Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право)




Скачать 251.35 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право)
страница1/2
Дата10.10.2012
Размер251.35 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ (включая экономику и право)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение обществоведения на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о социальной деятельности человека, об обществе, его духовно-нравственной, экономической, социальной и политической сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования или путем самообразования;
· ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
· овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических задач в области социальных отношений;
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной культуры и социального мышления, развитие интереса к изучению дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;
· воспитание российской идентичности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, гражданственности, правосознания, социальной ответственности;
· приобретение компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (нравственное и правомерное поведение, грамотное взаимодействие с важнейшими социальными и правовыми институтами);
- в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий (толерантное поведение, конструктивное взаимодействие);
- в сфере познавательной деятельности (способность к самостоятельному получению информации из адаптированных философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов);
- в сфере трудовой деятельности (заключение и добросовестное исполнение трудового договора; соблюдение правил трудовой дисциплины; пользование льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
- в семейно-бытовой сфере (поведение, сообразующееся с нравственными и правовыми нормами, активное участие в жизни семьи и решении ее проблем);
- в сфере массовой коммуникации (способность находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Ценностные ориентиры
Общество, ориентированное на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Человек, его жизнь и свободное развитие. Человеческая индивидуальность. Социальная ответственность личности. Истина, стремление к ее поиску. Духовная культура. Добро и справедливость. Социальная справедливость. Демократия. Семейный долг, забота о членах семьи.
Знания
Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Сущность общественного прогресса, его противоречивость.
Человек в системе социальных связей. Деятельность и сознание. Менталитет общества и сознание человека. Социальные роли в юношеском возрасте. Самореализация личности. Свобода выбора и ответственность личности. Познавательная деятельность человека. Критерии истины. Многообразие человеческого знания.
Культура и духовная жизнь. Молодежная субкультура. Основные категории и ценности морали. Общественная значимость и личностный смысл образования и самообразования. Религия, ее место в жизни общества.
Социальная структура и стратификация. Социальные взаимодействия. Семья как социальный институт. Этническое многообразие современного мира. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Социальный контроль. Девиантное поведение, его социальная опасность, профилактика.
Политика как социальное явление. Политическая система, ее структура и функции. Государство как политический институт. Демократия и тоталитаризм. Политическая идеология. Типология политических партий. Партийные системы. Политический процесс. Личность и политика.
Способы деятельности
Применение системного подхода при изучении общества. Ориентация в общественных событиях и процессах. Оценка деятельности людей, ее мотивов и результатов с использованием полученных знаний. Сравнение различных видов и форм познания. Применение исторического подхода при изучении культуры, науки, религии, морали. Наблюдение, сбор и обработка информации о социальных процессах и явлениях, политической жизни общества. Работа с адаптированными источниками информации об обществе, человеке, его познавательной и практической деятельности, о духовной жизни человека и общества, социальном развитии, политических процессах и явлениях; со статистическим данными, отражающими динамику в социальной, политической и духовной жизни общества, с материалами периодической печати. Самостоятельное решение познавательных и практических задач, связанных с проблемами человека, социальной, политической и духовной жизнью общества.
Опыт
Осмысление опыта взаимодействия с основными социальными институтами, путей самореализации, собственной познавательной деятельности, проявлений молодежной субкультуры, осуществления типичных для юношеского возраста социальных ролей. Совершенствование опыта самопознания, получения социально-политической информации из адаптированных источников. Формирование опыта разработки программы самообразования, опыта анализа конкретных ситуаций, связанных с актуальными проблемами жизни общества.
Экономика
Ценностные ориентиры
Рациональное поведение гражданина. Эффективная экономическая деятельность. Уважение к предпринимательству. Социально-ориентированная экономическая политика государства.
Знания
Рыночный механизм и рыночные структуры. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость. Затраты, выручка, прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Ценные бумаги. Основные принципы менеджмента. Экономическая роль профсоюзов.
Общественные блага. Понятия ВВП и экономического роста. Налоги. Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Инфляция и ее последствия. Номинальная и реальная заработная плата. Банковские услуги, предоставляемые предприятиям. Страховые услуги, предоставляемые предприятиям.
Выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Способы деятельности
Соотнесение доходов и расходов на примере фирмы и государства. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием. Работа с адаптированными источниками знаний по экономике.
Опыт
Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности юношеского возраста. Приобретение опыта оценки эффективности собственных экономических действий. Развитие опыта рационального поведения в качестве работника и гражданина. Совершенствование опыта решения познавательных и практических задач с экономическим содержанием.
Право
Ценностные ориентиры
Правосознание. Правомерное поведение. Принципы правового государства.
Знания
Особенности системы российского права. Виды юридических документов. Конституционный статус государственной власти в России. Принятие законов в России. Избирательный процесс. Объединения граждан. Порядок приобретения и утраты гражданства. Право убежища. Воинская обязанность, альтернативная служба. Правосудие. Международная защита прав человека.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность, ее виды. Виды основных договоров. Соблюдение договоров, порядок их изменения и расторжения.
Защита прав потребителей. Правовые формы воздействия государства на экономику. Права и обязанности налогоплательщика.
Особенности трудовых правоотношений.
Пенсионная система. Виды и правила страхования. Охрана прав участников экономических отношений. Споры, порядок их рассмотрения, защита гражданских и трудовых прав.
Особенности экологического права.
Основы международного права.
Способы деятельности
Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, избирателя, потребителя, работника, налогоплательщика. Защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации. Приобретение навыков правомерного социального поведения.
Опыт
Развитие опыта оценки собственных действий, действий других с точки зрения соответствия их существующему законодательству. Совершенствование опыта применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях. Расширение опыта составления типовых договоров (купли-продажи, мены, дарения). Осмысление опыта реализации и защиты прав потребителя.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Обществоведение
Знать и понимать:
· сущность общественного прогресса и его противоречивость; системный характер общества; взаимосвязь основных элементов структуры общества; многовариантность общественного развития;
· условия самореализации личности, значение самопознания и самореализации, социальные роли в юношеском возрасте, влияние менталитета общества на сознание человека, связь свободы выбора и ответственности личности;
· значение познавательной деятельности, границы применения определенных критериев истины, сходство и различие учебного и научного познания;
· соотношение понятий культура и духовная жизнь, значение морали для регулирования человеческих отношений, роль науки, образования и религии в современном мире;
· сущность понятия социальная структура и социальная стратификация, характер и формы социальных взаимодействий, основные социальные нормы, опасность негативных форм девиантного поведения;
· сущность политики как общественного явления, основные элементы политической системы и их роль в политической жизни, коренные различия демократии и тоталитаризма, особенности политической идеологии, основные типы политических партий, особенности политического процесса.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать общество как сложную динамическую систему, основные социальные институты; процесс биологической, социальной и культурной эволюции человека; критерии истины; роль религии в современном обществе; социальные отношения, современные тенденции развития семьи; межнациональные отношения; сущность политики, партию как политическую организацию;
· приводить примеры многовариантности общественного развития; многообразия человеческого знания; проявлений молодежной субкультуры; социальных ролей, типичных для юношеского возраста; этнического многообразия современного мира; политических идеологий, различных политических ролей личности;
· описывать социальную структуру современного общества;
· объяснять взаимосвязь сознания и деятельности; единство свободы и ответственности личности; место культуры в духовной жизни общества; общественную значимость и личностный смысл образования и самообразования; социальную опасность девиантного поведения;
· правильно применять в соответствующем контексте понятия: общество, социальные институты, общественный прогресс; человек, деятельность, сознание, свобода, ответственность, менталитет, самореализация; знание, познание, истина; добро, зло, долг, совесть, справедливость, честь, достоинство, мораль, религия, культура, духовная жизнь; социальная структура, социальные отношения, социальные роли, семья, нация, этнос; социальная норма, девиантное поведение, социальный контроль, социальная стратификация; политика, политическая система, партийная система, политический режим, политическая идеология, политическая партия, политический процесс;
· сравнивать демократию и тоталитаризм как политические режимы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ориентации в общественных событиях и процессах; социальной адаптации, планирования путей самореализации; совершенствования собственной познавательной деятельности; определения программы собственного культурного развития; осуществления типичных социальных ролей (гражданин, собственник, труженик, член семьи, учащийся); выработки самостоятельной позиции по актуальным вопросам политики.
Экономика
Знать и понимать:
· основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями, организационно-правовые формы предпринимательства, факторы производства и факторные доходы, экономические системы, деятельность предпринимателя, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, рыночные структуры, факторы экономического роста, инфляцию, причины инфляции, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, основы экономической политики государства.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, общественных благ;
· описывать: взаимодействие товарных рынков, действие рыночных структур;
· объяснять: действие рыночного механизма, регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен, выгоды международной торговли;
· правильно использовать в контексте понятия: инфляция, номинальная и реальная заработная плата, банковские услуги, страховые услуги, рыночный механизм, рыночная структура, факторы производства, альтернативная стоимость, затраты, выручка, прибыль, предпринимательство, ценные бумаги, менеджмент, акционерные общества, экономическая система, общественное благо, валовой внутренний продукт, экономический рост, налоги, государственный бюджет.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для вычисления на условных примерах альтернативной стоимости, бухгалтерских и экономических затрат и прибыли, производительности труда, валовой и чистой прибыли, темпа инфляции и индекса роста цен; для валютных курсов в расчетах.
Право
Знать и понимать:
· права, обязанности и ответственность гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника; права потребителей и способы их защиты; организационно-правовые формы юридических лиц; особенности системы российского права; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок деятельности судебной власти; правоприменительных органов; избирательный процесс в России; виды и содержание трудовых договоров; права потребителей; виды и правила страхования; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты;
· объяснять содержание основных правовых понятий и категорий (правовой статус, компетенция, полномочия, юридические документы, сделка, юридическое лицо, решение суда); порядок организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, забастовок; содержание принципа свободы договора; принципов судопроизводства; порядок назначения и выплаты пенсии;
· приводить примеры реализации и защиты прав вкладчиков, действия доверенности, заключения на различных условиях трудовых договоров; взимания и уплаты налогов; общепризнанных принципов и норм международного права;
· правильно использовать в контексте понятия: право, конституционный статус, избирательный процесс, объединение граждан, гражданство, воинская обязанность, альтернативная служба, правосудие, права человека, право собственности, договор, права потребителя, трудовые правоотношения, экологическое право, международное право.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для осуществления ролей гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя; для определения способов и порядка разрешения споров; способов защиты нарушенных прав; видов основных договоров; видов налогов.

  1   2

Похожие:

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconОбразовательные стандарты, примерные программы
Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconКалендарно-тематическое планирование обществознание (включая экономику и право) Класс
Планирование составлено на основе: примерная программа среднего (полного) общего образования по
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconСтандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению
Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования I. Общие положения
О) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconГосударственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconОсвоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой)
Нпо и спо, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconИзучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Сти в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconТике стандарт среднего (полного) общего образования по математике
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике
Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву
Изучение права на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница