Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)




НазваниеГоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
страница1/9
Дата10.10.2012
Размер1.11 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО АЛГЕБРЕ

ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)


Саратов

2009


ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО АЛГЕБРЕ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

/ ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2009. – 72с.




Автор-составитель: Эргле Е.В.


В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы. Материалы сборника позволят организовать подготовку обучающихся к итоговой аттестации по учебному предмету «Алгебра» в 9 классе общеобразовательной школы.

Сборник предназначен для учителей-предметников, специалистов и методистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений.


© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009







СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие положения 2

2. Характеристика экзаменационной работы. Назначение заданий с

развернутым ответом и их особенности 3

3. Общие подходы к оцениванию выполнения заданий

с развернутым ответом 5

4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым

ответом 6

5. Памятка для экспертов 21

6. Рекомендации по календарно-тематическому планированию 22

7. Планирование итогового повторения курса основной школы

по алгебре с учетом уровневой дифференциации 30

8. Рекомендации по организации, проведению и оценке

мониторинга степени обученности по математике 31

9. Контрольная работа (9 класс) 36


10. Методика итогового повторения по темам курса алгебры

7-9 классов 40

11. Пример уроков итогового повторения 45

12. Результаты выполнения экзаменационной работы по алгебре

за курс основной школы в Саратовской области в 2009 г. 62

13. Интерпретация результатов выполнения экзаменационной

работы по алгебре в 2009 году 69

14. Список литературы 72

15. Приложения 74


Общие положения

Основной целью государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по алгебре (письменно) являлось проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников, обладающей широкими дифференцирующими возможностями, результаты которой будут непосредственно учитываться при формировании профильных классов старшей школы. Основательная и разносторонняя проверка знаний, умений и навыков на базовом уровне – это существенная и принципиальная особенность рассматриваемых экзаменационных материалов. Объем и содержание базовой подготовки наряду с овладением минимальной техникой (владение простейшими алгоритмами) включает также идейно-понятийную и практико-ориентированную составляющие.

Содержание экзамена находится в рамках обязательного минимума содержания образования 1998 г., но характер заданий отражает изменения в требованиях к математической подготовке, которые определены новыми образовательными стандартами.

Преподавание математики в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

5. Примерная программа основного общего образования по математике. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике

(базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений во многом определяется качеством экспертной проверки предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». (Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01) На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов.


Характеристика экзаменационной работы по алгебре 2009 года для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

Назначение заданий с развернутым ответом и их особенности


Содержание экзаменационных заданий по алгебре находится в рамках содержания образования, обозначенного «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее

образование; 2004».

В 2009 г. изменений по сравнению с 2008 г. в общих подходах к составлению экзаменационной работы не было. Работа состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. Она содержит 16 заданий, в совокупности охватывающих следующие разделы курса: числа, буквенные выражения, преобразования алгебраических выражений, уравнения, неравенства, последовательности и прогрессии, функции и графики. Эта часть работы содержит 10 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и задание на соотнесение. Задания расположены группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся.

В первой части работы проверяется владение базовыми алгоритмами, знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать умение пользоваться различными математическими языками, определенную системность знаний и широту представлений.

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенных уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки. В этой части работы содержится 5 заданий

разного уровня сложности, требующих развернутого ответа (с записью решения).

Все пять заданий представляют разные разделы содержания. Каждое из них относится к одному из следующих семи разделов: выражения и их преобразования; уравнения; неравенства; функции; координаты и графики; арифметическая и геометрическая прогрессии; текстовые задачи.

Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение

достаточно широким набором приемов и способов рассуждений, а также умение

математически грамотно записать решение.

Задания во второй части расположены по нарастанию сложности – от относительно простой задачи до задач достаточно сложных, требующих свободного владения материалом курса и высокого уровня математического развития. Фактически при этом во второй части работы представлены три разных уровня.

Первое задание (задание 17 в экзаменационной работе), самое простое. Как правило, оно направлено на проверку владения формально-оперативными навыками: преобразование выражения, решение уравнения, неравенства, системы, построение графика. По уровню сложности это задание лишь немногим превышает обязательный уровень.

Следующие два задания (задания 18 и 19 экзаменационной работы) более высокого уровня, они сложнее первого и в техническом, и в логическом отношении. При хорошем выполнении первой части правильное решение этих заданий уже обеспечивает получение «пятерки».

И, наконец, последние два задания (задания 20 и 21) – наиболее сложные, они требуют свободного владения материалом и довольно высокого уровня математического развития. Рассчитаны эти задачи на выпускников, изучавших математику более основательно, чем в рамках пятичасового курса – это, например, углубленный курс математики, элективные курсы в ходе предпрофильной подготовки, математические кружки и пр. Хотя эти задания не выходят за рамки содержания, предусмотренного стандартом основной школы, при их выполнении выпускник имеет возможность продемонстрировать владение довольно широким набором некоторых специальных приемов (выполнения преобразований, решения уравнений, систем уравнений), проявить некоторые элементарные умения исследовательского характера.


Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом


Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным. Не следует требовать от учащихся слишком подробных комментариев (например, описания алгоритмов). Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, следует рассматривать как решение без недочетов.

Если решение ученика удовлетворяет этим требованиям, то ему выставляется полный балл, которым оценивается это задание: № 17 – 2 балла, №18 и 19 – 4 балла, № 20 и 21 – 6 баллов. Если в решении допущена описка или ошибка, не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и позволяющая, несмотря на ее наличие, сделать вывод о владении материалом, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньший указанного.

Ниже описаны некоторые общие позиции, являющиеся основанием для

выставления сниженного на единицу балла.

Задание 17 (2 балла). За решение выставляется 1 балл, если оно не содержит ошибок, но при этом не является полным, например, отсутствует ответ на дополнительный вопрос (при его наличии); или: в решении имеется одна описка/ошибка, не влияющая принципиально на ход решения, с ее учетом все дальнейшие шаги выполнены верно, решение доведено до конца.

Задания 18 и 19 (4 балла). За решение выставляется 3 балла, если в нем нет ошибок, но при этом оно не является полным, например, отсутствует ответ на дополнительный вопрос (при его наличии); или: ход решения верный, получен ответ, но имеется описка или непринципиальная ошибка (например, ошибка в вычислении), и с ее учетом дальнейшие шаги выполнены верно, решение доведено до конца.

Задания 20 и 21 (6 баллов). За решение выставляется 5 баллов, если решение «почти верное», т.е. ход решения правильный, оно доведено до конца, но при этом имеется одна непринципиальная вычислительная ошибка/описка, с ее учетом дальнейшие шаги выполнены верно; или имеются погрешности в применении символики и терминологии.

В критериях оценивания по каждому конкретному заданию второй части экзаменационной работы, приводимых ниже, эти общие позиции конкретизируются и пополняются с учетом содержания задания. Критерии разработаны применительно к одному из возможных решений, а именно, к тому, которое описано в рекомендациях. При наличии в работах учащихся других решений критерии вырабатываются предметной комиссией с учетом описанных общих подходов.

Решения учащихся могут содержать недочеты, не отраженные в критериях, но которые, тем не менее, позволяют оценить результат выполнения задания положительно (со снятием одного балла). В подобных случаях решение о том, как квалифицировать такой недочет, принимает предметная комиссия.


Критерии проверки и оценки выполнения заданий

с развернутым ответом (17 – 21)

Пример 1.


Задание 17.

1. Разложите на множители: x2 y +1− x2y.

//Ответ: ( y −1)(x −1)(x +1).

//Решение. x2 y +1− x2y = x2 ( y −1) − ( y −1) = ( y −1)(x2 −1) = ( y −1)(x −1)(x +1) .




Комментарий. Ошибка в знаках при группировке слагаемых считается существенной, при ее наличии решение не засчитывается.


Примеры выполнения заданий учащимися




За решение выставляется 1 балл, так как оно не содержит ошибок, но разложение на множители не доведено до конца.


Пример 2.






За решение выставляется 0 баллов; допущена ошибка в знаках при группировке слагаемых.

2. Сократите дробь










Комментарий. Учащиеся не обязаны указывать область определения сокращаемой дроби.

Примеры выполнения заданий учащимися


Пример 1.



За решение выставляется 2 балла. Все шаги выполнены верно, получен

правильный ответ.


Пример 2.




Сокращение дроби выполнено верно. Но так как при указании ОДЗ допущена ошибка (хотя нахождение области определения дроби в данном случае не требуется), за решение выставляется 1 балл.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению тригонометрических уравнений, в рамках подготовки учащихся к единому государственному экзамену по математике
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по организации и проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Гоу дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации Саратов 2 008 ббк 74. 2 П 44 Редактор заведующий кафедрой филологического образования, зав лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе гоу дпо «Сарипкипро»
П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации /...
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации «Использование результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации «Использование результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению августовских педагогических совещаний работников образования саратовской области
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница