Формирование избирательных прав германских граждан (1815




НазваниеФормирование избирательных прав германских граждан (1815
страница1/14
Дата10.10.2012
Размер2.41 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Волгоградский государственный университет




На правах рукописи


Боков Юрий Александрович


Формирование избирательных прав
германских граждан (1815 – 1918 гг.).



12.00.01 – теория и история права и государства,

история правовых учений


Диссертация

на соискание ученой степени кандидата юридических наук


Научные руководители:

доктор исторических наук, профессор В.В. Кучма;

кандидат юридических наук И.Н. Фалалеева


Волгоград, 2003


Оглавление.

Введение С.3.


Глава I. Избирательные права граждан германских государств в первой половине XIX века С.29.

1.1. Становление избирательных прав граждан в отдельных германских государствах С.29.

1.2. Избирательные права пруссаков С.57.


Глава II. Избирательные права германских граждан во второй половине XIX – начале XX веков С.96.

2.1. Проблема избирательных прав в актах Предпарламента и Франкфуртского национального собрания С.96.

2.2. Избирательные права граждан Северо-Германского союза и Германской империи С.123.


Заключение С.150.


Приложения С.157.


Список использованной литературы и источников С.180.


Введение.


Актуальность темы исследования.

До сегодняшнего дня избирательные права граждан Германии1 в 1815 – 1918 годы ещё не являлись предметом специального историко-правового исследования2. Подробный анализ данной проблемы позволяет раскрыть и осветить отдельные аспекты юридического статуса избирателя в изучаемый период, а также понять многое из того, что прежде оставалось без объяснений или показывалось в искажённом виде. Особая актуальность исследования проявляется в том, что оно посвящено рассмотрению событий, навсегда определивших судьбу Германии.

Являясь важнейшей составной частью мирового сообщества, германский народ оказывал на него самое существенное (хотя разноплановое и разнохарактерное) воздействие. Поэтому изучение закономерностей становления и реального функционирования анализируемой германской модели избирательных прав имеет важное значение для понимания основных вопросов социально-экономического, политического и правового развития как собственно немецкой нации, так и многих других народов.

Исследование указанных проблем в рамках начального периода становления избирательных прав даёт основание для экстраполяции выявленных закономерностей за хронологические и региональные границы исследования. Такая экстраполяция (разумеется, при её строгой научной обоснованности) позволяет выходить прежде всего на проблемы современного германского конституционализма, а также в известной мере на соответствующие проблемы конституционализма других стран, имевших сходные с Германией тенденции социально-политического и правового развития.

Современная Россия, конечно, имеет и собственную историю проведения выборов, но это никоим образом не уменьшает актуальность изучения избирательных систем других стран и эпох, опыт которых призван способствовать совершенствованию российского законодательства. Распространение избирательного опыта является важным аспектом повышения электорально-правовой культуры избирателей и популяризации свободных и честных выборов как института непосредственной демократии. Исследование способствует реализации целей и задач, закреплённых в «Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации1».

Тема исследования отражена в плане научно-исследовательских работ Волгоградского государственного университета (утверждена Ученым Советом Волгоградского государственного университета 21 февраля 2000 года (Протокол № 2)).


Степень разработанности темы.

На сегодняшний день историческая и юридическая науки располагают обширной литературой, описывающей процесс развития Германии, однако, почти полностью отсутствует юридический анализ формирования избирательных прав граждан в 1815 – 1918 гг.

Основополагающим научным трудом, в котором анализируется на достаточно высоком уровне формирование избирательного права в Германии, является коллективная работа, выполненная Б. Фогелем, Д. Ноленом и О. Шутце2 (непосредственно истории выборов в Германии в 1848 – 1918 гг. уделяется около 70 страниц). Авторы в основном исследуют историю (хронологию) проведения выборов, участие в них различных политических партий и распределение депутатских мест в общегерманских рейхстагах Германии после каждых выборов. В работе рассматриваются (на наш взгляд, очень поверхностно) только некоторые нормативные акты, регулирующие избирательные правоотношения. Избирательным правам и свободам граждан отводится незначительное место в книге.

В диссертационной работе на соискание степени доктора философских наук, выполненной М. Палманном1, акцентируется внимание на фактах избирательных протестов граждан, предвыборной агитации, вопросах социальной принадлежности избирателей и депутатов представительных органов местного самоуправления, неравенстве избирательных округов и приводятся данные об участии избирателей в выборах. Терминологическое словосочетание «Die Wahlrechte der Bürger» (избирательные права граждан) в работе не употребляется.

На высоком уровне, с нашей точки зрения, исследуется прусское трёхклассное избирательное право Т. Кюне2. Автор характеризует место Пруссии в Германской империи, избирательную культуру граждан, манипуляции и избирательный террор на выборах, а также проведение избирательных реформ. Однако в работе не анализируется становление прусского трёхклассного избирательного права в период с 1849 по 1866 гг. Избирательные права граждан и принципы избирательного права упоминаются лишь косвенно и фрагментарно.

Оценивая с точки зрения разработанности проблем избирательного права хрестоматийный многотомный научный труд по конституционному праву Е. Губера „Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789“1, отметим, что вопросам выборов в органы власти в нём уделено довольно мало внимания. В работе кратко отмечаются некоторые положения действующего законодательства, значительное место отводится фактам избирательной борьбы и распределению депутатских мест в парламентах. Характеризуя избирательные права как часть политических, Е. Губер просто сообщает, что они заключаются в предоставлении гражданам возможности участвовать в управлении делами государства.

Вопрос о возрастном цензе в избирательном праве подробно рассмотрен М. Грос-Бётингом в докторской диссертации „Altersgrenzen im Wahlrecht. Entwicklung und systematische Bedeutung im deutschen Verfassungsrecht: Inauqural-Dissertation“2.

В работе «Zum Kampf ums preußische Wahlrecht“, выполненной О. Мартенсом3, даётся краткий очерк прусской трёхклассной избирательной системы в сравнении с избирательными системами других германских и некоторых мировых государств. При этом описанию избирательного законодательства Пруссии отводится всего 2 страницы.

Х. Герлах в своей монографии «Die Geschichte des preußischen Wahlrechts“1 довольно подробно рассматривает содержание непосредственно избирательного законодательства, а также вырабатывает предложения по его совершенствованию. Однако практика реализации этого законодательства и правовой статус избирателей Пруссии им не освещается.

Некоторые аспекты избирательного права Германии изложены и в ряде работ на русском языке. Так, в работе Г. Графа и Г. Зайлера2 кратко и поверхностно (без ссылок на нормативные акты и их анализа) описываются отдельные общеизвестные положения избирательного права Германии, действующего в изучаемый нами период. Основное внимание в книге авторы уделяют классовой борьбе за избирательные права. Среди дореволюционных изданий следует выделить очерки М. Зайделя «Пруссия» и Ф. Виландта «Германия», в которых приводится содержание некоторых норм избирательного права с небольшими авторскими комментариями3, и две работы А. Градовского4, довольно качественно анализирующего нормы конституции и описывающего отдельные интересные примеры. В целом же эти работы, по нашему мнению, фрагментарно представляют изучаемый материал.

Отдельные аспекты развития избирательного законодательства изучены такими видными немецкими исследователями, как

А. Бебель1, Э. Бернштейн2, В. Блос3,


К. Каутский1, Ф. Лассаль2, К. Маркс3, Г. Майер4, Ф. Энгельс5 и др. Однако все эти специалисты уделяли внимание не столько проблеме развития избирательных прав граждан, сколько некоторым, в основном процедурным, аспектам избирательного законодательства и исходу выборов, а также развитию принципа народного представительства. Кроме того, указанные авторы описывают данные вопросы применительно к определённому узкому временному периоду.

Российские учёные процесс развития германского избирательного законодательства (и тем более избирательных прав граждан) целостно и системно не изучали. Существуют несколько дореволюционных работ, освещающих очень кратко (чаще всего в нескольких предложениях) некоторые аспекты данной проблемы, В этой связи отметим работы К. Арсеньева1, А.К. Дживелегова2, Б.А. Кистяковского3, Д. Сатурна4, Н.В. Устрялова5 и др.

Отдельные моменты избирательного законодательства Германии в контексте освещения других тем приводятся в работах И. М. Альтера6, Б. А. Айзина7,


Л. А. Аляевой1, Н. Ф. Бабанцева2, Ю. А. Веденеева3, А. Я. Воробьёва4, И. С. Галкина5, Е. Р. Кастеля6, В. В. Кизяковского7, Ф. Мельникова8, М. М. Оманидзе9,


Э. К. Пименовой1, Е. А. Степановой2, А.Б. Цфасмана3 и др.

В учебной литературе некоторые положения избирательного права Германии характеризуются такими историками права, как К.И. Батыр4, В.Г. Графский5, О.А. Жидков6, Н.А. Крашенинникова, В.В. Кучма7, Э.В. Лисневский, О.А. Омельченко8, К.Г. Фёдоров9, З.М. Черниловский10 и др.

В настоящее время по многим положениям развития конституционного, и, в частности, избирательного права Германии имеются различные позиции. Так, неоднозначно определяется начальная точка становления конституционализма, отсутствует единство мнений относительно сроков легислатуры парламентов германских государств. Некоторые авторы отмечают, что при прусской трёхклассной избирательной системе только очень богатые люди голосовали в первом классе. Ряд учёных подчёркивает, что лица, освобождённые от уплаты налогов, голосовали только в третьем классе. Неоднозначно решается вопрос о моменте наделения женщин избирательными правами. Высказывается точка зрения, что уже начиная с 1867 года при выборах Рейхстага Северо-Германского союза граждане имели реальную возможность голосовать тайно. Ряд авторов указывает, что при распределении избирательных округов на выборах общегерманского рейхстага в основу бралось не количество населения страны, а число избирателей. Нет единой позиции относительно права голосования на выборах военных. Группа историков и юристов, характеризуя право граждан на участие в периодически проводимых выборах, называют различные сроки закрепления 5-летней легислатуры нижней палаты Германской империи. Многими авторами приводятся не соответствующие действительности названия, даты принятия, а порой и тексты различных нормативных актов, регулирующих избирательные правоотношения. Проблема довольно высокого уровня абсентеизма граждан германских государств в 1815 – 1918 гг. вообще не рассматривается.

Фундаментальных работ по исследованию описываемых проблем ни в России, ни за рубежом не проводилось, поэтому существует реальная научная необходимость раскрыть эти вопросы германской истории более глубоко и подробно.


Объектом исследования являются избирательное законодательство некоторых германских государств1 1815 – 1918 гг. и регулируемые им общественные отношения.


Предмет исследования – избирательные права2 (т. е. активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным))3


граждан1 германских государств в 1815 – 1918 гг. Предметом исследования являются права граждан, предоставляемые не на любых проводимых выборах, а только на выборах нижних палат парламентов ряда германских государств (верхние палаты отдельных германских государств и в целом Германии в основном формировались путём назначения, а не посредством всеобщих выборов).


Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 1815 года1 (время, когда был принят Союзный акт (Die deutsche Bundesakte vom 8. Juni 1815), предписывающий октроировать конституции и тем самым положивший начало становлению избирательного права в германских государствах) по август 1918 года (время, когда был установлен последний до Ноябрьской революции 1918 года имперский закон о выборах «О составе рейхстага и пропорциональных выборах в больших избирательных округах» (Gesetz über die Zusammensetzung des Reichstages und die Verhältniswahl in großen Reichstagwahlkreisen vom 24. August 1918)).


Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ развития избирательных прав граждан в Германии в 1815 – 1918 гг.


Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

  • описать эволюцию германской модели избирательных прав граждан в изучаемый период;

  • с целью определения избирательного корпуса проанализировать избирательное законодательство Германии 1815 – 1918 гг.;

  • провести комплексное исследование развития принципов избирательного права в Германии;

  • исследовать факторы, влияющие на становление избирательного законодательства в Германии, регулирующего правовой статус избирателей;

  • определить влияние избирательных прав германских граждан на функционирование политической власти.



Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод и особенно принцип историзма, позволяющий исследовать предметы и явления во всём их многообразии и в конкретных исторических условиях. С помощью данного принципа можно определить реальный исторический путь, который прошло в своём развитии избирательное право Германии. Наше внимание акцентируется также на связях избирательных прав граждан с окружающими явлениями, институтами и учреждениями.

Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели также применялись формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-сравнительный методы, общенаучные методы анализа, синтеза и другие. Метод сравнения был незаменим при сопоставлении правовых норм избирательного законодательства Германии с законодательством других стран. Структурно-функциональный метод использовался при изучении связей и взаимосвязей между избирательными правами граждан и формой политического режима в государстве.


Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты отдельных германских государств, Германского союза, Северо-Германского союза1, Германской империи, регулирующие избирательные правоотношения (Das Reichswahlgesetz (Reichsgesetz über die Wahlen der Abgeordneten zum Volkshause) vom 12. April 18492; Das Sozialistengesetz (Auszug aus dem Gesetz gegen die gemeingefährlichen Bestrebungen der Sozialdemokratie) vom 21. Oktober 18781; Die deutsche Bundesakte vom 8. Juni 18152; Die preußische Städteordnung vom 19. November 18083; Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 28. März 18484; Erfurter Unionsverfassung vom 28. Mai 18495; Gesetz über die Zusammensetzung des Reichstages und die Verhältniswahl in großen Reichstagwahlkreisen vom 24. August 19186; Landesverfassungsgesetz für das Königreich Hannover vom 6. August 18407; Verfassung des Deutschen Reiches vom 16. April 1871 (Gesetz betreffend die Verfassung des Deutschen Reiches vom 16. April 1871)8; Verfassung des Norddeutschen Bundes vom 16. April 18679; Verfassungsurkunde für das Großherzogtum Baden vom 22. August 181810; Verfassungsurkunde für das Großherzogtum Hessen vom 17. Dezember 182011; Verfassungsurkunde für das Königreich Bayern vom 26. Mai 181812; Verfassungsurkunde für das Königreich Württemberg vom 25. September 181913; Verfassungsurkunde für den Preußischen Staat vom 31. Januar 18501; Verfassungsurkunde für den Preußischen Staat vom 5. Dezember 18482; Verordnung betreffend die Abberufung der preußischen Abgeordneten aus der Nationalversammlung vom 14. Mai 18493; Verordnung betreffend die Auflösung der Zweiten und die Vertagung der Ersten Kammer vom 27. April 18494; Verordnung betreffend die Ausführung der Wahl der Abgeordneten zur Zweiten Kammer vom 30. Mai 18495; Verordnung über die Auflösung der preußischen Nationalversammlung vom. 5 Dezember 18486; Wahlgesetz für die zur Vereinbarung der preussischen Staatsverfassung zu berufende Versammlung vom 8. April 18487; Wahlgesetz für die Zweite Kammer vom 6. Dezember 18488; Wahlgesetz für den konstituirenden Reichstag des Norddeutschen Bundes vom 15. Oktober 18669; Wahlgesetz für den Reichstag des Norddeutschen Bundes vom 31. Mai 186910 и т. д.).

Помимо текстов нормативных актов в диссертации анализируются стенографические отчёты заседаний парламентов и политических партий (Deutschland. Parlament. Stenographischer Bericht über die Verhandlungen; Protokolle der Parteitage der Unabhängigen Sozialdemokratischen Partei Deutschlands; Stenographische Berichte über die Verhandlungen der zur Vereinberatung der preußischen Staatsverfassung berufener Versammlung, 1848; Protokoll der deutschen Bundesversammlung (1817-1866); Verhandlungen des preußischen Abgeordnetenhauses (1855-1918); Verhandlungen des norddeutschen Reichstags (1867-1870); Verhandlungen des deutschen Reichstags (1871-1918)), а также используются статистические данные (Statistisches Jahrbuch für den Preußischen Staat; Statistisches Jahrbuch für das Deutschen Reich; Statistik des Deutsche Reichs).

Большое внимание уделено газетам – „Der Angriff. Tageszeitung der Deutschen Arbeitsfront“; „Der Deutsche“; „Königliche privilegierte Berlinische Zeitung“; „Norddeutsche Allgemeine Zeitung“; „Rheinische Zeitung für Politik, Handel und Gewerbe“; „Rote Fahne“; „Social-Demokrat“; „Der Sozialdemokrat“; „Vorwärts“; „Весть»; «Дни»; «Московские ведомости»; «Правда»; «Русский инвалид»; «Северная Пчела»; «Социал-демократ» и др.

Использовались также некоторые ранее не вовлекаемые в научный оборот архивные материалы ((Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 215. - Оп. 1. - дела № 156.1- 156.22.; Landesarchiv Berlin (LAB) - Rep. 00-02/1. - Sekt. 1. - Fach 21. Organisation der Stadtverordnetenversammlung. Wahl der Mitglieder. - № 4. - Bd. 6. – Fol. 177; № 185. - Bd. 4. - Fol. 120-140; № 91. - Bd. 8. - Fol. 12-18; № 135. – Fol. – 179 - 190) и воспоминания различных участников и очевидцев происходивших событий: О. Бисмарка1, Т. Богданович2, Вильгельма II3, А. Сальм – Сальм4 и др.


Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды известных специалистов в области истории государства и права – Н.Ф. Бабанцева, К.И. Батыра, Г. Графа, В.Г. Графского, М. Грос-Бётинга, Е. Губера, А.Е. Епифанова, О.А. Жидкова, Г. Зайлера, Е.Р. Кастеля, В.В. Кизяковского, В.В. Кучмы, Н.А. Крашенинниковой, Т. Кюне, Э.В. Лисневского, В.С. Ломова, Ф. Мельникова, Д. Нолена, М.М. Оманидзе, О.А. Омельченко, М. Палманна, К.Г. Фёдорова, Б. Фогеля, З.М. Черниловского, О. Шутце и др.; теории государства и права - С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, А.И. Демидова, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянца, И. В. Ростовщикова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова и др.; конституционного права – С.А. Авакьяна, А.С. Аникеева, К.В. Арановского, М.В. Баглая, Ю.А. Веденеева, А.А. Вишнякова, Л.Д. Воеводина, Э.А. Вологиной, А.В. Иванченко, В.Т. Кабышева, Ю.Д. Казанчева, В.Я. Кикотя, С.Д. Князева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, М.Б. Лейбо, А. А. Мишина, Л.А. Морозовой, А.Е. Постникова, Ф.М. Рудинского, Б.А. Страшуна, В.Г. Стрекозова, В.Е. Чиркина, М.Ф. Чудакова, Б.С. Эбзеева, Л.М. Энтина и др.


На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:



  1. Становлению избирательных прав граждан в германских государствах способствовал крах Священной Римской империи и принятие Союзного акта от 8 июня 1815 года. В германских государствах до 1848 года за гражданами закреплялись очень ограниченные избирательные права. В большинстве случаев устанавливалось право граждан мужского пола на участие во всеобщих (фактически таковыми не являвшихся), не равных, опосредованных выборах, чаще всего при тайном голосовании. Но, несмотря на это, лиц, наделённых правом участия в выборах, в отдельных германских государствах было намного больше, чем в ряде стран Европы.



  1. Согласно Прусскому городскому уставу граждане Прусского королевства также были наделены не равными (голоса избирателей имели разную юридическую силу) избирательными правами. Выборы были прямыми, не всеобщими (90 % населения были лишены избирательных прав), осуществлялись при тайном голосовании. Участие в них являлось обязанностью избирателей, но несмотря на это уровень электорально-правовой культуры был низок. На основе законов, регулирующих порядок формирования прусских провинций и Соединённого ландтага Пруссии, также вводились очень ограниченные избирательные права, объём которых существенно различался в зависимости от принадлежности гражданина к тому или иному сословию. В 1848 году в Пруссии было установлено относительно демократическое народное представительство, содержание избирательных прав расширено, многократно увеличено количество лиц, наделённых правом участия в выборах. Во времена прусской трёхклассной избирательной системы граждане наделялись правом участвовать в выборах на основе почти всеобщего (мужского), косвенного, не равного избирательного права при открытом голосовании (право граждан на тайное голосование в Пруссии в XIX веке прошло интересную цепочку развития: тайное голосование шарами – тайное голосование бюллетенями – открытое голосование).



  1. Постановление Предпарламента о выборах депутатов Франкфуртского национального собрания устанавливало только общие требования к выборам. Многие положения этого акта далее детализировались и толковались в избирательном законодательстве отдельных германских государств, в связи с чем содержание прав граждан было в каждом государстве различно. Принятый Франкфуртским собранием имперский закон «Относительно выборов в Народную палату» от 12 апреля 1849 года был чрезвычайно демократичным для своего времени, хотя устанавливал, что граждане наделяются избирательными правами только в случае соответствия их следующим цензам: 1) половому; 2) возрастному; 3) оседлости; 4) имущественному. Впервые предусматривалось наделение граждан всех германских государств правом участвовать в выборах при тайном голосовании. Национальное собрание во Франкфурте–на–Майне заложило основы демократической конституции, избрания и деятельности будущего общегерманского рейхстага, базирующегося на принципе народного суверенитета.



  1. Традиционно считается, что выборы Рейхстага Северо-Германского союза и позднее Рейхстага Германской империи проводились на основе всеобщего мужского, равного, прямого и при тайном голосовании избирательного права. Однако на самом деле немцам предоставлялось право на участие в относительно всеобщих, практически с 1871 года не равных, прямых и только с 1903 года реально проводимых при тайном голосовании выборах. Значительная часть недостатков имперского избирательного законодательства и германской модели правового статуса избирателя1 была ликвидирована в связи с принятием закона «О составе рейхстага и пропорциональных выборах в больших избирательных округах» от 24 августа 1918 года.



  1. В начале XIX – начале XX вв. в германских государствах развитие избирательных прав обусловливалось революционными требованиями граждан, и по мере того как эти требования нарастали, избирательные права граждан расширялись. Как только активные выступления народа прекращались, чаще всего наступал период реакции и в области избирательного законодательства. Это было связано с опасениями, как бы всеобщее и равное избирательное право не принесло вред сущности государственной власти. Лишение женщин избирательных прав считалось естественным и не нуждалось в законодательном установлении. В большинстве случаев при наделении граждан избирательными правами главным был тезис о том, что лица, не имевшие экономического влияния, не должны участвовать в управлении государством. Основными тенденциями развития избирательного законодательства являлись расширение избирательного корпуса и демократизация избирательных прав граждан.



  1. Граждане германских государств имели ограниченные возможности реально управлять государством посредством реализации своих избирательных прав: полномочия выборных органов были мизерными, а многие политические права и свободы ограничивались. Данные обстоятельства являлись одной из основных причин, позволивших пойти на отдельные уступки требованиям народа и октроировать (в большинстве случаев избирательное право в германских государствах было октроированным) в Германских государствах довольно демократическое, в сравнении с другими государствами, избирательное право.



Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первым комплексным, логически завершённым историко-правовым монографическим исследованием избирательных прав граждан в Германии в 1815 – 1918 гг. Конкретные элементы новизны исследования проявляются в подходе к исследованию поставленной проблемы, определяются целью и задачами работы и выражаются в положениях, выносимых на защиту и выводах.

Впервые произведена попытка определить содержание избирательных прав граждан отдельных германских государств через призму субъективных прав - права избирать и права быть избранным, а также составляющих эти избирательные права правомочий.

Научная новизна исследования наглядно демонстрируется анализом большого количества монографической литературы, германских нормативных актов и некоторых архивных материалов, ранее не вводимых в научный оборот и не переводимых на русский язык.

В результате проведённого исследования диссертантом сформулированы и обоснованы теоретические положения и практические рекомендации по совершенствованию механизма реализации избирательных прав граждан.

Теоретическая и практическая значимость.

Предложения и выводы, сформулированные по результатам проделанного исследования, а также сам материал работы могут быть использованы: 1) в работе по совершенствованию законодательства РФ; 2) в учебном процессе при преподавании истории государства и права зарубежных стран, конституционного права и других учебных курсов; 3) в научно-исследовательской работе.

Данное исследование не претендует на исчерпывающий характер. И, несмотря на то, что автор стремился наиболее полно и всесторонне исследовать избирательные права граждан германских государств в 1815 - 1918 гг., в их развитии осталось ещё немало вопросов, нуждающихся в дополнительном изучении.


Апробация результатов исследования.

Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры теории государства и права Волгоградского государственного университета.

Отдельные положения работы докладывались на международных круглых столах стипендиатов фонда Г. Бёлля (Санкт-Петербург, Берлин, Кёльн), Международном форуме по проблемам науки, техники и образования «Канун III тысячелетия – время итогов» (Москва), Международной научной конференции «Молодая наука – XXI веку» (Иваново), Международной конференции молодых учёных и студентов (Самара), XXXIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск), Всероссийской конференции «Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России» (Екатеринбург), IV и V Межвузовских конференциях студентов и молодых учёных Волгоградской области (Волгоград), Межвузовской научно-практической конференции «Юрист XXI века (задачи, тенденции, перспективы)» (Волгоград), а также на внутривузовских конференциях, проводившихся в Волгоградском государственном университете в рамках «Недели науки» - в 1999 - 2003 гг.

По теме диссертации опубликовано 13 научных работ общим объёмом более 3 печатных листов.

Основные положения, выводы и публикации используются в процессе преподавания истории государства и права зарубежных стран, конституционного (государственного) права Российской Федерации, правоведения, избирательного права, парламентского права, основ теории и практики прав человека в Волгоградском государственном университете (ВолГУ), Волгоградском институте экономики, социологии и права (ВИЭСП), Волгоградском юридическом институте (ВЮИ)).


Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, 15 приложений и списка использованной литературы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconИзбирательный участок №896
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, на основании предложений...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconСписок политических партий, иных общественных объединений, отвечающих требованиям пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12. 06. 2002
Фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющих право принимать...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconЗакон от 12 июня 2002 г. N 67-фз
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconЗакона, утвержденные постановлением
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconИнтерактивное занятие
Школьной республики, создать условия для начального просвещения учащихся в сфере избирательных прав граждан в Российской Федерации,...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconПамятка для наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconВоспитываем избирателя
На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации существенным элементом обеспечения избирательных прав граждан...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconИзбирательная комиссия пензенской области постановлени е
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 25 Закона Пензенской...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconОсуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов
Контроль за ходом подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого...
Формирование избирательных прав германских граждан (1815 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: "Теоретические проблемы защиты прав человека" составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного
Целью курса является формирование у студентов знаний о правах человека, о законодательстве, международных актах и механизмах защиты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница