной информации в информационных службах создает в этом классе пользователей своеобразный информационный аристократизм и одновременно обуславливает внутригрупповую и межкорпоративную борьбу;

3) информация в системах общего пользования (например, в Интернете) становится столь объемной, что, с одной стороны, неизвестно, как ею пользоваться, а с другой, – она, бывает, настолько тривиальна, что не позволяет принимать значимые решения;

4) одновременно человек «освещен», находится под мониторингом информационных систем, над ним может быть осуществлен любой диктат.

Эти проблемы формируют культурный кризис личности. Отсюда необходимость в новой серии правил речевого пользования, разрешающих этот кризис и отвечающих общим объективным законами речи и общежительства.


ЛИТЕРАТУРА


1. Волков А.Г. Об актуальных проблемах средств массового воздействия (СМВ) и средств массовых коммуникаций (СМК) // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. – М., 1975; с. 6 – 21.

2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – 268 с.

3. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. – М., 1988. – 319 с.

4. Карамзин Н.М. Речь, произнесенная в собрании Российской Академии, Декабря 5-го 1818 года // Греч Н. Учебная книга русской Словесности… ч. 2. – СПб.: 1844. – С. 328 – 338.

5. Кули Ч. Общественная организация // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия. – М.: Наука, 1994. - С. 379.

6. Рождественский Ю.В. Общая филология. – М.: Фонд «Новое тысячелетие». –

326 с.

7. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1999. – 482 с.

8. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 112 с.

9. Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. (Современные проблемы науки о языке). – М.: «Грантъ», 2003. – 240 с.

10. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 384 с.



1 Семантический потенциал слов с точки зрения их действенности способен изменяться в зависимости от частоты их употребления. Среди двух классов слов — служебных (строевых) и знаменательных (полнозначных) — последние более чувствительны к частоте оперирования ими и подвержены как бы некоторому износу. Реципиент испытывает нечто вроде пресыщения этими словами и перестает воспринимать их как стимулятор чувства. Это явление известно под названием сатиации.




Похожие:

Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconПримерная программа дисциплины «Массовая коммуникация»
Науменко Т. В., Уколова Л. Е., Башаратьян М. К. Программа учебного курса для вузов «Массовая коммуникация». М., 2002
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconКниги
...
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconПервое информационное письмо IV международная конференция рка "коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания"
Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания" ("Коммуникация-2008")
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconОсновы теории коммуникации
Функции социальной коммуникации. Типы, уровни и виды коммуникации (линейная, интерактивная, трансакционная коммуникация; интраперсональная,...
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconФгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Веб-трансляции: новый этап в развитии коммуникаций вуза
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconО. И. Рябченко М. В. Григорьева С. А. Силла Безопасность информационных технологий
Интернет весь мир. Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconФакультет в 2000-е годы
В 1998 г начался новый этап в развитии факультета – произошло объединение историков с отделением «Менеджмент» факультета математики....
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconГуревич С. М. Экономика средств массовой информации
Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconБюллетень российской коммуникативной ассоциации
Сша) и European Communication Research and Education Organization провели Четвёртую международную конференцию «Коммуникация в современной...
Массовая коммуникация – новый этап в развитии социального семиозиса М. В. Субботина iconЛитература основная
Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница