«Мировая культура и искусство»




Скачать 240.81 Kb.
Название«Мировая культура и искусство»
страница1/3
Дата12.10.2012
Размер240.81 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра туризма


«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой туризма

Э.Н. Павлова

« » 200 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Мировая культура и искусство»


для специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

(230500)

ГОС ВПО специальности рег. № 293 св./СП, 27.03.2000

отделение очное

курс I

семестр II

лекции 38

семинарские занятия 38 на группу

самостоятельная работа 64

аудиторные занятия 76

курсовая работа II семестр

экзамен II семестр

Итого часов трудозатрат на дисциплину

(для студента) 140


2007 г.

Рабочая программа составлена на основании программы дисциплины Мировая культура и искусство для специальности Социально культурный сервис и туризм (230500), утвержденной Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования В.И. Кружалиным от 2002 г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры туризма


Протокол № от « » 200 г.


Зав. кафедрой туризма




Э.Н. Павлова


Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Курс лекций предназначен для ознакомления студентов с основными этапами исторического развития мировой культуры и искусства. Дисциплина занимает важное место в подготовке специалистов по сервису и туризму. В ходе занятий студенты, обращаясь к наследию различных народов мира, изучают исторически сложившиеся формы развития культуры (искусство, религия (мифология), наука, мораль). Студентами рассматриваются наиболее значимые достижения человечества в области материальной и духовной культуры, культура повседневности разных стран, традиционные технологии и ремесла.

В связи с этим, цель курса состоит в раскрытии перед студентами наиболее существенных закономерностей и достижений исторического развития мировой культуры и искусства. Создание у студентов наиболее полного, комплексного образа каждой изучаемой культуры, начиная от истоков формирования и заканчивая особенностями настоящего времени.

Задачи изучения дисциплины:

- дать студентам основные представления о понятиях истории культуры и искусства

- ознакомить функциональным назначением и происхождением искусства с древнейших времен

- показать значимость курса в системе гуманитарных знаний, в профессиональной подготовке специалистов сферы сервиса и туризма

- сформировать знания об этапах развития мировой культуры и искусства

- обозначить поле наиболее выдающихся достижений человечества в области материальной и духовной культуры

- выработать умения и навыки использования и охраны культурного наследия, заложить основы профессиональной этики и нравственности


1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Лекции



Тема

Кол-во

лекций

Кол-во

часов

1.

Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина

1

2

2.

Культура древней Месопотамии (Двуречье)

2

4

3.

Культура Финикии

1

2

4.

Культура древнего Ирана

1

2

5.

Культура древней Индии и Цейлона

2

4

6.

Культура древнего Китая

1

2

7.

Культура Японии

1

2

8.

Культура древнего Египта

1

2

9.

Культура античности. Древняя Греция, древний Рим.

2

4

10.

Культура средневековой Европы

1

2

11.

Культура Возрождения в Европе

2

4

12.

Культура эпохи Нового времени

1

2

13.

Культура стран Латинской Америки

1

2

14.

Отечественная культура и искусство

2

4

15

Всего:

19

38






Тема

Кол-во

лекций

Кол-во

часов

1.

Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. Основные понятия истории культуры. Формы культуры. Генезис культуры. Искусство. Периодизация мировой культуры и искусства. Первобытная культура.

1

2

2.

Культура древней Месопотамии (Двуречье). Культура и искусство Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Материальный и духовный мир древнего Двуречья.

2

4

3.

Культура Финикии. Семитская культура. Изобретение алфавита, торговля и колонизационная деятельность г. Тир, Сидон, Библ, Арвад, Угарит. Карфаген – история и современность.

1

2

4.

Культура древнего Ирана. Дворцовые комплексы Суз, Пасаргад, Персеполя – история и современность. Особенности архитектуры, садово-паркового дизайна, декоративно-прикладного искусства Ирана (ремесла, технологии, материалы). Персидская лирическая поэзия.

1

2

5.

Культура древней Индии и Цейлона. Индия – один из центров современного туризма. Литература вед, местные религиозные системы, архитектура, ИЗО искусство, декоративно-прикладные ремесла, театр, танец. «Золотой треугольник» Индийского туризма. Цейлон (Шри-Ланка) – в прошлом и настоящем.

2

4

6.

Культура древнего Китая. Религиозные и философско-этические представления древних китайцев. Культурно-исторические достопримечательности и города – центры туризма. ИЗО искусство и литература Китая (анналы, поэзия, проза), театр, декоративно-прикладные искусства, садово-парковый дизайн. Китайские изобретения. Национальные обычаи и традиции.

1

2

7.

Культура Японии. Религии и культы древних японцев. Литература и ИЗО искусство. Японская скульптура. Традиции архитектуры и оформление интерьера. Садово-парковый дизайн. «Югей». Национальный костюм.

1

2

8.

Культура древнего Египта. Религиозные представления и культура смерти в древнем Египте. Система власти и ее отражение в ИЗО искусстве. Архитектура и скульптура. Научные знания. Технологии и материалы. Музыка. Традиционный костюм. Туристические центры Египта – в прошлом и настоящем.

1

2

9.

Культура античности. Древняя Греция, древний Рим. Мифология и литература древней Греции. Архитектура, скульптура. Афинский Акрополь. Греческая керамика и вазопись. Театр. Олимпийские игры. Национальный костюм. Архитектура, скульптура древнего Рима. Колизей. Пантеон. Другие памятники. Литература, ораторское искусство, философия, техника и технологии. ИЗО искусство древнего Рима. Быт и нравы римлян. Падение Рима.

2

4

10.

Культура средневековой Европы. Наследники Рима – Византия, Западная Европа. Христианство, латинский язык. Архитектура и ИЗО искусство средневековья (романский стиль, готика, фреска, станковая живопись). Икона. Литература, научные знания, техники и технологии.

1

2

11.

Культура Возрождения в Европе. Возрождение в Италии. Возрождение в странах Северной Европы. ИЗО искусство, титаны живописи, великие поэты и писатели Возрождения. Городская культура. Университеты. Научные знания и культура быта.

2

4

12.

Культура эпохи Нового времени. Общественные науки и социальная жизнь. Стили ИЗО искусства. Архитектура, скульптура, техники и технологии.

1

2

13.

Культура стран Латинской Америки. Мексика и Перу до и после испанский конкисты. ИЗО искусство, архитектура, традиции и религиозные представления, быт.

1

2

14.

Отечественная культура и искусство. Русская культура в древности и средневековье. ИЗО искусство, архитектура, скульптура, нравы и быт XVII-XVIII вв. Особенности культурного развития XIX в. Культурные революции в России. И культура XX в. общая характеристика.

2

4

15

Всего:

19

38




№ недели

№ темы

Тема

Примечания

(иллюстрации)

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

1

1,2

Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. Культура древней Месопотамии

1,2,3

Работа со словарем

опрос

2

3,4

Культура Финикии. Культура древнего Ирана

1,2,3




опрос

3

5,6

Культура древней Индии и Цейлона. Культура древнего Китая

1,2,3,6

(№№ 24/2006, 3/2007, 17/2007, 23/ 2006,
7/2007)

Ознакомление с материалами, указанных Интернет сайтов по теме

обсуждение

4

6,7

Культура древнего Китая. Культура Японии

1,2,3, 6, журнал Geo Япония/ октябрь 2006




Опрос

5

8,9

Культура древнего Египта. Культура античности. Древняя Греция, древний Рим

1,2,3, 6
(№ 1/2007), 5
(№№ 2/1979, 3/1979, 5/1979), 7 (Музеи Ватикана. Рим. Альбом. М., 1974.)


Ознакомление с Интернет сайтом Каирского исторического музея

обсуждение

6

10,11

Культура средневековой Европы. Культура Возрождения в Европе

1,2,3,5 (№№ 1/1979, 4/1979, 1/ 1992, 3-6/1992), 4 (№№ 120, 41/2005, 109, 57/2005, 68/2006,
74/2006, 18/2005, 15/2004,
77/2006,
89/2006, 82/2006,
143, 76, 21)

Работа со словарем

Опрос

7

12,13

Культура эпохи Нового времени. Культура стран Латинской Америки

6 (№ 2/2007), 5 (№ 3/1993), 4 (№№ 40/2005,
50/2005, 59/2005,
47/2005, 67/2006,
23/2005, 63/2005,
31/2005, 28/2005) 2,3.

Работа с учебной литературой

обсуждение

8

14

Отечественная культура и искусство

4 (№№ 35/2005,
69/2006,43/2005) 3.

Работа с учебной литературой

опрос

9

14

Отечественная культура и искусство

4 (№№ 35/2005,
69/2006,43/2005) 3.




опрос


Информационные источники, необходимые для освоения дисциплины, указанные в учебно-методической карте

Атлас мира - 1

Карты-схемы - 2

Репринты из книг, альбомов, каталогов, брошюр, Интернета - 3

Журналы «Художественная галерея» - 4

Журналы «Юный художник» - 5

Журналы «Всемирный следопыт» - 6

Художественные альбомы - 7

Туристические путеводители - 8



    1. Семинарские занятия, их наименование, объем в часах

Семинарские 4-х часовые занятия (2 часа – темы, 2 часа – доклады студентов)

Тема 1. (4 часа) Основные понятия культурологии. Культура и цивилизация. Антропологические аспекты культуры. Региональная типологизация культуры. Культура в современном мире.

Тема 2. (4 часа) Гильгамеш и Энкиду – эпические образы в культуре древнего Двуречья. Первый в истории человечества юридический кодекс (Вавилон) и древнейшая библиотека (Ассирия)

Тема 3. (4 часа) Лирическая поэзия древнего Ирана – Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайам, Хафиз, Руми, Джами

Технологии и материалы древнего мира (дерево, глина, камень, кость, рог, металл). Производство стекла, бумаги, пороха, фарфора. Техники художественной обработки металлов

Тема 4. (4 часа) Православная икона. Изобразительный канон, технология создания, материалы, школы и мастера. Выдающиеся шедевры русской иконописи. Музейные собрания. Собрание икон в музее ИЗО искусств г. Петрозаводска. Старообрядческие иконы и бронзовое литье Карелии


Всего: обсуждение тем семинарских занятий 16 часов (8 семинаров), устные сообщения, доклады презентации студентов с обсуждением 22 часа (11 семинаров). Всего: 19 семинаров (38 часов).

Темы докладов выбираются студентом произвольно, проходят согласование с преподавателем.


2. Методические указания для студента

    1. Учебно-методические материалы по дисциплине. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники.

Основная

  1. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.

  2. Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. М., 1989.

  3. Карпушина С.В. Карпушин В.А. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов. М., «Nota Bene». 1998, - 536 с.

  4. Культурология: учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007.

  1   2   3

Похожие:

«Мировая культура и искусство» icon071500 народная художественная культура
Экзамен проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания учебных программ общеобразовательных учреждений...
«Мировая культура и искусство» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
«Мировая культура и искусство» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г. Рязань) я не ропщу на трудный путь земной
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....
«Мировая культура и искусство» iconПояснительная записка программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» для IX класса общеобразовательных школ
«Мировая художественная культура» для IX класса общеобразовательных школ под ред. Н. И. Киященко, программы специальной (коррекционной)...
«Мировая культура и искусство» iconМировая художественная культура
Планирование составлено на основе программы «Мировая художественная культура» Издательство «Просвещение» Москва, Б. О. Хронников,2007...
«Мировая культура и искусство» iconТематическое планирование уроков по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе
По программе для общеобразовательных школ «Мировая художественная культура», Москва, Дрофа, 2002 год
«Мировая культура и искусство» iconКурсовая работа по дисциплине: «Мировая культура и искусство» по теме : «Кино самое массовое из искусств»
Фильмы демонстрируются в кинотеатрах (как стационарных, так и передвижных), по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет...
«Мировая культура и искусство» iconТребования к уровню подготовки учащихся по предмету «мировая художественная культура» за курс 10 класса в результате изучения курса учащиеся должны знать
Данилова Г. И. «Мировая художественная культура». «От истоков до 17 века». 10 класс. М., «Дрофа», 2009
«Мировая культура и искусство» iconМировая художественная культура
Коллекция "Мировая художественная культура" Российского общеобра­зовательного портала
«Мировая культура и искусство» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница