Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки




Скачать 452.4 Kb.
НазваниеМетодические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки
страница1/7
Дата10.10.2012
Размер452.4 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7


72.3(2Р)я73

№3780

М 545






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




Методические указания по написанию реферата

для сдачи кандидатского экзамена

по курсу

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ





Таганрог 2005

ББК 72.3(2Р)я73


Составители: И.В. Лысак, Е.В. Папченко

Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 32 с.


В работе даны методические рекомендации по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Кроме того, в пособии даётся примерная тематика рефератов, список рекомендуемой литературы, разработанные в соответствии с Программами кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»).

Пособие предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней.


Рецензент В.С. Поликарпов, д-р философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии Таганрогского государственного радиотехнического университета.


Важным этапом обучения в аспирантуре является сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки», который, как правило сдается во второй половине первого года обучения. Подготовка аспиранта к сдаче данного экзамена осуществляется по отраслям науки, соответствующей двум первым цифрам шифра специальности предполагаемой диссертации из номенклатуры специальности научных работников. Читаемый для аспирантов и соискателей курс «История и философия науки» состоит из трех блоков: философия науки (общая часть), философские проблемы отдельных областей знания, история отдельной отрасли науки.

Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки» включает два этапа. Первым этапом является проверка преподавателем реферата по философским проблемам соответствующей отрасли науки или истории науки. Преподаватель представляет краткую рецензию на реферат и выставляет оценку. При наличии положительной оценки соискатель допускается к сдаче теоретического материала. Второй этап предусматривает сдачу соискателем устного экзамена экзаменационной комиссии. Таким образом, оценка ответа соискателя складывается из двух составляющих – оценки реферата и оценки устного ответа на экзамене.

Для успешной подготовки реферата аспиранту или соискателю необходимо в начале первого года обучения выбрать тему реферата по согласованию со специалистом кафедры истории и философии и научным руководителем. Тема реферата должна соответствовать двум первым цифрам шифра специальности предполагаемой диссертации из номенклатуры специальности научных работников. Избранная тема реферата регистрируется на кафедре истории и философии.

Не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты кандидатского экзамена, соискатель обязан сдать на кафедру истории и философии реферат, оформленный в соответствии с указанными ниже требованиями.


КОМПОЗИЦИЯ РЕФЕРАТА

Поскольку реферат является квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что прежде всего находит отражение в его композиции.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура реферата, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

титульный лист; оглавление; введение; главы основной части; заключение; библиографический список; приложения.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации. Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле помещается заглавие реферата, которое дается без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать его основному содержанию. Не следует допускать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

После заглавия работы помещаются фамилия и инициалы автора реферата (в именительном падеже), а также фамилия и инициалы преподавателя, осуществляющего руководство написанием реферата, его ученое звание и ученая степень.

В нижнем поле указываются место выполнения реферата и год его написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три–пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе. Здесь обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования.

Актуальностьобязательное требование к любой научной работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. То, как автор реферата умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах нескольких абзацев машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

Чтобы сообщить читателю реферата о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод исследователь сделать не может, то он лишает себя права на разработку выбранной темы. Обзор литературы по теме должен показать знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическим порядке их публикации.

Далее формулируется цель предпринимаемого исследования, а также указываются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав реферата.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора реферата, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Необходимым элементом введения реферата является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

В главах основной части научной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью её раскрывать. Эти главы должны показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал. Важно понимать, что каждая глава должна представлять собой законченное произведение. Её следует начинать постановкой рассматриваемой задачи, а завершать четкими, аргументированными выводами. Все приводимые в работе данные обязательно следует сопровождать подстрочной ссылкой на источник, описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Как правило, основная часть реферата состоит из 2–3 глав, которые в случае необходимости разбиваются на параграфы.

Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения научного исследования.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если автор реферата делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте реферата.

Очень важно правильно оформить библиографический список, который составляется в алфавитном порядке.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Книги одного, двух, трех и более авторов. Например:

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. – М., 1996.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. – М., 1994.

Сборник одного автора. Например:

Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности / Сост. А.С. Мигунов. – М.: Знание, 1986.

Сборник с коллективным автором. Например:

Социальные знания и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. – М., 2001.

Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000.

Материалы научных конференций. Например:

XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7–11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

Статья из журнала. Например:

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С.62–79.

Статья из сборника. Например:

Султанова Л.Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления // Стили в математике: социокультурная философия математики. – СПб., 1999. С. 66–76.


Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики. Приложения оформляются как продолжение реферата на последних его страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в реферате более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.

Объем реферата должен составлять 24 страницы машинописного текста. Объем приложений не ограничивается.

ЯЗЫК И СТИЛЬ РЕФЕРАТА


Поскольку реферат является квалификационной научной работой, его языку и стилю следует уделить особое внимание. Ведь именно языково-стилистическая культура работы лучше всего позволяет судить о теоретической подготовке и общей культуре её автора.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к ..., обратимся к ..., необходимо остановиться на ..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать ...).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Также существенно влияют на оформление текста реферата грамматические особенности научной речи. С точки зрения морфологии следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.).

В научной речи широко используются относительные прилагательные, так как они способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Следует учесть, что для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений (например, мельчайшие частицы вещества).

Глагол и глагольные формы в тексте реферата несут особую информационную нагрузку. Основное место занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания.

В научной речи очень распространены указательные местоимения (этот, тот, такой). Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь в силу неопределенности их значения в тексте реферата не используются.

Остановимся также на синтаксисе научной речи. Для текста реферата, требующего аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. В научной речи преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство используемых составных подчинительных союзов: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, в то время как, оттого что, вследствие того что, после того как и др. Особенно часто употребляются производные отыменные предлоги: в течение, в соответствии с..., в результате, в отличие от..., наряду с..., в связи с... и т.п.

У письменной научной речи имеются и свои стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное высказывание. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Вместо «я» можно использовать местоимение «мы», оборот «по нашему мнению», форму изложения от третьего лица «автор полагает...». Часто используются предложения со страдательным залогом (например, «разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст работы личные местоимения.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА


Текст реферата должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210297 мм) через полтора интервала (размер шрифта – 14) с применением черных чернил с полями вокруг текста. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).

Текст перепечатывается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатываются (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля листа (на первой и второй странице цифру, обозначающую порядковый номер, не ставят).

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка должно быть таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти ударам.

Таблицы, рисунки, графики, фотографии, как в тексте реферата, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах формата А4 (210297 мм) или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

После перепечатки текст реферата следует тщательно вычитать. Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Число исправлений должно быть минимальным: на страницу не более пяти исправлений. Перепечатанную и вычитанную работу брошюруют или переплетают.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

по курсу

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Для аспирантов и соискателей, обучающихся

по специальностям 01.00.00 – физико-математические науки
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconМетодические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена
Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconИнструкция по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «философия и методология науки»
Е. Г. Кириченко – зав кафедрой философии, истории и политологии уо «Белгут», кандидат философских наук, доцент
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconМетодические указания по сдаче кандидатского экзамена по "История и философия науки"
Подготовка аспирантами и соискателями реферата к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки", "зачет" на его...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconРефератА по курсу «история и философия науки»
Методические указания предназначены для аспирантов и соискателей естественнонаучных, технических и экономических специальностей в...
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нгту в рамках изучения ими курса История и философия науки разработан...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница